Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирование представлений о семейной жизни у подростков юношеского возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 5
1.1. Психолого-педагогические подходы к анализу детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2. Ценностные предпочтения, смысложизненные ориентиры и задачи на профессиональное самоопределение в сознании старших подростков а контексте семейных установок 13
1.3. Социально-психологические и личностные характеристики подростков юношеского возраста 18
1.4. Общие представления о семье в подростковом и юношеском возрасте 27
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Описание выборки 32
2.2. Описание методического диагностического инструментария (описание методик) 32
2.3. Описание методов математической статистики 32
ГЛАВА 3. Результаты ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ ПОДРОСТКОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 33
3.1. Диагностический комплекс по выявлению взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и представлениями о семейной жизни у подростков 33
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
3.3. Методические рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений 33
Выводы по главе 3 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

 

  

Введение:

 

В условиях трансформации социальных ролей мужчин и женщин, семейных ценностей, духовно-нравственных и психосоциальных ориентиров особенно актуальным становится изучение детско-родительских отношений. Детско-родительские отношения должны способствовать выбору ребенком полоролевой позиции, адекватному восприятию полоролевых нормативных ориентаций и поведенческих стереотипов, что особенно важно для создания будущей семьи. В то же время в условиях социальной нестабильности, изменения традиционной системы ценностей, в том числе семейных, у современных юношей и девушек представления о семье оказываются достаточно противоречивыми.
Обращение к исследованию взаимосвязей детско-родительских отношений и представлениями о семье и семейной жизни у подростков юношеского возраста обусловлено наличием противоречий между необходимостью формирования у юношества адекватных представлений о семье и семейной жизни и отсутствием ориентации подростков юношеского возраста на родительскую семью при создании собственной. В то же время семья должна служить для юношей в качестве ведущего ориентира в становлении представлений о будущей семье. Но зачастую юноши и девушки при формировании представлений о своей будущей семье не всегда ориентируются на родительскую семью в качестве модели. Необходимость исследования представлений юношества о семье и семейной жизни является актуальной, поскольку необходимо детальное раскрытие аспектов переосмысления ориентиров развития семьи.
Проблемами изучения детско-родительских отношений занимались такие ученые, как М.И. Буянов, А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, Р.А. Зачепицкий, О.А. Карабанова, Р. Снайдер, А.С. Спиваковская, А. Фромм, Г. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Е.К. Яковлева, и другие.
Объект исследования: представления о семье и семейной жизни в контексте детско-родительских и брачно-семейных отношений.
Предмет исследования: различия в представлениях юношей и девушек о семье и семейной жизни.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически установить наличие взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и представлениями о семейной жизни у подростков юношеского возраста.
Гипотеза исследования:
— отношение к семейной жизни различается по гендерным различиям: девушки начинают задумываться о семье уже с подросткового возраста, в то время как юноши — значительно позднее, что свидетельствует об их инфантилизации;
— частая особенность юношей и девушек заключается в том, что они хотят создать семью по правилам отличной, напротив от их родной семьи, опираясь на модель собственной семьи.
Задачи исследования:
1. Изучить концептуальные психолого-педагогические подходы к анализу детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии.
2. Выявить особенности ценностных предпочтений, смысложизненных ориентиров и задач на профессиональное самоопределение в сознании старших подростков а контексте семейных установок.
3. Охарактеризовать личностные и социально-психологические особенности и новообразования у подростков юношеского возраста.
4. Описать общие представления о семье в подростковом и юношеском возрасте.
5. Эмпирическим путем установить наличие либо отсутствие взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и представлениями о семейной жизни у подростков и дать анализ полученным результатам.
6. Сформулировать методические рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений.
Для решения задач используется комплекс исследовательских методов, представленный теоретическими методами (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ точек зрения, синтез, обобщение, описание, сравнение, аналогия и др.); эмпирические — тестирование, анкетирование.
Теоретической основой исследования явились теории семейных и детско-родительских отношений (Л.И. Божович, А.С. Варга, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, П.Ф. Лесгафт, Т.Д. Марцинковская, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.);.
Практическая значимость исследования заключается в изучении и разработке методологической платформы по проблеме влияния детско-родительских отношений на формирование представлений о семье и семейной жизни у подростков юношеского возраста. Полученные результаты исследования отражают систему ценностей современных юношей и девушек в области семейных отношений и могут быть использованы педагогами и психологами в консультативной и воспитательной работе.
Структура работы: определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

1.1. Психолого-педагогические подходы к анализу детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии

Одна из основных проблем психологии — проблема изучения системы отношений личности. Термин «отношение» вошел в научно-психологический оборот в связи с появлением работ А.Ф. Лазурского, вычленившего в человеке эндопсихику как внутреннюю сторону психического и экзопсихику как внешнюю сторону психического путем представления последней в качестве системы отношений индивида к действительности [41]. В дальнейшем разработкой термина «отношение» занялся В.Н. Мясищев, занимавшийся исследованием системы общественных отношений [38]. В.Н. Мясищев утверждал, что именно благодаря включению индивида с момента рождения до смерти в систему общественных отношений происходит формирование его субъективного отношения ко всем сторонам действительности [37].
В структуру отношений включены объекты отношений; подструктуры отношений и составляющие подструктур, процессы и компоненты отношений. Процессами отношений являются познание, переживание, оценивание, регулирование, осознание. Отношение рассматривается с позиций единства совокупности эмоциональных, познавательных и поведенческих компонентов, а в качестве источников отношений выступают внешние и внутренние факторы среды.
В контексте нашего исследования особую значимость приобретают детско-родительские отношения. Особенностями таких отношений являются: наличие эмоциональной значимости отношений для ребенка и родителей; амбивалентность в их взаимоотношениях; динамика отношений в зависимости от возраста ребенка [34].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы