Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Административно-правовая охрана государственной границы Российской федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы административно-правовой охраны государственной границы Российской Федерации 8
§ 1. Становление и развитие нормативного обеспечения охраны государственной границы Российской империи и СССР 8
§ 2. Понятие, правовая природа и сущность категорий государственная территория и государственная граница Российской Федерации 18
§ 3. Административное законодательство об охране государственной границы Российской Федерации 27
Глава II. Административная деятельность по охране государственной границы Российской Федерации 36
§ 1. Режим функционирования государственной границы Российской Федерации 36
§ 2. Органы государственной власти в сфере обеспечения режима охраны государственной границы Российской Федерации 45
§ 3. Ответственность за административные правонарушения в сфере защиты государственной границы Российской Федерации 58
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Введение:
Актуальность темы исследования состоит в том, что сохранение территориальной целостности и суверенитета является важной задачей любого государства, не составляет исключения и Россия. В связи с этим особое место отводится государственной границе, так как защита государственной границы позволяет обеспечить жизненно важные интересы личности и общества.
Периодически в России происходят существенные преобразования, которые затрагивают и сферу охраны государственной границы в части правого регулирования режима государственной границы и в целом деятельности пограничных войск Пограничной службы ФСБ России, что требует проведения исследования и в этом направлении.
Кроме этого следует обратить внимание на недостаточное число современных исследований в части правового регулирования охраны государственной границы. Проводимые ранее исследования сегодня утратили свою актуальность, большая часть работ датируется периодом до 2010 года, кроме того имеющиеся исследования являются точечными и не затрагивают всего спектра проблем, которые возникают в сфере охраны государственной границы России на современном этапе, поскольку исследования проводились, например, в отношении информационного обеспечения охраны государственной границы или посвящаются отдельно ответственности в сфере административных правонарушений или в целом относятся к теоретическим и правовым проблемам обеспечения национальной безопасности.
Отдельного внимания заслуживают вопросы государственных органов призванных обеспечивать охрану государственной границы, реформирование которых не так давно проходило в России. Пограничные органы являются важной составляющей в сфере обеспечения охраны государственной границы, что предопределяет необходимость проведения анализа административно-правового регулирования в сфере обеспечения режима функционирования государственной границы.
В последнее время наблюдается недружественное отношение к России со стороны США и стран Европейского союза, что приводит к необходимости усилить наши границы, для этого следует провести анализ имеющихся проблем, что может позволить внести предложения по совершенствованию законодательства в сфере охраны границ Российской Федерации.
Сказанное обусловило выбор темы исследования и указывает на ее актуальность.
Степень разработанности темы исследования. В разный период времени вопросы режима государственной границы в своих трудах рассматривали: Б.М. Клименко, А.А. Порк, Ю.И. Скуратов, В.В. Сергеев, С.Н. Булашов, В.П. Кузьмин, В.Е. Степенко, Р.Ф. Идрисов и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации.
Предметом исследования выступают положения Конституции Российской Федерации , международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативно правовых актов, которыми регулируется вопросы охраны государственной границы.
Целью исследования является теоретический и практический анализ правового регулирования охраны государственной границы, выявление имеющихся проблем и внесение предложений по совершенствованию административного законодательства.
Поставленная цель, предполагает решение таких задач:
— исследовать вопросы становления и развития нормативного обеспечения охраны государственной границы в Российской империи и СССР;
— определить категории государственная территория и государственная граница Российской Федерации, исследовать их правовую природу и сущность;
— проанализировать административное законодательство об охране государственной границы Российской Федерации, систематизировать его;
— дать административно-правовую характеристику режима функционирования государственной границы Российской Федерации;
— определить особенности административно-правового статуса органов государственной власти в сфере обеспечения режима охраны государственной границы Российской Федерации;
— выявить проблемы привлечения к юридической ответственности за административные правонарушения в сфере защиты государственной границ Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили общие и частные методы исследования, в частности, анализ и синтез, статистический, историко-правовой, формально-логический и логико-юридический, а также метод сравнительного правоведения.
Практическая значимость работы определяется результатами исследования проблем в административно-правового регулирования охраны государственной границы, итоги и выводы которого позволяют внести предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере охраны государственной границы Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Пограничная деятельность представляет собой целенаправленную деятельность субъектов охраны государственной границы по ее защите и охране со стороны каждого субъекта в процессе предоставленных им полномочий. Основной целью такой деятельности является обеспечение
Заключение:
Рассмотрев в работе вопросы административно-правового регулирования в сфере охраны государственной границы Российской федерации, достигнув цели и решив поставленные задачи, были сделаны такие выводы:
С определенной долей условности становление и развитие законодательства об охране государственной границы можно разделить на два основных этапа:
— дореволюционный этап. На этом этапе только зарождаются нормы об охране государственной границы и в целом государство только начинают осознавать такую необходимость. В то же время какой-либо систематизации законодательства не отмечалось, о таковой можно было говорить только к моменту развала Российской Империи и перехода к СССР, хотя определенные и очень важные шаги были сделан еще при правлении Петра I;
— период СССР. Представляется, что именно в этот период законодатель начинает уделять большое внимание необходимости охраны государственной границы. Принимается множество нормативно-правовых актов, создаются разнообразные органы. Пограничные органы в этот период постоянно переподчиняются, им то дают не свойственные для пограничного органа задачи и функции, то забирают данный функционал у них и только в 1982 году был принят единый законодательный акт в отношении охраны границы, которым четко были урегулированы все вопросы охраны границы, а у пограничных войск забираются несвойственные им функции и задачи.
Государственная территория и государственная граница по своей правовой сути являются разными категориями. Государственная территория представляет собой поверхность земли с недрами, воздушным пространством, которая правомерно находится под суверенитетом государства. Государственная территория состоит из сухопутного, водного и воздушного пространства.
Государственная граница в отличие от государственной территории представляет собой линию и проходящую по ней вертикальную плоскость, что определяет пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) государства.
Государственная граница РФ имеет такие основные признаки:
— пространственный предел, в рамках которого определен суверенитет России;
— изменение территориальной целостности путем изменения государственной границы РФ не допускается;
— нерушимость границ является основой безопасности России.
Учитывая сказанное основным содержанием принципа нерушимости границ можно признать:
— признание существующей границы юридически установленной в соответствии с международным правом;
— отказ от притязаний сегодня и в будущем;
— отказ от посягательств на суверенную границу России, в рамках территории которой определяется суверенитет.
На современном этапе защита государственной границы и ее охрана, как составная часть защиты государственной границы регулируются большим числом нормативных документов, что в целом может приводить к проблемам в правоприменении, поскольку в том или ином случае обращаться следует не к единому документу, а к множеству подзаконных актов. Кроме того мы обратили внимание, что, к примеру, деятельность Вооруженных сил РФ в части охраны Государственной границы РФ не урегулирована на федеральными уровне федеральным законодательством, как это сделано в отношении ФСБ. Хотя имеется проект закона «О Вооруженных силах РФ», который следовало бы принять как можно скорее, предусмотрев в нем основные положения, в том числе, и в части охраны границы РФ. В целом, по нашему мнению, было бы целесообразно принять единый документ о защите и охране Государственной границы РФ, в котором нашли бы свое отражения все положения действующих сегодня законодательный актов в этой части, что значительно упростило бы практику применения законодательства.
Административно-правовые режимы государственной границы можно разделить на две основные группы:
— стимулирующие;
— ограничительные.
Классификация осуществляется в зависимости от административно-правовых средств, которые используются в процессе реализации.
Тем самым режим функционирования государственной границы следует отнести к ограничительному режиму, поскольку при введении такого режима преобладающими будут обязывающие, запрещающие и принудительные меры. Такие меры складываются из системы ограничительных средств, например, запреты, возложение обязанностей, юридическая ответственность.
Следовательно, в отношении режима функционирования государственной границы нормативно-правовыми актами определяются:
— назначение режима государственной границы;
— система государственных и муниципальных органов принимающих участие в осуществлении режима функционирования государственной границы;
— система разрешений, предписаний и запретов, которые предусмотрены режимом;
— контроль соблюдения правил режима и ответственность за их нарушение.
Пограничная деятельность представляет собой целенаправленную деятельность субъектов охраны государственной границы по ее защите и охране со стороны каждого субъекта в процессе предоставленных им полномочий. Основной целью такой деятельности является обеспечение безопасности личности, общества и государства в сфере охраны государственной границы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы административно-правовой охраны государственной границы Российской Федерации
§ 1. Становление и развитие нормативного обеспечения охраны государственной границы Российской империи и СССР
Исторически государственная граница была атрибутом государственности в целом. Процесс оформления государственной границы занимал значительное время и требовал комплексного законодательного закрепления. Появление подобного правового регулирования датируется временами централизации Московского княжества Руси.
Так еще в 1497 году был принят судебник Ивана III, который в целом оказал значительное влияние на укрепление государственности, формировались органы управления государством, в том числе данным документом регулировались и вопросы охраны государственной границы. В этот период появляются определенные предпосылки для расширения правового регулирования безопасности государственной границы. В этот период еще в 1512 году появляется первая роспись русских полков для обороны Крыма. Общегосударственной повинностью становится необходимость обороны территории от вторжений татар.
Фундаментальный свод законов принимается при правлении Алексея Михайловича, причиной чего стали волнения народа в Москве в 1648 году. Свод готовили основываясь на положениях таких фундаментальных актов того времени, как Судебник 1550 года , Кормчая книга и Литовский статут 1588 года .
В числе указов, которые вошли в общее уложение в то время были Устав о сторожевой и станичной службе 1623 года, которым ввели круглосуточную охрану границы на сторожах. Установили сроки начала сторожевой и станичной службы .
В 1649 году принимается Свод законов, который именовался Соборным уложением, в котором в целом государственная служба получила свою основу для дальнейшей работы. В то же время универсальным документом Свод не стал ввиду того, что всех без исключения вопросов он решать не давал. Постоянно меняющаяся обстановка в государстве приводила к тому, что необходимо было издавать новые и новые указы и уставы.
Общую тенденцию контроля на границе обрисовали позднее в Новоторговом уставе 1667 года , в котором ужесточили порядок ввоза в Россию некоторых товаров. Пошлина на такие товары была увеличена в четыре раза, а иностранцам позволили осуществлять торговлю исключительно в приграничных городах. Если же купец хотел приехать в Москву, ему было необходимо иметь специальную жалованную грамоту. Однако это, к слову сказать, привело к тому, что появляется контрабанда и в значительных объемах.
Меры по пресечению контрабанды довольно существенно стали применять при правлении Петра I, который дал распоряжение на дорогах создавать специальные заставы, а малые дороги было указано заваливать лесом или копать рвы. В 1724 г. на морях было поручено строить таможенные яхты и взять побережье в районе Петербурга под надзор. Принимались специальные указы, которыми император создал институт фискалов, который в то время по своей сути являлся политической полицией. Однако данному институту поручили пресечение деятельности вражеских