Экономика Диплом МВА Экономические науки

Диплом МВА на тему Разработка программы диверсификации военно-промышленного производства (на примере АО «ФНПЦ «ТИТАН-БАРРИКАДЫ»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 7
1.1. Реформирование военного производства: цели, задачи, особенности 7
1.2. Диверсификация как перспективное направление использования мощностей военного производства 13
1.3. Зарубежный и отечественный опыт управления диверсификационными процессами военно-промышленных предприятий 20
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА АО «ФНПЦ «ТИТАН-БАРРИКАДЫ» 29
2.1. Анализ экономического состояния и перспектив развития военно-промышленного комплекса России 29
2.2. Организационно-экономическая характеристика АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» 36
2.3. Оценка эффективности управления диверсификацией производства АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» 43
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА АО «ФНПЦ «ТИТАН-БАРРИКАДЫ» 52
3.1. Комплекс рекомендаций по повышению эффективности управления диверсификацией производства АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» 52
3.2. Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

 

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы исследования заключается в следую-щем. Важнейшим сектором экономики развитых зарубежных стран высту-пают военно-промышленные комплексы. Затраты на финансирование про-изводства новой военной техники и создание новейших технологий в дан-ной области зачастую сопоставимы с расходами бюджетов небольших стран. Вопросы поддержания своих вооруженных сил в боеготовности яв-ляются предметом пристального внимания и со стороны Правительства РФ.
Казалось бы, в этой ситуации, предприятия, функционирующие в во-енной сфере должны отличаться высоким уровнем финансовой устойчиво-сти, что обеспечивалось стабильностью государственных заказов. Однако на практике складывается обратная ситуация. Лишь приблизительно тре-тья часть функционирующих на территории Российской Федерации пред-приятий, осуществляющих свою деятельность в сфере военного производ-ства, могут продемонстрировать устойчивость в управлении финансовыми ресурсами и достаточный для развития уровень рентабельности. Осталь-ные предприятия, ввиду нестабильности государственных заказов или вследствие невысокого уровня закладываемой в цену маржи, вынуждены выживать или даже находятся на грани банкротства. Данный факт объяс-няется спецификой экономики военной сферы, где большая часть управ-ленческих решений, связанных с управлением, как производственной, так и финансовой сферой, лежит в области государственного регулирования.
Одним из возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации служит возможность диверсификации военных производств, перепрофи-лирования с военной продукции на гражданскую продукцию. Учитывая высокий уровень контроля производства продукции и, как правило, нали-чие прогрессивных и инновационных технологий во всех сферах деятель-ности, продукция предприятий военной промышленности может стать конкурентоспособной и занять достойное место на товарном рынке. В.В. Путин, еще в ноябре 2018 года, на совещании Министерства обороны РФ и предприятий ОПК назвал диверсификацию оборонно-промышленного комплекса приоритетным направлением развития страны. Тем не менее, сложность вызывает не само принятие решения о диверсификации произ-водства, а наличие необходимых для данного процесса финансовых, мате-риальных и трудовых ресурсов.
Цель данной работы – разработать мероприятия по повышению эф-фективности проведения диверсификации военного производства и оце-нить эффективность их реализации на примере Акционерного Общества «ФНПЦ «Титан-Баррикады».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
 рассмотреть цели, задачи и особенности реформирования военно-го производства на современном этапе;
 охарактеризовать особенности проведения диверсификации воен-ного производства, как одного из направлений использования производ-ственных мощностей в военной сфере;
 исследовать отечественный и зарубежный опыт управления дивер-сификационными процессами военного производства;
 провести комплексный анализ современного состояния военно-промышленного комплекса Российской Федерации;
 дать общую организационно-правовую и экономическую характе-ристику деятельности предприятия, выбранного в качестве объекта прак-тического исследования;
 исследовать особенности проводимой на предприятии граждан-ской диверсификации и оценить эффективность производственного и управленческого процесса;
 разработать мероприятия по повышению уровня эффективности проводимой диверсификации;
 оценить социальный и экономический эффект от разработанного проекта мероприятий.
В качестве объекта практического исследования выступает Акцио-нерное Общество «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады», одно из крупнейших производственных предприятий военно-производственного комплекса Российской Федерации.
Предметом исследования является возможность совершенствования диверсификации производства продукции в военной сфере.
Необходимо отметить пока еще слабую разработанность темы иссле-дования. В определенной степени это связанно с закрытостью информации о проводимых управленческих и производственных преобразований в во-енно-промышленном комплексе.
Информационной базой исследования послужили новостные и стати-стические данные Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, новости по процессам диверсификации из официальных ис-точников (сеть интернет), а также труды отечественных специалистов, сре-ди которых можно выделить следующих: Алиев О.М., Гаджиева М.Ю., Бабкин А.В., Швидченко П.В., Балычев С.Ю., Батьковский М.А., Кравчук П.В., Судаков В.А. и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что разрабо-танные мероприятия реальны к внедрению и способны повысить качество управления диверсификационными процессами, а также качество управле-ния производством гражданской продукции на уже перепрофилированных производствах.
Структура работы сложилась исходя из поставленной цели и задач. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, в которых последовательно раскрываются теоретические и практические аспекты выбранной темы, заключения и списка использованной литерату-ры.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам управления дивер-сификации производства предприятий военно-промышленного комплекса, в ней в частности рассматриваются особенности реформирования военного производства, диверсификация как одно из направлений повышения эф-фек

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В процессе проведенного исследования были установлены следую-щие ключевые моменты:
Современный этап развития военно-промышленного комплекса ха-рактеризуется как этап реформирования. С одной стороны наблюдается стабильность государственных заказов, связанная с заявленным Прави-тельством РФ перевооружением российской армии, с другом стороны данный процесс подходит к своему логическому завершению, а обслужи-вание текущих нужд отечественной армии не требует такого большого ко-личества производственных мощностей. Таким образом, перед отечествен-ными предприятиями ставиться задача диверсификации военного произ-водства, путем перепрофилирования на производство гражданской про-дукции.
Процесс диверсификации военного производства наблюдался и раньше в нашей стране, также данный процесс присущ и экономикам дру-гих стран мира. Связан он в большей степени с ведением военных дей-ствий. Во время войны потребность в вооружении резко возрастает, что влечет за собой вовлеченность производственных мощностей, соответ-ственно, по мере спада напряженности, необходимость в большом количе-стве вооружения отпадает.
Как показал анализ отечественного и зарубежного опыта, диверси-фикация – это не единственный способ регулирования объема производ-ства военной продукции, компании зарубежных стран активно используют такие подходы как сокращение издержек (путем снижения численности персонала и продажи производственных мощностей), повышение продаж военной техники на экспорт.
Для отечественного военного сектора экономики целесообразнее все-го использовать именно диверсификацию, так как сокращение объемов производства приведет к еще большей экономической нестабильности. По-вышение уровня безработных отрицательно скажется на нагрузке на бюд-жет, так как придется увеличить ассигнования на социальные выплаты, помимо этого сократиться платежеспособный спрос населения.
Анализ отечественного и зарубежного опыта показал, что диверси-фикация производства военной продукции может быть проведена по сле-дующим направлениям: производство гражданской продукции, в том чис-ле так называемого «двойного назначения»; развитие форм государствен-но-частного партнерства, продажа отдельных неосвоенных технологий; оказание инжиниринговых услуг и некоторые другие.
Управление военно-промышленным комплексом осуществляется Министерством промышленности и торговли РФ. В состав министерства входит шесть департаментов, работа которых в той или иной степени каса-ется регулирования деятельности военно-промышленного комплекса. Од-ним из основных является Департамент оборонно-промышленного ком-плекса.
Исследование особенностей военно-промышленного комплекса поз-волила установить следующее. Наблюдается рост количества предприятий, занятых в производстве военной продукции. По результатам за 2018 год общее количество предприятий военно-промышленного комплекса соста-вило 1 366 ед., тогда как в 2014 году значение показателя достигало 1 341 ед.
Согласно данным статистики, 38,1% всех предприятий военно-промышленного комплекса сосредоточено в радиоэлектронной промыш-ленности и производстве средств связи, 19,6% — это авиационная промыш-ленность, 14% — судостроительная промышленность.
Особое значение для предприятий, функционирующих в анализиру-емой сфере, имеет обеспечение государственными заказами. Наблюдаемое значительное сокращение объема государственного оборонного заказа за 2014-2018 гг. в определенной степени вызвано возвратом кредитов 2014 и 2015 гг. Тем не менее, данную тенденцию можно охарактеризовать как от-рицательную. Так, если в 2016 году значение величины государственного оборонного заказа составляло 2100,6 млрд. руб., то в 2018 году только 1297,4 млрд. руб.
Об ухудшении ситуации свидетельствует также сокращение темпов прироста выпуска продукции предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Так, в 2014 и 2015 гг. ежегодный прирост показателя достиг 15,5 и 12,9% соответственно. По итогам за 2018 год значение показателя составило 5,1%.
В качестве объекта исследования было выбрано АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады», предприятие прошедшее долгий путь развития, и являюще-гося ведущим в отрасли машиностроения Волгоградской области.
В настоящее время АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» также является ведущим предприятием по разработке и производству вооружения для Сухопутных войск, ракетных войск стратегического назначения, Военно-морского флота. Отмечается стабильное развитие предприятия, однако в динамике были зафиксированы такие тенденции как снижение объемов продаж и показателей рентабельности.
В последние годы на предприятии осуществляется масштабная реор-ганизация, связанная, в том числе и с диверсификацией производства. Оценка эффективности диверсификации показала, что в структуре выручки от продаж произошли некоторые положительные изменения, в частности наблюдается рост доли продаж гражданской продукции с 10,22 до 17,66%. Соответственно доля продаж военной продукции сократилась с 89,78 до 82,34%.
Эффективность продаж военной продукции несколько выше эффек-тивности продаж гражданской продукции. Хотя на практике должна быть иная ситуация, так как в управлении производством гражданской продук-ции менеджмент компании обладает большими полномочиями. Так, рента-бельность продаж военной продукции в 2018 году составила 4,82%, а рен-табельность гражданской продукции – 2,08%. Все это свидетельствует о низком уровне организации финансового менеджмента.
В наиболее общем виде, основные проблемы, возникающие при ди-версификации, которые выделяют специалисты АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» выглядят следующим образом:

 

Заключение:

 

Актуальность выбранной темы исследования заключается в следую-щем. Важнейшим сектором экономики развитых зарубежных стран высту-пают военно-промышленные комплексы. Затраты на финансирование про-изводства новой военной техники и создание новейших технологий в дан-ной области зачастую сопоставимы с расходами бюджетов небольших стран. Вопросы поддержания своих вооруженных сил в боеготовности яв-ляются предметом пристального внимания и со стороны Правительства РФ.
Казалось бы, в этой ситуации, предприятия, функционирующие в во-енной сфере должны отличаться высоким уровнем финансовой устойчиво-сти, что обеспечивалось стабильностью государственных заказов. Однако на практике складывается обратная ситуация. Лишь приблизительно тре-тья часть функционирующих на территории Российской Федерации пред-приятий, осуществляющих свою деятельность в сфере военного производ-ства, могут продемонстрировать устойчивость в управлении финансовыми ресурсами и достаточный для развития уровень рентабельности. Осталь-ные предприятия, ввиду нестабильности государственных заказов или вследствие невысокого уровня закладываемой в цену маржи, вынуждены выживать или даже находятся на грани банкротства. Данный факт объяс-няется спецификой экономики военной сферы, где большая часть управ-ленческих решений, связанных с управлением, как производственной, так и финансовой сферой, лежит в области государственного регулирования.
Одним из возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации служит возможность диверсификации военных производств, перепрофи-лирования с военной продукции на гражданскую продукцию. Учитывая высокий уровень контроля производства продукции и, как правило, нали-чие прогрессивных и инновационных технологий во всех сферах деятель-ности, продукция предприятий военной промышленности может стать конкурентоспособной и занять достойное место на товарном рынке. В.В. Путин, еще в ноябре 2018 года, на совещании Министерства обороны РФ и предприятий ОПК назвал диверсификацию оборонно-промышленного комплекса приоритетным направлением развития страны. Тем не менее, сложность вызывает не само принятие решения о диверсификации произ-водства, а наличие необходимых для данного процесса финансовых, мате-риальных и трудовых ресурсов.
Цель данной работы – разработать мероприятия по повышению эф-фективности проведения диверсификации военного производства и оце-нить эффективность их реализации на примере Акционерного Общества «ФНПЦ «Титан-Баррикады».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
 рассмотреть цели, задачи и особенности реформирования военно-го производства на современном этапе;
 охарактеризовать особенности проведения диверсификации воен-ного производства, как одного из направлений использования производ-ственных мощностей в военной сфере;
 исследовать отечественный и зарубежный опыт управления дивер-сификационными процессами военного производства;
 провести комплексный анализ современного состояния военно-промышленного комплекса Российской Федерации;
 дать общую организационно-правовую и экономическую характе-ристику деятельности предприятия, выбранного в качестве объекта прак-тического исследования;
 исследовать особенности проводимой на предприятии граждан-ской диверсификации и оценить эффективность производственного и управленческого процесса;
 разработать мероприятия по повышению уровня эффективности проводимой диверсификации;
 оценить социальный и экономический эффект от разработанного проекта мероприятий.
В качестве объекта практического исследования выступает Акцио-нерное Общество «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады», одно из крупнейших производственных предприятий военно-производственного комплекса Российской Федерации.
Предметом исследования является возможность совершенствования диверсификации производства продукции в военной сфере.
Необходимо отметить пока еще слабую разработанность темы иссле-дования. В определенной степени это связанно с закрытостью информации о проводимых управленческих и производственных преобразований в во-енно-промышленном комплексе.
Информационной базой исследования послужили новостные и стати-стические данные Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, новости по процессам диверсификации из официальных ис-точников (сеть интернет), а также труды отечественных специалистов, сре-ди которых можно выделить следующих: Алиев О.М., Гаджиева М.Ю., Бабкин А.В., Швидченко П.В., Балычев С.Ю., Батьковский М.А., Кравчук П.В., Судаков В.А. и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что разрабо-танные мероприятия реальны к внедрению и способны повысить качество управления диверсификационными процессами, а также качество управле-ния производством гражданской продукции на уже перепрофилированных производствах.
Структура работы сложилась исходя из поставленной цели и задач. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, в которых последовательно раскрываются теоретические и практические аспекты выбранной темы, заключения и списка использованной литерату-ры.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам управления дивер-сификации производства предприятий военно-промышленного комплекса, в ней в частности рассматриваются особенности реформирования военного производства, диверсификация как одно из направлений повышения эф-фек

 

Список литературы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

1.1. Реформирование военного производства: цели, задачи, особенности

В рамках проводимого исследования определимся сначала, что же понимается под военным производством. В современной учебной и науч-ной литературе можно встретить следующие определения понятия «воен-ное производство»:
 военное производство – это военно-промышленный комплекс гос-ударственных и частных предприятий, основная деятельность которых связана с удовлетворение нужд отечественной армии и других военных образования. В рамках основной деятельности военно-промышленного комплекса осуществляется: разработка, испытание и производство военной техники, боеприпасов и обмундирования;
 военное производство – это часть производственной сферы госу-дарства, в состав которой входит вся совокупность научно-исследовательских учреждений, испытательных организации и промыш-ленных производственных предприятий, занятых в сфере разработки, ис-пытания, производства и последующей утилизации вооружения, специаль-ной и военной техники. Сюда также входит производство иного имущества для силовых структур государства.
По нашему мнению, последнее определение является наиболее пол-ным и отражает сущность и содержание понятия «военное производство». В первом определении под военным производством понимается весь воен-но-промышленный комплекс, однако, это несколько неверно. Военно-промышленный комплекс близкое, по содержание понятие понятию «воен-ное производство», однако трактуется несколько шире.
В частности, в состав военного производства включаются следующие основные учреждения и организации:
 научно-исследовательские организации и конструкторские бюро — специализированные организации закрытого типа, занятые выполнение государственных оборонных заказов, основная цель которых разработка новых инновационных видов вооружения, направленных на перевооруже-ние отечественной армии. Данные организации и учреждения могут вхо-дить в состав производственных предприятий военной промышленности, а также могут существовать как самостоятельные экономические и органи-зационные единицы;
 непосредственно производственные компании, которые на основа-нии разработок научно-исследовательских организации и конструктор-ских бюро, производят технику, боеприпасы, обмундирование и др. виды продукции военного назначения;
 организации и специальные подразделения, занятые испытаниями произведенной продукции, могут входить в состав промышленных пред-приятий, а также могут функционировать как отдельные самостоятельные структурные единицы.
В военно-промышленный комплект, помимо перечисленных выше организаций и учреждений также включают:
 организации-заказчики – государственные учреждения, представ-ляющие силовые и армейские структуры. В их основную задачу входит формирование и размещение государственных оборонных заказов, свя-занных с необходимостью обеспечения боевой готовности или перевоору-жения российской армии;
 торговые организации и представительства, основная цель кото-рых – продвижение и продажа продукции военного назначения на миро-вом (внешнем) рынке.
Основное отличие военной экономической сферы заключается в том, что производство и продажа военной техники, технологий и разработок находиться под жестким контролем государства. Помимо этого, у пред-приятий военного комплекса итоговый финансовый результат во многом определяется наличием государственных заказов, в случае их отсутствия, предприятия вынуждены самостоятельно искать резервы роста производ-ства и продаж, что и может быть сделано за счет диверсификации произ-водства.
Исследование учебной и научной литературы позволило классифи-цировать предприятия военной сферы следующим образом (рисунок 1.1).

Рис.1.1. Классификация предприятий военно-промышленной сферы
Важным моментом при организации промышленного военного про-изводства выступает соблюдение ряда ключевых принципов:
 размещение предприятий выпускающих одинаковую военную продукцию в разных территориальных частях;
 строгое соблюдение принципа взаимозаменяемости предприятий (недопустима узкая специализация только в рамках одного предприятия), то есть при нарушении функционирования одного предприятия, должна быть обеспечена гарантия выпуска продукции на другом предприятии во-енной сферы;
 обеспечение недосягаемости для авиации ракетного и иного во-оружения с внешней стороны;
 расположение опытно-конструкторских и научно-исследовательских институтов и организаций в центральной части страны.
Обратимся теперь к вопросам реформирования военно-промышленной сферы. Реформирование военно-промышленной сферы Российской Федерации осуществляется в рамках реформы военно-вооруженных сил РФ. Таким образом, процесс реформирования касается не только военной производственной сферы, а также затрагивает измене-ния состава и всей организационной структуры вооруженных сил. При этом основная цель реформирования военного производства остается той же, что и определена в целом для всех военно-вооруженных сил – это укрепление обороноспособности страны и недопущения военного вторже-ния на территорию Российской Федерации.
О начале реформирования вооруженных сил Российской Федерации было объявлено в 2008 году, при этом озвучены сроки реализации ре-формы 2008-2020 гг.
Реформа вооруженных сил включает в себя три ключевых этапа:
 первый этап – 2008-2011 годы;
 второй этап – 2012-2015 годы;
 третий этап – 2016-2020 год.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы