Часть дипломной работы на тему Влияние стиля преподавания учителя на учебную мотивацию младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 5
1.1. Общая характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте 5
1.2. Основные подходы к исследованию мотивации учения в психологии и педагогике 12
1.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 19
1.4. Понятие стиля педагогической деятельности учителя, его виды 26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Характеристика базы и выборки исследования 32
2.2. Методы и методики исследования 34
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВИССЛЕДОВАНИЯ 41
3.1. Качественный и количественный анализ полученных результатов 41
3.2. Статистический анализ результатов исследования 47
3.3. Рекомендации классным руководителям 4 и 3 классов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Введение:
На сегодняшний день формирование мотивации учения, у младших школьников можно назвать одной из значимых проблем в школе. Ее актуальность связана с обновлением задач обучения, структурированием задач формирования у школьников навыков самостоятельного обретения знаний, и познавательных интересов, реализации идейно – политического, трудового и нравственного воспитания детей, а также целесообразностью формирования и совершенствования субъектности учащихся. Сформированнаясубъектность школьников является гарантом его успешной учебной деятельности и обеспечивает базу для формирования у него способности к самообразованию и самосовершенствованию методом сознательной и активной работы [13].
Проблема мотивации учения пребывает на стыке обучения и воспитания, а также представляется важнейшим фактом современного обучения. Актуальность этой проблемы и определила выбор темы исследования «Влияние стиля преподавания учителя на учебную мотивацию младших школьников».
Методологической основой исследования представляются культурно-историческая теория психического развития (Выготский Л.С.); деятельностный подход в педагогической психологии и психологии развития (Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубцов В.В., Эльконин Д.Б.); научные положения, согласно которым учебная деятельность младших школьников рассматривается в непрерывном развитии (Ананьев Б.Г., Кулагина И.Ю., Леонтьев А.Н., Хухлаева О.В., Эриксон Э.).[28, с.17]
Значительный вклад в разработку проблемы мотивации младших школьников добавили ученые А.К. Маркова, Г.И. Щукина, М.В. Матюхина и другие. Ю.К. Бабанский разработал классификацию методов обучения, в которой определил методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: влияние стиля преподавания учителя на учебную мотивацию младших школьников.
Гипотеза исследования: стиль преподавания учителя оказывает влияние на мотивацию учения младшего школьника.
Цель исследования: выявить психологические и педагогические особенности взаимосвязи между индивидуальным стилем педагогической деятельности и мотивацией учения младших школьников.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научно-методической литературы по проблемам мотивации учения и индивидуального стиля деятельности учителя.
2. Выявить какой стиль индивидуальной педагогической деятельности является наиболее эффективным в формировании мотивации учения.
3. Разработать рекомендации для учителей начальных классов и школьных психологов по работе с собственными стилями педагогического общения.
Методы исследования:
— анализ научно — методической литературы о стилях преподавания и мотивация обучения;
— наблюдение за стилем преподавания учителей;
— беседа с учителями и учащимися;
— тестирование учащихся и учителей;
— изучение характеристик учащихся.
Практическая значимость: данная работа может быть применена учителями начальных классов, школьными психологами, родителями младшего школьного возраста и людям, проявляющими интерес к теоретической стороне данной проблемы, в качестве методических рекомендаций для увеличения учебной мотивации младших школьников.
Заключение:
Таким образом, изучив научно-методическую литературу по проблеме влияние стиля преподавания учителя на учебную мотивацию младших школьников, можно сделать вывод, что мотивация – это стремление к улучшению показателей, неудовлетворенность достигнутыми результатами, настойчивость в достижении своих целей, желание достигнуть своего, не смотря ни на что. Это является одним из ядерных, основополагающих свойств личности, которое оказывает значительное влияние на всю жизнь человека.
Многие исследования выявили очень тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Доказано, что люди, которые обладают мотивацией достижения, уверены в себе, ищут информацию для суждения о своих успехах, решительны в неопределенных ситуациях, не теряются в ситуации соревнования, показывают большее упорство при столкновении с трудностями [6].
Было проведено эмпирическое исследование, направленное навыявление влияние стиля преподавания учителя на учебную мотивацию младших школьников.
Анализ результатов эмпрического исследования показал, что в целом, ведущие мотивы в 3 и 4классах, где работают учителя с различными стилями преподавания, практически совпадают. Успеваемость – достаточно внешний показатель по отношению к тому содержанию, к тем мотивам и потребностям, которые побуждают школьников учиться и реализуются в учении [11].
Важную роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности младших школьников динамичны, весьма неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. Статистический анализ результатов исследования показал, что полученные эмпирические значения находится в зоне незначимости. Исходя из полученных данных видим, что при проведении тестов «Исследование школьной мотивации», «Направленность на отметку», «Направленность на приобретение знаний» отличия между показателями двух классов являются не значимыми.
На основании полученных данных в эмпирическом исследовании можно порекомендовать учителям проявлять больше эмпатийных качеств во время проведения уроков, так как ни для 3 класса, ни для 4 класса мотив учительского одобрения не представляет ни какого значения.
Итак, задачи дипломной работы выполнены в полном объеме, Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, не подтвердилась, что объясняется, скорее всего, тем, что были проанализированы всего два стиля преподавания, поэтому, в дальнейшем планируется продолжить исследование.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Общая характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Приход в школу для любого ребёнка характеризуется началом другой сферы жизни; происходит трансформация всей системы взаимоотношений ребенка с иными — взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность становится базовой для построения взаимосвязей и отношений ребенка с реальностью; она ставит его в абсолютно новое положение по отношению ко окружающим.
Как пишет Г.И. Щукина, учебная деятельность — это деятельность, которая берет свое начало с того, что ребенка подвергают оценке. Она демонстрирует себя в умении осознано ставить цели действия и намеренно устраивать поиск, и находить методы их достижения, устранения трудностей и препятствий [27, с.6].
Огромная особенность школьного обучения видится в том, что при погружении в него ребенка приходится кардинально менять всю структуру отношений с воспитывающими его взрослыми. Структура отношений становится опосредствованной, т.е. для гармоничного общения учителя с учениками и учеников с учителем нужно овладеть специальными средствами. Это касается, прежде всего, умений грамотно воспринимать образцы манипуляций, показываемые учителем в процессе объяснения, и адекватно относится к оценке, которые демонстрирует учитель действиям, производимым школьниками, и их результатам.
Как полагает Д.Б. Эльконин, роль учебной деятельности в младшем школьном возрасте значимо потому, что, во-первых, через нее выполняются основные отношения ребенка с социумом; во-вторых, в них реализуется формирование как базовых качеств личности ребенка школьного возраста, так и конкретных психических процессов. Объяснение взаимоотношений появляющихся в школьном возрасте новообразований процесса развития учебной деятельности и ее уровня [28, с.27].
Д. Б. Эльконин, отмечает переход к регулярному обучению в школе, к усвоению знаний демонстрирует собой настоящую революцию в видениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях реальности. Это прежде всего новая отношение ребенка к оценке вещей и переменам, происходящих в них. На донаучном этапе развития мышления ребенок оценивает вещи и их смену с своей индивидуальной точки зрения, а при изменении усвоения научной картины мира ему нужно судить об этом с объективно-общественной точки зрения, — с той, с которой оценивают об этом иные люди.
Учебная деятельность, как и любая деятельность, состоит из своего предмет — это человек. В случае учебной деятельности младшего школьника — ребенок. Учась методам письма, счета, чтения и т.д., ребенок направляет себя на самоизменение — он овладевает нужными, присущими окружающей его социальной культуре методами служебных и умственных манипуляций. Рефлексируя, он может себя отличить прежнего и себя нынешнего. Индивидуальное изменение отслеживается и открывается незамедлительно на ступени достижений.