Часть дипломной работы на тему Воспитание гибкости на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ.. 6
1.1 Характеристика гибкости как
физического качества. 6
1.1.1 Факторы, обусловливающие
проявления гибкости. 11
1.1.2 Средства развития гибкости. 12
1.2 Особенности проведения уроков по
ФК, направленных на развитие гибкости у учащихся 1-ых классов. 15
1.3 Анализ школьной программы по
разделу «гимнастика». 26
Выводы по обзору литературы. 30
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ.. 31
2.1 Материалы и методы исследования. 31
2.2 Организация педагогического
наблюдения. 32
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. 34
3.1. Методика развития гибкости на
уроках ФК по разделу «Гимнастика» у учащихся 1-го класса. 34
3.2 Результаты педагогического
наблюдения и их обсуждение. 43
Выводы по педагогическому наблюдению.. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ. 52
Введение:
Актуальность темы.
Проблема укрепления здоровья средствами физической культуры — изначальная. Еще
в Древней Греции, Гораций предостерегал человечество: «Если не бегаешь, пока
здоров, придется бегать, когда заболеешь». Общепризнанно, что физические
упражнения и двигательные действия — лучший путь к оздоровлению. Врачи считают,
что физиологические процессы системы организма начинают ухудшаться с 13 лет,
если не заниматься физкультурой. Малоподвижный образ жизни, нервно-психические
и эмоциональные напряжения, а также нарушение режима питания — основные причины
заболевания детей в раннем возрасте.
Важнейшие задачи уроков физической
культуры в школе – это формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни,
умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также
привлечение к систематическим занятиям спортом, другими видами двигательной
деятельности.
Все это обусловливает
инструктивно-методическую направленность уроков физической культуры. Не
обязательно, чтобы уроки в полном объеме обеспечивали необходимую для
школьников двигательную активность. Важно, чтобы они дали каждому ученику
знания и практику относительно тренировки организма, преодоления различных
трудностей, приучили к переносу физических нагрузок.
Многочисленные факторы обусловливают
оптимальный уровень физической деятельности и одним из самых важных среди них
является гибкость. Она оптимизирует процесс тренировки, повышая усвоение и
выполнение специальных сложнокоординационных движений. Целенаправленное
увеличение или снижение диапазона движений определенных суставов, в результате
использования тренировочных программ для развития гибкости, позволяет повысить
эффективность некоторых умений и навыков. Как отмечают специалисты [1, 2, 8],
растяжение способствует увеличению мышечной гипертрофии и улучшению дыхания у
людей с нарушениями этой функции.
Оптимальный уровень физической
деятельности обусловлен рядом факторов. Среди них — координация, выносливость,
ловкость, сила и психическая устойчивость. Одним из основных факторов развития качественного
движения, бесспорно, является гибкость. Итак, гибкость также может играть
важную роль в определении конечного результата физического развития. Ученые
утверждают [1, 2, 13], что адекватный уровень гибкости способствует оптимизации
процесса усвоения и реализации качественного движения. Итак, целенаправленное
увеличение или снижение диапазона движения в конкретных суставах для достижения
оптимального уровня гибкости способствует улучшению определенных навыков.
Некоторые ученые [8, 15], утверждают, что
имеющиеся клинические данные подтверждают необходимость и целесообразность
программ развития гибкости для профилактики травм мышц и соединительных тканей.
Кроме того, малая эластичность мышц и соединительной ткани ограничивает
подвижность суставов. Именно поэтому, рациональным и необходимым является
целенаправленное развитие гибкости в рамках школьных занятий ФК, начиная с
самого раннего, младшего школьного возраста, ведь без нее невозможно достичь
гармоничного развития детского организма, в целом.
Для реализации вышеупомянутой
необходимости, современная педагогическая система школьной физической культуры
требует разработки и апробации специализированных методик, направленных на
развитие гибкости, приемлемых для использования на уроках с детьми младшего
школьного возраста.
Цель исследования: апробировать
унифицированную методику развития гибкости на уроках ФК по разделу «Гимнастика»
у учащихся 1-го класса, методом педагогического наблюдения.
Объект исследования.
Гибкость и ее особенности, как общефизическое качество детей младшего школьного
возраста.
Предмет исследования.
Методика развития гибкости на уроках ФК по разделу «Гимнастика» у учащихся 1-го
класса.
Гипотеза исследования:
развитие гибкости у детей 7-8 лет будет происходить эффективнее с внедрением
комплекса упражнений по гимнастике в процесс физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать
научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить динамику развития гибкости у
младших школьников за период эксперимента.
3. Доказать эффективность применения
средств и методов, направленных на развитие гибкости школьников на уроках
физической культуры.
Заключение:
В младшем школьном возрасте идет
интенсивное развитие всего организма.
1-4 классы — ответственный этап
формирования человека как личности. Как правило, дети этого возраста
откровенные, искренние. Наибольшее значение для них имеет авторитет учителя.
Поэтапное и эффективное развитие гибкости
у детей 1-го года школьного обучения – приоритетная задача, так как от
параметров данного показателя непосредственно зависит общая подвижность
суставов, эластичность мышц, навыки, позволяющие без затруднений, выполнять и
переносить физические нагрузки.
По итогам проведенного педагогического
наблюдения, удалось достичь следующих положительных результатов:
1. Разработать план проведения уроков по
ФК, рассчитанный на занятия с учениками 1-ых классов, направленный на
эффективное развитие гибкости.
2. Адаптировать и апробировать
унифицированную методику развития гибкости, так, чтобы она стала приемлемой для
использования в рамках школьных уроков по ФК с учениками 1-ых классов.
3. Повысить показатели уровня развития
такого общефизического качества, как гибкость, у учеников 1-А класса, в течении
одного учебного года, в среднем на 19,5%, что доказывает несомненную
эффективность выбранного педагогического подхода.
Таким образом, гипотеза исследования,
выдвинутая на начальном этапе работы: «В младшем школьном возрасте рационально
развивать гибкость у учащихся в рамках уроков по ФК. Способна ли апробируемая
методика эффективно увеличить уровень владения таким общефизическим качеством,
как гибкость в рамках полугодичного цикла занятий на уроках по физической
культуре с учащимися 1-го класса?», по итогам полученных фактических данных,
доказана в полной мере.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ 1.1 Характеристика
гибкости как физического качества
В повседневной жизни, профессиональной и
спортивной деятельности людям приходится выполнять различные двигательные
действия. Одни из них требуют незначительной амплитуды движений в суставах, а
другие — предельной. Техникой некоторых двигательных действий вообще невозможно
овладеть, когда человек не имеет необходимого уровня развития подвижности в
суставах. В быту и спортивной педагогике подвижность в суставах обозначают
термином гибкость [24].
Гибкость – это способность человека
выполнять движения в суставах с как можно большей амплитудой [14].
По данным литературы [3, 5, 14], гибкость
охватывает широкий функциональный ряд, имеющий весомое значение не только для
гармоничного физического развития, но и для здоровья, в целом. Спектр функций,
которые выполняет гибкость, представлен на рис. 1. Рисунок 1. Функции гибкости
Гибкость относительно
легко и быстро развивается с помощью рационально организованной тренировки. За
3-4 месяца ежедневных занятий