Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Взаимосвязь темперамента и уровня профессионального выгорания у учителей средней общеобразовательной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи темперамента и уровня профессионального выгорания у учителей средней общеобразовательной школы 6

1.1. Характеристика профессионального выгорания у учителей средней общеобразовательной школы 6

1.2. Сущность понятия «темперамент» в психолого-педагогической литературе 19

1.3. Влияние темперамента на педагогическую деятельность и профессиональное выгорание учителей средней общеобразовательной школы 28

Выводы по главе 1 38

Список литературы 40

  

Введение:

 

По мнению С.Г. Ахмеровой, которая проводит параллель между ка-чеством образования и качеством работающих в сфере образования учи-телей: здесь есть прямая зависимость первого фактора от второго, а зна-чит, учитель становится «ключевой фигурой современной школы» [2]. Се-годня педагог — это профессионал, человек, способный искусно контакти-ровать с родителями и обладающий компьютерной компетентностью, а не только хороший специалист, понимающий своих учеников. Функций у со-временного учителя становится больше: учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и думать о рейтинге школы.

Все это может привести к одной из наиболее актуальных проблем со-временного учителя и всей системы образования в целом — профессио-нальному и эмоциональному выгоранию учителей.

В современном мире сохранение психического здоровья педагога — насущная проблема: требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают.

Профессиональное выгорание — это хроническое истощение эмоци-ональных, физических и волевых ресурсов, совокупность негативных пе-реживаний, связанных с работой. Оно выражается в психическом, эмоцио-нальном и физическом утомлении, его проявления могут быть самыми разнообразными.

Чаще всего педагог с профессиональным выгоранием испытывает апатичность, чувство хронической усталости, подавленности, а иногда и проявляет грубость, несдержанность. Эмоциональные взрывы не приносят облегчения, а наоборот, заставляют его испытывать чувство вины, так как профессиональный долг обязывает держать себя в руках. Тогда проявля-ется другая крайность — равнодушие. В свою очередь, эти две реакции — агрессия и равнодушие — становятся причиной стресса учащихся.

В отечественной психологии проблемой профессионального выгора-ния занимались Г.С. Беляев, В.В. Бойко, И.А. Копылова, В.С. Лобзин, Г.А. Макарова, Т.В. Форманюк и другие ученые. В зарубежной психологии изучением синдрома эмоционального выгорания занимались С.Е. Джек-сон, К. Маслач, Г. Робертс и др. Несмотря на то, что исследования в обла-сти эмоционального выгорания начались с 70-х годов XX века, до сих пор эта тема остается актуальной, так как синдром эмоционального выгорания является одной из «болезней цивилизации» [1].

Изучением проблемы темперамента занимались И. Кант, Э. Кречмер, Б. В. Овчинников и др. В научной литературе большое внимание уделяет-ся темпераменту школьников. Однако проблема взаимосвязи темперамента и профвыгорания учителей выявлена недостаточно.

Проблема исследования заключается в исследовании взаимосвязи темперамента и профессионального выгорания учителей средней общеоб-разовательной школы.

Объект исследования: профессиональное выгорание учителя.

Предмет исследования: взаимосвязь темперамента и уровня профес-сионального выгорания у учителей средней общеобразовательной школы

Цель исследования: изучение взаимосвязи темперамента и уровня профессионального выгорания у учителей средней общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: темперамент учителя влияет на уровень его профессионального выгорания.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности профессионального выгорания у учите-лей средней общеобразовательной школы.

2. Определить сущность понятия «темперамент» в психолого-педагогической литературе.

3. Изучить влияние темперамента на педагогическую деятельность и профессиональное выгорание у учителей средней общеобразовательной школы.

4. Провести исследование влияние темперамента на профессиональ-ное выгорание у учителей средней общеобразовательной школы.

Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, за-ключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи темперамента и уровня профессионального выгорания у учителей средней общеобра-зовательной школы

1.1. Характеристика профессионального выгорания у учителей средней общеобразовательной школы

В течение последних тридцати лет проблема сохранения психическо-го здоровья педагога в образовательных учреждениях стала особенно ак-туальной. Профессиональный труд учителя отличает высокая эмоцио-нальная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педа-гоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание»

Впервые термин «burnout» был введен американским психиатром X. Фреденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состоя-ния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при ока-зании профессиональной помощи. Первоначально под «выгоранием» под-разумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполез-ности.

По мнению Г. Селье «профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения» [6].

Исследователи Д. Грюнфельд и А. Широм считают, что «выгорание» представляет собой отдельный аспект стресса, состоящий в том, что оно определяется и изучается в основном как модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры.

Наиболее интенсивно синдром «выгорания» начал изучаться после появления статьи К. Маслач под названием «Выгоревшие» в журнале «Human Behavior». Согласно К. Маслач, синдром «выгорания» представ-ляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное ис-тощение, деперсонализацию, дегуманизацию и редуцирование персональ-ных достижений [34].

Р. Грином предлагается двухмерная структура синдрома «выгора-ния», в которой обычно эмоциональное истощение и деперсонализация объединяются в единый фактор, например, «сущность «выгорания»».вот она взаимосвязь

Другая модель С. Вильямса предполагает, что эмоциональное исто-щение и деперсонализация являются главными факторами «выгорания», тогда как индивидуальные достижения напрямую связаны с личностными характеристиками (эмпатией).

Некоторые авторы признают лишь одномерную модель. Например, А.М. Пайнс и Е. Аронсон полагают, что «выгорание» является сочетанием физического, эмоционального и когнитивного истощения (утомления).

А. Широм рассматривает в качестве главного фактора «выгорания» эмоциональное истощение. Дополнительными компонентами, по А. Ши-рому, являются либо следствие поведения преодоления (деперсонализа-ция), либо последствия выгорания (редуцирование достижений).

Н.В. Гришина подчеркивает, что «выгорание» должно рассматри-ваться как особое состояние человека, являющееся следствием профессио-нальных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенци-альном уровне описания» [14].

В.В. Бойко определяет профессиональное выгорание как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего челове-ка [6].

Профессиональное выгорание по мнению Н.Е. Водопьяновой – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к ис-тощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающе-го человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внут-реннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «раз-рядки» или «освобождения» от них [8].

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека [10].

Синдром профессионального (эмоционального) выгорания – самая опасная профессиональная болезнь типа профессий «человек-человек»: пе-дагогов, социальных работников, психологов, менеджеров всех уровней, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность тесно связана с общением.

Проблема «выгорания» становится все более актуальной для совре-менных общеобразовательных учреждений из-за своих негативных по-следствий: ухудшение психологического и физического здоровья учителей, нарушение системы отношений в коллективе, развитие негативных устано-вок по отношению к работе, снижение качественных и количественных по-казателей профессиональной деятельности и другое. Поэтому одной из важных проблем практической психологии является изучение закономер-ностей проявления данного синдрома у учителей общеобразовательной школы.

Труд учителя, согласно известной классификации профессий Е.А. Климова, относится к профессиям типа «Человек-Человек». Другими сло-вами, основным содержанием профессиональной деятельности учителя яв-ляется взаимодействие, общение с другим Человеком (Учеником), в связи и по поводу обучения и воспитания этого другого человека. При этом про-фессия учителя является одной из самых массовых разновидностей ум-ственного труда [16].

Профессию учителя относят к профессии повышенного риска по ча-стоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. К числу причин относят, как правило, повышенную продолжительность дня, высокую нервно-психическую напряженность и социальную ответствен-ность. Эти характеристики являются серьезной профессиональной особен-ностью труда учителя.

Следует отметить, что данная особенность приобретает особую зна-чимость в современных условиях развития системы образования, которая характеризуется резкими и глубокими инновационными преобразования-ми. В связи с этим, сами условия, возникающие под воздействием преобра-зований, выступают дополнительным источником напряжения. Именно по-этому проблему профессионального здоровья педагога по высокой степе-ни важности следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации.

Исследования психологов Н.А. Аминовой, Л.Г. Федоренко и других, доказали, что через после двадцати лет профессиональной деятельности у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя. А если педагоги вынуждены трудиться, например, на репетиторстве, дополнительной ставке, без выходных, то вы-горание может наступить значительно быстрее [3].

Труд учителя является тяжёлым и напряжённым. Это уже становится аксиомой. Произошедшие на рубеже веков изменения учебно-воспитательного процесса, развитие новых форм организации школьного процесса резко увеличили объёмы трудовой загруженности учителя. При этом базовые условия труда (взаимосвязь уроков и заработной платы, ор-ганизация труда и отдыха, механизмы социальной защиты, способы пре-поднесения материала и т.д.) практически не изменились. Огромные объе-мы нагрузки и несоответствующая им заработная плата приводят к дефи-циту сна, гиподинамии, что не лучшим образом сказывается на состоянии здоровья учителя. Немаловажным является тот факт, что данная профес-сиональная группа представлена в основном женщинами (более 80% всех педагогов) с большим профессиональным стажем (более 50% работают более 20 лет), значительная часть которых пенсионного возраста (18% пе-дагогов).

Изучая синдром эмоционального выгорания социально значимых профессий — медицинских работников, учителей, ученых — Г. А. Мака-рова дает следующее определение данному феномену: это «состояние эмо-ционального, умственного истощения, физического утомления, возникаю-щее в результате хронического стресса на работе» [26].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы