Часть дипломной работы на тему Влияние семейных конфликтов на устойчивость брака
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование влияния семейных конфликтов на устойчивость брака. 10
1.1. Теоретические основы изучения понятия устойчивость брака. 10
1.2. Методологические основы исследования фактора влияния семейных конфликтов на устойчивость брака. 18
Глава II. Исследование влияния типа брачных отношений на его устойчивость 31
2.1. Устойчивость классической формы брака в современном обществе. 31
2.2. Специфика религиозных браков в их устойчивости. 36
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Введение:
Актуальность исследования.
Одним из первых социальных институтов, которые создал человек, была семья. Будучи первичной клеточкой социального организма, она в своей основе имела брачный союз мужчины и женщины, предполагала кровное родство между детьми и родителями. Брак длительное время существовал как узаконенный половой союз мужчины и женщины, благодаря которому происходило воспроизводство населения и который отвечал требованиям общества. Брак прошел длительный путь эволюции, развиваясь и изменяясь вместе с обществом. Складывающаяся новая социальная реальность объективно сопровождалась изменениями в браке. Историческая изменчивость брака и семьи впервые стала предметом научного интереса И.Бахофена, который пришел к выводу, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами.
Большую роль в определении сущности понятий «семья» и «брак» сыграли социологи. Выявив социальную сущность семьи и брака, они пришли к выводу, что брак следует рассматривать как отношение, а семью — как социальную организацию, поскольку для семьи характерны более сложные и многогранные отношения. А. Г. Харчев отмечал, что исторической «…границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами» можно считать сложившийся в обществе запрет на половые отношения между родителями и детьми. Естественнобиологический элемент брака, т.е. половая связь, в социуме проявляется в осознанных действиях homo sapiens, в то время как у животных необходимость в сексуальном партнере является проявлением инстинкта. Сущность этой связи определяется уже социальными причинами, регулируется рациональностью. Основным правилом выбора партнера становится избирательность, а в критериях выбора начинают преобладать ценности, порожденные социальностью.
Длительное время сущность брака трактовалась как экономическая сделка. Но с развитием общества возрастала роль социальной составляющей брака, что доказывается тем, что в обществе возникает вначале нравственное, затем религиозное, а позднее и правовое регулирование половой жизни. Постепенно формировались обязанности супругов, приобретающие общественную значимость, чувство ответственности и долга перед обществом. Еще К.Маркс подчеркивал, что брак «…не может подчиняться произволу вступившего в брак, а наоборот, произвол вступившего в брак должен подчиняться сущности брака ».
Общество издавна регулирует брак, и на протяжении длительной истории делает это по-разному: с помощью морали, традиций, религиозных и правовых норм. Закономерно может возникнуть вопрос: а зачем оно это делает? Ответ лежит на поверхности: от связи мужчины и женщины рождаются дети, в чем имеется жизненно важная общественная потребность. Здесь уместно вспомнить высказывание одного видного политического деятеля – В.И.Ленина о том, что в любви участвуют двое, и от этой связи зарождается новая (третья) жизнь, и именно в этом скрывается общественный интерес. Первоначально половые отношения регулировались только культурными нормами, которые действуют и по сей день наряду с другими регуляторами. В каждом обществе есть свои представления о «плохом» и «хорошем» поведении людей. В нем формируется система долженствований и запретов, которые предписывают, как обязан человек поступать в той или иной ситуации, или чего он не должен делать ни в коем случае. Все это означает, что общение между людьми строится по определенным правилам, облечено в различные формы; человеческие отношения подчинены тем или иным условностям и законам. Запрет на инцест обусловил в свое время появление такой культурной нормы как табу на половые отношения между близкими родственниками.
