Часть дипломной работы на тему Влияние уровня развития коммуникативных навыков младших школьников на развитие эмоционального интеллекта в условиях инклюзивной развивающей среды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Исследование современных психологических теорий
развития эмоционального интеллекта младших школьников. 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
развитию коммуникативных навыков младших школьников. 7
1.2 Теоретическое обоснование развития эмоционального
интеллекта младших школьников. 20
1.3 Психолого-педагогическая модель развития
эмоционального интеллекта младших школьников в условиях инклюзивной
образовательной среды средствами развития коммуникативных навыков. 33
Выводы по главе 1. 50
Глава 2.
Влияние уровня развития коммуникативных навыков на развитие эмоционального
интеллекта младших школьников в условиях инклюзивной развивающей среды.. 52
2.1. Цель,
задачи и схема проведения эмпирического исследования. 52
2.2.
Организация, процедура, методики и результаты констатирующего этапа
эмпирического исследования. 55
2.3.
Организация, процедура, методики и результаты формирующего этапа эмпирического
исследования. 55
2.4.
Результаты контрольного этапа эмпирического исследования. 97
Выводы по 2
главе. 115
Заключение. 118
Список литературы.. 122
Введение:
Современное
образование своей основной целью видит формирование гармоничной, всесторонне
развитой, социализированной личности. Одним из основных направлений
образовательной и воспитательной деятельности выступает
социально-коммуникативное развитие, важным компонентом которого выступает
формирование коммуникативных навыков личности. Общение является одним из
важнейших видов деятельности человека, так как практически вся социальная жизнь
субъекта протекает в общении и взаимодействии с остальными членами социума.
Одним
из компонентов продуктивной коммуникации, а соответственно и развитых
коммуникативных навыков можно назвать эмоциональный интеллект личности.
Эмоциональный интеллект предполагает способность субъекта распознавать
эмоциональные проявления других людей, а также понимать и адекватно проявлять
собственные эмоции. Умение понимать эмоциональное состояние партнера по общению
позволяет субъекту выбирать оптимальную стратегию дальнейшего общения и
поведения, адекватно вести себя при решении конфликтных ситуаций и т. д.
Младший
школьный возраст можно назвать сензитивным периодом для развития
коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта. Это связано с несколькими
факторами. Во-первых, именно в этот период происходит активное развитие
эмоционально-волевой сферы: способности контролировать и адекватно проявлять
собственные эмоции, способность выстраивать на основе предполагаемых
эмоциональных переживаний прогноз относительно будущего поведения и переживаний
другого человека. Во-вторых, ребенок впервые в своей жизни становится субъектом
социально-значимой деятельности и взаимодействия, что предполагает
необходимость развития навыков подобного взаимодействия. В-третьих, круг
общения ребенка существенно расширяется, соответственно, возникает
необходимость выстраивать адекватные взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми людьми.
Если
рассматривать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
то можно отметить, что, как правило, дети с различными нарушениями имеют те или
иные нарушения в развитии эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков:
этот процесс происходит медленнее по сравнению со здоровыми детьми, детям
сложнее распознавать собственные и чужие эмоциональные переживания Часто они
демонстрируют неадекватные эмоциональные реакции, при этом собственная
эмоциональная сфера у них может быть достаточно бедной. В общении также
отмечаются сложности, связанные с недостатками речевого развития, определенными
качествами характера (замкнутостью, робостью, агрессивностью и др.) и, непосредственно,
низким уровнем эмоционального интеллекта. Соответственно, возникает
необходимость специально организованной деятельности, направленной на развитие
эмоционального интеллекта младших школьников с ОВЗ, а также их коммуникативных
навыков.
Для
осуществления подобной деятельности можно считать благоприятной инклюзивную
среду, т. к. дети с ОВЗ, общаясь с нормативно развивающимися сверстниками,
наблюдая за ними, осваивают характерные для них формы поведения и эмоциональных
реакций. Развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков
непосредственно взаимосвязано. В основе этой взаимосвязи лежит тот факт, что
именно в процессе непосредственного общения происходит наблюдение за
эмоциональными реакциями окружающих и своими собственными, происходит
установление взаимосвязи между формами поведения или событиями, вызывающими ту
или иную реакцию, а также выявление оптимальной стратегии поведения при тех или
иных эмоциональных реакциях собеседника. Соответственно, при планировании
коррекционно-развивающей деятельности целесообразно исходить из того факта, что
развитие коммуникативных навыков может выполнять роль средства и основы для
развития эмоционального интеллекта.
Вопрос
формирования коммуникативных способностей личности рассматривался во многих
трудах отечественных и зарубежных учёных Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Х. Й.
Лийметса, А. В. Мудрика и многих других. Особенностям общения младших
школьников посвящены труды отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Н. В.
Кузьминой, В. С. Мухиной, Р. С. Немова, В. Н. Мясищева.
Цель
исследования: изучить взаимосвязь уровня развития коммуникативных навыков
младших школьников с ОВЗ с развитием эмоционального интеллекта в условиях
инклюзивной образовательной среды.
Объект
исследования: коммуникативные навыки младших школьников.
Предмет
исследования: влияние уровня развития коммуникативных навыков на развитие
эмоционального интеллекта младших школьников в условиях инклюзии.
Задачи
исследования:
1) Изучить современные научные представления
об особенностях коммуникативных навыков младших школьников;
2) Проанализировать особенности развития
эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте;
3) Охарактеризовать психолого-педагогическую
модель развития эмоционального интеллекта посредством развития коммуникативных
навыков младших школьников в условиях инклюзивной образовательной среды.
Гипотеза:
развитие коммуникативных навыков является эффективным средством развития
эмоционального интеллекта младших школьников в условиях инклюзивной
образовательной среды.
Методология
исследования. В научно-педагогической литературе неоднократно прорабатывались
различные аспекты интеллектуального развития школьников. Исследователи
характеризовали особенности организованной самостоятельной деятельности детей в
школе, новые подходы к изучению особенностей их мышления, условия повышения
эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.
Методы
исследования:
—
изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
—
наблюдение;
—
тестирование;
—
беседа с психологом;
—
анализ и содержательная интерпретация данных;
—
методы математической статистики.
Теоретическая
значимость исследования определяется вкладом в разработку новых аспектов работы
по изучению особенностей развития эмоционального интеллекта детей младшего
школьного возраста.
Практическая
значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей
развития эмоционального интеллекта младших школьников, на основании чего
разрабатываются психолого-педагогические и методические рекомендации для
родителей и педагогов.
Структура работы
обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы
Заключение:
Формирование
коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта выступает важными задачами
развития на этапе младшего школьного возраста. Этому способствует ряд
особенностей данного этапа жизни ребенка.
Рассматриваемый
период развития характеризуется значительным изменением социальной ситуации
развития ребенка. Начинается обучение в школе, что предполагает повышение социальной
активности ребенка, необходимости осуществления им активного социального
взаимодействия. Возникает необходимость совершенствования коммуникативных
навыков таких детей, умения их выстраивать взаимодействие с другими детьми и
взрослыми, способности конструктивно разрешать конфликты и др.
Ученые
рассматривают необходимым компонентом развития коммуникативных навыков
эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект предполагает сформированность
умения распознавать и понимать эмоциональные состояния и переживания других
людей в процессе коммуникации и взаимодействия, а также понимать и руководить
собственными эмоциональными переживаниями и их проявлениями. Так как основная
деятельность на данном этапе – это учебная деятельность, соответственно, необходимо
производит развитие данных навыков также в условиях учебной деятельности и
учебного взаимодействия. Соответственно, возникает необходимость реализации
такой модели образовательного процесса, которая позволила бы эффективно
развивать коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект ребенка, что в свою
очередь будет выполнять роль продуктивной основы для развития личности ребенка
и его социализации.
Целесообразно
реализовывать данную деятельность в разных направлениях жизнедеятельности
ребенка в образовательной среде: непосредственно в образовательном процессе и
во внеклассной работе. Внеклассная работа может быть организована в форме
тренинга. Именно эта форма работы позволяет обеспечить практическую
направленность для того, чтобы дети сумели прожить разнообразные эмоциональные
состояния и получить практические навыки саморегуляции и взаимодействия с
людьми в различных эмоциональных состояниях и обстоятельствах. Умение
распознавать эмоциональные состояния других и взаимодействовать с ними
происходит непосредственно в процессе коммуникации, говоря иначе, при развитии
коммуникативных навыков происходит параллельное развитие эмоционального
интеллекта, т. е. коммуникативные навыки выполняют роль средства развития
эмоционального интеллекта.
В
образовательном процессе важная роль в развитии коммуникативных навыков детей
принадлежит педагогу, Именно он определяет развитие психологического климата в
детском коллективе, контролирует процессы взаимодействия детей, помогает им в
разрешении конфликтных ситуаций, а также помогает понять причины тех или иных
ситуаций, возникших в процессе взаимодействия, в том числе лежащие в основе
эмоциональных переживаний.
Таким
образом, развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков должно
производиться в разных областях жизнедеятельности младших школьников в
непосредственном сочетании друг с другом.
По
итогам реализации проекта по формированию эмоционального интеллекта и
коммуникативных умений младших школьников “Путешествие Капельки” можно выделить
следующие результаты:
Для
детей:
Формирование
эмоционального интеллекта.
Развитие
коммуникативных умений.
Расширение
и углубление знаний детей об окружающем мире.
Накопление
эмоционально-положительного опыта отношения с природой.
Развитие
поисково-исследовательской деятельности: умение самостоятельно делать
простейшие опыты по словестному описанию, опорной схеме, делать соответствующие
выводы.
Формирование
первоначальных навыков экологически безопасного поведения в природе.
Проявление
ответственного отношения к окружающей среде.
Развитие
у детей инициативы, самостоятельности.
Для
педагогов:
Внедрение
инновационных технологий, современных форм методов работы по экологическому
образованию детей младшего школьного возраста коррекционных классов.
Повышение
профессионального педагогического уровня (теоритического и практического) по
эколого-познавательной деятельности.
Стимулирование
личностного и творческого саморазвития.
Для
родителей:
Повышение
уровня экологической культуры каждого родителя.
Пропагандистская
работа:
Организована
фотовыставка “Всем нужна вода”.
Выставка
художественной литературы “Мир воды”.
Выпущена
экологическая листовка “Чудесная сила воды”.
Выпущен
экологический журнал “Вода – наша помощница”.
Выпущены
две экологические газеты: “Песенка о лете” (отдых на воде), “Всемирный день
окружающей среды” (рубрика вода).
Проведена
природоохранная акция “Каждая капля важна”.
Организована
презентация альбома “Водный кодекс для детей”.
Для проведения формирующего эксперимента мы считали необходимым
создать следующие педагогические условия: расширить деятельность классного
руководителя с помощью социально-педагогической составляющей; поднять
субъектность родителей как естественных воспитателей ребенка с помощью
актуализации родительских общественных объединений. Это в определенной мере
подготовило следующий этап работы: разработку содержания внеучебных досуговых
занятий школьников. При этом мы в полной мере использовали возможности клубной,
кружковой деятельности детей, а также группы продленного дня, в структуре
которой мы выделяли клубный час.
Реализация педагогического условия — содержательное и методическое
обеспечение воспитательного процесса школьников во внеурочной деятельности происходила
через систему воспитательных часов.
Ведущим средством реализации данного педагогического условия была
разработанная нами система нестандартных воспитательных часов, основные задачи
которой предусматривали:
1. Расширение когнитивной сферы школьников по знанию правил общения
и способов их реализации.
2. Содействие адекватному пониманию воспитанниками различных
ситуаций общения.
3. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к правилам
общения; ориентации на диалогическое взаимодействие с другими людьми на
принципах взаимопонимания и эмпатии.
4. Формирование у школьников умений придерживаться вербальных и
невербальных правил общения в различных ситуациях межличностного
взаимодействия; умений устанавливать и развивать конструктивные коммуникативные
контакты с другими людьми.
Для
проведения эксперимента по формированию эмоциональных ценностей мы считали
необходимым создать следующие педагогические условия: расширить деятельность
классного руководителя с помощью социально-педагогической составляющей; поднять
субъектность родителей как естественных воспитателей ребенка с помощью
актуализации родительских общественных объединений. При этом мы в полной мере
использовали возможности клубной, кружковой деятельности детей, а также группы
продленного дня, в структуре которой мы выделяли клубный час.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Исследование
современных психологических теорий развития эмоционального интеллекта младших
школьников
1.1. Анализ
психолого-педагогической литературы по развитию коммуникативных навыков младших
школьников Остановимся более подробно на процессе формирования коммуникативных умений
и навыков в младшем школьном возрасте. Для этого целесообразно первоначально
уточнить суть таких феноменов, как «коммуникация» и «коммуникативные умения»,
«коммуникативные навыки».
В своих работах А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова,
Д. Б. Эльконин интерпретируют коммуникацию как метод взаимодействия любых
объектов материального и духовного мира; процесс общения, то есть передачи
информации от человека к человеку; передачи и обмена информацией в обществе в
целях воздействия на него [1].
В качестве коммуникативных навыков обозначаются более или менее
сформированные методы реализации определенных речевых действий, которыми
обусловлена готовность субъекта к коммуникации [2]. К компонентам
коммуникативных навыков могут быть отнесены такие навыки, как способность
понять партнера по коммуникации, способность сопереживать, сочувствовать;
способность реалистично оценить себя и других; способность принять точку зрения
оппонента, способность конструктивно преодолевать конфликтные ситуации, умение
взаимодействовать с членами коллектива. Такие коммуникативные навыки
развиваются в ходе взаимодействия с другими людьми.
Л. Р. Мунирова описывает такую классификацию коммуникативных навыков [3]:
1. Блок информационно-коммуникативных навыков включает в себя:
— способность начинать процесс коммуникации, включаться в него
(формулировать просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого
обращения, дружественного разговора);
— способность ориентироваться в других участниках коммуникации,
коммуникативной ситуации (инициировать беседу со знакомым и незнакомым
человеком, выполнять нормы культуры коммуникации во взаимодействии со
сверстниками и взрослыми);
— способность правильно сочетать средства вербального и невербального
общения (применять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно
выражать мысли, используя жесты, мимику).
2. Группа регуляционно-коммуникативных навыков включает в себя:
— способность соотносить собственные действия и представления, установки с
желаниями и интересами своих партнеров по коммуникации;
— способность доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
— способность использовать свои индивидуальные навыки для достижения
конкретных совместных целей (применять речь, музыку, движения, графическую
коммуникацию для достижения целей совместной деятельности);
— способность оценить итоги совместной коммуникации и деятельности (оценить
себя и других критически, учитывать личную долю каждого в коммуникации,
обсуждать, понимать итоги коммуникации, принимать правильные решения,
обозначить собственное (несогласие), одобрение (неодобрение), определить
пропорции речевой и неречевой коммуникации, помогает ли это включению в процесс
других участников коммуникации).
3. Блок аффективно-коммуникативных навыков базируется на следующих умениях:
— делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по
общению;
— проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по
общению;
— оценивать эмоциональное поведение друг друга.
О. Н. Сомкова понимает коммуникативные навыки как определенный уровень
освоения конструктивных методов и приемов взаимодействия с окружающими людьми,
способность осуществлять продуктивную коммуникацию и посредством данного
процесса эффективно преодолевать развивающиеся игровые, познавательные, бытовые
и творческие проблемы [4]. В качестве коммуникативных навыков могут быть
дифференцированы следующие навыки, с ее точки зрения:
1. Речевые: способность слушать собеседника и корректно воспринимать его
суждения и умозаключения, формулировать в ответ собственное высказывание,
формулировать вопросы, корректно выражать собственные мысли посредством языка,
менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать
эмоциональный тон общения; соблюдать корректность языковой формы, в которой
выражаются мысли, воспринимать собственную речь и контролировать ее
правильность;
2. Невербальные умения: адекватное применение мимики, жестов, поз;
способность правильно распознавать переживания и чувства партнера по общению.
3. Нормы речевого этикета:
1) способность инициировать
беседу (когда