Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Взаимосвязь школьной успеваемости с игровой зависимостью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 6
1.1 Особенности развития подростков и школьная успеваемость 6
1.2 Интернет-зависимость как одна из форм аддикций. Психологические аспекты интернет — зависимости 15
1.3 Отношение к учебе у подростков с игровой зависимостью 25
Выводы по I главе 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

 

  

Введение:

 

Интернет-зависимость является одной из главных проблем психологии в 21 веке. Интернет касается почти всех жизненных сфер человека и является реальным фактором угрозы психологическому здоровью населения: киберпреступность, социальные сети с различными «группами смерти», вредоносные программы, кибербуллинг, домогательства, запрещенный контент и т.д. На текущий момент возраст интернет-пользователя снизился настолько, что дети дошкольного возраста обращаются с компьютером и мобильными устройствами более ловко, чем взрослые. Вся причина в стремительном развитии технологий и их интеграции в повседневную жизнь людей.
Психика и сознание подростка развиваются в условии постоянно нарастающего информационного потока, в связи с этим нарастает необходимость использовать интернет. Однако использование интернета подростками имеет множество отрицательных сторон, многие из них на сегодняшний день не контролируют время, проведённое в сети. Это приводит к нарушению коммуникативных навыков, недосыпанию, снижению познавательное мотивации, что сопровождается отрицательными изменениями в поведении личности. В конечном итоге все это приводит к возникновению аддиктивного поведения, депрессивным состояниям, социальной изоляции.
Проблема интернет-зависимости актуальна сегодня и вследствие компьютеризации процесса обучения, современная система образования предполагает наличие интернета для выполнения образовательной программы. Интернет используется подростками не только в качестве справочника для поиска необходимой информации, но и для постоянного посещения социальных сетей (большинство информации об обучении и культурных мероприятиях обучающихся находится именно там). Подростки с каждым днём все больше времени проводят онлайн, что имеет негативные последствия. Для них риск возникновения какой-либо зависимости значительно выше, так как в переходном возрасте острее ощущается потребность в чувстве безопасности и защищенности — именно это ложное ощущение испытывает человек, прибегая к различного рода аддикциям и убегая от реального мира. Именно в этом возрастном периоде человек сильнее испытывает чувства одиночества и собственной неполноценности, а также проблемы с социальной адаптацией.
Актуальность проблемы заключается и в том, что в настоящее время практически в каждой семье есть компьютер, а детей редко ограничивают в использовании его ресурсов. Вследствие этого интернет-аддикция является более доступной, чем другие виды зависимого поведения.
Объект исследования: школьная успеваемость и игровая зависимость
Предмет исследования: влияние игровой зависимости на школьную успеваемость.
Цель исследования: проанализировать взаимосвязь школьной успеваемости с игровой зависимостью.
Задачи исследования:
1. описать особенности развития подростков и школьной успеваемости;
2. дать определение интернет-зависимости как одной из форм аддикций. Перечислить психологические аспекты интернет — зависимости;
4. узнать отношение к учебе у подростков с игровой зависимостью.
Гипотеза: успеваемость подростков с интернет-зависимостью отличаются от успеваемости сверстников без аддикций.
Методики, используемые в практической части работы:
1) Школьный тест умственного развития (ШТУР).
2) Методика оценки уровня общительности (В.Ф. Ряховский).
3) Опросник «Подростки о родителях».
4) Тест Кимберли -Янг на интернет-зависимость.
5) Тест Такера на выявление игровой зависимости (модификация психолога Коныгиной И.А.).
В России нет официального диагноза «интернет-зависимость», однако этой проблеме уделяется с каждым днем все большее влияние, во многих странах имеются специализированные клиники для людей с подобными нарушениями.
Первыми исследовали этот феномен Айван Голдберг и Кимберли Янг в 1994 году. Они рассмотрели интернет-зависимость как род зависимости, при которой человек испытывает физическое удовлетворение от поиска информации в интернете (зачастую бесполезной), а также от бесцельных знакомств, не приводящих к развитию социальных контактов.
В России компьютерную зависимость начали изучать в последнее десятилетие такие ученые как А. Жичкина (шкала Интернет-зависимости), Е. Щепилина (опросник «Восприятие Интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр), А.Е. Войскунский, О. Генисаретский и Н. Носов, впервые озвучившие в России понятие «виртуальная реальность».
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе анализа литературы были определены особенности аддиктивного поведения и интернет-зависимости как одной из его форм, проанализированы особенности развития социальных эмоций у подростков, в результате чего был сформирована гипотеза о том, что социальные эмоции подростков с интернет-зависимостью отличаются от социальных эмоций сверстников без аддикций. Для доказательства гипотезы был выбран ряд методик, позволяющих определить наличие интернет-аддикции, проанализировать самочувствие и преобладающие эмоции испытуемых, уровень самосознания, саморегуляции и навыков взаимодействия испытуемых, а также уровень социального благополучия и качества жизни подростков.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

