Часть дипломной работы Педагогика/Психология Дошкольное образование

Часть дипломной работы на тему Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 3. Исследование работы по взаимодействию педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ 6
3.1 Изучение особенностей взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ 6
3.2 Анализ и интерпретация результатов 7
3.3 Методические рекомендации родителям в процессе адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 18
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 20

 

  

Введение:

 

В настоящее время происходит перестройка дошкольного образования, и в центре этой перестройки находится гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Его цель — уже не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения в государственной политике в сфере образования привели к признанию позитивной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Следует отметить, что воспитатели дошкольных учреждений не всегда осознают важность и необходимость сотрудничества с семьей.
Две стороны, которые очень близки к дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Это не дает хороших результатов. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании позитивных привычек, поведенческих навыков, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все взрослые, воспитывающие ребенка, согласны с требованиями к нему, с методами воздействия, методами обучения. Также необходимо учитывать, в каких задачах воспитания одна сторона может быть сильнее (детский сад или семья), а в каких основную нагрузку должна взять на себя другая сторона. Например, в эмоциональном, сексуальном воспитании и приобщении ребенка к спорту возможности семьи намного выше, чем у детского сада. Но детский сад грамотно обеспечивает обучение, развитие творческих способностей и т.д.
Анализ последних исследований и публикаций. Анализ современного состояния воспитания детей в семьях показывает, что существует большое количество актуальных педагогических проблем, к которым относятся отсутствие стратегии и последовательности в методах и принципах воспитания, недостаточная педагогическая культура, проблемы первичной социализации ребенка и родителей, взаимоотношения природы и воспитания каждого индивида, неустойчивость эмоционального характера семейных отношений, влияние информационного круга и индустрии развлечений на семейную жизнь и т. д. Сложность современных педагогических проблем и невозможность найти правильные решения приводят к многочисленным родительским ошибкам. Их причины кроются в неспособности родителей к самокритике, отсутствии знаний, умений и навыков по уходу и воспитанию, общению с детьми разного возраста; непонимании того, что именно семья и общение, являющиеся не только своеобразным фоном для всей жизни, но и ведущим средством воспитания детей, являются важнейшими факторами формирования личности. Объективная сложность процесса семейного воспитания создает реальные трудности в воспитательной деятельности, которые в свою очередь выступают как условия и обстоятельства, требующие определенных усилий для их преодоления. Акцентирование внимания на проблемах необходимо для того, чтобы привлечь к ним внимание, показать возможные последствия педагогических ошибок и возможности совершенствования воспитательной функции современной семьи.
В психолого-педагогической литературе проблема адаптации изучалась на разных уровнях – от раскрытия содержания самого понятия (Ю. Александровский, Ф. Березин, В. Казначеев) до выявления особенностей ее проявления в различных видах деятельности (В. Мерлин, В. Рождественский, Я. Стреляу) и факторов, которые детерминируют этот процесс в тех или других условиях (О. Мороз, М. Раттер). Проблемам социальной адаптации и дезадаптации личности посвятили свои труды К. О. Абульханова-Славская, Г. О. Балл, Ф. Б. Березин, М. И. Боришевский, Л. В. Дзюбко.
Проанализировав методическую литературу, нам удалось сформулировать объект, предмет и цель исследования.
Объектом исследования является процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования составляет возможность использования комплекса педагогических, медицинских и социально-психологических мероприятий для сохранения и развития естественных адаптационных механизмов.
Главной целью работы является исследование особенностей взаимодействия семьи и детского сада в адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Конкретные задачи работы заключаются в следующем:
— дать определение понятию и сущности адаптации детей к ДОУ;
— выявить особенности адаптации ребенка раннего дошкольного возраста к условиям детского сада;
— рассмотреть роль родителей в процессе адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ;
— изучить формы и методы взаимодействия воспитателей и родителей по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ;
— исследовать организацию работы по взаимодействию воспитателей и родителей по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ;
— дать методические рекомендации родителям в процессе адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, психолого-педагогических исследований; анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение. Обоснованность и достоверность результатов и выводов работы обеспечивается методологическим подходом к анализу проблемы, использованием принципов, методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем работы: 20 страниц печатного текста.
Количество использованной литературы: 21 источник.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Теперь мы знаем, что происходит с ребенком, с его поведением.
Привыкание к дошкольному учебному заведению зависит также от типа темперамента. Хуже других чувствуют себя дети с флегматичным темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. Легче всего приспосабливаются дети-сангвиники.
Затрудняющим фактором адаптации следует также назвать и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким.
Адаптация ребенка процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально — психологическую ситуацию.
Формы работы для оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к новым условиям:
— создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе (классе) и семьи.
— работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад (школу).
— правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».
В детском саду «Красная шапочка» мной было проведено исследование методом педагогического наблюдения, анкетирования педагогов, анкетирования родителей детей, проходящих адаптацию к детскому саду, которое показало низкий уровень осведомленности педагогов в вопросах взаимодействия родителей и ДОУ в период адаптации детей к детскому саду.
Исходя из этого, я пришла к выводу, что в детском саду нужно решить следующие задачи:
1. Обращать внимание родителей на период адаптации ребенка к условиям дошкольного образования, вызывать желание участвовать в совместной работе с педагогами дошкольного образования, направленной на оказание помощи ребенку в адаптации к условиям дошкольного образования.
2. Сформировать знания о специфике развития детей раннего возраста и особенностях адаптации детей к условиям дошкольного образования.
3. Формировать умения родителей: контролировать состояние ребенка; взаимодействовать с ребенком с акцентом на его физическое и эмоциональное состояние в период адаптации; взаимодействовать с педагогом по вопросам развития ребенка и его адаптации к условиям дошкольного образования.
4. Обеспечить вовлечение родителей в процесс совместной деятельности с педагогами, направленной на оказание помощи ребенку в адаптации к условиям дошкольного образования.
Необходимыми условиями адаптации ребенка к ДОУ являются: согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 3. Исследование работы по взаимодействию педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

3.1 Изучение особенностей взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Цель организации экспериментальной работы: выявить особенности и степень эффективности взаимодействия детского сада и семьи в предадаптационный период и период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образования.
Задачи:
— изучить опыт работы педагогов дошкольного образования во взаимодействии с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста;
— выявить представления педагогов о взаимодействии детского сада и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;
— выявить представления родителей о взаимодействии детского сада и семьи, а также потребности, затруднения, пожелания родителей в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Для достижения этой цели мы провели опытно-поисковую работу в детском саду «Красная шапочка» поселка Междуреченский ХМАО.
На диагностическом этапе исследования использовались следующие методы: анкетирование учителей, анкетирование родителей, анализ документации.
Анкета преподавателя (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Цель: выявление идей и опыта педагогов в области решения проблем взаимодействия с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста: изучение форм анкет, заполняемых самими педагогами.
Процедура обработки данных. Эта диагностическая задача позволяет выявить:
— отношение педагогов к проблеме взаимодействия с семьей в процессе адаптации детей раннего возраста к дошкольному образованию;
— характер и объем представлений педагогов о смысле, целях, задачах взаимодействия с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста;
— характер и объем представлений воспитателей о методах, средствах и формах организации при взаимодействии с родителями в период адаптации детей раннего возраста.
Опрос родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Цель: выявить представления родителей о взаимодействии детского сада и семьи, а также потребности, трудности и пожелания родителей в период адаптации маленьких детей к дошкольному образованию; определить степень эффективности взаимодействия детского сада и семьи в предадаптационный период и период адаптации маленьких детей к условиям дошкольного образования.
Обработка данных: анализируются ответы родителей и рассчитывается процентное соотношение.
На основе анализа полученных данных выделен уровень эффективности взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образованию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы