Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Адаптация пожилых людей в домах интернатах, как профилактика агрессивного поведения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей адаптации пожилых людей в домах интернатах 4
1.1. Понятие адаптации и ее основные особенности в пожилом возрасте 4
1.2. Психологические и личностные особенности пожилых людей в домах интернатах 12
1.3. Агрессия в пожилом возрасте, ее причины и проявления 16
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации пожилых людей в домах интернатах как профилактика агрессивного поведения 21
2.1. Организация и методики исследования адаптации пожилых людей в домах интернатах 21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 26
2.3. Рекомендации по адаптации, как профилактике агрессии у пожилых людей 32
Заключение 37
Список литературы 39
Введение:
Актуальность исследования. Изменения демографической ситуации в России, связанные с быстрым и нарастающим постарением населения, увеличением числа одиноких пожилых людей, трансформация современной семьи – все это ставит перед государством и обществом ряд вопросов социального, психологического и экономического характера в отношении лиц пожилого возраста.
Особые обстоятельства возникают в жизнедеятельности пожилых людей, которые вынуждены значительный период жизни проводить в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеющих свою специфику организации образа жизни (ограниченный выбор занятий, бедность впечатлений и контактов с внешним миром). Это делает необходимым изучение социальной адаптации пожилых людей в новых условиях проживания и характеризует актуальность данной проблемы.
Степень изученности темы. Вопросами социально-психологической адаптации среди исследователей зарубежной психологии, занимались такие авторы как Б. Беттельхайм, В. Франкл, Э. Гофман и др. Среди трудов отечественной психологии по данной проблеме можно назвать работы М.Н. Гернета, В.Ф. Пирожкова, К.Е. Игошева, С.В. Бабурина, С.А. Ларионовой и других.
Проблемами агрессии занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, Л.И. Семенюк, А. Басс, Дж. Доллард, З. Берковеци др. Агрессивное поведение как нарушение процесса социализации мы видим в трудах Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика.
Целью исследования является изучение особенностей адаптации пожилых людей в домах интернатах, учитывая проявления агрессии и негативных эмоциональных состояний.
Гипотеза исследования: уровень адаптивных способностей пожилых людей, проживающих в домах-интернатах влияет на проявление агрессии.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить понятие адаптации и ее основных особенностей в пожилом возрасте.
2. Охарактеризовать психологические и личностные особенности пожилых людей в домах интернатах.
3. Выявить причины и проявления агрессии в пожилом возрасте.
4. Организовать исследование и подобрать методики определения адаптации пожилых людей в домах интернатах.
5. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
6. Составить рекомендации по адаптации как профилактике агрессии у пожилых людей.
Объектом исследования выступает процесс адаптации пожилых людей в домах интернатах.
Предметом исследования является изучение особенностей адаптации пожилых людей в домах интернатах как профилактика агрессивного поведения.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования – теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала, и эмпирические методы, которые заключаются в сборе конкретных фактов для диагностики адаптационного процесса пожилых людей в домах интернатах.
Структурно работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения и списка литературы.
Текст работы:
Таким образом, на протяжении последних нескольких десятков лет психотерапевты обеспокоены ростом агрессии среди населения планеты, причем, агрессия растет не только в развивающихся странах, но и вполне благополучных с экономической точки зрения. Ученые определили такие направления изучения агрессии: физиологические исследования, психоаналитические, бихевиоральные, когнитивные теории, этологические исследования.
Само слово «агрессия» отражает многие различные действия, которые направлены на нарушение физической или психической целостности другого человека, приносят материальный ущерб, не позволяют осуществляться его намерениям, противодействуя его интересам, либо же приводят к его уничтожению. При этом, когда речь идет об агрессивных действиях важным становится определение условий их совершения и путей преодоления. В связи с этим важной задачей психологии является определение причин агрессивных действий личности и нахождение эффективных методов преодоления агрессии.
В ходе теоретического исследования было определено, что под адаптацией к проживанию пожилых людей и инвалидов в учреждениях социального стационарного обслуживания, понимается процесс, направленный на сохранение личности и предполагающий ее качественные изменения и приспособления к условиям старения и к ограниченной степени жизнедеятельности человека. Степень приспособления человека к своему новому социальному статусу определяется в значительной мере состоянием его соматического и психического здоровья.
