Часть дипломной работы на тему Жанровое воплощение темы праведничества в художественной прозе Н.С. Лескова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………….……………………….3
1. Художественно-философская парадигма «праведничества» в прозеН.С. Лескова 1.1. Типология «праведников» в концепции Н.С.
Лескова………………………………………………………………………5
1.2. «Истинность» веры как компонент «праведничества» в прозе Н.С.Лескова…………………………………………………………………10
1.3. Прототипы образов «праведников».
Традиционное и новаторское в изображении «праведничества» у Н.С.Лескова…………………………………………………………………13
1.4. Взаимосвязь темы «праведничества» и темы «маленького человека»в произведениях Н.С. Лескова………………………………18
Выводы………………………………………………………………………23
2.Тема «праведничества» и способы ее художественного
воплощения прозеН.С.Лескова……………………………….………… 24
2.1. Поэтические средства характеристики образов в прозе Н.С.
Лескова…………………………………………………………..…………..24
2.2. Функции речевой характеристики в «праведнической» прозе
Н.С.Лескова……………………………………………………..…………..26
2.3. Способы выражения авторского сознания и особенности
повествования в произведениях о «праведниках»………..……………33
2.4. Функции заголовочных комплексов в произведениях
о «праведниках» Н.С. Лескова………………………………….……..…..39
3. Жанровое своеобразие в творчестве Н.С.Лескова………………..….44
3.1 Система жанров в творчестве Н. С. Лескова………………………..44
3. 2«Святочная» тема в раннем творчестве Лескова (1860-е — начало 1870-х годов)…………………………………………………………………..46
3.3. Романтическое начало в структуре сюжета повести Н.С. Лескова………………………………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………………59
Список литературы…………………………………………………………..63
Введение:
Актуальность представленной работы обусловлена потребностью литературоведения XXI века в осмыслении православного контекста классической русской литературы и важностью осознания религиозно-нравственной и историко-социальной позиции Николая Семеновича Лескова. Необходимо исследовать художест¬венно-философскую парадигму проблемы «праведничества» в прозе Н.С. Лескова в аспекте выявления циклизации как художественного способа воплощения темы «праведничества» в прозе писателя.
Объект исследования – рассказы о праведниках Николая Семеновича Лескова как художественный цикл.
Предмет исследования – циклизация как способ воплощения проблемы «праведничества» в произведениях Н.С. Лескова, вошедших в цикл «Праведники», а также в произведения 1870-1880-х годов, не вошедшие в цикл: «Тупейный художник», «Печерские антики», «Пугало», «Фигура», «Павлин», «На краю света», «Скоморох Памфалон».
Материал исследования: художественная проза Николая Семеновича Лескова.
Цель исследования – выявить способы воплощения авторского сознания и ментальных черт русского национального характера в неразрывной связи с художественными приемами их реализации
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
• проанализировать художественно-философскую парадигму «праведничества» в прозе Н.С. Лескова;
• рассмотреть тему «праведничества» и способы ее художественного воплощения в прозе Н.С. Лескова;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: исследования JI.A. Аннинского, В.Н. Бочкова, Б.Я. Бух- штаба, И.П. Видуэцкой, В.А. Гебель, Г. Гунна, A.A. Горелова, М.С. Горячки- ной, Л.П. Гроссмана, Б.М. Другова, М.М. Дунаева, Б.С. Дыхановой, Л.А. Капитановой, Е.М. Пульхритудовой, Ю.И. Селезнева, B.C. Семенова, И.В. Столяровой, В.Ю. Троицкого и других.
В диссертации цитируются труды отечественных философов: H.A. Бердяева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, П.Я. Чаадаева и других. К работе над анализом поэтики произведений были привлечены труды М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Е.С. Добина, Д.С. Лихачева, Ю.В. Манна, Г.В. Мосалевой, A.C. Орлова, A.A. Потебни, Б.А. Успенского, В.Е. Хализева, М.Б. Храпченко, Б.М. Эйхенбаума, Е.Г. Эткинда, P.O. Якобсона.
Методологической основой работы является синтез системного, сравнительно-типологического, структурно-поэтического и семантического подходов.
Научная новизна работы определяется характером постановки проблемы: рассмотрением проблемы циклизации в рассказах о праведниках Николая Семеновича Лескова.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов и результатов исследования при подготовке курсов истории и теории литературы, специальных курсов по изучению творчества Николая Семеновича Лескова.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, и списка используемых источников.
Заключение:
Как показывает исследование, проблема «праведничества» в творчестве Н.С. Лескова 1870-1880-х годов занимает центральное место: в десятках рассказов и многих повестях разрабатывается тип «праведника», действующий в самых различных областях русского общества. Лесковские чиновники, военные, простолюдины, представители русской интеллигенции и духовенства изображаются писателем в самых невероятных жизненных ситуациях, раскрывающих в полной мере внутренний мир каждого героя, его умение противостоять трудностям и способность находить решение любой возникающей проблемы. Особо следует отметить, что Н.С. Лесков, прекрасно знавший жизнь современного ему общества, сумел всесторонне отобразить это в своих произведениях, показав практически всех представителей русского общества, принадлежащих к самым различным его слоям.
В художественном мире Н.С. Лескова его герои в своем бескорыстном стремлении делать добро ориентируются на христианские заповеди. В дальнейшем формируется авторская концепция «праведничества», в которой выделяются «праведники», сознательно следующие канонам православной веры. Среди них на первый план выдвигаются Александр Афанасьевич Рыжов («Однодум»), архимандрит («Кадетский монастырь»), Ефим Ботвиновский («Печерские антики»). Перед читателями проходит целая галерея образов героев-«праведников», колоритно изображенных Н.С. Лесковым, тонким знатоком природы русской души, сумевшим правдиво показать, что самое ценное в их жизни — это следование христианской истине, которая понимается ими как неотъемлемая часть человеческого бытия.
Великорусская сила души» не обязательно связывалась писателем с исполнением церковных уставов. Поэтому среди героев Н.С. Лескова встречаются и те, кто творит добро, руководствуясь только глубинными импульсами своей натуры (Перский, Зеленский, Бобров из «Кадетского монастыря», Николай Фермор («Инженеры-бессребреники»), Шерамур («Шерамур»), Берлинский («Печерские антики»), Селиван («Пугало»), Певунов («Павлин»), Памфалон («Скоморох Памфалон»)).
Таким образом, в рассказах «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Несмертельный Голован», «Инженеры-бессребреники», «Человек на часах», «Шерамур», «Тупейный художник», «Печерские антики», «Пугало», «Фигура», «Павлин», «На краю света», «Скоморох Памфалон» в яркой художественной форме воплощены различные типы русских «праведников», принадлежащих практически ко всем сословиям, бытовавшим в России 1870-1880-х годов. Н.С. Лескову-художнику свойственна чрезвычайная широта охвата русской действительности, что позволило ему применить особый характер художественного обобщения при решении проблемы «праведничества».
Изображая «праведников», под которыми писатель разумел всякого человека, умеющего усилием воли обуздать эгоистические порывы и воспитать в себе альтруистическую потребность служения «ближнему своему», жить по совести, Н.С. Лесков, по сути, решал проблему русского национального характера, выявляя ту «особость», которая была краеугольным камнем русской ментальности.
Герои-«праведники» в самых немыслимых условиях не теряли крепость духа, проявляли чудеса стойкости, твердость воли и удивительную выносливость в преодолении жизненных невзгод, символизируя тем самым неистребимую силу русского характера, воспетого в веках. Самоотверженные поступки героев Н.С. Лескова, совершаемые ими от чистого сердца во имя блага других, раскрывают перед читателем пути самоусовершенствования, духовного очищения и нравственного облагораживания, ведущие к становлению гармоничной личности.
Фрагмент текста работы:
1. Художественно-философская парадигма «праведничества» в прозе Н.С. Лескова
1.1. Типология «праведников» в концепции Н.С. Лескова
Творческие искания добра, истины и справедливости в окружающих людях породили Н.С. Лескова к исследуемому циклу рассказов «Праведники». Данный цикл создавался поэтапно: основой стал сборник 1880 года «Три праведника и один Шерамур», куда помимо «Шерамура» вошли «Пигмей», «Однодум» и «Кадетский монастырь». На протяжении 1880 -1890 годов цикл расширяется. Первая публикация цикла состоялась во втором то¬ме прижизненного собрания сочинений Н.С. Лескова (1889 -1896): «Однодум» (1879), «Пигмей» (1876), «Кадетский монастырь» (1880), «Русский демократ в Польше» (1880), «Несмертельный Голован» (1880), «Инженеры-бессребреники» (1887), «Левша» (1881), «Очарованный странник» (1873), «Человек на часах» (1887), «Шерамур» (1879).
По словам писателя, «…сила моего таланта в положительных типах. Я дал читателю положительные типы русских людей. Весь мой 2-й том под заглавием «Праведники» представляет собою отрадные яв¬ления русской жизни. Эти «Однодумы», «Пигмеи», «Кадетские монастыри», «Инженеры-бессребреники», «На краю света» и «Фигура» — положительные типы русских людей. Этому тому своих сочинений я придаю наибольшее значение. Он явно доказывает, был ли я слеп к хорошим и светлым сторонам русской жизни. Покажите мне у другого писателя такое обилие положитель¬ных русских типов» [Фаресов, 1904, с. 120]. Отметим тот факт, что «том 2-й имеет канони¬ческое авторское обозначение «Праведники»», но Н.С. Лескова «понятие это отнюдь не закреплял» [Горелов, 1988 с. 225]. Авторская установка отражена в рассказе «Од¬нодум», который открывает цикл. Заключительная фраза в произведении обозначает новую группу сочинений писателя: «Да будет он помянут в самом начале розыска о «трех праведниках»» [Лесков, 1989 с. 34].