Часть дипломной работы на тему Взаимосвязь развития социальных эмоций старших дошкольников с социометрическим статусом в группе сверстников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи социальных эмоций старших дошкольников с социометрическим статусом в группе сверстников……………………………………………………………………….8
1.1. Особенности развития социальных эмоций старших дошкольников………………………………………………………………….…8
1.2. Общая характеристика положения старших дошкольников в группе сверстников………………………………………………………………15
1.3. Влияние социальных эмоций старших дошкольников на их социометрический статус в группе сверстников……………………………….21
Выводы по первой главе………………………………………………….27
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи развития социальных эмоций старших дошкольников с социометрическим статусом в группе сверстников 29
2.1. Анализ результатов исследования развития социальных эмоций старших дошкольников 31
2.2. Анализ результатов исследования социометрического статуса ребенка в группе сверстников 38
2.3. Анализ взаимосвязи развития социальных эмоций старших дошкольников с социометрическим статусом в группе сверстников 43
2.4. Рекомендации по развитию социальных эмоций старших дошкольников с целью повышения их статуса в группе сверстников 46
Выводы по 2 главе 53
Заключение
Список источников и литературы……………………………………………….60
Аннотация…………………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………66
Введение:
Современные изменения, происходящие в обществе, образовании диктуют введение новых подходов к проблемам межличностных отношений обучающихся. В настоящее время наблюдается дефицит устойчивых межличностных отношений подрастающего поколения, живущего в условиях активной информатизации общества (компьютеризация, телевидение), оказывающей мощное влияние, как на область образования, так и досуга. Встает вопрос: нужны ли современному человеку в условиях доступности и избытка информации межличностное общение, взаимодействие, дружеские отношения.
Социальные эмоции, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в дошкольном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, которое, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом. Именно личностные отношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью.
Таким способом происходит нравственное воспитание ребенка: он приобретает опыт заботы, любви, уважения, терпимости. Из совокупности таких межличностных отношений формируется социально-психологический климат детской группы, социальный контекст развития и социализации ребенка. Также межличностное общение имеет особое значение в развитии у детей познавательных и психических функций, способностей, интересов, увлечений. Сформированные способы поведения в межличностных контактах помогают ребенку активно осваивать окружающую действительность, включаться в широкую систему социальных отношений.
В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений начальной школе рассматривается в педагогической теории и образовательной практике как одна из самых актуальных. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска и применения различных форм, средств и методов формирования межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте. Умение конструктивно строить отношения со взрослыми и одноклассниками и эффективно решать спорные вопросы выступает важным показателем развития личности. Необходимость формирования позитивного опыта общения, наличие эмоциональных привязанностей обуславливают актуальность проблемы межличностных отношений в дошкольном возрасте.
На необходимость развития социальных эмоций указывают многие исследователи: Н.М. Брунчукова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.К. Дьяченко, Г.А. Карпова, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, В.А. Краевский, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др. Изучению особенностей общения и межличностных отношений младших школьников со сверстниками посвящены труды Л.И Божович, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна и др..
Актуальность исследования проблемы взаимосвязи уровня развития социальных эмоций младших школьников с их социометрическим статусом в группе сверстников обусловлена тем, что они являются важным фактором социальной адаптации личности, в том числе и на этапе начальной школы, в период, когда оформляются важнейшие новообразования в эмоциональной сфере ребенка:
Заключение:
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование позволило сделать следующие выводы.
Современные исследователи (Н.П. Дубинин, М.А. Розов и др.) рассматривают развитие ребенка как процесс «социального наследования», усвоения общественного опыта: человеческих форм и способов деятельности, культурных норм поведения, отношения к окружающему миру. Поэтому психическое развитие дошкольника вообще, эмоциональное в частности, – это в некотором смысле процесс социальный: он идет от социального к индивидуальному. В течение первых лет своей жизни ребенок присваивает общественно-исторический опыт предыдущих поколений, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры. Постепенно культура становится достоянием самого ребенка, превращается в его собственную личностную культуру, создает условия для жизни ребенка в согласии с социумом и в согласии с самим собой. Учитывая это, формирование у ребенка базиса личностной культуры определено одной из приоритетных задач современного дошкольного образования.
Гармоничное сосуществование ребенка в социуме предусматривает его компетентность в мире эмоций и чувств. Содержание этой компетентности определено государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО). Это, прежде всего: ориентировки ребенка в названиях и специфике проявлений основных эмоций, умение передавать эмоции и чувства мимикой, жестами, словами, установление причинно-следственных и смысловых связей между событиями в жизни, своими переживаниями и выражением лица, сдерживание негативных эмоций, соотнесение характера эмоционального поведения с его последствиями для окружающих.
Однако, как показывают практика и специальные исследования, дошкольник не в состоянии самостоятельно решить эти задачи, поскольку развитие его эмоциональной сферы, переход от первичных эмоций к вторичным не является заранее заданным, обязательным. Этот процесс проходит долгий, сложный, противоречивый путь. Сроки появления тех или иных эмоций, выраженность их экспрессивного компонента, частота эмоций и их диапазон, умение регулировать собственные переживания в значительной степени зависят от опыта общения ребенка со взрослым, от организации разнообразной эмоционально насыщенной деятельности детей.
Вместе с тем состояние существующей практики дошкольных учреждений свидетельствует либо о полном отсутствии систематической работы по воспитанию социальной культуры или об одностороннем, эпизодичном и невыразительном характере этой работы. Такой подход к данной проблеме объясняется и современной системой образования и воспитания общества, которое продолжает строиться по преимуществу интеллектуальной сферы в становлении личности. Смещение акцентов с эмоционально-чувственных на умственные приоритеты не совпадает с устоявшимися взглядами ученых о доминировании в дошкольном детстве именно эмоционально-чувственного компонента личностного роста. Подавляющее большинство специалистов считают, что эмоции сохраняют свое значение и в последующие периоды жизни ребенка, однако на ранних этапах онтогенеза они являются ведущими, на них в значительной степени строится целостное поведение дошкольника.
Фрагмент текста работы:
Теоретические аспекты взаимосвязи социальных эмоций старших дошкольников с социометрическим статусом в группе сверстников
1.1. Особенности развития социальных эмоций старших дошкольников
Проблеме развития и воспитания эмоций детей, выявлению особенностей этого процесса в различные возрастные периоды развития личности посвящено достаточно большое количество психолого-педагогических исследований. Однако сложность эмоциональных процессов обусловила неоднозначность их характеристик в различных научных источниках [10].
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных, утилитарных целей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции [16].
У детей старшего дошкольного возраста формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от желаемого результата, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку. Постепенно дошкольник начинает предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств через интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть их для себя». Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлениями новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение [36].
По психологическому словарю «эмоции» (от лат. еmovere — возбуждать, волновать) представляют собой психические состояния и процессы, связанные с инстинктами, мотивами, потребностями и отражающие «в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [8].
Между эмоциями и чувствами находится мостик, который называется социальными эмоциями.