Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Взаимосвязь личностной тревожности и социальной фрустрированности у молодых женщин

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

2.1 Проблема тревожности. 2

2.2 Социальная фрустрированность как психологическое
явление. 13

2.3
Взаимосвязь личностной тревожности и социальной фрустрированности. 33

Список литературы.. 41

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Одним из интересных
феноменов в психологической науке является феномен тревожности. Тревожность —
устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно
длительного периода времени,  определяется
как переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием
неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Л.А.
Карпенко, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский «тревожность» рассматривают в
качестве склонности к переживанию тревоги индивидом. При этом в контексте
индивидуальных различий существует различный порог образования реакции тревоги
[42, с. 112]. По мнению А.И. Захарова,
тревожность проявляется посредством доминирования проявлений, выраженных
компенсаторным и защитным характером [21]. Согласно А.И. Захарову, подход к
феномену тревожности базируется на следующих критериях. Во-первых, не следует
считать, что тревожность – изначально негативная черта личности, во-вторых, она
представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по
отношению к ситуации и, в-третьих, для каждого человека будет свойственен свой
оптимальный уровень тревожности — полезная тревожность, без которой невозможно
развитие личности.

С
точки зрения Н. Миллера и О. Маурера, тревожность можно интерпретировать с
точки зрения не врожденного, а приобретенного влечения, для формирования
которого необходима эмоциональная реакция, которая антикупируясь, вызывается с
помощью определенных стимуляторов, свидетельствующих об угрозе [6].

В рамках
системно-функционального подхода тревога описывается как отражательная форма
психики, сама тревожность представлена в качестве одного из фундаментальных
психических образований. Системно-исторический подход предполагает определение
тревожности в контексте социального, психологического и физиологического
развития [58].

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН.. 6

1.1. Психологические подходы к
исследованию личностных характеристик. 6

1.2.Особенности личностных характеристик в
возрасте молодости. 19

1.3. Специфика личностных характеристик молодых
женщин. 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 43

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В
современной отечественной  психологии
отмечается рост интереса к личностным особенностям человека, которые вполне
оправданно получают статус одной из ее центральных областей. Личность и
развитие ее ресурсных сил обозначены как основная человеческая ценность,
напрямую связанных с формированием личностных особенностей. Для психологической
науки и практики проблема личностного развития всегда будет актуальной, и
особую значимость она приобретает в связи с тем, что реализация индивида в
разных сферах жизнедеятельности обусловлена личностными особенностями: только
люди с активной жизненной позицией, ответственностью, высокой адаптированностью
к меняющимся условиям могут быть успешны и востребованы.

Актуальность изучения проблемы
становления личностных характеристик в период молодости детерминирована
социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе, трансформацией
социальной ситуации, что еще в большей степени актуализирует противоречия,
приводящие личность к развитию социальной фрустрированности и личностной
тревожности.

Анализ исследований показывает
обусловленность психологических характеристик от соотношения личностных
особенностей: когнитивных, аффективных, регулятивных. Вопросы личностного
развития молодых женщин находят отражение в изучении взаимосвязи и
взаимообусловленности между развитием личностной тревожности и социальной
фрустрированности.

Тенденции общественного развития, а
также свойственные периоду молодости качества особой восприимчивости сознания в
совокупности обусловливают противоречивые векторы личностного развития. С одной
стороны, молодые люди имеют предпосылки для личностного, профессионального
самоопределения и самореализации, а, с другой стороны, всевозможные факторы
могут приводить к развитию чувства неверия в будущего, растерянности,
тревожности и т.д.

В настоящее время в условиях
социально-экономического и политического кризиса, увеличения объема информации,
увеличения стрессогенных факторов проблемы изучения тревожности и социальной
фрустрированности личности в молодом возрасте приобретают особое значение.
Женщины периода ранней взрослости в особенности подвержены психогенным
нагрузкам, и не всегда способны противостоять стрессовым и критическим
ситуациям, в результате чего повышается тревожность, снижаются адаптационные возможности,
развивается неуверенность в себе и завтрашнем дне.

Достаточно малоизученными остаются
вопросы гендерного изучения феноменов личностной тревожности и социальной
фрустрированности, и связанных с ними методологических подходов. Имеющиеся
работы не дают достаточно полного представления о предпосылках развития
тревожности и фрустрации в период ранней взрослости (молодости) у женщин, что
создает необходимость в исследованиях, посвященных выявлению взаимосвязи
личностной тревожности и социальной фрустрированности, а также выделению
личностных характеристик молодых женщин, влияющих на развитие тревожности и
социальной фрустрированности.

Объект
исследования: личностные характеристики молодых
женщин.

Предмет
исследования: особенности взаимосвязи личностной
тревожности с социальной фрустрированностью в молодом возрасте у женщин.

Цель
исследования заключается в выявлении взаимосвязи между личностной тревожностью
и социальной фрустрированностью у молодых женщин.

В соответствие с
поставленной целью решаются следующие задачи:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН 1.1. Психологические подходы к исследованию личностных характеристик Понятие
личности относится к числу сложнейших вопросов еще со времен античной
философии. Личность с одной стороны, представляет собой человеческий индивид с
присущими ему социальными качествами, с другой стороны — является динамической,
относительно устойчивой системой интеллектуально-культурных и морально-волевых
качеств, которые проявляются в сознании и деятельности. М. Шелер как
представитель философской антропологии отдавал приоритет логики чувств над
логикой интеллекта в контексте познания ценности [68]. В экзистенциальной
философии познание происходит посредством экзистенции, и служит познанием разных
форм бытия. М. Хайдеггером [63], К. Ясперсом [73], А. Камю, П. Сартром
рассматривалась проблема отчуждения индивида от общества и возникающие при этом
у личности субъективные переживания.

История
философии свидетельствует, что проблема рассмотрения личности и личностных
особенностей переосмысливалась в различных концепциях, и в рамках отечественной
философии и психологии личность изучается в триаде — индивид — индивидуальность
— личность. П.А. Сорокин в структуре личности выделял систему социокультурных
взаимодействий, включающих личность как субъект взаимодействия, социум как
совокупность взаимодействующих индивидов; культура — ценности, нормы. Такие характеристики,
как «индивидуальные свойства личности» не являются тождественными «личностным
свойствам индивида», и личность тем содержательнее, чем больше в ней
сосредоточено общечеловеческих характеристик. Б.Г. Ананьевым личность
рассматривает как вершину всей совокупности человеческих свойств, а
индивидуальность представлена в его теории как глубина личности и субъекта
деятельности [5].

Личность
в соответствии со своей сущностью является социальной, но индивидуальной в
соответствии со способом существования.

В
психологической науке существуют различные подходы к изучению личности.
Наиболее распространенными являются биогенетическая, социогенетическая и
психогенетическая теории личности.

В
соответствии с биогенетической теорией в качестве основы развития личности
выступают биологические процессы созревания организма. Согласно С. Холлу,
онтогенез повторяет стадии филогенеза. Э. Кречмером и У. Шелдоном
предпринимались попытки связать характер с конституцией человека [24, 31].  В соответствии с концепцией З. Фрейда,
поведение личности детерминировано бессознательными биологическими влечениями
или инстинктами [61].

Социогенетические
теории особенности личности трактуют, исходя из структуры социума и
взаимоотношений с окружающей средой. В соответствии с концепцией социализации
индивид, рождаясь как биологическая особь, личностью становится благодаря
влиянию условий среды. Бихевиоральные теории (Э. Торндайк, Б. Скинер)
ориентированы на то, что личность представляет собой результат взаимодействия
индивида с окружением, приводящее к вознаграждению либо наказанию [53].

В
рамках психогенетического подхода внимание акцентируется на развитии
психических процессов. Психодинамические концепции (Э. Эриксон) объясняют
поведение личности через эмоции, влечения; когнитивистские концепции (Ж. Пиаже,
Дж. Келли) основаны на развитии познавательных сторон интеллекта;
персоналогические теории (Э. Шпрангер, А. Маслоу) доказывают, что в основе
природы индивида — склонность к самореализации и самовыражению посредством
совершаемых жизненных выборов [38]

Отечественная
психология изучения личности опирается на культурно-историческую концепцию Л.С.
Выготского и теорию деятельности А.Н. Леонтьева. С точки зрения Л.С. Выготского
личность трактует с позиций культурно-исторического развития [17].

А.Н.
Леонтьевым [35] и С.Л. Рубинштейном [50] подчеркивается, что личность как
системное качество формируется в результате того, что, взаимодействуя в
совместной деятельности с другими, индивид преобразует мир и самого себя. Б.Г.
Ананьев и А.Н. Леонтьев личность рассматривают в единстве индивида и условий
социальной среды.

Как
субъект межличностных отношений личность рассматривается в единстве трех
компонентов:


как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных качеств,
представленных индивидуальностью, мотивами, направленностью (Л.И. Божович [11]),
структурой характера, особенностями темперамента, способностями (В.С. Мерлин
[39], В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов [58]);


как вхождение индивида в пространство межиндивидных связей, в условиях которых происходит
восприятие возникающих в группе взаимоотношения каждым конкретным участником, а
личность выступает в качестве носителя подобных взаимодействий. С точки зрения
В.А. Петровского, личностное воспринимается как групповое и наоборот;

— как идеальная представленность
индивида в жизнедеятельности окружающих, в том числе за пределами наличных
взаимодействий, как итог активно реализуемых индивидом преобразований
интеллектуальной и аффективно-потребностной

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы