Часть дипломной работы на тему Влияние СМИ на социальную и экономическую жизнь человека в современной России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Актуальность темы
исследования. Процесс развития общества сопровождается формированием и
постепенным развитием различных социальных институтов, которые определяют общие
тенденции развития цивилизации и оказывают значительное влияние на каждую
отдельно взятую личность, группу и т.д. Среди главных детерминант, формирующих
условия функционирования и развития человека в современном обществе, можно
выделить утвержденные социальные нормы поведения, принятые на государственном
или на региональном уровне законы, реализуемую государственную политику, а
также деятельность средств массовой информации как важного социального
института.
В ХХI веке роль СМИ в жизни каждого человека значительно
выросла. Во многом этому способствовала общая информатизация общества и
развитие системы интернет-СМИ, общественных медиа. Сегодня процессы
цифровизации продолжаются и роль журналистики во многом приобретает новые
оттенки, поскольку функции СМИ расширяются, журналистика начинает активнее
взаимодействовать с другими социальными институтами. Поэтому сегодня СМИ уже не
просто информируют граждан об актуальных событиях, они обучают и консультируют,
просвещают и стимулируют к тем или иным действиям, формируют общественное
мнение, управляют поведением человека в разных сферах жизни, в том числе в
социальной и экономической. Но это
влияние может быть разнонаправленным. Прежде всего, влияние СМИ может, и должно
быть, положительным. Такие тенденции связаны с возможностями повышения знаний
населения, предоставления потребителям возможностей социального развития,
эффективной коммуникации, повышения экономической грамотности и т.д. Но
возможно и противоположное влияние СМИ на социальную и экономическую жизнь
человека, проявлениями которого может служить манипуляция общественным мнением,
стимулирование к необдуманным действиям, покупкам и т.д. Особенно актуальным анализ влияния СМИ на общественность
становится в современных условиях пандемии и карантинных ограничений, когда
средства массовой информации не только становятся источников новостных
материалов, но и формируют схемы поведения человека в социальной и
экономической жизни.
Все вышесказанное определяет актуальность темы данного
исследования: «Влияние СМИ на социальную и экономическую жизнь человека в
современной России».
Целью исследования
в данной работе стало изучение тенденций влияния СМИ на функционирование
современного российского общества.
Для достижения указанной цели в работе сформулированы
следующие задачи исследования:
—
охарактеризовать понятие СМИ;
—
изучить теоретические аспекты влияния СМИ на
социальную и экономическую жизнь человека в современной России;
—
оценить влияние СМИ на основные направления
жизнедеятельности граждан России на практике.
Объектом исследования
в работе выступают современные средства массовой информации.
Предмет исследования
– механизмы и направления влияния средств массовой информации на социальную и
экономическую жизнь человека в современной России.
Методы исследования. В процессе исследования применялись такие методы
исследования: а) общенаучные, в частности описательный метод,
реферативно-аналитический и сравнительный методы, использованные для
систематизации теоретического материала; б)
социологические методы исследования (в частности, анкетирование, с
помощью которого было изучено влияние СМИ на экономическую и социальную жизнь
населения РФ); в) статистические, на основании которых была проведена обработка
анкет и сделаны выводы о результатах анкетирования.
Информационная база исследования
представлена нормативно-правовыми актами РФ, работами отечественных и
зарубежных авторов в сфере социологии, психологии, теории массовой
коммуникации, журналистики. В частности, при характеристике сущности СМИ как
социального института были изучены положения концепций Э. Дюркгейма, Г.
Спенсера, М. Вебера, Т. Парсонса, которые определяли признаки социальных
институтов и их влияние на общественность. В рамках исследования феномена манипуляции массовым
сознанием со стороны СМИ были изучены работы Е.А. Доценко, Г. Шиллера, С.
Кара-Мурзы, А. Карпова и др. При изучении основ влияния СМИ на отдельные
аспекты жизни человека были рассмотрены материалы по отраслевым направлениям
журналистики. Так, вопросы образовательного и просветительского влияния СМИ на
общественность раскрыты на основании взглядов И.Ю. Лапиной, Н.В. Дивеевой, А.А.
Тертычнычного, С.П. Суворовой и др. Изучение специфики влияния СМИ на
экономическую жизнь населения произведено с учетом особенностей деловой
журналистики, выделенных в работах В.М. Амирова, А.В. Еременко, В.Н. Тищенко и
др.
Теоретическое значение исследования состоит
в систематизации функций СМИ в отношении социальной и экономической жизни
человека, а также в выделении особенностей влияния СМИ на общественность на
современном этапе – в период пандемии и карантинных ограничений. Эти положения
могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Практическое значение исследования состоит
в том, что выделенные направления и методы влияния СМИ на социальную и
экономическую жизнь населения могут быть использованы для оптимизации такого
влияния. Результаты практического исследования могут служить базой для
совершенствования материалов СМИ с целью наиболее эффективной коммуникационной
функции, а также для удовлетворения потребностей населения в экономической
информации. Структура работы включает введение, две главы с
параграфами, заключение, список использованной литературы и приложения. Во
введении обоснована актуальность темы исследования, цели и задачи исследования.
В первой главе изучены теоретические аспекты темы и определены особенности
влияния СМИ на социальную и экономическую жизнь человека на основании научной
литературы. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования
влияния СМИ на социальную и экономическую жизнь населения.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Социологический анализ влияния СМИ на социальную и экономическую
жизнь человека в современной России в современной литературе 1.1. Понятие СМИ В научной литературе присутствуют различные точки зрения на
сущность СМИ. Зачастую исследователи в рамках интерпретации данного термина
обращаются к нормативному определению термина, который предложен в Законе РФ от
27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации». В ст. 2
указанного нормативно-правового акта термин «средство массовой информации»
описывается как «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал,
радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная
программа, иная форма периодического распространения массовой информации под
постоянным наименованием (названием)»[1].
Анализ представленного нормативного определения дает
возможность сделать вывод о некоторой его ограниченности с учетом узконаправленного
анализа термина только в рамках теории массовой коммуникации. При таком подходе
СМИ не рассматривается как система, а как отдельные средства информации. Но все
же законодатель выделяет главные признаки СМИ, согласно которым они должны:
—
содержать массовую информацию;
—
осуществлять ее периодическое распространение
(то есть, отличаться периодичностью выхода);
—
иметь постоянное название. Также с точки зрения организации работы СМИ важны и
некоторые другие их свойства (рис. 1). [1]
Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» //
КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/