Часть дипломной работы на тему Военно-техническое сотрудничество России и стран Латинской Америки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Состояние
военно-технического сотрудничества России и стран Латинской Америки
1.1
Направления военно-технического сотрудничества Российской Федерации в условиях
глобализации
1.2 Процесс
развития военно-технического сотрудничества России и стран Латинской Америки
Список использованной
литературы
Введение:
Актуальность
темы. Военно-техническое сотрудничество (ВТС) является
неотъемлемой частью внешней политики любого государства. В настоящее время он
приобретает особую важность в связи со сложными геополитическими и
экономическими процессами, происходящими во всем мире, появлением новых центров
влияния и систем безопасности.
Способность конкурировать
на мировых рынках вооружений может быть обеспечена только ведущими
политическими игроками, которые имеют в своем багаже не только значительные
финансовые ресурсы, но и передовые научно-технические разработки, конкурентоспособную
отрасль и, конечно, , политическое влияние, необходимое для продвижения своей
продукции.
Эксперты хорошо осознают
тот факт, что торговля оружием, помимо чисто экономической целесообразности
(получение валютных поступлений, пополнение бюджета страны), имеет важную
политическую составляющую. Продажа большого количества оружия часто переносит
отношения страны-экспортера и страны-импортера из экономической сферы на
политический уровень, что часто предопределяет их характер партнерства на
многие годы. В связи с этим, борьба за перспективные рынки часто связана с
борьбой за сферы политического влияния.
Это во многом определяет
жесткую конкуренцию в борьбе за ниши на мировом рынке вооружений. Учитывая тот
факт, что тяжеловесы мировой политики являются участниками этого процесса,
можно четко представить, какие экономические и политические инструменты
используют страны-экспортеры для продвижения своей военной продукции
(внутреннего производства) на внешние рынки.
Стоит также отметить
важность военно-технического сотрудничества и экспорта вооружений для
национальных экономических процессов. Помимо чистой выручки от экспорта оружия
в бюджет страны, размещение экспортных заказов в компаниях военно-промышленного
комплекса (ВПК) позволяет фабрикам не только выживать в сложных экономических
условиях, но и развивать их производство, выделять средства на генерацию и
реализацию новых дизайнерских идей, а также на исследовательскую работу. Во
многом благодаря этому у Минобороны России есть достойные предложения от национальной
оборонной промышленности, которая разрабатывает и производит современные и
конкурентоспособные образцы оружия и военной техники.
Сочетание этих
политических, экономических, военно-промышленных и оборонных аспектов
определяет особую важность военно-технического сотрудничества для национальной
безопасности и внешней политики страны. Система работы в этой области,
созданная в последние годы государством, позволяет национальным интересам
достаточно эффективно реализовываться в условиях жесткой конкуренции. Не
случайно Президент России является председателем Комиссии по
военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными
государствами. По его словам, военно-техническое сотрудничество является для
России "важнейшим и очень эффективным инструментом воздействия на эти
процессы".
Латинская Америка — регион современного мира, роль стран которого с каждым
годом возрастает в мировой экономике, мировых политических и финансовых
структурах, на международной арене в целом. На этом фоне получили закономерное
ускорение региональные и субрегиональные интеграционные процессы не только в
экономической сфере, но и в военно-политической области. Интерес к
военно-политическому сотрудничеству латиноамериканских стран был вызван целым
рядом вызовов и угроз в данной сфере как внутриполитического, так и
внешнеполитического характеров.
Современные тенденции хаотизации мирового порядка, усиление военного
потенциала США и возрастание угроз, влияющих на безопасность данных стран, оказали влияние на политику, проводимую ими в
военно-политической области. Угрозы безопасности, характерные для
латиноамериканских стран в данной сфере, следует рассматривать комплексно, так
как благодаря этому выявляется их взаимосвязь, как с внутренними, так и с
внешними факторами.
Объект исследования – состояние военно-технического сотрудничества России
Предмет исследования – военно-техническое
сотрудничество во внешнеполитической деятельности России (на примере стран
Латинской Америки).
Цель дипломной работы – определение роли и места
военно-технического сотрудничества со странами Латинской Америки во
внешнеполитической деятельности России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Направления военно-технического сотрудничества Российской
Федерации в условиях глобализации.
2. Процесс развития военно-технического сотрудничества России и
стран Латинской Америки.
Источниковая
база исследования. Актуальность
проблематики исследования и глубина поставленных целей и задач определила и
выбор использованной литературы, документов и материалов. Основой для
диссертационной работы послужили фундаментальные научные исследования по
истории системы международных отношений и внешней политики России, теории
современных международных отношений, экономической теории. Научные работы в
области геополитики, проблем мира и конфликтов, ВТС и его роли в отношениях
между странами. Важным для анализа политической составляющей современной
российской политики безопасности были источники официального характера. Среди
них следует отметить указы, распоряжения, послания Президента России Путина
В.В., заявления, речи официальных лиц, имеющие отношение к внешней политике
России и проблеме обеспечения национальных интересов РФ. Работы, посвященные взаимоотношениям
между Россией и Китаем. Документы международных организаций, нормативная база
российского законодательства, регулирующего военно-техническое сотрудничество,
основные законодательные акты, указы и законы РФ в сфере ВТС с иностранными
государствами, аналитические материалы.
Кроме того, в настоящей работе использована информация из сети «Internet»,
размещенная на сайтах МИД России, Администрации Президента РФ, Министерства
экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы по ВТС РФ, Информационного
агентства ВПК, Министерства обороны России, Рособоронэкспорта, Совета
безопасности РФ, Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии,
Московского Центра Карнеги, Стокгольмского института по проблемам изучения мира
(СИПРИ),и др.
Методология исследования. Основным методом
исследования стал системный подход, что позволило подойти к предмету
исследования как к комплексу проблем, находящихся в едином процессе, высветить
наиболее характерные особенности изучаемых явлений, установить их взаимосвязь и
взаимозависимость.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основе системного подхода к решению поставленной
научной задачи определены пути укрепления роли ВТС во внешнеполитической
деятельности России, разработаны и сформулированы практические рекомендации
федеральным органам власти в области ВТС и непосредственным экспортерам
вооружений.
Фрагмент текста работы:
1. Состояние военно-технического сотрудничества России и
стран Латинской Америки
1.1 Направления военно-технического сотрудничества Российской
Федерации в условиях глобализации
Федерации в условиях глобализации
Процесс глобализации
привел к серьезным изменениям в организации мирового военного производства.
Основными из них являются быстрая консолидация производителей оружия и военной
техники (ВВТ) и стремление компенсировать потери за счет увеличения поставок
военной техники за рубеж. Кроме того, под влиянием международной специализации
в последние десятилетия процессы межгосударственного сотрудничества стали более
интенсивно развиваться и разрабатываться новые модели вооружения и военной
техники. После окончания холодной войны военное производство значительно
сократилось. Однако само производство стало более структурированным и
поляризованным. Например, в Соединенных Штатах были предприняты попытки решить
проблему сокращения спроса на военно-техническую продукцию на внутреннем рынке
страны путем увеличения поставок оружия, предназначенного для экспорта, что что
позволило США, которые уже занимали доминирующее положение на рынке вооружений,
значительно укрепить свои позиции. В настоящее время более 55% всего оружия
производится американскими компаниями[1].
Мировой рынок вооружений
представляет собой сложную систему международных военно-экономических связей.
Торговля оружием позволяет экспортерам не только получать прибыль, но и влиять
на военно-политическую ситуацию в различных регионах мира и на политический
курс стран-импортеров; развить общий потенциал союзных государств; попробуй
новое оружие; загрузка производственных мощностей военной промышленности.
Мировой рынок вооружений
также имеет ряд характеристик. В отличие от обычной внешней торговли, экспорт
оружия и военной техники, как правило, сильно «привязывает» страны-импортеры к
поставщикам. Затем покупатели оружия вынуждены использовать послепродажное
обслуживание, поставку запасных частей и боеприпасов, модернизацию ранее
приобретенных образцов и т. д., поэтому заключаются долгосрочные сделки между
поставщиками и покупателями.
Очевидно, что в развитии
мирового рынка военной продукции (военной продукции) происходят структурные
изменения. Государства предпочитают переходить от импорта оружия к импорту
технологий для его производства и приобретения передового военного оружия и
техники. Поэтому характерной тенденцией является поставка не только готовой
продукции, но и запчастей, продажа лицензий на производство новейших моделей,
заключение договоров, предусматривающих модернизацию военной техники и создание
для его обслуживания. Финансовые трудности, с которыми сталкиваются многие
импортеры, вынуждают их сосредоточиться на покупке более дешевой продукции и
участвовать в совместном производстве (например, сборка из импортных
компонентов), чтобы идти на уступки при заключении договоров. Импортеры
предложили дополнительные условия по предоставлению субсидируемых кредитов и
заключению бартерных соглашений. Поставки осуществляются на условиях аренды,
например, Испания и Тайвань арендовали американские фрегаты и десантные корабли[2].
Как СССР, так и Россия
изначально разрабатывали, производили и экспортировали военную продукцию
самостоятельно. В результате внешние военно-экономические отношения сводились к
торговле оружием, при которой Россия вступала в отношения с другими
государствами только тогда, когда ее оружие продавалось. Сегодня Россия, как и
многие другие страны, не всегда может самостоятельно разрабатывать и
производить дорогостоящие и перспективные системы вооружений. В связи с этим он
должен привлекать партнеров для создания систем вооружений следующего поколения
или, по крайней мере, ключевых вооружений, которые позволят ему гарантировать
национальную безопасность. Преимущество каждого из государств системы
партнерства заключается в рациональном использовании преимуществ
сотрудничества.
Экономически развитые
страны Западной Европы давно поняли преимущества и важность совместных усилий
по разработке и производству современного оружия. Основной мотивацией такого
сотрудничества является экономический аспект. По мнению экспертов, участие в
совместном производстве 3-4 государств снижает затраты каждого штата в 1,7-2
раза по сравнению с затратами в случае самостоятельной разработки проекта
государством[3].
В этих условиях
становится объективной необходимость поиска путей расширения участия России в
международном разделении труда в военно-экономической сфере путем совместной
организации с другими государствами реализации программ развития. и
производство сложных и дорогих современных систем оружия. Объективные факторы —
увеличение технической сложности и стоимости современных систем вооружения, с
одной стороны, и снижение экономических возможностей России, с другой, —
позволяют сделать вывод о том, что в нынешней ситуации это трудно Россия одна
создаст комплекс боевого оружия, который надежно гарантирует национальную
безопасность.
По словам президента РФ,
«вопрос совместной разработки и производства военной продукции с другими
странами должен быть переведен в практический план». Сегодня мы далеко не
готовы реализовать все объекты военно-технического сотрудничества сами.
Несмотря на то, что у нас очень хороший потенциал, сотрудничество по-прежнему
необходимо»[4].
Такое сотрудничество дает
возможность адаптировать продукцию к требованиям зарубежных клиентов, а также
дает возможность обмениваться идеями. Как отметил Глава государства, это одна
из перспективных форм сотрудничества, которая позволяет снизить финансовые
затраты в кризисной ситуации, а также активизировать научно-технические связи.
Поставка военной техники
за рубеж — это специфический процесс долгосрочного сотрудничества. При
выполнении заказов выполняются обязательства по обучению персонала, развитию
инфраструктуры, ремонту, модернизации проданного оборудования, в том числе
совместному развитию. Покупая оружие у России, государство-покупатель верит в
то, что важно — его безопасность и, в конечном счете, независимость и
целостность своей страны. Такое государство на долгие годы становится нашим
союзником в военно-политической и экономической сферах.
Таким образом,
военно-техническое сотрудничество является не только средством продвижения и
консолидации нашей страны на рынках вооружений, но и инструментом
восстановления влияния России в различных регионах мира и реализует внешнюю и
внешнеэкономическую политику.
В то же время
существующие политические факторы, определяющие объективную необходимость
государственного управления военно-техническим сотрудничеством, имеют в
значительной степени экономическую основу. Поэтому получение значительных
доходов от экспорта вооружений является краткосрочным экономическим интересом,
но существуют и долгосрочные экономические интересы.
Если оружие и военная
техника доставляются в такие страны, как Индия, Малайзия или Индонезия, которые
располагают мощными или значительными финансовыми ресурсами, но не имеют
развитой производственной и технологической базы для производства Собственное
оружие покупатель становится зависимым от продавца. Эта экономическая
зависимость обусловлена высокой ценой потребления конкретного продукта —
оружия и военной техники. Большая часть потребительских цен на продукцию
военного назначения обусловлена продолжением послепродажного обслуживания,
ремонта и модернизации поставляемой техники. Эти долгосрочные экономические
отношения предлагают большие возможности для реализации долгосрочных
политических интересов экспортера.
Современное
военно-техническое сотрудничество России и зарубежных стран является мощным
фактором укрепления военно-экономического потенциала и безопасности
государства, повышения эффективности военной экономики, ее стабильности и
способности к выживанию и должен стать фактором значительного расширения
военно-экономических возможностей страны.
В области
военно-технического сотрудничества решающую роль играют международные договоры
и соглашения Российской Федерации, а также соглашения, в которых Россия
является правопреемником государства СССР.
Эти документы определяют
масштабы и основные направления сотрудничества в военно-технической сфере,
исходя из многих исторических, политических, географических и экономических
факторов. Так, например, соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Беларусь о военно-техническом сотрудничестве
предусматривает, что двустороннее сотрудничество в военно-технической сфере
развивается путем поддержания и развития связей существующее сотрудничество в разработке
и производстве продукции военного назначения и взаимных поставок продукции
военного назначения, предоставлении военных услуг[5].
В некоторых соглашениях с
другими странами о военно-техническом сотрудничестве закреплены следующие
направления такого сотрудничества:
– поставки вооружения,
военной техники и другого специального имущества;
– оказание услуг в
создании объектов военного назначения;
– обеспечение
эксплуатации, ремонта и модернизации поставленных вооружения и военной техники,
а также оказание других услуг военно-технического назначения;
– командирование
специалистов для оказания содействия в реализации совместных программ в области
военно-технического сотрудничества;
– подготовка кадров в
соответствующих учебных заведениях с учетом потребностей и возможностей
договаривающихся государств[6].
Одним из перспективных
направлений военно-технического сотрудничества является активное использование
опыта мирового сообщества производителей оружия в международном сотрудничестве
для разработки систем вооружения будущего. Достаточно примеров начала развития
этого направления военно-технического сотрудничества основными производителями
— западными и отечественными.
Поддерживать
научно-технический, научно-технический и кадровый потенциал оборонных
предприятий, сохранять, восстанавливать и развивать кооперацию оборонных
отраслей в области развития, производства, снабжения, эксплуатации, модернизация,
ремонт, устранение и улучшение качества продукции военного назначения — все это
стало основополагающим направлением деятельности по решению проблем
военно-технического сотрудничества.
Сохранение
внешнеполитических и внешнеэкономических позиций в значительной степени зависит
от работоспособности системы послепродажного обслуживания военных предприятий и
расширения спектра предоставляемых услуг. В связи с этим усиливаются усилия по
сокращению сроков поставки запчастей и комплектующих, повышению надежности и
ресурсных показателей отдельных видов военной техники, восстановлению
производства отдельных видов запчастей и внедрить современные информационные
технологии.
Одной из характерных черт
современной политики военно-технического сотрудничества, которой придерживается
Россия, является создание совместных предприятий по производству оружия со
своими стратегическими партнерами, подготовка национальных военнослужащих, что
соответствует интересам в среднесрочном и долгосрочном планах.
Таким образом, объективные
современные реалии позволяют определить военно-техническое сотрудничество между
Российской Федерацией и зарубежными странами как взаимовыгодные международные
экономические отношения с точки зрения совместной разработки, производства,
поставки или покупки, послепродажного обслуживания. продажа, эксплуатация и
утилизация военной продукции в целях обеспечения военно-экономической
безопасности Российской Федерации. Федерация.
[1]
Кимлацкий О.А. Об актуальных
проблемах развития военно-промышленного комплекса России // Аналитический
вестник Совета Федерации ФС РФ. 2018. № 9
[2] Буренок В.М.,
Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования и управления развитием
вооружения / под ред. A.M. Московского. – М., 2014. С. 64-73.
[3] Буренок В.М.,
Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования и управления развитием
вооружения / под ред. A.M. Московского. – М., 2014. С. 64-73.
[4] Поносов А. Совместное производство
военной продукции // Военно-промышленный курьер. 2018. №15.
[5] Бюллетень международных договоров. 2007.
№10. С. 11-12.
[6] Бюллетень международных договоров. 2008.
№ 6. С. 88-90.