Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Взаимосвязь эмоциональных свойств личности и успеваемости у подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования эмоциональных свойств личности и успеваемости подростков 6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Эмоциональные свойства личности и их особенности в подростком возраста 15
1.3. Учебная успеваемость: определение понятия и факторы, которые ее определяют в подростковом возрасте 25
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 37
2.1. Организация и планирование исследования 37
2.2. Характеристика выборки исследования 39
2.3. Методы и методики исследования 40
2.4. Математико-статистические методы исследования 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Эмоциональная сфера выполняет ряд функций, без которых человек просто не в состоянии полноценно функционировать как личность, а также как субъект деятельности и социальных отношений. Можно безошибочно утверждать, что эмоциональная сфера не только составляет неотъемлемую часть личности человека, но и сама имеет большое значение для ее становления, приобретения им определенных качеств и черт и осуществляет огромное влияние на ее познавательную деятельность.
В отечественной психологии признается закономерная связь между когнитивными и эмоциональными процессами, а также то, что эмоции выступают важным фактором регуляции процессов познания. Важная роль эмоций в мышлении связана с тем, что они рассматриваются в качестве механизма оценки и выделения личностно значимой информации, которая заслуживает наше познание и соответствует познавательным потребностям личности.
Очевидно, что эмоции, которые испытывает человек, также являются обязательными активаторами и регуляторами деятельности, в частности учебной, определяя весь процесс усвоения знаний. Эта проблема особенно ярко и специфически проявляется в подростковом возрасте в связи с особенностями этого периода, то есть на фоне общей эмоциональной нестабильности, появления ведущей деятельности, связанной с обучением, учебная деятельность все же не теряет своей значимости. И от ее результатов и успехов зависит дальнейший профессиональный выбор будущего старшеклассника, а значит, и дальнейшее самоопределение и личностный рост уже взрослого человека.
В свою очередь, учебная деятельность, как и другие виды деятельности, зависит от личности ребенка, от степени сформированности всех ее сфер и эмоциональной — в первую очередь, определяющей особенности и умения подростка управлять своим эмоциональным состоянием, направлять свои эмоции и желания на достижение цели любой деятельности, в частности учебной.
Эмоциональную регуляцию деятельности изучали Л.М.Аболин, И.О.Васильев, В.К.Вилюнас, О.В.Дашкевич, Б.И.Додонов, Ю.М.Забродин, О.К.Тихомирова и другие. В свою очередь, роль эмоций в учебной деятельности, влияние эмоциональной сферы на учебно-познавательный процесс и его результаты и достижения, а также проблема эмоциональной регуляции учебной деятельности были предметом многих исследований педагогической психологии и педагогики [5, 7].
В последние годы ученые в структуре эмоциональной сферы выделяют такой важный ее компонент и свойство, как эмоциональная зрелость. Так, проблеме эмоциональной зрелости, ее становление и влияния на деятельность и развитие личности были посвящены исследования Носенко Е.Л., Павловой И., Яковлевой О.Л., Колот С.А. и других [1, 8, 15].
В то же время, особенности эмоциональной зрелости, взаимосвязь ее уровня с успеваемостью учебной деятельности, особенности ее влияния на результаты и успехи в обучении ребенка, в частности подростка, были недостаточно рассмотрены, что и обусловило цель нашего исследования.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и эмпирическом обнаружении взаимосвязи эмоциональных свойств личности и успеваемости подростков.
Реализация поставленной цели предполагает выполнение следующих задач исследования:
1) теоретически проанализировать и дать психологическую характеристику подростковому возрасту
2) осуществить теоретический анализ эмоциональные свойств личности и раскрыть их особенности в подростковом возрасте;
3) теоретически изучить понятия и факторы, которые определяют учебную успеваемость в подростковом возрасте;
4) теоретически обосновать и эмпирически определить взаимосвязь эмоциональных свойств личности и успеваемости подростков;
5) разработать практические рекомендации по оптимизации учебной деятельности подростков зависимо от их эмоциональных свойств.
Объект исследования – эмоциональные свойства личности как фактор регуляции процессов познания.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоциональных свойств личности и учебной успеваемости подростков.
Для достижения цели и выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ наработок ученых по данной тематике, сравнения, обобщение научных результатов исследований;
• эмпирические: психодиагностическое тестирование с применением следующих методик: культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) (Р. Кэттел), опросник «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин), методика «Шкала эмоциональной стабильности — нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка, тест уровня школьной тревожности Филлипса.
• методы математико-статистической обработки эмпирических данных: описательные статистики, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Все результаты обрабатывались с помощью компьютерной программы SPSS 17.0 (где статистически значимыми определялись те результаты р, были ниже уровня альфа .05).
Структура работы состоит из вступления, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования эмоциональных свойств личности и успеваемости подростков
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст является первым переходным периодом от детства к зрелости. Качественные изменения, происходящие в интеллектуальной и эмоциональной сфере личности подростка, порождают новый уровень его самосознания, потребности в самоутверждении, равноправном и доверчивом общении со сверстниками и взрослыми [14]. Интенсивное половое развитие предопределяет возникновение полового влечения и связанные с ним переживания и интересы.
Подростковый возраст является важным периодом в жизни и развития личности. В это время значительным изменениям подвергается организм и ментальность, именно этот возраст называют кризисным и трудным. Этот возраст является важным в формировании личности, важным для ее становления и самоутверждения. Именно в этот период подростки становятся чрезмерно эмоциональными, психика нестабильна и возбуждающая [3].
Специфика взросления в период пубертатного созревания приводит альтернативность интерпретационных схем содержания и динамики подросткового периода. В современной психологии существует несколько подходов к определению границ подросткового возраста, поскольку этот период рассматривается или как стадия перехода к взрослости (И. С. Кон, И.Ю.Кулагина, Л.Ф.Фридман, Д.Б.Эльконин и др.), либо как самостоятельная относительно независимая фаза возрастного развития личности (Г.М.Прихожан, В.Б.Шапарь и др.) [7, 12, 26].
И. С. Кон, в частности, отмечает, что переход от детства к зрелости включает в целом возраст от 11 — 12 до 23 — 25 лет и делится на три этапа:
1) подростковый возраст, отрочество (от 11 — 12 до 14 — 15 лет), является переходным в биологическом аспекте (возраст полового созревания) и обозначает завершение детства;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы