Часть дипломной работы на тему Взаимосвязь эмоционального благополучия и родительских взаимоотношений переживаний детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения родительских взаимоотношений и
эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 7 1.1. Родительские взаимоотношения как предмет психологического
исследования 7 1.2. Особенности эмоционального благополучия детей старшего
дошкольного возраста 14 1.3. Психологические особенности детей дошкольного возраста 22 Выводы по 1 главе 33 Список литературы 34
Введение:
Актуальность
исследования. Важность темы исследования обусловлена
тем, что особенности взаимоотношений ребенка с родителями существенным образом
влияют на его личностное развитие и процесс социализации. Более того, в
современном мире все большее распространение получает понимание семьи как
определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего
общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом
взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует
определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения
в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура
взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают
социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье,
и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества
определяется, в том числе, и отношением к детям.
Дошкольный возраст –
это период первоначального фактического склада личности, и важнейшим фактором
развития личности становится социальное взаимодействие. В процессе социального
взаимодействия определяющее значение играют эмоции. Эмоциональная сфера
человека представляет собой сложную регуляторную систему, и нарушения в этой
сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром,
приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление
соматических расстройств. Корни большинства эмоциональных проблем взрослых
кроются в дошкольном возрасте. В эти периоды психика ребенка наиболее
сензитивна как к травмирующим воздействиям, так и к усвоению тех или иных
способов эмоционального реагирования и поведения.
Детско-родительские отношения можно
рассматривать как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными
особенностями ребенка и отношением родителей. Эти отношения, в отличие от
других видов межличностных отношений, отличаются высокой значимостью, как для
родителя, так и для ребенка. Изучение детско-родительских отношений
свидетельствует о наличии различных стилей воспитания ребенка родителями,
различного отношения матери или отца к собственному ребенку. Проблемы
детско-родительских отношений рассматриваются в основном в русле
педагогической, возрастной и медицинской психологии. Методологические и
теоретические аспекты проблемы представлены в концепциях, рассматривающих
родительское отношение и его роль в становлении ребенка как личности (Дж.
Боулби, А. Я. Варги, А. И. Захарова, М. И. Лисиной, А. Рое, М. Сигельмана, А.
С. Спиваковской, Г. Т. Хоментаускаса, Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса).
Немаловажное значение среди такого
рода связей имеют связи основанные на непосредственном опыте сторон, между
которыми складываются эти самые отношения, имеющем тот или иной значимый для
каждого эмоциональный характер. Проблема
изучения и оценки особенностей эмоциональной сферы у детей в возрастном аспекте
– одна из актуальных, в связи с тем, что в период детства происходит
интенсивное формирование интеллекта, становление его как сложного структурного
образования. На формирование целостности психики ребенка влияют эмоциональная
напряженность и состояние психического дискомфорта. В последние годы заметно
увеличилось число эмоциональных нарушений у детей дошкольного школьного
возраста, которые обусловлены неврозами, неврозоподобными расстройствами и
различными преневротическими состояниями.
Современные исследования
эмоционального благополучия представлены в работах Шингель М. В., И. Н. Андреевой, О. В.
Белоконь, О. А. Гулевич, С. П. Деревянко, Д. В. Люсина, В. В. Овсянниковой, Е.
А. Сергиенко, Т. А. Сысоевой, Д. В. Ушакова.
Цель
исследования: теоретически обосновать и эмпирически
изучить взаимосвязь родительского
отношения и эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста.
Объект
исследования: эмоциональное благополучие и родительские
взаимоотношения.
Предмет
исследования: взаимосвязь эмоционального благополучия и
родительских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза
исследования: существует особенности выраженности в
показателях эмоционального благополучия.
Задачи
исследования:
1. Провести теоретический анализ по
проблеме эмоционального благополучия и родительских отношений.
2. Провести эмпирическое исследование
эмоционального благополучия и родительских отношений.
3. Разработать программу оптимизации
родительских отношений в аспекте
эмоционального благополучия дошкольного возраста.
Методы
исследования:
1. Теоретические методы исследования:
анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблеме эмоционального
благополучия и родительских отношений.
2. Эмпирические методы исследования:
ü «Тест
– опросник родительского отношения» А.Я.Варга;
ü методика
«Кинетический рисунок семьи» Р. Бэнса, С. Кауфмана;
ü графическая
методика «Кактус» М.А. Панфиловой;
ü «Опросник детско-родительского эмоционального
взаимодействия» (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой;
ü опросник
«Взаимодействие родитель ребенок» (ВРР) И.М. Марковской.
Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения психологии,
представленные в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева; концепция развития
личности Л.И. Божович; культурно-историческая концепция Л.С. Выготского;
концепция личностного развития Э. Эриксона и др.
Практическая
значимость исследования состоит в анализе и
обобщение опыта практической работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения.
Результаты данного исследования могут использоваться в работе педагогов и
психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложений.
Заключение:
При анализе психолого-педагогической
литературы, пришли к выводу, что родительские отношения составляют важнейшую
подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные
и длительные, опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя
отношения. Качество родительского отношения зависит от многих факторов и
оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и
на его поведение, установки в общении на стадии взрослости.
Под эмоциональным благополучием,
понимаем такое состояние ребенка, при котором он испытывает чувство радости,
счастья, эмоционально устойчив, уверен в себе и не боится неудач, положительно
и с интересом общается с окружающими его людьми. Эмоциональное благополучие
характеризуется как устойчиво положительное, комфортно-эмоциональное состояние
ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности
переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания
стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Эмоциональное благополучие
формируется на основе эмоционального поведения ребенка, эмоционального
отношения ребенка к семье и эмоционального принятия своих родителей.
Выделяют
следующие психологические особенности детей дошкольного возраста: продолжает
развиваться речь, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,
воображение и память. У детей формируются основы ответственного отношения к
своим действиям и поступкам, развивается чувство долга; активно развивается
словарь и грамматический строй речи; активно развивается фонематический слух.
У
дошкольников проявляется склонность к подражанию, импульсивность, неспособность
к самоконтролю, преобладание чувств над разумом, безграничное стремление быть
самостоятельным, активное познание нового.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
изучения родительских взаимоотношений переживаний и эмоционального благополучия
детей старшего дошкольного возраста 1.1. Родительские взаимоотношения как
предмет психологического исследования Понятие родительское отношение имеет
наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость
родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя
субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке,
которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с
ребенком, характер приемов воздействия на него. Родительские отношения
составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут
рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными
особенностями ребенка и родителя отношения [15].
По мнению наших отечественных
исследователей Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева родительские отношения – это
отношения, которые имеют избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую
связь ребенка со своими родителями, проявляются такие отношения в переживаниях,
действиях, реакциях связанных с возрастными психологическими особенностями
детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной позицией
определяющую особенности восприятия ребенком своих родителей и способом общения
с ними [2].
А.С. Спиваковская под родительским
отношением понимает реальную направленность, позволяющую описывать широкий фон
отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка
ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, а также
позволяющая представить структуру в целом и изучить, каким образом те или иные,
сознательные и бессознательные, мотивы структуры личности родителей выражаются,
актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с детьми [26].