Часть дипломной работы на тему Жизнеспособность подростков с СДВГ. Влияние родительских воспитательных стратегий на копинг-стратегии подростков.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
Подростковый возраст — важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. В этот период происходит развитие психических и физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах деятельности, что, в свою очередь, создает условия для направленного формирования интеллектуальных способностей школьника. Таким образом, проведение развивающей и коррекционной работы необходимо организовывать уже в условиях школы. Работа по коррекции СДВГ должна быть своевременной и включать:
1) приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях с детьми, страдающими СДВГ;
2) консультации учителей и психологов по вопросам организации педагогического и воспитательного вопроса в школе;
3) коррекцию плана обучения — через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроках, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;
4) лекарственную терапию, которая назначается по индивидуальным показаниям тогда, когда когнитивные и поведенческие нарушения не могут быть преодолены лишь с помощью методов поведенческой терапии, психолого-педагогической коррекции и психотерапии.
В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект. Прежде всего, необходимо изменить поведение взрослого и его отношение к ребенку. А именно:
1. Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
2. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.
3. Старайтесь, по возможности держать свои эмоции в охлажденном состоянии, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.
4. В своих отношениях с ребенком старайтесь придерживаться “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
5. Не давайте ребенку категорических указаний. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Чаще говорите “да”, избегайте слов “нет”, “нельзя”, “прекрати”.
6. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии.
7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
8. Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.).
9. Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинение за проступок.
10. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
11. В повседневном общении с гиперактивными детьми избегайте резких запретов, начинающихся словами “нет” и “нельзя”. Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессии. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете, а во-вторых, желательно не говорить ребенку “нет”, а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок “носится как вихрь” по квартире, можно предложить ему на выбор 2 или 3 других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется подушками и вещами, можно предложить ему игры с водой.
12. Не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.
13. Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, записывают его в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме того, большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Хорошо когда ребенок занимается, например, плаванием, конным спортом. Полезные гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
14. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению (не более одного часа в сутки, точнее два раза по 25 минут).
15. Обратите внимание на психологический микроклимат в семье: уделяйте ребенку достаточно внимания, проводите досуг всей семьей, не допускайте ссор в присутствии ребенка.
16. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С СДВГ
2.1. Эмпирическая и методическая база исследования
В связи с недостаточной изученностью рассматриваемой проблемы и ее актуальностью целью нашего исследования стало определение связи факторов используемых родителями воспитательных стратегий на формирование соответствующих копинг-стратегий подростков с СДВГ, то есть исследование того, насколько отношение со стороны родителей способно повлиять на жизнеспособность таких подростков.
Выборка участников тестирования и опроса формировалась с помощью интернет-ресурса www.sdvg-deti.com/. За годы изучения проблемы стала очевидна взаимосвязь родительских подходов к воспитанию детей, методов и моделей реагирования на нежелательное поведение детей, и их успешным (или не успешным) взрослением.
Первоначально были отобраны 27 пар (подросток и его родитель) добровольцев, которые согласились принять участие в тестировании.
В эмпирическом исследовании были использованы: Шкала оценки жизнеспособности детей и молодежи теста CYRM (ChildandYouthResilienceMeasure), автор русскоязычной версии теста А.В.Махнач, Опросник родительских отношений А.Я.Варги-В.В.Столина и Юношеская копинг-шкала (ACS) Э.Фрайденберга, Р.Льюиса в адаптации Т.Л.Крюковой. Выбор этих методик обусловлен необходимостью разносторонне исследовать и учесть несколько важных факторов, которые в каждой отдельно взятой семье могут являться ресурсными или нересурсными и, соответственно, оказывать разное влияние на поведенческие стратегии конкретного подростка.
Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина является методикой, предназначенной для того, чтобы диагностировать, какой из типов родительского отношения характеризует отцов, матерей или опекунов, обратившихся за психологической помощью из-за трудностей, возникших в процессе воспитания ребенка.
Опросник «Юношеская копинг-шкала» предназначен для того, чтобы трактовать совладающее поведение.
Тест жизнеспособности А.В. Махнача выделяет шкалы, связанные с самоэффективностью, настойчивостью, внутренним локусом контроля, совладанием и адаптацией, духовностью, семейными и социальными взаимосвязями.