1.1 Особенности развития подростков и школьная успеваемость

В 21 веке проблема интернет-зависимости становится все более острой, в некоторых странах мира интернет-аддикция является клиническим диагнозом, а для лечения и реабилитации людей с подобным расстройством существуют специальные учреждения.
В психологии термин «компьютерная зависимость» начали употреблять в конце 20 века и изначально он звучал как «пристрастие к занятиям с использованием компьютера, приводящее к ограничению общения с окружающими».
Впервые термин «интернет-зависимость» был предложен американским ученым Айвеном Голдбергом в 1996 году, он описывал это как «непреодолимое желание использовать интернет», приводящее к расстройству в бытовой, учебной, финансовой и других жизненных сферах. В этом же году интернет-зависимость была включена в DSM-V (американская классификация психических расстройств) наряду с гэмблингом, пищевой и эмоциональной зависимостью[1].
В этом же году Кимберли Янг первая продемонстрировала научный подход к изучению интернет-зависимости, опубликовав на сайте тест на выявление интернет-зависимых людей, а также определив некоторые критерии интернет-зависимости:
— предвкушение очередного онлайн-сеанса;
-навязчивое стремление все время проверять почту;
— увеличение времени, проводимого в сети;
-увеличение денежных средств, потраченных онлайн.
Помимо этого К.Янг опубликовала собственную классификацию, включающую 5 видов интернет-зависимости:
1) Навязчивая потребность находиться онлайн (интернет-шоппинг, форумы, интернет-казино);
2) Wеb-сёрфинг – постоянный поиск информации;
3) Игровая зависимость (игры онлайн);
4) Пристрастие к виртуальным знакомствам (социальные сети, чрезмерное количество виртуальных друзей);
5) Киберсексуальная зависимость (киберсекс и постоянное нахождение на подобных сайтах)[36].
В настоящее время интернет, безусловно, является притягательным средством ухода от реальности, так как на его просторах можно найти практически любую информацию, любого собеседника, отвечающего вашим потребностям, при этом оставаясь анонимным.
Аудитория пользователей интернета в России среди молодежи достигла своего пика еще в 2017 году, но ее рост продолжает расти. Эксперты отмечают, что рост количества пользователей происходит за счет более старшего поколения.
Эксперты международного института маркетинговых и социальных исследований выяснили, что каждый третий гражданин России старше 55 лет имеет доступ в интернет. Это связано с ростом популярности смартфонов и мобильного интернета, в настоящие дни этот ресурс доступен практически каждому человеку.
Наиболее подвержены возникновению интернет-зависимости, безусловно, подростки. Это связано с такими особенностями пубертатного периода как стремительное развитие всех компонентов личности, физиологические изменения, адаптация к своей роли в социуме, низкой самооценкой и т.д.
Особое положение подросткового возраста в развитии ребенка отражено в его названии: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения[5].
Границы подросткового периода — 5-9 класс средней школы, от 11-12 до 14-16 лет. Ведущий вид деятельность, определяющий основное направление развитие в данный период и формирование новообразований — общение.(по Д. Б. Эльконину)[11].
Большую опасность в такой жизненный период представляет собой компьютерная виртуальная реальность – искусственно сконструированная с помощью технических возможностей компьютера модель воображаемого мира, подобного реальному, в трехмерном графическом варианте. Подобная программа полностью может имитировать реальный мир, чувства и действия человека, создавая иллюзию исполнения человеческих целей и желаний. Взаимоотношения с такой реальностью приводят человека к тому, что он начинает проживать жизнь, находясь в ней, частично или полностью игнорируя настоящую жизнь. Привлекательность виртуального мира становиться тем больше для человека, чем больше у него становится проблем и трудностей в мире реальном. С ее помощью происходит компенсация личных неудач, ложности взаимоотношений, создается иллюзия удовлетворения потребностей[9].
Когда виртуальная реальность становится основной для человека и все жизненные цели смещаются к ней, наступает зависимость.
Признаки зависимости от виртуальной реальности:
 основная жизненная цель находится в пространстве виртуальной реальности;
 неспособность контролировать время, проводимое за компьютером;
 действия, проводимые за компьютером предпочитаются аналогичным действиям в жизни реальной;
 виртуальные отношения с людьми становятся более значимыми, нежели с реальными;
 за компьютером человек испытывает больше приятных эмоций, чем в жизни;
 действия за компьютером наносят ущерб действиям в реальной жизни;
 степень удовлетворения становится ниже, если время, проведенное за компьютером, не увеличивается;
 острая негативная реакция при внезапном выходе из виртуальной реальности;
 появление проблем со здоровьем, взаимоотношений с близкими;
 безуспешное стремление ограничить время пользования компьютером или сокрытие времени, уделяемого виртуальной реальности[15].
Исследованием социальных факторов развития зависимостей, в том числе и интернет-аддикции, занималась в своих исследованиях Цой Н.А.
Она выделила следующие микросоциальные факторы:
 недостаток социального взаимодействия;
 недостаток дисциплины;
 непрямое социальное взаимодействие;
 слабая интегрированность в общество;
 чрезмерная индивидуализация.
Среди макросоциальных факторов Цой Н.А. выделила прогресс современных технологий, информатизация экономики, проведение множества программ развития техники и науки, быстрый экономический рост. В своей диссертации она делает вывод о том, что рост числа интернет-зависимых людей происходит не из-за факторов социальных изменений, а за счет роста перемен в экономической и научной сферах[34].
А.В.Котляров выделяет 3 стадии зависимости от виртуальной реальности:
1) Человек выбирает для себя подходящую реальность, они примеряет на себя разные роли, общается с собеседниками, выявляя какой тип реальности поможет лучше скомпенсировать нехватку общения в реальном мире. Появляется определенный стиль взаимодействия в интернете, к которому в реальной жизни человек прибегнуть не может, появляется навязчивое желание проверить почту или новости. На этой стадии виртуальная реальность не является слишком значительной сферой жизни человека, но дополняет её.
2) Когда человек выбирает себе подходящую реальность, постепенно все жизненные цели смещаются туда. В этот момент количество пребывания в сети увеличивается, растет количество собеседников, а реальный мир перестает быть значимым. Человек предпочитает общение в сети и теряет способность взаимодействовать в реальной жизни.
3) Последнюю стадию А.В.Котляров называет стадией стабилизации. Она характеризуется тем, что общение в виртуальной реальности теряет свою актуальность, онлайн-деятельность становится ниже и постепенно угасает. Потребность в виртуальных контактах снижается, но не проходит совсем: человек возвращается к ней в стрессовых ситуациях. Зависимость может активизироваться при появлении новых собеседников, обновлений, тем в виртуальной реальности[24, С.304-306].
Из всего этого можно сделать вывод о том, что виртуальная реальность может заменить любую человеческую потребность, она более легкодоступна и не требует больших энергетических затрат. Это возможность скрыть свою внешность, имя, пол и представится в совершенно новой роли, сохраняя полную анонимность. Виртуальное пространство дает нам возможность быть тем, кем хочется, избавится от контроля и оценок со стороны, проявлять свои эмоции без осуждения и неприятия.
Компьютерная игровая зависимость – это разновидность Интернет- зависимости, которую специалисты характеризуют как навязчивую игру в компьютерные игры онлайн.
К причинам компьютерной игровой зависимости А.Г.Макалатия относит следующие аспекты:
 интеллектуальное удовольствие (удовлетворение от решения квестов, задач, головоломок);
 рейтинги – этап соревновательного процесса, победа над соперниками;
 эмоциональный аспект – человека привлекают эмоции от переживания игры, сценарий и графика;
 прокачка, т.е. освоение новых навыков, стратегий, освоение игровых профессий;
 коллекционно-исследовательский аспект – возможность поиска редкий вещей, локаций, всестороннего изучения игровой вселенной;
 творчество – возможность создания в игре какой-то новинки;
 внеигровые – способ интересно провести время, общение и разные формы социализации[18, С.66-67].
Игровая компьютерная зависимость является самым сильным видом интернет-зависимости, человек постоянно испытывает навязчивое желание вернуться в игру. Игровые аддикты не могут постоянно удовлетворять эту потребность, вследствие чего постоянно находятся в состоянии фрустрации. Большинство этих людей имеют большие проблемы в реальной жизни, связанные с социальной дезадаптацией, низкой самооценкой, неспособностью выстраивать отношения с другими людьми, их преследуют неудачи в семейной и профессиональной жизненных сферах. Именно поэтому для человека с компьютерной зависимостью реальная жизнь кажется скучной и неинтересной, полной недопонимания со стороны окружающих и постоянным чувством опасности, он стремится все больше времени проводить в игре, где он может сам придумывать правила и исполнять желаемые роли, где для него нет ничего невозможного. Покидание зоны комфорта вызывает пониженное настроение и состояние фрустрации вплоть до ухудшения самочувствия[4].
Нарушения психо-эмоционально сферы аддиктов вызваны не только неудачами в реальной жизни, но и смутно осознаваемыми переживаниями о бесполезности своего занятия, следствием чего становится осознание собственной неполноценности, при всем этом человек ощущает невозможность противостоять компьютерной зависимости. В такие моменты возникает противоречие между социально одобряемыми формами жизни и реальным положением дел, аддикт противоречит самому себе. Это явление характерно и для людей с другими видами зависимости.
Помимо бегства от реальности, человек с интернет-зависимостью испытывает и реализует потребность в принятии роли, при игровой зависимости это происходит через своего персонажа (аватара). Человек обретает свое «Я», входя в роль персонажа, не имеющего проблем с адаптацией. Но это «Я», в отличие от «Я» реального, имеет доступ к оружию, материальным благам, признанию окружающих, и человек осознает, что в реальном мире он не столь могуч и силен, а более того – он смертен. Исходя из этого, «Я виртуальное» и «Я реальное» являются противоположностями. Покидая виртуальную реальность, человек начинает ощущать свое бессилие в реальной жизни, а сопоставление себя с героем игры только усиливает социальную дезадаптацию, приводя к ухудшению настроения и депрессивным состояниям[12].
Избегают реальности, принимая чужую роль, обычно стараются дезадаптивные личности с повышенной тревожностью.
Навязчивый Web-серфинг является не менее опасной формой компьютерной зависимости, люди проводят все больше времени за бесцельным исследованием интернет-страниц. Как правило, такой пользователь бесцельно листает страницы, пытаясь найти для себя что-то интересное. Так называемые веб-серферы проводят в интернете около 30% своего времени, игнорируя рабочее или учебное время.
Они страдают от недосыпа, а больше всего от перезагрузки информацией, что существенно снижает их работоспособность. Исследователь Дж.Грей считает, что каждый десятый интернет-пользователь страдает от подобного расстройства, однако многие ученые склоняются к выводу, что веб-серфинг пришел на замену телевидения или чтения газет и не вредит нормальной жизнедеятельности. Тем не менее, широкая доступность мобильного интернета дает людям возможность заниматься этим непрерывно, что приводит к снижению концентрации внимания и работоспособности.
Зависимости от социальных сетей больше всего подвержены подростки.
Количество друзей у многих переходит за несколько тысяч, фото, истории, видео, музыка — через социальные сети можно многое узнать о человеке. По последним данным такие социальные сети как «Вконтакте» в России ежедневно посещает более 30 млн человек, «Одноклассники» более 20 млн, «Facebook» 15 млн.
У каждого разные причины регистрации в соц.сетях: кто-то пытается найти старых друзей, кто-то ищет новых знакомств, это является простым и удобным способом поддерживать связь и заводить новые знакомства. Самое опасное заключается в том, что многие люди не представляют своей жизни без этого, перестают искать живого общения и начинают испытывать проблемы с социальными навыками. Такая зависимость становится наряду с алкогольной или наркотической, человек проводит огромное количество времени за компьютером, игнорируя происходящее, происходит замена реальных отношений на виртуальные. Множество социально зависимых людей часто удаляют свои профили, но спустя некоторое время тут же восстанавливают их, признавая свою неспособность избавиться от зависимости. Причинами такой зависимости является неприспособленность людей к реальной жизни, постоянный просмотр чужих фото и видео дает иллюзию того, что человек находится в коллективе.
Многие люди создают себе некий образ на своей странице, мало соответствующий реальному и избегают встреч и общения со знакомыми, чтобы не разрушить его.
Некоторые признаки зависимости от социальных сетей:
 навязчивое желание проверить, нет ли входящих сообщений, многие постоянно находятся онлайн, чтобы не пропустить уведомление;
 постоянное нахождение у компьютера, потеря счета времени, постоянное обновление и посещение чужих страниц с целью увидеть что-то новое;
 острое желание делать множество фото, выкладывать их и проверять кто из друзей оценил их;
 раздражение при невозможности зайти на свою страницу;
 общение происходит только онлайн, избегание реальных встреч[20].
Киберсексуальная зависимость является специфическим видом интернет-аддикции, но часто встречается у подростков. Заниженная самооценка, половое созревание, неумение выстраивать контакт с противоположным полом – все это ведет к посещению различных сайтов с фото и видео эротического содержания.
Киберсекс включает в себя не только посещение подобных сайтов, но и интимные переписки, обмен фото и видео, использование веб-камер и т.д. Большинство подростков делают это из любопытства, ради эксперимента, но для некоторых это становится настоящей проблемой – малейшие свои потребности они пытаются удовлетворить в сети, проводя там немалое количество времени
С ростом популярности интернет-ресурсов увеличивается и число детей, имеющих интернет-зависимость, которая сопровождается маниакальными и суицидальными состояниями, депрессией. Всем интернет-зависимым людям присущи чувства одиночества и замкнутости, неприятие своего внешнего вида, неадекватная самооценка и трудности во взаимоотношениях с окружающими, а также склонность к избеганию проблем и ответственности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы