Часть дипломной работы на тему Воспитание гуманных отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОБЗОР
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ И
ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 10
1.1. Психолого-педагогические основы
воспитания гуманных чувств в период дошкольного детства. 10
1.2. Дошкольное детство как
сензитивный период для воспитания гуманных чувств и становления гуманных
отношений. 19
1.3. Сюжетно-ролевая игра как
средство воспитания гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста. 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ВЛИЯНИЯ КОМПЛЕКСА СЮЖЕТО-РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 36
2.1. Диагностика развития гуманных
чувств у детей старшего дошкольного
возраста 36
2.2. Реализация комплекса
сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие гуманных отношений у детей старшего дошкольного
возраста. 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСТОЧНИКОВ. 70
Введение:
Актуальность выбранной нами темы работы
«Воспитание у детей гуманных отношений к сверстникам у детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре» обусловлена общественной
значимостью воспитания человека, способного к сопереживанию, успешно
адаптирующегося в современном социокультурном пространстве. Общечеловеческая
ценность заключается в приоритетности личностного взаимодействия на основе
гуманных чувств. Не стоит забывать о том, что, по исследованиям С.И. Семенака,
общечеловеческой проблемой становится увеличение с каждым годом количества
эмоционально черствых детей, не проявляющих сопереживания и сочувствия.
Важнейшей стороной личностного формирования, с точки зрения Л.И. Божович,
является развитие эмпатии, что обеспечивает нравственное развитие. Способность
ребенка эмоционально откликаться на состояние другого человека включает в себя
умение распознавать эмоции, выражение сопереживания, сочувствия, стремление
помогать другим, и оказание реальной помощи рассматривается как понятие
«эмпатии» относительно дошкольного возраста.
Проблема структуры и
механизмов воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста является
недостаточно изученной на современном этапе развития отечественной педагогики.
Данным изучением проблемы занимались такие ученые как: А.А. Бодалев, Л.И. Божович,
Е.И. Васильева, Т.П. Гаврилова, Р.Н. Ибрагимова, А.Г. Ковалев,
А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович и др.
В федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко
определены задачи нравственного воспитания, тем самым указывающие на
актуальность и необходимость реализации данного вопроса в дошкольном
образовательном учреждении. В стандарте обозначена такая задача как:
«формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности» [1].
Воспитание гуманных
чувств и отношений является одной из главных задач формирования личности
дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального
состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на
развитие доброжелательных взаимоотношений между сверстниками, способствует
эмоциональному комфорту для каждого дошкольника.
На стыке средних веков и
нового времени мысли о гуманизме развивал Я.А. Коменский. Он сформулировал
ряд требований к методике воспитательной работы, основанной на гуманном
отношении к детям. Он первый провозгласил, что «развитие добродетелей нужно начинать
с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой …». В специальном разделе
«Материнской школы» автор указывает на необходимость воспитания «деликатности
(гуманности)» и готовности служить старшим, предупредительности и
почтительности, умение держать себя с достоинством во всем, вести себя
сдержанно и скромно по отношению к другим людям. Указывая на воспитание этих
гуманистических черт личности, Я.А. Коменский не связывает их с религиозной
основой [1].
Гуманность
рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из
важнейших черт направленности личности.
Слово «humanus» в большей
степени отображает готовность помогать другим людям, оказывать уважение,
проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого
рода.
Понятие гуманности
согласуется с его толкованием в словаре В. Даля и философским определением
гуманизма. «Гуманный — человеческий, человечный, людской; свойственный
человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердный».
Последнее время
воспитатели и родители всё чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают
серьёзные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в
неумении находить подход к одному партнёру по общению, поддерживать и развивать
контакт со сверстниками, согласовывать собственные действия в процессе любой
деятельности, правильно реагировать и выражать свою симпатию к сверстнику,
отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека
и это приводит к различному рода конфликтам и непониманию сверстниками друг
друга.
Нравственное воспитание
отечественными педагогами (В.Т. Нечаева, В.И. Логинова, С.А. Козлова)
рассматривается как целенаправленный процесс планомерного воздействия на
формирование у детей нравственных качеств, приучения детей к выполнению норм и
правил поведения, соответствующих требованиям морали конкретного общества [2].
Проблема воспитания
нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали
никогда. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него
нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых,
стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от
замечания, недовольства взрослого. В дошкольном возрасте формируются также
отзывчивость, сочувствие, доброта, радость по отношению к сверстникам. Чувства
побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание,
успокоить, порадовать. Следует отметить искренность детских чувств и поступков,
вызванных в сюжетно-ролевой игре со сверстниками.
Таким образом, можно
утверждать, что воспитание в коллективе является природосообразным, так как
соответствует тому, что человек социален. Воспитание должно реализовывать связь
человека с обществом, через воспитательный коллектив, который, будучи идеальной
моделью общества (отношений в обществе), дает возможность каждой личности
проживать ситуации общественного опыта, причем, что важно, делать это в
защищенных условиях гуманного организованного сообщества [3].
Сущность игры как
ведущего вида деятельности заключается в том, что дошкольники отражают в ней
всевозможные стороны жизни, особенности взаимоотношении взрослых, уточняют свои
знания об окружающей действительности. Игра является своего рода, средством познания
ребёнком действительности. Сюжетно-ролевые игры считаются самыми существенными
играми дошкольников и занимают главное место в их жизни. Отличительной
особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дошкольники,
играя и общаясь со сверстниками, их игровая деятельность носит ясно выраженный
самодеятельный и творческий характер. Во время сюжетно-ролевой игры у
дошкольников снижается тревожность и беспокойство. Тем самым создаются
необходимые личностные предпосылки для благоприятного протекания обучения на
всех последующих этапах образования. Таким образом, сюжетно-ролевую игру надо
рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свои особенности.
Дети дошкольного возраста
наивно вживаются в происходящие моменты, искренне верят в то, что говорят и
делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают
нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в
этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение,
отношение, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка
в особенности нравственного воспитания.
Одним из главных средств
воспитания гуманного поведения у детей является их общение с взрослыми и
сверстниками. Благодаря которому дошкольники познают социальный мир, усваивают
опыт и практику сопереживания и взаимопомощи. В свою очередь, опыт морального
поведения приобретается детьми старшего дошкольного возраста в процессе
определенной деятельности. Так, Л. Выготский, Д. Эльконин, А. Запорожец говорят
о том, что игра способствует новому витку в развитии ребенка и приобретению им
социального опыта, обеспечивает раскрытие морального смысла разных поступков,
которые становятся механизмом эмоционального регулирования его действий. В
игровой деятельности создается ситуация, в которой возникает реальная
потребность доброжелательного и заботливого отношения.
В соответствии с ФГОС ДО
социально-коммуникативное развитие выделено в отдельную образовательную
область, так как на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры
[35].
Формирование
гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с
окружающими людьми – взрослыми, сверстниками, младшими детьми. При правильном
построении совместной деятельности и общения у ребенка появляется общность
эмоциональных переживаний и обогащение чувствами окружающих его людей.
Программы воспитания и обучения по социально-коммуникативному
развитию предусматривают разные методы формирования гуманных чувств в общении с
детьми и взрослыми. Но оказалось, даже соблюдение детьми правил нравственного
поведения не является гарантией сформированности у них гуманизма. Поэтому
необходимо глубже посмотреть на проблему воспитания у детей гуманных чувств и
отношений [8].
Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в
игре.
На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет
и развивается, приобретает новые знания и умения, игра является его ведущим
видом деятельности. С помощью сюжетно-ролевой
игры воспитывается гуманное отношение к сверстнику. Дети учатся подчинять свои
интересы интересам других. В играх формируются навыки коллективной жизни:
умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно
относиться к играм сверстников, оказывать им посильную помощь, строить и
реализовывать совместные планы. Поэтому именно сюжетно-ролевая игра оказывает
огромное влияние на воспитание гуманных чувств у ребенка в дошкольный период. В
современных психолого-педагогических исследованиях доказано, что
сюжетно-ролевая игра не возникает у ребенка спонтанно сама собой, а передается
взрослыми, которые уже владеют ею. При организации игровой деятельности он
показывает им, как можно вместе играть, помогает детям развивать игровые
умения, усложнять игровой замысел, при этом особое значение придает
формированию гуманных отношений между ними.
Вся жизнь
ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и
мир для себя. Игра в дошкольном учреждении это одна из основных форм для
организации воспитательного процесса, а также обучения и развития детей.
Игра – самоценна для
детей дошколят и обеспечивает им ощущение свободы, подвластности вещей,
действий, отношений, позволяет наиболее полно реализовать «здесь и теперь»,
достичь состояния полного комфорта в эмоциях, стать «своим» в детском обществе
[44].
Цель исследования: обосновать эффективность разработанного комплекса
сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию гуманных отношений у детей
старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитание гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в
сюжетно-ролевой игре. В соответствии с
объектом, целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: воспитание
гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
будет происходить более эффективно при реализации следующих педагогических
условий:
– наполнение
предметно-пространственной среды в группе материалами и играми, способствующими
развитию гуманных отношений;
– обогащение жизненного
опыта детей представлениями и примерами нравственного содержания;
– активизация использования
педагогом приемов руководства игровой деятельностью детей.
Задачи исследования:
– Изучить особенности
организации воспитательного процесса, направленного на развитие гуманных чувств
к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.
– Выявить сущность и
основное содержание базовых понятий исследования «гуманные чувства детей
старшего дошкольного возраста», «игровая деятельность», «сюжетно-ролевая игра».
– Изучить уровень
развития гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
– Разработать программу
формирующего эксперимента, направленного на воспитание гуманных отношений у
детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования:
1) теоретические
– анализ
психолого-педагогической литературы.
2) эмпирические
– эксперимент
(констатирующий, формирующий);
– беседа;
– наблюдение.
Заключение:
В последнее время
проблема общения дошкольников со сверстниками занимает пристальное внимание
исследователей. Эта проблема очень актуальна, так как становление внутреннего
мира человека неразрывно связано с общением и с успешной социализацией ребенка
в коллективе.
Воспитание нравственной
культуры – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям
человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания
являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных
качеств. Одним из критериев нравственного развития личности является наличие
гуманных чувств, таких как сопереживание, сочувствие, содействие, доброта,
чуткость, забота и др. В основе их формирования лежит умение понимать другого,
переносить переживания другого на себя.
Первая глава дипломной
работы посвящена рассмотрению проблем воспитания гуманных чувств в период
дошкольного детства с помощью сюжетно-ролевой игры.
Многие психологи и
педагоги (Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, С.А. Новоселова,
Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин и др.) писали о широких возможностях
сюжетно-ролевой игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка. В
результате анализа литературы мы можем сказать о том, что сюжетно-ролевая игра
может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и
гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие
взаимоотношения. Совместный выбор сюжета игры, распределение ролей – ключ к
взаимопониманию детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе дипломной
работы нами проводились исследования по изучению уровня развития гуманных отношений
детей старшего дошкольного возраста.
Цель констатирующего
эксперимента состояла в изучении гуманных отношений у детей старшего
дошкольного возраста.
В исследовании принимали
участие дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 20 человек.
В качестве методик
изучения гуманных отношений у дошкольников использовались следующие методики,
представляющие собой игровые коммуникативные ситуации: задание «Карандаш»;
беседа «Дружба в группе»; методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой.
Проведение диагностики по
данным методикам позволило выявить уровень развития у старших дошкольников
гуманных отношений. Было установлено, что: низким уровнем гуманных отношений
обладают 4 дошкольников (20%); средним уровнем – 7 детей (35%); высоким
уровнем – 9 детей (45%).
Было отмечено, что
дошкольники с низким уровнем развития гуманных отношений (4 детей) при
выполнении задания «Карандаш» провоцировали конфликт. Эти дети не стремились
учитывать интересы других детей, за помощью к взрослому не обращались,
собственное мнение не могли спокойно высказывать. В беседе «Дружба в группе»
дети с низким уровнем так и не смогли высказать своего мнения даже с помощью
взрослого. При выполнении задания «Сюжетные картинки» дошкольники распределили
карточки правильно, однако дать обоснование классификации не смогли. У детей
довольно часто отсутствуют эмоциональные проявления, связанные с сюжетом
рисунков, дошкольники не в состоянии соотнести настроения людей на иллюстрациях
с ситуацией.
Дошкольники со средним
уровнем развития гуманных отношений (7 детей) при выполнении задания
«Карандаш» не провоцировали конфликт, но и не проявляли инициативы в том, чтоб
его преодолеть, шли на уступки. В беседе «Дружба в группе» дети отвечали на
вопросы с помощью воспитателя, хоть и не всегда правильно. Выполняя задание
«Сюжетные картинки», дошкольники правильно рассортировали картинки, обосновали
свой выбор, однако очень слабо выражали эмоции (при всей адекватности).
Дошкольники с высоким
уровнем развития гуманных отношений (9 детей) при выполнении задания «Карандаш»
не провоцировали конфликт, они пытались найти компромиссное решение либо
обращались за помощью к взрослому. В беседе «Дружба в группе» дошкольники
самостоятельно и охотно отвечали на предложенные вопросы, высказывал свои мнения.
Выполняя задание «Сюжетные картинки», дошкольники правильно разложили картинки,
объяснили свой выбор, назвали этическую норму и проявили адекватную яркость
эмоциональных реакций с помощью мимики и жестов.
На основе полученных
результатов изучения уровня развития гуманных отношений у дошкольников старшего
возраста мы предложен проект формирующего эксперимента.
Был разработан комплекс
сюжетно-ролевых игр «Играй-ка», цель которого состояла в развитии гуманных
чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Предложенный комплекс игр
был построена с учетом требований системности и этапности и содержал три блока
в соответствии с выделенной структурой коммуникации дошкольников: положение
ребенка в группе сверстников; поведение детей в процессе игры; отношение ребенка
к дружбе. Содержательная часть разработанной системы работы состоит из трех
частей: «Бытовые игры», «Подвижные», «Драматические игры».
Важными условиями
развития гуманных отношений считаем создание развивающей предметно-игровой
среды в ДОУ и благоприятных дружеских отношений в семье; обеспечение
сопровождения формирования гуманных отношений в игровой деятельности детей
старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОБЗОР
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ И
ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психолого-педагогические
основы воспитания гуманных чувств в период дошкольного детства Проблема нравственного
воспитания детей дошкольного возраста – существенная и вместе с тем трудная.
Здесь необходимо управлять процессами становления детской личности, природа и
закономерности которых пока мало изучены. А.В. Запорожец называл умение понять
другого новым видом внутренней психической активности ребенка [19].
Проблемой воспитания
гуманных качеств в отечественной дошкольной педагогике ученые занимались
довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к
взрослым, к сверстникам, к детям среднего и младшего возраста; изучались
средства воспитания гуманных чувств (художественная литература, игра, занятие,
труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в
разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, A. M. Виноградовой,
И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной,
Т.В. Черник и др.
Ребенок не рождается
плохим или хорошим, нравственным или безнравственным. То, какие качества
личности у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему
окружающих, от того, как они его воспитывают. Здесь часто допускаются серьезные
ошибки. В одних случаях излишне балуют ребенка, не приучают его к выполнению
посильных обязанностей и таким образом невольно растят эгоиста, потребительски
относящегося к окружающим. В других случаях грубым обращением, окриками,
несправедливыми наказаниями угнетают детскую личность, вызывают отрицательное
отношение к предъявляемым требованиям, создают психологический барьер между
взрослым и ребенком.
Одним из компонентов
нравственного воспитания являются гуманные чувства. Ни в одном источнике
научной литературы нет однозначного понятия «гуманные чувства». К определению
понятия «гуманность» обращались представители разных наук: этики, лингвистики,
психологии, педагогики. Например, в психологии это обусловленная нравственными
нормами и ценностями система установок, которая представлена в сознании
переживаниями, состраданием и сорадованием и реализуется в общении и
деятельности, в актах содействия, сочувствия, помощи [22]. А в педагогике это
отношение к природе, к людям, к самому себе и оно выражается в сочувствии,
сопереживании, отзывчивости, доброте, т. е. эмпатии [19]. Но все ученые
сходятся к единому мнению, что гуманность это – человеколюбие.