Цель социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях – это сохранение и продление социальной активности клиентов. Развитие личностного потенциала в домах-интернатах, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса.
Анализ результатов эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Пожилых людей в общем можно охарактеризовать как достаточно замкнутых и склонных к доминированию личностей, которые имеют конкретное мышление, обладают высоким уровнем самоконтроля и нормативностью поведения. Помимо этого, большинству пожилых людей свойственна эмоциональная стабильность, прямолинейность, спокойствие и конформизм.
2. Пожилые люли, в целом, обладают достаточным самопринятием и высоким принятием других, средним эмоциональным комфортом. Помимо этого, около 60% испытуемых можно охарактеризовать как высоко ответственных, осознающих свое влияние на собственную жизнь индивидов, склонных подавлять окружающих, навязывая им свое мнение.
3. Было определено, что участники исследования склонны к таким негативным коммуникативным проявлениям как: завуалированная жестокость и обоснованный негативизм в суждениях о людях, склонность к необоснованным обобщениям негативных фактов («брюзжание»), наличие негативного личного опыта общения с окружающими. Указанные коммуникативные проявления носят негативный характер, а потому требуют коррекции.
Заключение:
Актуальность исследования. Изменения демографической ситуации в России, связанные с быстрым и нарастающим постарением населения, увеличением числа одиноких пожилых людей, трансформация современной семьи – все это ставит перед государством и обществом ряд вопросов социального, психологического и экономического характера в отношении лиц пожилого возраста.
Особые обстоятельства возникают в жизнедеятельности пожилых людей, которые вынуждены значительный период жизни проводить в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеющих свою специфику организации образа жизни (ограниченный выбор занятий, бедность впечатлений и контактов с внешним миром). Это делает необходимым изучение социальной адаптации пожилых людей в новых условиях проживания и характеризует актуальность данной проблемы.
Степень изученности темы. Вопросами социально-психологической адаптации среди исследователей зарубежной психологии, занимались такие авторы как Б. Беттельхайм, В. Франкл, Э. Гофман и др. Среди трудов отечественной психологии по данной проблеме можно назвать работы М.Н. Гернета, В.Ф. Пирожкова, К.Е. Игошева, С.В. Бабурина, С.А. Ларионовой и других.
Проблемами агрессии занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, Л.И. Семенюк, А. Басс, Дж. Доллард, З. Берковеци др. Агрессивное поведение как нарушение процесса социализации мы видим в трудах Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика.
Целью исследования является изучение особенностей адаптации пожилых людей в домах интернатах, учитывая проявления агрессии и негативных эмоциональных состояний.
Гипотеза исследования: уровень адаптивных способностей пожилых людей, проживающих в домах-интернатах влияет на проявление агрессии.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить понятие адаптации и ее основных особенностей в пожилом возрасте.
2. Охарактеризовать психологические и личностные особенности пожилых людей в домах интернатах.
3. Выявить причины и проявления агрессии в пожилом возрасте.
4. Организовать исследование и подобрать методики определения адаптации пожилых людей в домах интернатах.
5. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
6. Составить рекомендации по адаптации как профилактике агрессии у пожилых людей.
Объектом исследования выступает процесс адаптации пожилых людей в домах интернатах.
Предметом исследования является изучение особенностей адаптации пожилых людей в домах интернатах как профилактика агрессивного поведения.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования – теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала, и эмпирические методы, которые заключаются в сборе конкретных фактов для диагностики адаптационного процесса пожилых людей в домах интернатах.
Структурно работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения и списка литературы.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ДОМАХ ИНТЕРНАТАХ
1.1. Понятие адаптации и ее основные особенности в пожилом возрасте
Анализ теоретических исследований по проблеме адаптации показал различия в подходах к изучению адаптации.
В результате литературного анализа выделяются два ведущих направления человеческой адаптации – биологическое направление и социальное направление. В истоках этого разделения стояли работы таких ученых как К. Бернар (он изучал системный аспект работы организма), У. Кэннон (посвятил свои исследования гомеостатическим свойствам), Г. Селье (разрабатывал концепцию синдрома адаптации) [16].
С позиции М.А. Галагузовой [28], адаптация есть процесс активного приспособления его к условиям социальной среды.
По мнению Ю.В. Васильковой и Т.А. Васильковой [6], адаптация – это усвоение действующих в обществе норм, овладение средствами и формами деятельности.
Н.Ф. Маслова [20] отмечает, что адаптация – это успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений.
А.В. Мудрик [22] выделяет следующие факторы адаптации личности к обществу: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы (рис. 1).
Рис. 1. Факторы адаптации личности к обществу (по А.В. Мудрику [22])
Макрофакторы – это совокупность экономических, социально-политических условий государственного и общественного функционирования, которые влияют на модель личностной адаптации.
Мезофакторы – это общность культуры, менталитета, этнических стереотипов, национального характера, языка, имплицитных личностных и воспитательных концепций, межэтнических взаимодействий, религиозных, демографических и этнических различий, социально-психологических, культурно-профессиональных региональных особенностей.
Микрофакторы – объединение семьи, дружеских сообществ, возрастной субкультуры, микросоциума (социокультурной среды по месту жительства: двора, улицы, подъезда, и т.д.), производственных коллективов, государственных образовательных ститутов (учреждений), общественных организаций, движений, групп и т.д. [22].
Далее представим содержательные характеристики и компоненты адаптации.
Термин «адаптация» впервые был использован во второй половине XVIII в. немецким физиологом Г. Аубертом. Г. Ауберт с помощью данного термина обозначил изменение чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей по типу приспособления.
Большой вклад в постижение сущности человеческой адаптации внесли базовые положения, предложенные Л.С. Выготским, о личностной активности в общении, а также концепции:
— Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна о психологии деятельности;
— А.А. Бодалева и Б.Ф. Ломова и психологии общения [7].
Адаптационный процесс для личности заключается в постоянных структурных изменениях, призванных восстановить или заново обеспечить равновесие с окружающей средой и социумом, нарушенное в результате изменения среды.
Адаптационный процесс трансформирует те структурные компоненты личности, что наиболее динамичны:
— Я-концепцию;
— психические состояния;
— смысловые и ценностные ориентации [13].
В том случае, если адаптационный процесс развивается результативно, то возникает такое интегративное личностное свойство как адаптированность, выступающее сложным психическим образованием, возникающим в процессе приспособления к новым условиям среды.
Зарубежная наука трактует понятие адаптации по-разному, отталкиваясь от выбранной методологии и теоретических исследовательских ориентаций. Нередко в исследованиях даже отсутствует сам термин «адаптация» как таковой, однако, из контекста становится ясно, что речь идет именно об этом процессе.
Бихевиористическая парадигма, исследуя адаптационный процесс, отдает должное взаимодействию человека с окружающей средой в контексте научения, позволяющего обеспечить нарушенное равновесие между индивидуумом и окружающим миром [20].
Ученые, поддерживающие когнитивный подход, базирующийся на теории Пиаже, утверждают, что процесс адаптации протекает во время постижения общественных норм и понятий; на базе данного процесса дети и подростки подчиняют свое поведение требованиям социума. Ребенок впитывает ценности и нормы нравственности через интериоризацию правил общественной жизни, то есть принимает их как собственные ценности [32].
Гуманистическое научное направление предполагает, что обеспечению адаптации личности в динамичных условиях окружающего мира способствует высокий творческий потенциал личности.
По мнению А. Маслоу [21] существует целый ряд базовых потребностей личности, обеспечивающих ее развитие:
— удовлетворение потребности в безопасности;
— обеспечение возникающих физиологических потребностей;
— удовлетворение потребности в уважении, как самой личностью, так и окружающим социальным большинством;
— удовлетворение потребности в любви и принадлежности;
— удовлетворение самоактуализационной потребности [21].
По сути, А. Маслоу [21] также говорит о личностной адаптации, так как воплощение на практике данных потребностей приведет к гармонизации отношений общества и личности, а, следовательно, и к адаптации личности к данному обществу.