Часть дипломной работы Педагогика/Психология Логопедия

Часть дипломной работы на тему Выявление и коррекция фонетико-фонематических нарушений речи у детей с ОНР 3 уровня

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Глава 1
Лингвистические и онтогенетические аспекты изучения проблемы развития
фонетико-фонематических процессов. 3

1.1 Фонетика,
ее понятийный аппарат и основные единицы.. 3

1.2 Развитие
фонетико-фонематической системы в онтогенезе. 7

Выводы по
главе 1. 14

Глава 2
Нарушения фонетико-фонематического строя у дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня. 15

2.1 Общее
недоразвитие речи как логопедическая проблема. 15

2.2
Особенности развития фонетико-фонематических процессов у детей с общим
недоразвитием речи III
уровня. 20

Выводы по главе 2. 26

ЛИТЕРАТУРА   27 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Общее недоразвитие речи –
это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и
первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный
запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. В совокупности
эти проявления указывают на системное нарушение смысловой и произносительной
сторон речи.

В классической
литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с общим
недоразвитием речи: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития

Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи подразумевают
нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у
детей, страдающих речевыми расстройствами, причиной которых являются дефекты
восприятия и произношения фонем. Несформированность звуковой стороны речи
выражается в том, что некоторые звуки ребенок может произнести правильно (по
специальному требованию), но в обычной речи он их заменяет на более простые по
артикуляции, одно и то же слово произносит различно при многократном
повторении, с трудом различает звуки и т. д.

Многолетний опыт логопедов показывает, что раннее выявление
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и последующая качественно
проведенная логопедическая работа развивают фонематическое восприятие и
позволяют полностью исправить недостатки звукопроизношения.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1 Лингвистические и онтогенетические аспекты изучения проблемы развития
фонетико-фонематических процессов

1.1
Фонетика, ее понятийный аппарат и основные единицы

 

Раздел языкознания,
который изучает звуковую сторону языка, включающую способы образования и
акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, называется
фонетикой. Что касается звукового строя конкретного языка, то его изучением
занимается частная фонетика. В отличии от частной фонетики, общая фонетика
направлена на рассмотрение теоретических вопросов образования звуков речи на
материалах разных языков. Помимо того, общая фонетика изучает природу ударения,
структуру слога, отношение звуковой системы языка к его грамматической
структуре и т.п.

Отмечается, что звучащая
речь является основой для речевой коммуникации, выступает как форма
существования современного языка и считается неотъемлемым признаком всех
вербальных языков. Рассмотрим основные понятия фонетики как звуковой стороны
языка
[3].

Язык является
развивающейся сложной системой знаков, которые применяются в обществе с целью
накопления и передачи информации, выполняя коммуникационную функцию. Постоянное
увеличение объема информации, которую человечество получается в процессе
познания мира, способствовало появлению экономных способов накопления, хранения
и передачи информации. Такими выступают знаковые, семиотические системы,
заменяющие в мышлении и коммуникации окружающий человека мир предметов и
явлений. Роль знака состоит в том, чтобы представлять и замещать в процессе
коммуникации какой-то предмет, явление или действие.

Другими словами,
информация о предмете в языке предается посредством знаковых единиц – слов. Тем
самым слово является заместителем предмета в сознании человека
[18].

Знак представляет собой
информационную единицу коммуникации, которая характеризуется двумя сторонами, а
именно – планом содержания и планом выражения. План содержания показывает
значение знака, его идеальную сторон, и называется обозначаемым. План выражения
– это форма знака, его материальная сторона, называемая обозначающим.

Обозначающее как форма
вербального знака, позволяет актуализировать в сознании человека план
содержание и значение слова. Тем самым, человек, произнося ту или иную лексему,
в сознании имеет образ называемого объекта, что говорит об актуализации
посредством звуковой оболочки слова информации о называемом явлении.

Лексема выступает как
план выражения языкового знака, является материальной формой языка и звуковой
оболочкой слов. Звуки определяются материальную форму языковых единиц любого
уровня, объединяя их в единое целое (фонемы, морфемы, слова и фразы).

Обобщая это, можно
сказать, что фонетика изучает форму языка, его материальную и звуковую
реализацию.

Понятие языка
представляет собой систему, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных
единиц. А звуковая сторона языка является системой фонетических единиц,
разделенных на линейные (сегментные) и нелинейные (суперсегментные) единицы.
Сегментные единицы являются звуками речи, которые частично наслаиваются друг на
друга, расположенные в речевом потоке один за другим, имея линейную
последовательность. Что касается супергенментных единиц, представленных
ударением и интонацией, то они не существуют отдельно от звуков, а их
реализация протекает в процессе звуковых сочетаний разной длительности,
накладываясь на звуки и формируя структуру речевых отрезков
[14].

Минимальная звуковая
единица речевого потока представлена слогом, создание которого связано с единым
дыхательным толчком. Слова состоят из одного, двух или нескольких слогов.
Изучение слоговой структуры слова
представляет одну из сложных и важных проблем общей фонетики в современных
лингвистических исследованиях. Одновременно с этим не существует единого
понимания сущности слога и его роли в языке.

Так, лингвистический словарь определяет слог
фонетико-фонологической единицей, которая занимает промежуточное положение
между звуком и речевым тактом.

А.А. Леонтьев предлагает понимать слог минимальным сегментом
потока речи, который можно произносить в изолированной позиции. Автор говорит о
том, что слог является особенно неуловимой психолингвистической единицей,
имеющей множество коррелятов в языковом стандарте при различных физиологических
активностях организма. А.А. Леонтьев так же отмечает, что критерий «актуальной
изолированности» является главным условием для выделения слога [26].

Во всей совокупности акцентных вершин слоги представляют
собой кратчайшее звено ритмической организации речи. А мелодический рисунок
слога, который при этом возникает, является фонетическим оформлением синтагмы и
предложения. Важно отметить, что наличие тонального элемента выступает одним из
значимых условий, который необходим для образования слога.

Исследования различных авторов говорят о том, что ранее
понимание ребенком слов и фраз, которые произносятся взрослыми, основывается не
на восприятии ими фонематического состава слова, а на улавливании общей
ритмико-методической структуры слова или фразы. В раннем возрасте слова, слоги
и фразы воспринимаются ребенком единым нерасчлененным звуком, который имеет
определенную ритмико-мелодическую структуру. Отмечается, что период дофонемного
развития речи протекает в течение первого года жизни ребенка, потом сменяясь
периодом фонематического развития речи [32].

Один из исследователей, В.П. Глухов, отмечает несколько
этапов развития языкового сознания ребенка, начиная от различения далеких друг
от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов
слов [10].

С функциональной точки зрения звуки речи изучает такая наука
как фонология, в которой звуки рассматриваются как смыслоразличительные
единицы. Фонология занимается изучением фонемы, которая является кратчайшей
звуковой единицей языка, обладающей способностью различать звуковые оболочки
(звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем.

Так, в зависимости от положения фонемы по отношению к другой
фонеме, к ударению или месту в слове, принято различать сильные и слабые
позиции фонемы. При этом сильная позиция способствует выполнению
фонемой
ее дифференцирующих функций, в ней различается наибольшее количество звуковых
единиц. Позиция, неблагоприятная для выполнения фонемой ее дифференцирующих
функций, является слабой, в ней различается меньшее, чем в сильной позиции,
количество звуковых единиц.

Выделяются
сильные и слабые фонемы. Сильная фонема – это фонема в сильной позиции, она
обладает максимальной различительной способностью в пределах словоформы или
фонемного ряда. Слабая фонема – это фонема в слабой позиции, она обладает
меньшей или минимальной различительной способностью в пределах словоформы или
фонемного ряда. Различительный признак – это признак, который можно в данной
позиции заменить другим, оставив остальные признаки неизменными.

Если фонематическое восприятие будет сформировано
недостаточно, то невозможен процесс становления его высшей ступени, которая
заключается в звуковом анализе. Звуковой анализ является операцией мысленного
разделения на фонемы разных звуковых комплексов, в частности сочетаний звуков,
слогов и слов [12].

Таким образом, в период усвоения звуко-слоговой структуры
слова, у ребенка наблюдается длительный и сложный путь развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы