Часть дипломной работы на тему Внеурочная деятельность по изобразительному искусству, как средство развития изобразительных способностей младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию изобразительных способностей младших школьников 3
2.1 Выявление уровня развития изобразительных способностей младших школьников 3
2.2 Развитие изобразительных способностей у младших школьников. Система работы 8
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию изобразительных способностей младших школьников 23
Вывод 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Заключение:
Проведенное экспериментальное исследование внеурочной деятельности по изобразительному искусству как средства развития изобразительных способностей младших школьников состояло из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
На констатирующем эксперименте с целью диагностики было проведено занятие «Бабочки летают над лугом». В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что более половины детей (60%) не владеют техникой работы гуашевыми и акварельными красками, что приводит к значительному обеднению детского рисунка.
В рамках формирующей части работы были использованы нетрадиционные техники рисования («рисование пальчиками», «рисование руками», «восковые мелки и акварель», «предметная монотипия» и пр.). Наибольший интерес у детей вызвали занятия на тему «Иллюстрации к народным сказкам», «Портрет «Моя мама», «Пасха – светлый праздник». На наш взгляд, именно эти темы для рисования заинтересовали воспитанников в большей степени, чем остальные, поскольку позволили им выразить свое эмоциональное отношение (при рисовании портрета мамы) и продемонстрировать имеющийся опыт (при иллюстрировании сказок и изображении элементов празднования Пасхи).
На контрольном эксперименте было проведено занятие «Зимний пейзаж». В результате проведения контрольного эксперимента удалось установить, что автоматизация навыка рисования разными изобразительными материалами детей позволила повысить им качество своих работ.
Проведенное экспериментальное исследование внеурочной деятельности по изобразительному искусству как средства развития изобразительных способностей младших школьников позволило доказать, что обучение детей младшего школьного возраста рисованию разными изобразительными материалами улучшит качество детских работ, а также сделает рисунки детей более интересными и разнообразными.
Фрагмент текста работы:
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию изобразительных способностей младших школьников
2.1 Выявление уровня развития изобразительных способностей младших школьников
Анализ литературы по проблеме развития изобразительных способностей младших школьников во внеурочной деятельности стал основой для проведения экспериментального исследования.
Исследование было проведено на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» (г. Арзамас, Нижегородская область). В исследовании участвовало 40 учащихся двух первых классов школы: 1 «А» (20 человек, 10 мальчиков и 10 девочек) и 1 «Б» (20 человек, 10 мальчиков и 10 девочек). Возраст испытуемых 7-8 лет.
Целью исследования стало изучение уровня развития изобразительных способностей младших школьников и проверка эффективности предложенной системы работы по их совершенствованию.
Работа проводилась в три основных этапа:
— первый – констатирующий – этап был нацелен на выявление уровня развития изобразительных способностей у младших школьников первых классов (сентябрь 2019 г.);
— второй – формирующий – этап был ориентирован на проведение системы работы по развитию изобразительных способностей у младших школьников посредством организации внеурочной деятельности (октябрь 2019 г. – февраль 2020 г.);
— третий – контрольный – этап был направлен на оценку эффективности использования внеурочной деятельности как средства развития изобразительных способностей у младших школьников (март 2020 г.).
С целью исследования уровня развития изобразительных способностей у младших школьников на основании анализа научно-методической литературы [2; 3; 7] были выделены следующие критерии:
— техника работы гуашевыми и акварельными красками;
— художественный уровень изображения;
— композиционное построение рисунка;
— дополнительные детали рисунка;
— использование цветов и оттенков.
В рамках констатирующего эксперимента младшим школьникам из 1 «А» и 1 «Б» класса было предложено выполнить рисунок на тему «бабочка летает над лугом».
В качестве подготовительной работы ребятам были представлены следующие материалы:
— схема поэтапного рисования бабочки «Как нарисовать бабочку?»;
— рисунок «Бабочка, выполненная в технике монотипия»;
— рисунок «Бабочка, сидящая на цветке»;
— рисунок «Бабочки летают над лугом».
Все указанные рисунки приведены в Приложении к работе.
Далее выполненные в свободной манере рисунки были оценены, согласно вышеуказанным критериям развития изобразительных способностей.
Цель: уточнить уровень умения рисования бабочек разными изобразительными материалами.
Детям были предложены на выбор акварель и гуашь.
В таблице 1 представлены результаты выявления уровня развития изобразительных способностей у младших школьников 1 «А» класса на констатирующем этапе исследования.
Таблица 1
Результаты выявления уровня развития изобразительных способностей у младших школьников 1 «А» класса на констатирующем этапе исследования
№ имя возраст Техника работы гуашевыми и акварельными красками Художественный уровень изображения Композиционное построение рисунка Дополнительные детали рисунка Использование цветов и оттенков
1 Лиза З. 7 лет — — — — +-
2 Саша Н. 7,5 лет — +- +- +- —
3 Настя П. 8 лет — +- — — +-
4 Максим К. 7 лет +- +- — +- +-
5 Максим М. 7 лет +- — +- — —
6 Лиза А. 7,5 лет +- +- + + +
7 Полина В. 7,5 лет — +- +- +- +-
8 Маша П. 7,9 лет — — + + +
9 Соня Е. 8 лет — — + — +
10 Саша А. 7 лет — — — — +
11 Аня К. 7,5 лет — — — — +-
12 Женя Б. 7,5 лет — — +- — +-
13 Женя А. 7,5 лет +- +- +- +- +
14 Лева И. 8 лет — +- — +- +-
15 Маша И. 7,5 лет — +- — — +-
16 Андрей Г. 7,9 лет +- — — — +-
17 Лена Ч. 8 лет +- — + — +-
18 Олег Х. 7,9 лет — — -+ +- +-
19 Аленка С. 8 лет — +- + +- +-
20 Анвар Я. 7,9 лет — + — +- +-
В таблице 1 представлены результаты выявления уровня развития изобразительных способностей у младших школьников 1 «А» класса на констатирующем этапе исследования.
В таблице 2 представлены результаты выявления уровня развития изобразительных способностей у младших школьников 1 «Б» класса на констатирующем этапе исследования.
Таблица 2
Результаты выявления уровня развития изобразительных способностей у младших школьников 1 «Б» класса на констатирующем этапе исследования
№ имя возраст Техника работы гуашевыми и акварельными красками Художественный уровень изображения Композиционное построение рисунка Дополнительные детали рисунка Использование цветов и оттенков
1 Соня А. 8 лет — +- — — +-
2 Володя Ж. 7,5 лет +- +- — +- +-
3 Радик А. 7,5 лет — — — — +-
4 Алиса В. 8 лет — +- +- +- —
5 Тимофей С. 8 лет — +- — — +-
6 Алина Р. 7,5 лет +- — — — +-
7 Аня С. 8 лет +- — + — +-
8 Петя К. 7,5 лет — — -+ +- +-
9 Варвара С. 7 лет — +- + +- +-
10 Саша К. 8 лет — + — +- +-
11 Настя Ч. 7,5 лет — +- — — +-
12 Ваня Г. 7,5 лет +- — — — +-
13 Кирилл Д. 7,5 лет +- — + — +-
14 Дима В. 7 лет — — -+ +- +-
15 Инесса Ж. 8,5 лет +- — +- — —
16 Арсений Ф. 8 лет +- +- + + +
17 Лидия Ф. 8 лет — +- +- +- +-
18 Игнат М. 7 лет — — + + +
19 Полина У. 8 лет — — + — +
20 Ульяна У. 7 лет — — — — +
Таким образом, на констатирующем этапе исследования мы выявили, что ребята из 1 «А» и 1 «Б» класса находятся на схожем уровне развития их художественных способностей. Так, было установлено, что 60% детей не владеют техникой работы гуашевыми и акварельными красками. Уровень изображения бабочки у 50% детей недостаточно высок. 45% рисунков детей имеют заметные композиционные ошибки в построении рисунка. Также было выявлено, что 50% детей забывают рисовать дополнительные детали в рисунке (солнце, облака, цветы на лугу и пр.). Проблемы с использованием цветов и оттенков при выполнении задания имели только 15% детей.
Таким образом, мы сделали вывод, что большинство детей (80%) могут изображать отдельные предметы на рисунке и выполнять композиционное построение рисунка. 60% детей не умеют использовать разные изобразительные материалы в процессе рисования.
В связи с этим было решено, что с ребятами из 1 «А» класса будет проведена дополнительная работа – формирующий эксперимент в виде системы внеурочной деятельности по развитию изобразительных способностей. С учащимися из 1 «Б» класса дополнительной работы не производилось.