Часть дипломной работы на тему Взаимосвязь уровня самостоятельности дошкольников с психологической готовностью к школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К ШКОЛЕ 8
1.1. Процесс формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в онтогенезе 8
1.2. Содержание и структура феномена «психологическая готовность к школе» 15
1.3. Взаимосвязь уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста и готовности к обучению в школе 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К ШКОЛЕ 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования взаимосвязи уровня самостоятельности дошкольников с психологической готовностью к школе 44
2.2. Рекомендации по результатам исследования 51
Выводы по 2 главе: 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
Введение:
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Школьное образование предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Особое место исследователи выделяют такому качеству будущего школьника как его самостоятельность. Данный феномен как главнейшее условие развития его личности в целом, не является врожденным, а формируется в течение жизни. Первые проявления самостоятельности наблюдаются в период младенчества, однако именно в период кризиса трех лет данное качество наиболее ярко. Зачастую родители выполняют какие-либо действия вместо ребенка, чтобы сократить время или сделать более качество, что приводит к снижению самооценки ребенка, развитию неуверенности в себе.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание.
Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Приходя в школу, ребенок не просто переступает порог, но переходит на новую, общественно значимую социальную ступеньку — становится школьником.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно-трудовой, художественной деятельности. Овладение различными видами деятельности связано с освоением детьми комплекса разнообразных умений универсального характера, общих для всех видов деятельности (умений целеполагания, планирования, контроля, прогнозирования и пр.), а также умений, специфических для каждого вида деятельности (игровых, познавательных, трудовых и пр.).
Активное овладение различными видами деятельности приводит к формированию самостоятельности как доминирующей черты активности старшего дошкольника.
Проблема исследования состоит в недооценке развития универсальных (целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и пр.) и специфических умений (интеллектуальной, познавательной, трудовой, творческой, игровой), при подготовке к школе, которые способствуют формированию самостоятельности детей как доминирующей черты активности старшего дошкольника.
Степень изученности проблемы. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни – это комплексная проблема. Данная тема широко исследуется в педагогике и психологии. В процессе анализа литературы по данной проблеме были выделены исследования и работы, которые изучают готовность ребенка к школе: Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова.
Вопросом подготовки детей к школе и формированием самостоятельности, как отдельного феномена, так и во взаимосвязи с процессом подготовки детей рассматривали такие авторы как Л.В. Венгер, В.С. Мухина, Г.В. Бурменская, Р.В. Овчарова. Исследования В.С. Мухиной доказывает важность роли семьи в процессе подготовки ребенка к школе и формировании его самостоятельности.
Такие исследователи как Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе объясняют необходимость формирования определенных организационно-педагогических условий в процессе образования в детском саду, чтобы ребенок имел возможность проявить субъектные качества, в том числе и самостоятельность.
Также стоит отметить, исследования Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, в которых описано, что наиболее эффективное обучение самостоятельности дошкольника необходимо организовывать в игровой деятельности, так как именно в период старшего дошкольного возраста детская инициатива наиболее проявляется в игре.
Объект: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: связь уровня сформированности самостоятельности и психологической готовности к школе у старших дошкольников.
Целью исследования является выявление связи между показателями самостоятельности и психологической готовности к школе, разработка рекомендаций по развитию самостоятельности дошкольников в процессе психологической готовности к школе.
Гипотеза исследования:
Психологическая готовность к школе связана с уровнем развития самостоятельности у старших дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Теоретический анализ проблемы исследования самостоятельности и психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста;
2) Диагностика уровня сформированности самостоятельности и готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет;
3) Разработать рекомендации по развитию самостоятельности старших дошкольников в процессе психологической подготовки к школе.
Теоретическую основу исследования составили концепции таких психологов и педагогов как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухиной.
Методы, которые использовались в исследовании:
1. Теоретический анализ литературы способствовал изучению проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста и уровня самостоятельности дошкольников с психологической готовностью к школе, описанные в различных исследованиях, источниках и отечественной литературе.
2. Анализ, сравнение, обобщение помогли сгруппировать полученные данные, проанализировать результаты исследований, сравнить полученные данные между собой и т.д.
3. Методики:
• Методика. Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека. Методика Керна—Йерасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.
• Методика «Внутренняя позиция школьника». Данное средство диагностики представляет собой экспериментальную беседу и направлено на выявление внутренней позиции школьника.
• Методика «Сказка». Это средство диагностики направлено на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.
• Методика «Домик». Позволяет выявить умение ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, а также произвольную регуляцию деятельности.
• Методика изучения уровня развития самостоятельности М.Н.Поляковой.
4. Анализ математических и статистических результатов исследования. Данный метод использовался для подсчета результатов диагностик, формирования таблиц и диаграмм показателей.
Данное исследование проводилось на базе Детский Сад «Лесная Сказка» город Сургут. В эмпирическом исследовании принимали участие дети 6-7 лет в количестве 20 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Заключение:
Развитие самостоятельности происходит в дошкольном возрасте. Первые проявления наблюдаются в раннем детстве, когда ребенок начинает тянуться к игрушкам. Максимальное развитие самостоятельности происходит в период 6-7 лет.
Развитие самостоятельности представлены 3 уровнями:
Первый уровень представлен подражанием взрослому.
На втором уровне действует механизм «переноса»: действия с обычных условий в новые, незнакомые ребенку, но однородные с обычными.
Третий уровень представлен интенсивным испытанием собственных возможностей.
В рамках данного исследования были также рассмотрены понятия «готовность к школе» и ее компоненты. Для проведения исследования были выбраны определения готовности В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера.
Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста является важным показателем их готовности к школьному обучению. Активное овладение универсальными и специфическими видами способствует формированию самостоятельности как доминирующей черты активности старшего дошкольника.
Психологическая готовность ребенка к школе формируется при овладении различными видами деятельности:
• универсальными умениями, общими для всех видов деятельности (целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и пр.);
• овладение специфическими для каждого ребенка видами деятельности (интеллектуальной, познавательной, трудовой, творческой, игровой).
В результате исследования мы видим, что большинство детей находятся на среднем уровни:
— дети имеют низкую мотивационную направленность (15%) (3 чел.), низкий уровень внутренней позиции школьника, низкий уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, произвольной регуляции деятельности;
— 50% (10 чел.) детей имеют средний уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, произвольной регуляции деятельности, средний уровень внутренней позиции школьника, средний уровень познавательной мотивационной направленности;
— 35% (7 чел.) имеют высокий уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, произвольной регуляции деятельности, высокий уровень внутренней позиции школьника, высокий уровень познавательной мотивационной направленности.
Результаты диагностики уровня развития самостоятельности по методике М.Н.Поляковой «Догадайся, что это за предмет» (n=20, в %):
– высокий уровень наблюдается у 35% детей (7 чел.) (10-8 баллов) – дети с интересом рассматривают предметы, берут их в руки, задают педагогу вопросы, выдвигают гипотезы, предлагают найти информацию о данном предмете в определенном источнике;
– средний уровень наблюдаются у 50% (10 чел.) (7-4 балла) – дети заинтересованы в обследовании предмета, длительное время рассматривают его, пытаются определить его назначение, но при неправильном ответе быстро сдаются и просят помощи взрослого;
– низкий уровень наблюдается у 15% (3 чел.) (3-1 балл) – дети не заинтересованы в обследовании предмета, прибегают к помощи взрослого в процессе определения назначения предмета, не желают обследовать предмет.
Согласно нашей гипотезе, существует связь между низким уровнем самостоятельности и психологической неготовности к школе.
Для проверки гипотезы мы провели корелляционный анализ по критерию Спирмена.
Мы обнаружили сильную положительную связь между высоким уровнем самостоятельности и готовностью, между высоким уровнем самостоятельности и высокой степенью готовности, сильную положительную связь между средним уровнем самостоятельности и выраженной готовностью, между средним уровнем самостоятельности и готовностью, между низким уровнем самостоятельности и низким уровнем готовности.
Таким образом, мы видим, что существует связь между готовностью к школе и самостоятельностью. Можно сказать что гипотеза нашего исследования подтверждена.
Предлагаются следующие рекомендации для психолога:
1) Взаимодействия с педагогами, контакты педагогами, доверие, обсуждение с воспитателями.
2) Взаимодействие с родителями, проведение тренингов, семинаров, мастер-классов по вопросам подготовки детей к школьному обучению, включение учебной деятельности в игровую в домашних условиях.
3) Реализация упражнений, направленных на развитие способности регулировать своё состояние, соревновательные игры и творческие задания для развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К ШКОЛЕ
1.1. Процесс формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Самостоятельность понимается как уверенность человека в собственных действиях, поступках, намерениях. А.Н. Леонтьев описывает самостоятельность как совокупность качеств личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленный на независимость, автономию.
Т.Э. Токарева и Н.В. Полтавцева предлагают понимать самостоятельность как способность приготовиться, выполнить, оценить результат, установить их взаимосвязь. В рамках данного исследования самостоятельность будет пониматься как способность личности, которая направлена на достижение результата, исходя из собственных возможностей [43, с. 99].
Исследования Р.С. Буре доказывают, что истоки зарождения самостоятельности проявляются в 1-2 года. В этом возрасте зарождаются различные умения и действия, которые развиваются и усложняются в процессе игровой деятельности, в постепенной социализации ребенка и восприятии окружающего мира.
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок стремится к реализации своего «я», стремясь подтвердить свою самостоятельность. У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий. Формирование самостоятельности, по мнению Л.С. Выготского, во многом зависит от уровня сформированности его высших психических функций, благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности [25, с. 81].
Стоит отметить роль семьи в развитии самостоятельности в онтогенезе, так Р.В. Овчарова в своих работах утверждает, что родители должны создавать специальные условия для ее развития.
К таким условиям автор относит:
• при увеличении объема самостоятельности, объем действий родители, целью которых является помощь ребенку, сокращается.
• родителю необходимо понимать, что результативность действий ребенка не равно постоянному контролю со стороны взрослого, так как последний компонент неизменно может привести к безволию, лени, инфантилизму.
Р.В. Овчарова представляет самостоятельность как залог к свободе выбора, имеющий истоки уверенности в себе, ответственности [29, с. 13].
Проблему развития детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности также изучали Т.Н. Доронова, З.А. Михайлова, Н.М. Полякова и др. В возрасте двух лет, ребенок уже сам может ходить, сам берет игрушки, которые ему нравятся, пытается самостоятельно есть. Чтобы быстрее понять окружающий мир, ему нужен взрослый, который будет опорой для него. В возрасте двух-трех лет маленькие дети хотят делать все то, что делают взрослые, быть такими как они и стремится быть с ними наравне, подражая им в деятельности [11, с. 63].
В исследованиях Т. Гуськовой, Н. Ермак выявлено, что самостоятельность является качеством человека, которое проявляется в поведении ребенка на разных этапах развития. Так, в 2-3 года самостоятельность выражается в стремлении проявить собственные желания. К 4 годам данное стремление затухает. Это связано с кризисом трех лет, который связан с процессом сепарации ребенка от матери, проявлением его собственных деланий и намерений. Задача родителей заключается в поддержании самостоятельности ребенка в его действиях. Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Потребность ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметами находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком [27, с. 58].
Педагог Т.И. Бабаева указывает, что самостоятельность детей проявляется в автономном решении доступных для развития задач в различных видах деятельности. Ребенок проявляет желание решить задачу без помощи взрослого, достичь поставленную цель деятельности (творческой, трудовой, игровой), проявить инициативу [2].
Вместе с тем, автор указывает, что самостоятельность не является абсолютным феноменом, так как если человек живет в обществе, независимым от него быть нельзя. Т.И. Бабаева выделяет такие компоненты достаточной самостоятельности как:
1) адекватное принятие и реакция на критику;
2) адекватная самооценка, свобода выбора, понимание того, что ты отвечаешь за свои поступки – все перечисленные критерии складывают картину сформированности ответственности;
3) самоанализ, самоконтроль и дисциплина [24].
Дисциплина имеет два компонента – это внутренняя и внешняя дисциплина. Внешняя сторона проявляется в контроле своих эмоции, соблюдению правил поведения, послушанием и исполнительностью. Внутренний компонент дисциплины – это феномен более глубокий, когда ребенок осознает себя, имеет навыки самоконтроля, а также способен противостоять своим импульсивным желаниям. Последний вид дисциплины является показателем того, что самостоятельность сформирована.
В 2012 г. М.Н. Полякова для определения степени проявления ребенком самостоятельности в качестве критериев выделяет:
– способность к самостоятельному выбору (деятельности, ее целей, средств и способов, партнеров для общения). В качестве практического примера можно привести то, что ребенок охотно соглашается на какую-либо деятельность, однако может выбрать или привнести в данную деятельность полезные для себя или окружающих вещи, условия и т.д.;
– уверенность в себе, своих возможностях, осознание своих особенностей, умений, предпочтений, трудностей;
– умение осуществить деятельность во всех ее компонентах (от постановки цели, отбора средств и способов (в планировании и практическом воплощении плана) до получения намеченного результата);
– автономность поведения: ребенок не обращается за помощью к другому (взрослому или сверстнику), сам стремиться решить задачи;
– умение использовать свой опыт для решения новых задач (способность к переносу знаний и умений в новые условия деятельности)
– получение морального удовлетворения от выполненной задачи (радость от победы, поиск решения и т.д.) [29, с. 6].
На рисунке 1 представлена структура самостоятельности.