Образование и педагогические науки (профиль: история и обществознание) Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему 5. Методическая разработка по теме «Роль и место женщины в чеченском обществе».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. Историко-научный подход к месту чеченской
женщины с точки зрения исторической традиции. 6

1.1. История становления и развития взглядов на
роль и место чеченской женщины в обществе. 6

1.2. Роль и место женщины в общественном
устройстве чеченского общества   11

2. Практика изучения чеченского общества и места
женщины в нем  на уроках региональной
истории. 19

2.1. Основные методы и приемы ознакомления
школьников с ролью и местом женщины в чеченском обществе. 19

2.2. Разработка серии уроков по теме «Роль и место
женщины в чеченском обществе». 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   51  

Введение:

 

 

На
современном этапе процесс формирования нового исторического мышления активно
продолжается на основе закрытых архивных материалов, документов, свидетельств
очевидцев, недоступных в предыдущий период. Многие, казалось бы, общеизвестные
факты и события пересматриваются. Особо пристальное внимание историков,
социологов, публицистов и политиков привлекают ранее закрытые, «запрещенные»
темы для исследований.

На
разных исторических этапах положение женщин было различным для разных
этнических групп. Степень ее свободы не была одинаковой. Традиционное общество,
как правило, подчеркивало существенное различие между мужскими и женскими
социальными ролями. Несмотря на разнообразие социально-социального статуса,
женщина, как правило, или почти всегда занимала второстепенное место в
обществе. Особенность социальной структуры, особенно традиции и верования,
которые нашли отражение в жизни и культуре народов, оставила неизгладимый след
в горных женщинах, а также в чеченских женщинах.

И
в связи с этим изучение роли женщины в традиционном чеченском обществе, ее
функций и роли позволяет лучше понять события, происходящие в современном
обществе.

Положение
женщины в традиционном обществе, функционирующем в современной истории XX-XXI
веков, ее социальный, экономический и правовой статус — одна из актуальных
проблем исторических, социальных, политических и этнографических наук. Эта тема
привлекла особое внимание в последние годы. Повышение роли чеченских женщин в
современном мире делает проблему изучения ее роли и места в обществе
практически значимой и актуальной в научном смысле.

Актуальность
темы определяется тем, что в методике преподавания, освещение роли женщины в
чеченском обществе ни разу не становилось предметом отдельного научного
исследования.

Именно
поэтому в данной работе представлена попытка определить особенности
преподавания темы «Роль и место женщины в чеченском обществе».

Объект
исследования – роль и место женщины в чеченском обществе.

Предмет
исследования – процесс преподавания темы «Роль и место женщины в чеченском
обществе».

Цель
исследования – проанализировать особенности методики преподавания темы «Роль и
место женщины в чеченском обществе».

Задачи
работы:

1.
изучить традиционные источники о роли женщины в чеченском обществе,

2.
определить роль и значение женщины в Чеченском обществе,

3.
определить особенности изложения темы в рамках методики преподавания истории и
обществознания,

4.
разработать серию уроков по теме «Роль и место женщины в чеченском обществе».

Методы
исследования:


теоретические: изучение и анализ историографических источников и научной
литературы по теме исследования,


практические: обобщение и систематизация практики преподавания роли женщины в
чеченском обществе, разработка урока.

Практическая
значимость данной работы заключается в том, что основные выводы, а так же
разработанный урок может быть использован в практической деятельности учителей
по изучению роли женщины в чеченском обществе на уроках истории и
обществознания.

Структура
исследования. Данная работа представлена введением, двум главами, заключением и
списком использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в чеченсокм обществе, изменилась роль женщины в годы военного
лихолетья. Именно женщины спасали своих мужей, братьев, сыновей и даже
посторонних мужчин и от боевиков, и от федералов. Ведь многие и сейчас еще ищут
своих без вести пропавших родственников, обращаясь во все инстанции. Недалеко
ушло время, когда женщины, спасая от голодной смерти семью, практически спасали
само общество. Они и сегодня продолжают зарабатывать на кусок хлеба для своих
детей, торгуя на рынках и в разного рода торговых точках, сотнями открывшихся
по всей республике.

Все религии проповедуют гуманизм. Все поэты, музыканты, художники всегда
воспевали женскую скромность, образованность, деликатность, уважение к
национальным традициям.

Чеченская женщина, наряду с внешней
красотой, всегда ценила чисто мужские качества: активную жизненную позицию, ум,
мужество, отвагу, твердость воли, верность слову, терпение, сдержанность.

Если говорить о роли матери в чеченском менталитете, то ее моральная
роль чрезвычайно высока. Да, существующее выражение «родной язык» означает, что
у человека хорошее этическое воспитание, полученное от матери. Мать пыталась
привить детям уважение к отцу. С раннего возраста они видели в нем какое-то
возвышенное, недосягаемое существо. То же самое они видели в отношениях отца с
отцом (дедушкой).

Женщины играют важную роль в сохранении богатых традиций чеченского
духовного наследия. Без ее активного участия решение этой проблемы было бы
невозможно. Многое зависело от женщины, какой будет религиозность,
нравственность, духовность будущих поколений. У женщин были функции поддержания
спокойствия, баланса членов семьи, вежливости, богобоязненности молодого
поколения.

Традиционно основной функцией женщины является создание семьи. Однако
характер современной женщины во многом определяется условиями, в которых она
живет, прежде всего социально-экономическими. Если раньше у нас был
патриархальный тип семьи, и женщина могла бы быть дома, то сейчас, благодаря
развитию производства и новых технологий, женщины готовы совмещать
профессиональные и семейные обязанности, и многим это удается. То есть роль
женщин в нашем обществе продолжает расти с каждым годом, и они — свободные,
гордые, талантливые и красивые, успешно справляются со своими прямыми
обязанностями.

В целом, все чеченское общество заботиться о женщине-матери, работающей
женщине, для чего необходим целый комплекс социально-экономических,
научно-технических и духовно-нравственных мер, которые, в свою очередь,
позволят нашим женщинам обрести всеобъемлющее чувство социальной безопасность и
всячески проявлять свое дело, творческую активность.

Ежегодно в третье воскресенье
сентября в республике отмечается День чеченской женщины. День чеченской женщины
был установлен Президентом Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым
в память о доблестном подвиге наших соотечественниц — девушек из села Дады-Юрт,
которые сгорели много лет назад и отдали свои жизни, защищая честь и
достоинство чеченской женщины и чеченского народа.

Авторы учебников, посвящают отдельный
блок в колонке «История в лицах» Имаму Шамилю. Довольно большой фрагмент полон
событий и фактов, но трудно согласиться с утверждением, что «проповедь
мюридизма и Газавата … привела к тому, что Шамиль — это почти все население
Северного Кавказа». Фактически территории и народы, контролируемые имамом, были
относительно небольшими, и его претензии, например, к югу от Дагестана, были
прекращены.

Если говорить о роли чеченской женщины, то нам не встретилось ни одного
упоминания не в одном учебнике. Хотя достаточно вспомнить военачальницу
Таймасху Гехинскую, сражавшуюся в Кавказской войне, советскую лётчицу Лялю
Насуханову, поэтессу Раису Ахматову.

На наш взгляд, для освещения роли чеченской женщины, необходимы
следующие мероприятия и уроки по темам: тематические классные часы «О роли
чеченской женщины в истории нашего народа», «О судьбах матерей» и на другие
аналогичные темы,  внеклассные
мероприятия «Роль женщины в Кавказской войне», «Чеченские женщины»,  конкурсы рисунков, стихов,  классные часы на тему: « Роль женщины в
истории чеченского народа». Цель которых указать учащимся о высокой роли
чеченской женщины, истории отважных девушек в Дади – Юрте и др.  выпуск газет, на тему: «О той, кто дарует нам
жизнь и тепло»,  общешкольная линейка,
посвященная Дню Чеченской женщины.

На всех мероприятиях должна быть едина цель — донести до подрастающего
поколения важность любви и уважения к своим матерям, бабушкам, сестрам,
объяснить им какова миссия женщины в нашей жизни и подчеркнуть в глазах
учеников её особый статус.

В целом, можно только отметить, что данный праздник ещё раз подчеркнул
важность чеченской женщины и позволил любящим детям найти ещё один тысячный
повод поздравить своих мам и выразить им свою любовь и благодарность.

При разработке мероприятий были учтены следующие цели:

 «Роль и место женщины в чеченском
обществе»

• показать роль женщины в жизни чеченского общества;

• познакомить с историческими личностями, ознакомить с родом
деятельности чеченских женщин;

• воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ и свою
историю.

Итак, историческая традиция чеченского народа определила для женщины
гораздо более важное место, чем это принято во всем исламском мире. Древняя
легенда гласит, что когда враг напал на чеченскую землю и люди готовились
защищать ее, перед началом битвы перед войсками на белом коне появилась самая
достойная, самая красивая девушка в белом
 

Фрагмент текста работы:

 

1. Историко-научный подход к месту
чеченской женщины с точки зрения исторической традиции

 

1.1. История становления и развития
взглядов на роль и место чеченской женщины в обществе

 

Фольклор отражает традиционные представления
людей о роли женщин в чеченском обществе. Можно сослаться на ряд жанров устного
народного творчества — исторических песен — или, которые являются поздними
эпопеями, сказками, героическими легендами, историями, легендами, в том числе
мифологическими. Исходя из них, в принципе, можно говорить о консолидированном
взгляде на роль женщин [2].

И она, эта роль, в чеченском традиционном
обществе была очень значимой. Прежде всего, это определяется самой целью
женщины. В национальной мифологии она — мать огня, а огонь — это жизнь, это то,
что помогает согреваться, защищать от холода, готовить и т.д. Женщина дает
жизнь ребенку, продлевая человеческую расу, является матерью дома,
хранительницей очага. Самые важные качества связаны с ее именем. У нее были
очень большие полномочия, права и возможности
[21].

Кстати, многие путешественники писали об этом
веками. Женщина — это мать, сестра, дочь. На всех этапах своего развития она
принимала самое активное участие в семейной жизни, воспитывая детей, обучая их
правде, сохраняя традиции, в том числе устные, которые передаются из поколения
в поколение. Женщина передавала своим детям традиционные представления об этике
и этикете, принимала самое активное участие в общественной жизни. Для многих сегодня
будет снова, если мы скажем, что давным-давно лучшие представители деревни
собрались в доме самой красивой девушки. У нее был статус «мялхазни» — луч
солнца
[13]. Вместе
с ней обсуждались вопросы жизни, смерти, защиты села и другие, и голос этой девушки
был решающим. Когда село окружали враги, а воины защищали его от неприятеля,
опять же у нее собирались остальные девушки. Во время боя они пели и танцевали,
вдохновляя защитников на подвиги. Так происходило в средние и более ранние
века.

Отголоски этих традиций существовали вплоть до последнего
времени. Например, во время защиты сел Гойты, Чечен-Аула от белогвардейцев
девушки вдохновляли воинов своим личным примером, в наивысший накал битвы с
кинжалами бросаясь на врага. Во всех этих селах народ до сих пор помнит
конкретные имена героинь-патриоток[19].

Этнограф Ян Чеснов писал, что к чеченкам испокон веков предъявлялись особые
требования, а их отголоски нашли отражение в языке. В чеченской речи у слова
«девушка» нет единственного числа, лишь множественное — «мехкарий», что
буквально значит «все девушки страны»[10]. На женщин была возложена
ответственность за нравственность целого народа, так что и спрашивали с них
строже, чем с мужчин. Внешний вид и манеры женщин были строго регламентированы,
а их положение в обществе зависело от социального статуса. Наибольшим почётом
пользовались матери, «хранительницы огня». Вдовам также выказывали уважение
[49].

На особом положении находились
незамужние девушки. Предания гласят, что дева в белом одеянии на белом коне
сопровождала воинов в древности. Она пускала в противников первую стрелу и она
же прекращала бой, лишь сорвав платок с головы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы