Образование и педагогические науки (профиль: история и обществознание) Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему 4. Причины распада СССР. Методическая разработка практического занятия по теме: «Распад СССР и образование СНГ».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1.
Историко-теоретические аспекты изучения причин распада СССР в трудах историков. 7

1.1. Историография вопроса о причинах распада СССР.. 7

1.2. Исторические особенности распада СССР.. 12

2.
Методические аспекты изучения причин распада СССР уроках истории в 11 классе. 30

2.1. Особенности изучения темы «Распад СССР и
образование СНГ» на уроках истории в 11 классе. 30

2.2. Разработка урока истории на тему «Распад СССР
и образование СНГ».. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 50

 

  

Введение:

 

Слова
Президента Российской Федерации В.В. Путина широко известны. Он говорил о том,
что распад СССР является крупнейшей геополитической катастрофой века. Распад
СССР, несомненно, является событием мирового масштаба, поскольку он повлек за
собой изменения территориальных границ, обострение межэтнических конфликтов на
постсоветском пространстве, социально-экономические и политические кризисы во
многих странах. Проблема распада СССР достаточно подробно освещена в российской
и зарубежной учебно-научной и общественно-политической литературе. Взгляды
историков на исторический процесс не идентичны самому историческому процессу. У
разных ученых разные взгляды и представления об одном и том же историческом
событии. «Историография как научная дисциплина пытается выяснить причины
возникновения различных мнений историков об исторических событиях». [3, с. 56]

События,
произошедшие в СССР в 1985–1991 гг., Вошли в мировую историю как перестройка и
до сих пор являются предметом острых споров. Распад Союза Советских
Социалистических Республик был результатом влияния многих факторов, что в конечном
итоге привело к тому, что великое государство перестало существовать на карте
мира. К таким факторам относятся провал экономических реформ, проблемы в
социальной сфере, ликвидация КПСС, которая была не просто партией, а
национальная идеология всей страны, деятельность первого и последнего
президента Советского Союза. РС Горбачев. Одной из главных причин распада
государства стал вопрос межнациональных отношений. В самом начале перестройки
обновление не коснулось сферы наций. Но вскоре процесс возрождения
национального самосознания и попытки самоопределения перестали
контролироваться. Движение национальных республик за самоопределение,
стремление национальных лидеров контролировать ресурсы без вмешательства центра
привело к необратимым процессам. Национальные кланы титульных этносов бывших
советских республик были основными движущими силами дезинтеграционных процессов
в Союзе. События 1985-1991 годов обострили процессы, которые развивались между
руководством республики и центром. Результатом всего этого стал крах
многонационального государства под названием В.В. Путин общенациональная
трагедия в огромных масштабах [4].

Несмотря
на обилие литературы по различным аспектам распада СССР, серьезных научных
исследований на эту тему мало. По сути, существует большое количество
журналистов, которые не используют источники, но руководствуются мнением
отдельных «экспертов». Но есть определенные исключения. Как правило, эти работы
принадлежат перу историков и имеют своей главной целью профессиональный анализ
политической истории страны в переломный для нее период — 1985 — 1991 годы.

З.
А. Станкевич принял попытку рассмотреть развал СССР с точки зрения разрушения
организации государственного единства СССР.

Исследования
А.С. Барсенков показывает, что М.С. Горбачев сыграл важную роль в распаде СССР
и определил судьбу его государства.

Однако
в методике преподавания по-прежнему существуют разногласия относительно методов
и приемов формирования у учеников знаний об изучении причин распада СССР и
специфики формирования СНГ.

Именно поэтому в данной
работе представлена попытка определить особенности преподавания темы «Распад
СССР и образование СНГ» в 11 классе.

Объект исследования –
распад СССР и образование СНГ.

Предмет исследования –
процесс преподавания темы «Распад СССР и образование СНГ» в 11 классе.

Цель исследования –
проанализировать особенности методики преподавания темы «Распад СССР и
образование СНГ» в 11 классе.

Задачи работы:

1. изучить историографию относительно
причин распада СССР,

2. определить роль и
значение распада СССР и образование СНГ,

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Все подходы
к проблеме распада СССР можно условно сгруппировать по двум основным
направлениям: «субъективный» и «объективный». Согласно «объективному подходу»,
распад Советского государства вызван объективными факторами («советская модель
экономики»), которые не зависят от воли конкретного человека или социальной
группы. «Субъективный подход» предполагает, что СССР не распался под влиянием
каких-либо объективных причин (социально-экономических, политических,
межэтнических и т.д.), поскольку в истории нет строгих законов, а есть
субъективные причины (влияние личности). об исторических процессах, конфликте
интересов элит и т. д.). Такой подход встречается как в трудах русских, так и в
трудах зарубежных ученых. Интересные данные приведены в статье В.В. Кириллова.

Таким
образом, можно говорить о том, что в современной историографии нет единой точки
зрения относительно причин крушения Советского Союза. Историография продолжает
развиваться, постоянно появляется новая литература, новые подходы и методы
исследования.

Распад СССР
и социалистического блока можно с полным правом назвать одним из самых
поразительных событий последнего десятилетия XX века. Возникновение СССР как
первого социалистического государства мира (Социалистическая Революция 1917
года) оказало большое и глубокое влияние на характер и ход международных
отношений первой четверти XX века.

Распад СССР
можно с полным правом назвать одним из самых поразительных событий последнего
десятилетия XX века. Появление СССР как первого социалистического государства
мира в результате социалистической революции 1917 года оказало большое и
глубокое влияние на характер и ход мировой политики.

Аналогичным
образом, распад СССР в 1991 году стал источником столь же большого воздействия
на международную обстановку последнего десятилетия XX века. Это привело к краху
всего социалистического блока. XXI век открылся как Новый век,
характеризующийся большими идеологическими и стратегическими изменениями, и как
век, борющийся за адаптацию к новым реалиям постсоветского мира.

После того,
как СССР жил и действовал как сверхдержава в мире, а также после того, как он
организовал и возглавил социалистический блок, он потерпел бесславный крах в
1991 году. Из-за внутренних экономических слабостей и больших политических
потрясений в эпоху перестройки и гласности СССР не смог сохранить свой
интеграционный статус. Флаг СССР был спущен 31 декабря 1991 года и заменен
флагом России, которая стала его правопреемницей.

Тема распада СССР в школьных
учебниках уделяется достаточно внимания. Но содержание представленного
материала противоречиво.

Причины, приведшие к распаду СССР,
в учебниках делятся на объективные и субъективные. В первую группу входят
национальные противоречия, накопленные за годы Советского Союза, провалы
экономических реформ, проведенных в период Горбачева, кризис коммунистической
идеологии, который привел к ослаблению и последующей ликвидации
партийно-политической монополии КПСС.

На
изучение темы отводится 2 часа (2 урока). В работе представлены различные
варианты работы по теме, а так же разработан авторский урок.

 

 

 

 



 

Фрагмент текста работы:

 

1. Историко-теоретические аспекты изучения причин
распада СССР в трудах историков

 

1.1. Историография вопроса о причинах распада СССР

 

Отечественную историографию
по изучению распада СССР можно выделить в несколько этапов:

1. Историография после
распада СССР, когда эта проблема в основном рассматривалась политологами,
экономистами и социологами. В меньшей степени, по историкам. 1991 — 1999

2. Историография, связанная
с переосмыслением произошедших событий, открытием новых архивных и
статистических данных и написанием первых объективных исследований. 2000 — 2009

3. Современная
историография, в которой последствия распада СССР вновь стали проявляться в
жизни общества. 2010 — 2014

Историография 1991-1992
годов, связанная с проблемой распада Советского Союза, характеризуется
преимущественно антикоммунистической тенденцией объяснять причины и последствия
этого события. Идея нежизнеспособности и исторического предопределения распада «советской
империи» доминировала. СССР, исчезнувший с карты мира и его государственно-правовая
практика во время перестройки, вспоминался только в тех случаях, когда
необходимо было показать преимущества новой, демократической конституционной
системы или требовалось в полной мере рассмотреть конкретный правовой проблема
с учетом ее генезиса. В качестве примера таких работ можно привести Ю. И.
Скуратов и М. А. Шафира, [38] А.И. Вдовин, [4] Г. Сорман [13] и другие.

Статьи Д.Л. Златопольского
[13] и О.И. Чистякова [13], которые пытались дать объективную оценку того, что
случилось со страной и на этой основе строят своего рода «мост» между прошлым и
будущим, довольно резко контрастируют с эта общая тенденция.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы