Часть дипломной работы на тему Занимательность на уроках математики и внеклассной работе в 5-6 классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития занимательности на
уроках математики и внеклассной работе в 5-6 классах. 6
1.1 Занимательность как средство активизации познавательного
интереса школьников 6
1.2 Использование занимательности на уроках математики и
внеклассной работе в 5-6 классах. 9
1.3 Роль занимательных заданий в развитии интереса учащихся к
изучению математики 24
Выводы по 1 главе. 28
Список литературы. 29
Введение:
Актуальность
исследования. Важнейшим средством формирования познавательного интереса
школьников на уроках математики являются занимательные задания. Занимательность
связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на
человека, на школьника. В этой природе занимательности заключены чрезвычайно
значимые для познавательного интереса, а значит и для формирования
познавательной активности, элементы, которые могут вызвать чувство удивления,
являющееся началом всякого познания.
Основная
задача обучения математики в школе – обеспечить прочное, сознательное овладение
учащимися математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной
жизни и трудовой деятельности, достаточными
для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Однако, для того,
чтобы учащиеся прочно, легко и сознательно усваивали новый материал,
недостаточно использования только лишь традиционных средств обучения на уроках
и внеклассной работе. Одним из средств, оптимально подходящих для изучения
такого сложного предмета, как математика, являются занимательные задачи.
Важная особенность занимательной
математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная
задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в
активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет
его к первым самостоятельным открытиям. Главный фактор занимательности — это
приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их к самостоятельной
исследовательской деятельности. Умение логически мыслить — важное качество,
позволяющее эффективно общаться и понимать друг друга. Логику можно и
нужно развивать, причем осуществлять это нужно с самого детства. Отличные
помощники в этом — кроссворды, загадки, и, конечно же, различные математические
занимательные задачи.
Методологической основой ФГОС
является системно–деятельностный подход. Он направлен на формирование
готовности школьников к саморазвитию, а также непрерывному образованию.
Выпускник основной школы должен обладать следующими качествами: уметь
критически и креативно мыслить, активно и целенаправленно познавать окружающий
мир, понимать ценность образования и науки, а также труда и творчества для
общества, владеть азами научных методов познания, быть мотивированным на
творчество и инновационную деятельность. Все перечисленные качества успешно
развиваются в результате применения занимательных задач в обучении математике.
В психолого-педагогической литературе
Я.И. Перельман, Г.И. Щукина, И.П. Иванов и др. рассматривают
занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников.
Они видят сущность занимательности в обучении – в использовании различных
дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание школьников, а также
стимулирующих их к учению.
Объект
исследования: образовательная деятельность школьников.
Предмет
исследования: занимательность на уроках математики и
внеклассной работе в 5-6 классах.
Цель:
теоретически обосновать и апробировать комплекс занимательных задач для
развития познавательных интересов у школьников на учебных и внеклассных
занятиях по математике.
Гипотеза
исследования: предполагаем, что занимательные задачи в
процессе обучения математики помогают учащимся развивать логическое мышление и
открывать в себе другие способности, а также позволят повысить уровень
познавательного интереса школьников.
Задачи
исследования:
1. Проанализировать сущность понятия
«занимательность» как средства активизации познавательного интереса школьников.
2. Рассмотреть особенности
использования занимательности на уроках математики и внеклассной работе в 5-6
классах.
3. Изучить роль занимательных заданий
в развитии интереса учащихся к изучению математики.
Методы
исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме
исследования, анализ, сравнение, обобщение.
Структура: работа состоит из введения, 1 главы,
выводов по главе, списка литературы.
Заключение:
Анализирую психолого-педагогическую
литературу пришли к выводу, что занимательность является средством привлечения
интереса к предмету либо процессу изучения, способствующим переходу
познавательного интереса из стадии простой ориентировки, ситуативного,
эпизодического интереса, на стадию наиболее стабильного познавательного
отношения, устремления углубиться в суть познаваемого. Занимательность создает
заинтересованность, рождает чувство ожидания, пробуждает любопытство школьника,
которое переходит в любознательность и тем самым побуждает интерес к решению
математических заданий и самой математике в целом.
Обучение математике детей школьного возраста немыслимо
без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль
занимательного математического материала определяем на основе учета
возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:
активизируем умственную деятельность, заинтересовываем математическим
материалом, увлекаем и развлекаем детей, развиваем ум, расширяем, углубляем
математические представления, закрепляем полученные знания и умения, упражняем
в применении их в других видах деятельности.
Использование занимательного
материала по математике расширяет возможность создания и решения проблемных
ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности,
способствует организации общения детей между собой и со взрослыми. Систематическое
включение занимательных заданий в учебные задания на уроках математики и
внеклассной работе являются эффективным средством повышения интереса детей к
обучению математике, развития их умственной инициативы, мыслительной
деятельности, а также творческой активности, т.е. отвечает требованиям
современной школы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития
занимательности на уроках математики и внеклассной работе в 5-6 классах 1.1 Занимательность как средство активизации
познавательного интереса школьников Занимательность является средством
привлечения интереса к предмету либо процессу изучения, способствующим переходу
познавательного интереса из стадии простой ориентировки, ситуативного,
эпизодического интереса, на стадию наиболее стабильного познавательного
отношения, устремления углубиться в суть познаваемого. Именно по причине того,
что занимательность играет роль сильного средства, возбуждающего интерес
школьников, зачастую сам интерес учителями воспринимается как внешний стимул,
иными словами, многие учителя познавательный интерес отождествляют как
внутреннее состояние личности, а занимательность – как стимул внешний, который
способствует его пробуждению [15].
Осмысление занимательности как важной
особенности изучаемых явлений, предметов, процессов, возбуждающих
познавательный интерес, в своих трудах рассматривали К.А. Лыгалова, Н.И.
Гамбург, относящие занимательность не столь к психическому состоянию человека,
сколько к качеству явлений и предметов. В отличие от интереса,
являющегося средством повышения качества обучения, а также целью
педагогического процесса, занимательность является только средством увеличения
качества обучения и целью сама по себе не является. Таким образом,
занимательность тесно связана с интересными сторонами явлений, вещей,
процессов, которые воздействуют на человека, на ученика. В данной природе
занимательности заключаются весьма важные элементы для познавательного
интереса, вызывающие чувство удивления, которые, как известно, являются началом
любого познания [17].
Г. И. Щукина рассматривает
занимательность, как средство привлечения интереса к предмету или процессу
изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии
простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более
устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность
познаваемого [29].
Исследователь Я.И. Перельман
утверждает, что довольно часто человек рано лишается драгоценной способности
удивляться, а именно эта способность побуждает интересоваться теми вещами,
которые прямо не затрагивают нашего существования. Со временем все то, что
человека занимало, когда все впечатления были ему новы, становится привычным и перестает привлекать внимание [22].
Здесь значимы две следующие мысли:
во-первых, мысль о бескорыстии изумления (перед тем, что не затрагивает прямо
нашего существования) и, во-вторых, мысль о том, что обычные впечатления не
вызывают удивления. Среди всех существующих элементов занимательности,
необходимо отметить те, которые вызывают чувство удивления своими
последствиями:
— новизну;
— неожиданность;
— странность;
— необычность;
— несоответствие старым
представлениям.
Все перечисленные особенности,
которые составляют суть занимательности, представляют собой сильнейшие
побудители познавательного интереса, обостряющие эмоционально-мыслительные
процессы, заставляющие всматриваться пристально в предмет, наблюдать, сравнивать,
вспоминать, догадываться, искать в существующих знаниях объяснения, находить
выход из создавшейся ситуации [3].