Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Взаимосвязь субъектности и уровни готовности к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Дошкольные образовательные организации являются начальным звеном в системе образования, которое отвечает за воспитание личности ребенка и формирование его социальных ориентаций. Интеграция психо-логической науки и социальной практики, гуманизация и индивидуализа-ция образования сегодня направлены на развитие ребенка как субъекта де-ятельности, активизацию деятельностно-преобразующей личности, спо-собной адаптироваться к высокому темпу социальных процессов, измене-ний, быть автором собственной жизни, своих решений и нести за них от-ветственность.

Готовность ребенка к школе рассматривается на современном этапе развития, как комплексная характеристика ребенка. Для ребенка начало обучения в школе – это новый этап в жизни ребенка, и он, безусловно, требует определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.

Проблема взаимосвязи готовности к школьному обучению и субъ-ектности старших дошкольников актуальна как для России, так и для нашего округа. Поступление в школу является поворотным моментом в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он поступает в пер-вый класс. Меняется место ребенка в системе социальных отношений: из дошкольной детской игры и небольшим числом обязанностей он попадает в совершенно иной мир. Поступление в школу – это переход к новому по-ложению в обществе, переход к новым условиям жизни и деятельности, переход к новым отношениям со взрослыми и сверстниками, изменение факторов местонахождения, социальных условий, определяющих развитие и жизнь ребенка.

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время различными учеными (психологами, педагогами, социологами) изучается взаимосвязь субъектности и уровни готовности к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте. Готовность ребенка к школе – основа, от которой зависят дальнейшие успехи в учебной деятельности, способность к произвольности, самодостаточность и благополучие, которые серьезно влияют на его физическое и психическое здоровье. Важнейшими задачами, стоящими перед дошкольными организациями, являются всестороннее развитие личности вашего ребенка при подготовке к школе.

Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить и опреде-лить взаимосвязь субъектности и уровня готовности к школьному обуче-нию в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования: уровень готовности к школьному обучению старших дошкольников.

Предмет исследования: взаимосвязь субъектности и уровня готов-ности к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические задачи исследования:

1. Изучить теоретические подходы в психолого-педагогической науке к феномену уровня готовности к школьному обучению старших до-школьников.

2. Исследовать теоретические подходы в психологии к феномену субъ-ектности.

3. Проанализировать теоретические проблемы взаимосвязи субъектно-сти и уровня готовности к школьному обучению в старшем до-школьном возрасте.

Эмпирические задачи исследования:

1. Эмпирически исследовать уровень готовности к школьному обуче-нию старших дошкольников.

2. Эмпирически исследовать развития субъектности старших дошколь-ников.

3. Проанализировать эмпиричесское исследование взаимосвязи субъ-ектности и уровня готовности к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы.

2. Программа «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М. Семаго;

3. Стандартная беседа Нежновой;

4. Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга;

5. Методика исследования субъектности ребенка в дошкольном воз-расте О. В. Кудрявцевой.

Новизна – новизна исследования состоит в том, что в работе впер-вые рассмотрена взаимосвязь субъектности и уровни готовности к школь-ному обучению в старшем дошкольном возрасте.

Разъясняя основные задачи и проблемы взаимосвязи субъектности и уровня готовности к школьному обучению в старшем дошкольном воз-расте, необходимо обеспечивать окружающих определёнными методами и приёмами работы с дошкольниками в связи с разным проявлением субъ-ектности и особенности готовности к школьному обучению.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что знание взаимосвязи субъектности и уровня готовности к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте может помочь дошкольникам в решении некоторых вопросов успешного усвоения информации и школь-ного обучения, а также эти знания могут быть использованы разными спе-циалистами в области подготовки детей к школе.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав – теоретической и эмпирической, заключения, списка литературы и прило-жений. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы готовности к школь-ному обучению старших дошкольников с разным проявлением субъ-ектности

1.1 Теоретические подходы в психолого-педагогической науке к фе-номену готовности к школьному обучению

Проблема готовности детей к школьному обучению (школьная зре-лость) является фундаментальной в психолого-педагогической науке и привлекает внимание ученых на протяжении долгого времени. Исследова-нием различных аспектов проблемы готовности к школьному обучению занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, К.Н. Поливанова, Н.И. Гуткина, Я. Йирасек, Дж. Брунер и др.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошколь-ного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обуче-ния в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятель-ности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрос-лого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого [7].

В настоящее время выделяют морфофизиологическую, предметную (знания, умения и навыки в определенной предметной области, такие как умение читать, считать и т.д.) и психологическую готовность к школьному обучению. В данном исследовании мы будем изучать психологическую го-товность к школьному обучению.

Большое значение для формирования предпосылок учебной деятель-ности имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают особый подгото-вительный этап овладения их принципом. В них ребенок учится сознатель-но подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для со-здания предпосылок учебной деятельности.

При переходе к школьному обучению эта способность делает воз-можным подчинение активности ребенка учебной задаче и целям.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются такие эле-менты учебной деятельности [1]:

— умения определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

— самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

— умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельно-сти в процессе получения промежуточных результатов;

— умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельно-сти были отнесены:

— умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяс-нение, образец;

— умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;

— умение контролировать свои действия, оценивать задания и резуль-таты деятельности.

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной дея-тельности выступалют:

— высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выпол-нение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объ-яснить, правильно оценить работу других и собственную;

— средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, нали-чие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформирован-ность оценки и самооценки;

— низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, нали-чие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполне-ние задания, не чувствительность к оценке.

Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспе-чивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, со-здавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Первые исследования психологических особенностей детей, посту-пающих в школу, были опубликованы во второй половине XIX века (А. Нейфельд, А. Нечаев, Э. Мейман, А. Павлов, Ст. Холл и др.). В исследова-ниях того периода обсуждается сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания. В ис-следованиях второй половины XIX века готовность детей к обучению в школе не выделяется как самостоятельная научная проблема и рассматри-вается в контексте общих проблем возрастной и педагогической психоло-гии. Понятие «готовность к обучению школе» на тот момент еще не ис-пользовалось, но активно изучалось содержание этого вопроса.

В исследованиях зарубежных ученых существуют разные взгляды на понимание «готовности к школьному обучению», одни авторы рассматри-вают готовность (Д. Эване и др.) как функцию возраста, то есть ребенок считается автоматически готовым к школе по достижению определенного возраста. Другие исследователи (Д. Озубел и др.) считают готовность к школе функцией поведения. В других случаях школьная зрелость отож-дествляется с умственными способностями ребенка (Л. Винтер). Йозеф Шванцара под готовностью к обучению в школе выделяет умственный, со-циальный и эмоциональный элементы психологической готовности. Немецкий психолог Г. Витцлак относит к таким элементам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносли-вость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интере-сов, развития способностей к обучению, а также социального поведения.

Для зарубежных психологов школьная зрелость означает достиже-ние такого уровня развития, когда ребенок способен самостоятельно при-нимать участие в школьном обучении, предполагает развитие педагогиче-ской и психологической готовности, потому как уровень развития умений и навыков, как чтение и письмо, не есть признак психологической готовно-сти.

В отечественной психологии теоретическая разработка проблемы психологической готовности к школе основана на идеях Л.С. Выготского, получивших дальнейшую разработку в трудах Л.И. Божович, Д.Б. Элько-нина, Л.А. Венгера, Е.Е. Кравцовой, И.В. Дубровиной и др.

В исследованиях отечественных ученых «готовность к школьному обучению» одними авторами рассматривается как желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созрева-ния ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мо-тивацию к учебной деятельности (В.С. Мухина); другими как определен-ный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы (мотивация, личностная и волевая готовность) (Л.А. Венгер); либо как система психологических характеристик субъекта, обес-печивающая обучение в школе (К.Н. Поливанова). Также под «готовно-стью к обучению в школе» понимают необходимый и достаточный уро-вень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников (Н.И. Гуткина).

Л.И. Божович писала, что готовность к обучению в школе складыва-ется из определенного уровня развития мысленной деятельности, познава-тельных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познава-тельной деятельности к социальной позиции школьника. Ребенок, готовый к школьному обучению имеет выраженную потребность в «в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений», а также потребность в «интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями». В совокупности эти две потребности способствуют возникновению нового отношения детей к окружающему – внутренней позицией школьника. Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обуче-нию. «Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже до-школьного и младшего возраста, позволяет включить ребенка в образова-тельный процесс как субъекта деятельности, проявляющейся в сознатель-ном формировании и реализации намерений и целей, или, в иных словах, произвольное поведение учащегося.

Похожая позиция и в трудах А.В. Запорожца, он отмечал, что го-товность к обучению в школе представляет собой целостную систему вза-имосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотива-ции, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятель-ности, степень сформированности механизмов волевой регуляции. В рабо-тах Е.Е. Кравцовой при описании психологической готовности детей к школе основное внимание уделяется роли общения в развитии ребенка. Автор выделяет три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к са-мому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. В трудах Д.Б. Эльконина, посвя-щенных о проблеме готовности к школе, описываются необходимые пред-посылки учебной деятельности, на основе которых автором были выделе-ны следующие параметры готовности к школьному обучению:

— способность ребенка сознательно подчинять свое поведение пра-вилам, обычно определяющим поведение;

— способность ориентироваться на систему заданных требований;

— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять за-дания, данные в устной форме;

— способность самостоятельно выполнять желаемые задачи по шаб-лонам зрительного восприятия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы