Часть дипломной работы Иностранные языки Испанский язык

Часть дипломной работы на тему Языковая политика Испании в эпоху глобализации (на материале испанских СМИ)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 8
1.1 Глобализация общества 8
1.2 Культурная глобализация 11
1.3. Феномен глобального языка 14
1.4 Испанский как глобальный язык 16
1.5 Влияние глобализации на националистические и сепаратистские движения в Испании 18
1.6 Понятия региональных и миноритарных языков 20
1.7 Языковое состояние и языковая ситуация 22
1.8 Феномен билингвизма и диглоссии 24
1.9 Языковая политика 27
1.10. Регулирование коофициальных языков на законодательном уровне 28
1.11. Коофициальные языки Испании 29
Выводы к главе 1 31
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПАНСКИХ СМИ) 33
2.1. Языковая политика государства в Каталонии 33
2.1.1. Статус каталонского языка 33
2.1.2. Закон о языковой политике Каталонии, его основные положения и обсуждение 42
2.2. Страна Басков (Эускади) и Наварра в контексте языковой политики Испании (на материале испанских СМИ) 48
2.2.1. Статус баскского языка и языковая политика в регионе 48
2.2.2. Языковая ситуация в Наварре 54
2.3. Анализ языковой политики на примере Галисии и Валенсии 55
2.3.1. Особенности языковой политики в Галисии 55
2.3.2. Особенности языковой политики в Валенсии 57
2.4. Другие автономные сообщества Испании в контексте языковой политики государства (Балеарские острова, Астурия, Арагон, Долина Аран) 59
2.4.1. Балеарские острова 59
2.4.2. Астурия 63
2.4.3. Арагон 65
2.4.4. Долина Аран 68
Выводы к главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

 

 

  

Введение:

 

Глобализация стала объективной реальностью нашего времени. Ее можно охарактеризовать как процесс расширения, углубления и ускорения мирового сотрудничества, касающегося всех аспектов человеческой жизни, от экономики до искусства, от распространения национальных кухонь мира до американизации языков. Глобализация активно воздействует на множество сфер жизни общества, в том числе она отображается на языке – обогащает его за счет взаимодействия и заимствований из других языков, но также влияет и на политическое регулирования использования национальных языков. Языковая политика государств приобретает уникальные, современные черты в эпоху глобализации.
Как социальное явление и как историческая необходимость язык функционирует и развивается в тесной взаимосвязи с обществом, отражает его состояние, способствует его прогрессу. Благодаря своей главной функции – коммуникативной – язык способствует качественному изменению человеческого сообщества, оказывает значительное влияние на развитие интеграционных процессов.
Кроме того, язык как основной компонент этнической культуры играет важную роль в сохранении этноса, его национальной самобытности и идентичности. Поэтому в обществе, особенно в полиэтническом, всегда уделяется большое внимание языковым проблемам, социальное значение которых особенно четко проявлялось в период становления и развития наций и национальных языков [Исаев, с. 11].
На современном этапе развития общества в условиях глобализации рост национального самосознания, а также расширение демократических взглядов сыграли существенную роль в актуализации языковых проблем во всем мире. В многонациональном государстве язык любого этноса, даже совсем немногочисленного, стал представлять собой уникальную культурную ценность, требующую защиты и сохранения. «Гуманистические взгляды привели к утверждению того, что французы называют «lе droit а la differenсе», то есть «право на отличие», право быть не такими, как другие, право говорить на своем языке, жить в соответствии с традициями своей культуры» [Гак, с. 104].
При этом очень важно, «чтобы язык не только не превратился в средство самоотчуждения и самоизоляции народа, в орудие борьбы в межнациональных конфликтах, но, наоборот, служил бы единению народов, лучшему взаимопониманию» [Пуляев, с. 35]. Именно поэтому сегодня в полиэтнических обществах огромное значение уделяется языковому регулированию, которое реализуется через государственную языковую политику.
Благодаря усилиям ученых разных специальностей получили развитие важнейшие направления теоретико-методологических основ языковой политики и двуязычия. Среди зарубежных и отечественных ученых вопросам языковой политики и языкового строительства специальные работы посвятили Т. Скутнабб-Кангас, М. Сигуань, В. Макки, Д. Лейтин, Д. Пул, Дж. Фишман, Ю. Хабермас, Л. Никольский, Ф. Швейцер, М. Исаев, В. Григорьев, Д. Дешериев и др.
Тем не менее, вопросы влияния процесса глобализации на языковую политику государства на примере Испании, также, как и проблему отображения языковой ситуации в Испании и ее регионах на примере национальных СМИ остаются недостаточно исследованными на сегодняшний день.
Таким образом, наблюдаем противоречие между востребованностью современных исследований вопросов языковой политики государства в условиях глобализации и недостаточностью таких исследований на сегодня. Это и составляет актуальность тематики данной дипломной работы.
Объект исследования – языковая политика государства в эпоху глобализации.
Предметом исследования выступают особенности языковой политики Испании в условиях глобализации и отображение этой политики в национальных СМИ.
Цель работы – исследовать особенности языковой политики Испании в условиях глобализации на материале национальных испанских СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и особенности культурной глобализации;
2) определить сущность феномена глобального языка и выяснить черты испанского как глобального языка;
3) определить влияние глобализации на националистические и сепаратистские движения в Испании;
4) выяснить понятия региональных и миноритарных языков, языковых состояния и ситуации, билингвизма и диглоссии;
5) исследовать политические и социокультурные предпосылки языковой политики Испании;
6) рассмотреть специфику языковой политики регионов Испании на материале испаноязычных СМИ.
Теоретическая ценность работы заключается в обобщении теоретических знаний о понятиях глобализации, глобального языка, языковых явлений, которые возникают в результате влияния глобализации на язык (региональные и миноритарные языка, языковое состояние и языковая ситуация, билингвизм и диглоссия), а также о языковой политике государства и современном состоянии испанской языковой политики.
Практическая ценность работы состоит том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов языкознания, стилистики и дискурсологии, этнолингвистики, теории и практики испанского языка и т.п. Результаты исследования также могут служить материалом для написания научных и студенческих работ, рефератов, курсовых и дипломных работ и др.
Новизна исследования заключается в том, что впервые были обобщены и систематизированы данные об особенностях языковой политики в эпоху глобализации на материале современных испанских СМИ Каталонии и Мадрида.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка литературы и списка иллюстративных материалов.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования были изучены теоретические аспекты изучения языковой политики государства в эпоху глобализации, а также совершено практическое исследование данного вопроса на примере испанских СМИ. В первой главе исследования рассмотрено влияние глобализации на языковую ситуацию в государстве и государственную политику. Выяснено, что процесс глобализации стал одним из знаковых тенденциозных явлений конца XX века, который на сегодня проявляется практически во всех сферах жизни человека. Глобализация в сфере языковой политики относится к элементам культурной глобализации, которая определяется в исследовании как сложный, универсальный, многообразный и многослойный социокультурный процесс интеграции государств, национальностей и этносов, формирующий добровольное мировое гуманистическое единство, определяющее возможность земного бытия.
В работе изучен вопрос испанского языка как глобального, определено, что глобальный язык обладает такими функциями, как функция основного государственного языка для жителей большого количества стран. К тому же такой язык может приобрести официальный статус и получить распространение в институтах власти, юридической системе, рекламе, СМИ и системе образования. В работе выяснено, что испанский язык является одним из наиболее распространенных языков в мире.
В контексте исследования также рассмотрены понятия региональных и миноритарных языков, а также изучены явления языкового состояния и языковой ситуации. В контексте языковой ситуации Испании рассмотрены также феномены билингвизма и диглоссии, как виды многоязычных языковых ситуаций. Определено, что составной частью национальной политики государства является языковая политика. При ее осуществлении необходим учет множества факторов, особенно в полиэтнических и многоязычных странах, где соотношение языков по их коммуникативным функциям, по использованию в различных сферах социальной жизни тесно связано с механизмами политического управления, национального согласия и социальной стабильности.
Во второй главе исследования изучены особенности языковой политики в регионах Испании, а также совершен анализ освещения данной тематики в современных испанских СМИ. Исследование показало, что Каталония, будучи одним из наиболее самобытных регионов Испании, в котором на сегодня наблюдается активный процесс национализма и «каталонизации», то есть население региона поддерживает идеи культурной и языковой обособленности Каталонии как самобытного региона со своей культурой и языком.
Каталонский язык очень распространен в самой Каталонии, а также в Валенсии, на Балеарских островах, в Андорре. Язык используется на административном уровне с переводом на кастильский, что является проблемой, утесняет права других языков как официальных. Эти проблемы освещены в современных испанских СМИ. Каталонский активно используется в образовании, правосудии, в СМИ и т.д.
Анализ языковой политики страны Басков показал, что баскский язык также обладает статусом официального регионального языка в Испании, кроме того он получает огромную поддержку от государства и населения, хотя некоторые публикации современных СМИ указывают на недостаточно распространённое использование баскского языка в ежедневной речи – он стал более официальным чем разговорным языком в регионе.
В Галисии галисийский язык наряду с испанским является официальным языком автономии. Галисия – двуязычный регион, так как галисийский все же уступает в частотности использования кастильскому, особенно в больших городах региона. Устав автономного сообщества Валенсии называет валенсийский язык официальным для данного сообщества, но не рассматривается как единственно разрешенный на этой территории. Каждый из этих регионов характеризуется собственными особенностями – если в Галисии точатся споры о том, считать ли галисийский язык диалектом португальского языка, то валенсийский язык взаимодействует, прежде всего, с каталонским языком и в регионе стоит вопрос о том, считать ли их разными языками, или же приравнять валенсийский к каталонскому языку, считая его лишь диалектом. Напряженная языковая обстановка наблюдается на Балеарских островах. Каталонский язык в этом регионе, на сегодняшний день, является в более выгодном положении чем в Галисии или Валенсии, однако анализ публикаций СМИ показал множество конфликтов между приверженцами каталонского языка и его популяризации в регионе (преимущественно такие идеи транслирует издание Барселоны «La Vanguardia») и противниками каталонского языка как инструмента по насаживаю национализма и сепаратизма в регионах (этой позиции придерживаются мадридские издания, такие как «El Mundo».
Также в главе исследована языковая политика в Астурии. Астурийский язык на сегодняшний день не обладает официальным статусом, однако в Астурии принят ряд законов, предусматривающих защиту этого языка и регулирующих его использование в жизни сообщества. Схожей является и ситуация в Арагоне, где кастильский язык используется абсолютным большинством населения – 95%. Остальные 5% используют как арагонский, так и каталонский языки. Наконец, в главе также рассмотрена языковая ситуация в долине Аран. Аранский язык сохранился в течение многих веков и изучается в школах региона.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1.1 Глобализация общества

Одним из знаковых тенденциозных явлений конца XX века, затронувших своим влиянием все сферы общественной жизни и получивший в социогуманитарном дискурсе столь широкий резонанс, стал процесс глобализации.
Изначально термин «глобализация» упоминался в контексте экономики и политики, поэтому впервые был использован Т. Левитом в работе для журнала Гарвардский бизнес-обзор (The Harvard Business Review) в 80-х годах XX века, при описании факта слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями.
В наши дни существует многообразие толкований понятия «глобализация». Так, социолог и теоретик глобализации Р. Робертсон в своей работе «Глобализация: социальная теория и глобальная культура» понимает ее как «процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах» [Robertson].
Отечественный ученый Е.П. Бажанов рассматривает глобализацию как процесс «стремительного взаимного проникновения и усиления взаимозависимости национальных государств в экономической, социальной, политической, идеологической и культурной областях» [Бажанов, 2004].
Существует целый ряд определений, однако исследователи сходятся на том, что глобализация в наши дни затрагивает все сферы жизни не только одного человека, но и всего общества.

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы