Юриспруденция Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Административная ответственность юридических лиц.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 5
1.1. Понятие и виды юридического лица, как субъекта административного права 5
1.2. Правовые основы административной ответственности юридических лиц 12
1.3 Основные проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности. 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 32
2.1. Понятие вины юридического лица в административном законодательстве 32
2.2 Виды правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц 42
2.3 Пределы административной ответственности юридических лиц 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблемы, связанные со становлением государства в условиях практического отсутствия необходимого для налаживания эффективного государственного управления опыта, радикальным изменением идеологических установок, провозглашением курса на переход к рыночной экономике, вызвали активизацию нормотворческой деятельности.
Но создание совершенно новой правовой базы не может быть одномоментным и во многих сферах общественных отношений длительное время приходится пользоваться старыми нормативными правовыми актами, приспосабливая их к новым условиям.
Однако такая ситуация не может продолжаться долго. На определенном этапе общественного развития необходимым становится переосмысление концептуальных основ построения тех или иных правовых институтов с учетом требований настоящего, приведение их в соответствие с насущными потребностями общества. Не является исключением и институт административной ответственности юридических лиц. С одной стороны, развитие этого института до сих пор происходит на основе, заложенной еще в советское время с учетом соответствующей идеологии, а с другой — наблюдается его распространения на отношения, которых не существовало и не могло существовать в то время.
В основном это обусловлено трансформацией механизмов государственного регулирования экономики и изменением понимания характера отношений между государством и обществом в целом. Фактически существует несоответствие между концептуальными принципами, на которых построен институт административной ответственности, и потребностями в эффективных средствах государственного принуждения, способных функционировать в современных условиях.
Поскольку потребность в эффективных средствах государственного принуждения, в том числе и административного, является объективно, наиболее эффективным путем преодоления данной коллизии является разработка новых концептуальных основ административной ответственности юридических лиц и на их основе построение соответствующей нормативной модели, которая в наибольшей степени отвечала бы современному состоянию развития общественных отношений. С учетом опыта функционирования института административной ответственности в прошлом, а также современных достижений правовой науки и перспектив развития общества необходимо таким образом усовершенствовать этот институт, чтобы в процессе его практической реализации были достигнуты цели, которых требует общество и государство.
Объектом исследования выступает система юридической ответственности юридических лиц, в пределах которой функционирует административная ответственность как сфера общественных отношений, урегулированных административно-деликтными нормами.
Предметом исследования является сущность и содержание института административной ответственности юридических лиц, его нормативная основа и практика реализации соответствующих правовых норм.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является обоснование концептуальных основ трансформации существующего института административной ответственности юридических лиц в соответствии с требованиями, оговариваются назначением этого института, а также объективными потребностями адаптации этого института к современным экономическим и общественно-политическим условиям, а также определение принципов, на основе которых должна строиться нормативная модель административной ответственности и соответствующая практика право реализации.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
— определить понятие административной ответственности юридических лиц в системе юридической ответственности на основе выделения ее наиболее существенных признаков и сравнение с другими видами юридической ответственности;
— проанализировать правовые основы административной ответственности юридических лиц, а также сформировать собственную позицию относительно его понимания;
— сформулировать основные проблемы в процессе привлечения юридических лиц к административной ответственности;
— сформулировать и раскрыть понятие вины юридического лица;
— определить виды правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц;
— определить пределы административной ответственности юридических лиц.
Методы исследования. В процессе осуществления исследования использовались традиционные методы научных исследований, такие как: диалектический метод, системный, структурно-функциональный, формально-логический. С позиций диалектического метода институт административной ответственности юридических лиц рассматривался в процессе его эволюции от возникновения до современного состояния. Системный метод был использован, в частности, для исследования административно-деликтных отношений, выявление связей между составляющими этих отношений. Для описания современных концепций административной ответственности использовался метод функционального анализа, для определения административной ответственности в системе юридической ответственности использован метод эмпирической типологии, а для определения нормативной модели административной ответственности в системе права — метод теоретической типологии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Административная ответственность юридических лиц представляет собой механизм реализации в административном порядке санкции правовой нормы, имеет форму взыскания, а институт административной ответственности — нормативную модель этого механизма.
Административная ответственность как отношения существует в пределах более широкого круга отношений — административно-деликтных. При этом выделяются отношения объективной административной ответственности и субъективной административной ответственности.
В работе также сформулированы закономерности, согласно которым происходит развитие административно-деликтных отношений. Для административной ответственности юридических лиц главным отличием от других видов юридической ответственности является то, что она реализуется в административном порядке, в процессе реализации государственным органом своих исполнительно-распорядительных полномочий.
При этом процедура привлечения к административной ответственности юридических лиц оформлена в виде административного производства со всеми присущими ему признаками.
Представление о роли административной ответственности в условиях современного общества дают три ее основные концепции — управленческая, публично-сервисная и правозащитная.
Согласно управленческой концепции административная ответственность представляет собой специфическое средство реализации принудительного метода государственного управления. В контексте публично-сервисной концепции административная ответственность может выступать как средство обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из договоров и иных отношений, которые не относятся к государственному управлению. С точки зрения правозащитной концепции, административная ответственность является элементом механизма защиты прав и свобод граждан.
В структуре системы права институт административной ответственности, в том числе юридических лиц, является функциональным институтом административного права, а сама административная ответственность может считаться одной из форм реализации исполнительной власти.
Основу института административной ответственности составляет его нормативная конструкция. Под нормативной конструкцией в данном случае следует понимать совокупность правовых норм, которые описывают административную ответственность как обобщенную модель, которая может быть использована как основа для административно-деликтного регулирования многих видов общественных отношений.
Концептуальными источниками института административной ответственности выступают теория правового регулирования и теория управления, причем первая определяет особенности нормативной конструкции административной ответственности, а вторая — содержательное наполнение элементов этой конструкции.
Все виды юридической ответственности, и в том числе административная ответственность, имеют общую концептуальную основу, то есть систему принципов, которая положена в основу правового регулирования.
Исходным для построения данной системы принципов является принцип ответственности в нормативном регулировании. Его сущность заключается в том, что в случае отклонения поведения адресата соответствующей нормы от предписания этой нормы со стороны субъекта, установившего эту норму, или им уполномоченного органа, должна быть определенная реакция.
В смысле принципа ответственности юридических лиц в административном праве выделяются две составляющие, содержание которых будет определять нормативную модель ответственности, а именно нормативную модель отклонения от нормы и нормативную модель реакции на отклонения.
Ключевым для определения видов юридической ответственности является принцип преодоления неочевидности между субъектом и объективной стороной правонарушения и, в зависимости от характера неочевидности, существует три процессуальные конструкции юридической ответственности: автоматическая, административная и правосудия.
Нормативная модель административной ответственности должна создаваться с учетом фундаментального принципа верховенства права.
Действие принципа верховенства права в сфере административной ответственности проявляется в принципах административной ответственности и принципах производства по делам об административных правонарушениях, которые являются производными от принципа верховенства права. Таковыми, в частности, являются: принцип ответственности за вину; принцип презумпции невиновности; принцип ограничения формальности оснований административной ответственности; принцип объективности истины и принцип абсолютного решений по делам об административных правонарушениях.

 

Фрагмент текста работы:

 

Ответ на вопрос, являются юридические лица субъектами административной ответственности пытались дать многие ученые. Большинство из них склоняются к мысли, что юридические лица выступают субъектами административной ответственности. По одной из точек зрения, юридические лица не являются субъектами административных правонарушений в контексте КоАП, но административные отношения в широком смысле охватывают и отношения с участием юридических лиц.
Однако условиях развития рыночных отношений и появления большого количества субъектов предпринимательской деятельности различных организационно-правовых форм нормы действующего КоАП касаются не только физических лиц, но и юридических. Такую позицию можно считать вполне правильной, поскольку сейчас принято достаточно нормативно-правовых актов, которые позволяют применять меры административного воздействия к юридическим лицам. Так, в Особенной части КоАП содержится значительное количество юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо.
Вместе с тем, несмотря на законодательное урегулирование рассматриваемого вопроса, как в теории, так и на практике постоянно возникают вопросы, связанные с привлечением к ответственности юридических лиц за административные правонарушения: каким должен быть состав правонарушения? Является ли вина необходимым элементом состава правонарушения? Административная ответственность имеет ряд характерных особенностей:
1) основанием административной ответственности является только то правонарушение, за совершение которого предусмотрено административное наказание. Порядок и основания применения административной ответственности установлен КоАП;
2) субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица, которые привлекаются к ответственности за такие проступки, как невыполнение или нарушение правил дорожного движения, охраны природы и др. К административной ответственности привлекаются также должностные лица за противоправные деяния, издание приказов, нарушающих законодательство, непринятие мер по обеспечению выполнения правил подчиненными лицами. Вышеперечисленные субъекты являются субъектами применения мер административных наказаний. Физические лица привлекаются к административной ответственности по достижении 16 лет. Субъектом привлечения к ответственности выступает также государство в лице специально уполномоченных на то органов исполнительной власти и судов (судей);
3) административным законодательством за совершение административных правонарушений предусмотрен перечень наказаний. Таким образом, наличие состава правонарушения является основанием административной ответственности.
При этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений, должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимосвязи с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности.
Юридический состав административного правонарушения содержит четыре элемента:
1) объект правонарушения;
2) субъект правонарушения (в нашем случае юридическое лицо)
3) объективная сторона, то есть содержание правонарушения;
4) субъективная сторона, то есть психоэмоциональное состояние нарушителя.
Отсутствие любого из этих элементов исключает как наличие состава в целом, так и, соответственно, применение мер государственного принуждения. Исходя из этого, целесообразно проанализировать состав административного правонарушения, совершаемого юридическим лицом. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются и охраняются нормами административного права в сферах исполнительной власти, предусматривающих применение установленных законодательством видов административного наказания.
К объектам административных правонарушений относятся:
— охрана труда и здоровья населения;
— собственность;
— охрана природы, использования природных ресурсов, охрана памятников истории и культуры;
— промышленность, строительство, сфера использования топливно-энергетических ресурсов;
— сельское хозяйство, ветеринарно-санитарные правила;
— транспорт, отрасль дорожного хозяйства и связи;
— жилищные права граждан, жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство;
— торговля, общественное питание, сфера услуг, финансов и предпринимательской деятельности;
— отрасль стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации;
— общественный порядок и общественная безопасность;
— установленный порядок управления;
— народное волеизъявление и установленный порядок его обеспечения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы