Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Адаптация детей к детскому саду.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей к дошкольной образовательной организации 8
1.1. Исследование отечественных педагогов и психологов о сущности понятия адаптации 8
1.2. Этапы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации 14
1.3. Характеристика педагогических условий адаптации детей к дошкольной образовательной организации 20
Глава 2. Организационно-характеристика дошкольной образовательной организации……………………………………………………………………….26
2.1. Сведения об организации исследования мдоу №11 «росинка» 26
2.2. Методическая работа мдоу, направленная на сокращение сроков адаптационного периода дошкольников 29
2.3. Анализ деятельности мдоу №11 «росинка» по проблеме сопровождения адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации 31
Глава 3. Совершенствование работы по сопровождению адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению 38
3.1. Выявление уровня адаптации детей в дошкольной образовательной организации 38
3.2. Комплекс мероприятий и пути совершенствования сопровождения адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению 45
3.3. Результаты эффективности предлагаемых мероприятий адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению 56
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 73
Введение:
Актуальность исследования. Социальная политика в области дошкольного образования – одно из наиболее приоритетных направлений в долговременной стратегии экономического и социального развития Российского общества. В Национальной доктрине образования РФ (до 2020) особое внимание уделяется периоду раннего детства, так как успешное развитие на ранних этапах в значительной степени определяет успешность дальнейшего образования подрастающего поколения.
Поступая в детское дошкольное учреждение ребенок 2-3 лет встретит много изменений: другой режим дня, расставание с родителями на долгое время, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, возможно и опасного, новые требования к поведению, постоянный контакт с детьми и взрослыми, другой образ общения. Все эти изменения случатся с ребёнком одновременно, создавая стрессовую ситуацию для него и способны привести к невротическим реакциям (отказ от еды, частые заболевания, капризы, страхи, психическая регрессия и т.п.). Начало раннего посещения ребёнком дошкольного учреждения (1,5-3 года) и увеличение образовательной нагрузки, делают проблему адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада особенно актуальной.
Детское дошкольное учреждение, является первой ступенью образования и выполняет множество функций. Среди многих задач, согласно ФГОС ДО базовой ценностью является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Именно в адаптационный период эта задача является приоритетной, так как именно в этот момент ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
В современной педагогике организация работы в период адаптации детей раннего возраста должна проводиться комплексно. В неё входят совместная работа администрации детского сада, воспитателей, медперсонала и родителей направленная на укрепление физического здоровья детей, приведение домашнего режима дня, к режиму в дошкольном учреждении.
Значительный вклад в понимание адаптации ребенка раннего возраста к микросоциальным условиям внесли психологические исследования Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский и др.
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в работах Г.Ф. Кумарина, С.Н. Теплюк, Н.М. Аксариной, А.Е. Мишариной, и других педагогов, и психологов.
На важность проблемы адаптации детей к среде дошкольной образовательной организации указывают исследования Н.В. Макарычевой, О.В. Перадзе, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Н. Шайхутдиновой, Е.Е. Промтовой, А.А. Макаровой, И.В. Кантора и др.
Однако, в исследованиях, посвященных вопросам адаптации детей раннего возраста, уделяется мало внимания вопросам методического обеспечения процесса адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации. А вопросу создания особых педагогических условий для адаптации детей к детскому саду не уделяется должного внимания, следовательно, возникает необходимость создавать особые педагогические условия для успешной адаптации детей к дошкольной организации.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий адаптации детей к детскому саду.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к определению понятия «адаптация».
2. Исследовать особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
3. Раскрыть условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.
4. Проанализировать особенности деятельности МДОУ №11 «Росинка» по проблеме сопровождения адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.
5. Рассмотреть пути совершенствования сопровождения адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
6. Разработать комплекс мероприятий по адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
7. Проанализировать результатов исследования адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Объект исследования: адаптация детей к условиям детского сада.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие адаптацию детей к детскому саду.
Гипотеза исследования основана на том, что адаптация ребенка к детскому саду будет успешна при организации следующих условий:
1. планирование работы по организации адаптационного периода;
2. согласованность взаимодействий в ДОО и семье;
3. создание эмоционально — благоприятной среды в группе.
Теоретическую основу исследования составили:
— исследования в области адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Л.В. Белкина, Н.В. Соколовская, Р. Айсина, В. Дедкова, А. С. Русаков и другие).
— исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ (Е.Е. Алексеева, Г.А. Балл, А.Н. Леонтьева А.С. Галанов и другие);
— методические разработки по организации адаптационного периода (Л.А. Баландина, Л.В. Макшанцева, О.И. Давыдова и другие).
Методы исследования:
– теоретические методы, которые включают в себя анализ и обобщение содержания методической, психологической и педагогической литературы.
– эмпирические методы: наблюдение, опрос, обобщение педагогического опыта.
– методы обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут найти применение в различных психологических практиках; выявленные качественные отличия и апробированные условия успешности психологической адаптации детей в дошкольной образовательной организации дают возможность адресного психологического сопровождения; разработанные рекомендации для специалистов дошкольного образовательного учреждения позволяют оптимизировать процесс психологической адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Заключение:
Адаптация к детскому саду — это процесс приспособления ребенка к условиям новой среды, а также формирование умений и навыков в повседневной жизни.
Продолжительность периода адаптации зависит от следующих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка от уровня развития; от наличия или отсутствия предварительной тренировки его нервной системы; от состояния здоровья я; от резкого контраста между условиями в детском саду и семь й; от разницы в методах воспитания в семь и.
На успешную адаптацию ребенка к условиям ДОО влияют следующие факторы: возраст ребенка (самое адаптируются к новым условиям дети в возрасте 10-11 месяцев до 2 лет, после 2 лет дети значительно легче приспосабливаются к новым условиям жизни);состояние здоровья я и уровень развития ребенка (здоровая, хорошо развитый ребенок значительно легче переносит трудности социальной адаптации);индивидуальные особенности ребенка (в значительной степени поведение ребенка зависит от типа нервной системы);уровень натренированности адаптационных механизмов (дети, в детский сад не раз находились в разных условиях жизни, легче привыкают к детскому учреждению)опыт общения со взрослыми и сверстниками (умение положительно относиться к требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми).
Причины тяжелой адаптации малышей: несформированность у ребенка положительной установки на посещение детского сада; несформированность навыков самообслуживания; несформированность игровых навыков; несформированность продуктивных форм общения со сверстниками и взрослыми; значительное несоответствие домашнего режима режиму детского учреждения.
Каждый ребенок проходит через три фазы адаптации: первая фаза — острая фаза или период дезадаптации — организм питомца отвечает бурной реакцией на новые воздействия, вторая фаза — постепенного приспособления, третья фаза — компенсации — период относительно устойчивого приспособления.
Все мероприятия, облегчающие период адаптации к условиям дошкольного учреждения, можно разделить на две группы: меры по подготовке детей к поступлению в детское учреждение; организация работы с вновь прибывшими детьми в период их привыкания к новым микросоциальных условий.
Формы работы для оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к новым условиям в ДОО: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе дошкольного учреждения и семьи, работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад, работа с воспитателями, правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности процесса успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста, внедрен в практику дошкольного образовательного учреждения комплекс мероприятия по сопровождению ребёнка младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно, если в дошкольном учреждении созданы необходимые условия для успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
Понятие адаптации широко используется как в повседневной жизни, так и в различных научных сферах. Термин «адаптация» впервые ввел в научную лексику немецкий физиолог Ауберта в 1865 году для характеристики явления «приспособления» органов чувств (зрение, слух) к воздействию соответствующих раздражителей [66].
Под адаптацией (от лат. аdaptatio — приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [55, стр. 313].
Но с развитием научных исследований в различных отраслях это понятие охватило существенные характеристики различных явлений и процессов, наблюдаемых не только в физиологии и биологии, но и в психологии, социологии и других естественных и гуманитарных науках.
Анализ научной литературы позволяет констатировать параллельное использование терминологии, связанной с проблемами адаптации. В частности, термины «адаптивность», «адаптация», «адаптационный потенциал», «адаптационный барьер», «адаптационная норма», «стресс», «эмоциональный стресс», «адаптационный синдром», «депривация», «дезадаптация», «компенсация», «психическое здоровье», «психологическое здоровье» встречаются в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках.
Различным аспектам проблемы адаптации уделяется особое внимание в педагогической научно-методической и популярной литературе. Значительный вклад в изучение проблем адаптации личности сделан отечественными (Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.) и зарубежными психологами (А А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс и др.). Отдельные вопросы, касающиеся феномена адаптации и социального развития ребенка дошкольного возраста, изучались в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.В. Макарычевой и других. Трудности адаптации и их причины изучали Н.А. Бабич, И.В. Талина, М. Березовая, С.А. Великова, А.Г. Бобылева, А.О. Дударева, О.И. Корчагина, А.А. Малова, Т.В. Калинина и другие современные исследователи.
При широкой трактовке (Ж. Пиаже, Г. Балл) адаптация понимается как единство противоположно направленных процессов аккомодации и ассимиляции [46, cтр. 45]. В данном случае аккомодация обеспечивает вариант функционирования организма или субъекта в соответствии со свойствами среды, а в процессе ассимиляции изменяются те или иные компоненты среды, перерабатываемые согласно структуре организма или схемы поведения субъекта. Обычно, процессы аккомодации и ассимиляции тесно связаны между собой, но в некоторых случаях один из них может выступить в ведущей роли.
Психологический аспект адаптации (частично перекрывается понятием социальной адаптации) – это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственных потребностей, мотивов и интересов. Процесс активного приспособления к условиям социального окружения трактуется как социальная адаптация [39].
В психологии внимание исследователей все чаще привлекают вопросы адаптации человека к социальным факторам окружающей среды.
Контекст исследований разнообразен: адаптация человека к изменениям в социальных системах (в стране, в семье, в организации); к изменениям в социокультурной среде и в образе жизни (например, поступление в образовательное учреждение разного уровня, начало производственной деятельности и тому подобное); к изменениям в социальной позиции (например, к изменению или потере привычного социального статуса).