С появлением религии регуляция брака усилилась религиозными нормами, церковью. Существует мнение о том, что сегодня церковь – институт уходящий, который связан с патриархальными нормами. А патриархальные нормы, как мы видим, действительно не выдерживают испытания временем. Другими словами, религиозные предписания в сфере брака – явление временное, преходящее, то, тем не менее, все еще существующее. Возникновение государства и права обеспечило половым отношениям и правовую регламентацию. То есть, общественный контроль за браком все более ужесточался. Так происходила социализация брака, его институционализация. Правовой фактор в исторической цепочке регуляторов хронологически является последним. С одной стороны, юридическое регулирование может приводить к обесцениванию морально-нравственного санкционирования брачных отношений, а с другой стороны, оно дает браку, мужчине и женщине защиту со стороны государства. Первоначально правовое регулирование брака в силу патриархального уклада жизни общества было направлено на то, чтобы обеспечить единобрачие женщин и их подчиненное положение мужчинам. Это также возможность регулировать имущественные отношения между супругами, а также детско-родительские отношения. Применение юридических норм способствовало распаду полигамных отношений и усилению ответственности родителей за воспитание детей, наложило на государство определенные обязательства по защите брачных и семейных отношений, гарантировав правовую защиту членам семьи.
Следует обратить внимание на выводы английских социологов о том, что не столько институт брака переживает кризис, сколько меняется наша трактовка этого понятия .
Для большинства людей бесспорным является то, что брак – это гетерогенное половое отношение, что это сексуальная связь мужчины и женщины, которые поддерживают друг друга морально и экономически. Но этим не исчерпывается его содержание. Брак – одно из оснований образования семьи (наиболее частое). Различия между браком и семьей находятся в выполнении ими разных функций, в характере и сущности внутренних отношений. Брак определяется, прежде всего, отношениями между мужчиной и женщиной (муж – жена), а семья – отношениями между родителями и детьми: матерью и ребенком, отцом и ребенком, между отцом и матерью как родителями общих совместных детей. И в этом плане гомосексуальный брак и основанная на нем семья не имеют такой важной системы отношений. Эдвард Вестермарк в своей фундаментальной работе «История брака » обращаясь к многочисленным историческим примерам, показал, что брачными признавались отношения только лишь тогда, когда женщина беременела и рожала ребенка. Согласно этой точке зрения благодаря возникновению семьи брак институционализируется.
Заключение:
Конфликты — это мощная сила, которая может сработать как на благо (вывести ситуацию из ступора, дать ей возможность развиваться дальше), так и иметь серьезные негативные последствия. Именно поэтому изучением этого явления занимается множество социологов, политологов и психологов. Все они хорошо представляют, какова структура конфликта[6].
Семья всегда была и остается в эпицентре научных интересов многих ученых. Ведь она является социальным институтом, который не только обеспечивает стабильность общества, но и эволюционирует вместе с ним, адаптируется к новациям и переменам. С другой стороны, семья выступает как место первичной социальной адаптации индивида, как микромир, в котором начинается личностное становление человека.
Семья является школой человечности, взаимопонимания, душевного сострадания и сопереживания. Вместе с тем в такой системе интенсивного тесного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. Противоречия между личностью и семьей неизбежны. Особенно остро эта проблема встает в условиях социальной аномии общества, его дезорганизации. При таких условиях численность семейных конфликтов стремительно растет, поскольку все процессы, происходящие в обществе, отражаются через индивидов на их семьях. Как следствие, семейные конфликты стали чрезвычайно распространенным явлением, что привело к стремительному росту дисгармоний в семейных отношениях и численности разводов. Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов.
По оценкам специалистов, в 80-85% семей происходят конфликты, а в остальных 15-20% возникают ссоры по различным поводам. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Выявлена закономерность: чем больше семья, тем больше взаимодействующих в ней систем, тем труднее членам семьи сотрудничать друг с другом в удовлетворении своих потребностей. Семейные конфликты отличаются своими причинами, важнейшими из них, являются:
• ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи;
• ненормативное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов, устремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи (с его точки зрения);
• авторитарный, жесткий тип взаимоотношений, сложившихся в семье;
• наличие трудноразрешимых материальных проблем;
• авторитарное вмешательство родственников в супружеские отношения;
• сексуальная дисгармония партнеров в браке [12].
Полученные результаты эмпирического исследования указывают на половые различия в характере поведения супругов в семейном конфликте и их отношении к нему: у женщин поведение в семейном конфликте инициируется важности личностных ценностей и воплощением в жизнь личностных интересов, мужчины стремятся избежать активного поведения в конфликте. Поэтому, для мужчин семейный конфликт является стрессовым событием, для женщин – ареной для самоактуализации. Итак, проанализировав основные факторы и предпосылки возникновения семейных конфликтов, мы определили и обосновали такие личностные особенности супругов как: потребности, ценности, характерологические особенности.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование влияния семейных конфликтов на устойчивость брака.
1.1. Теоретические основы изучения понятия устойчивость брака.
Особое внимание нужно уделить рассмотрению традиционной эволюционистской теории развития брака и семьи, которая длительное время считалась единственно верной. Согласно концепции И.Бахофена, Дж. Мак-Леннана, Л. Моргана, Ф.Энгельса и эволюционистским воззрениям многих других ученых половые отношения между людьми претерпевали изменения в результате длительного развития. Брак и семья как социальные явления возникли исторически не одновременно. Находилось немало реальных доказательств этой концепции.
В эпоху дикости для человеческого стада был характерен промискуитет, стадия ничем не ограниченных отношений между полами. Первой общественной санкцией, которая регулировала отношения между мужчиной и женщиной, было запрещение полового общения между родителями и детьми, то есть запрет на инцест. Следовательно, на каком-то историческом отрезке времени окружающим почему-то стало не безразлично, с кем вступают в половой контакт их сородичи. Энгельс назвал запрет на инцест исторической границей между добрачным состоянием общества и возникновением брака как социально регулируемого отношения. Российский этнограф Лев Штернберг писал о том, что половое отношение между мужчиной и женщиной, даже имеющее регулярный характер, лишь тогда можно назвать браком, когда оно так или иначе санкционировано обществом, когда оно правомерно . Первые формы санкций за нежелательные половые контакты носили моральный и физический характер, характер табу, что связано с представлением чего-то, требующего осторожности. Чаще всего оно выражается, по существу, в запрещениях и ограничениях.
При помощи первого запрета на определенные отношения между полами добрачное общество постепенно трансформировалось в такое, где появился брак как социальный институт, регулирующий половые отношения. Согласно версии Моргана и Энгельса вначале господствовал групповой брак, и известна была только мать детей. Женщина вступала в половые контакты с разными мужчинами (как и мужчина вступал в половую связь со многими женщинами), и от кого из них она забеременела, нельзя было установить точно. Но родство ребенка и женщины всегда могло быть идентифицировано. Поэтому следует уточнить, что запрет на половые связи между близкими людьми касался только межполовых отношений по материнской линии. По Моргану групповой брак имел две исторические формы. Первая – кровнородственная. При этом брачные отношения имели лишь одно ограничение – близкое родство по вертикальной линии. Вторая форма группового брака была названа Морганом пуналуальной. Переход к пуналуальной семье, как считал Морган, был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений.
Групповой брак был присущ биологической форме материнской семьи. Это эпоха коллективного труда и потребления и относительного равноправия членов общины. Данный период развития человечества называют материнским.
Групповой брак обусловил появление рода. Род – это группа родственников, которые ведут происхождение по одной линии и осознают себя потомками общего предка.
По мере развития человеческих отношений вводились все новые запреты на половые отношения. На определенном этапе развития группового брака был введен запрет на брачные отношения между членами родственного коллектива. Он получил название «экзогамии» (экзо – вне, гамос – брак). Согласно новому правилу нельзя было заключать браки внутри рода. Согласно Моргану сама структура и принцип родовой организации вели к выработке предубеждения против брака между кровными родственниками по мере того, как благодаря бракам вне рода стали выясняться преимущества брачных союзов между лицами, которые не находились в родстве. Роды создали более высокую, чем прежде, органическую структуру общества, способную развиваться в качестве соответствующей потребностям человечества социальной системы вплоть до наступления цивилизации.
О семье как специфическом социальном явлении Энгельс говорит лишь в связи с появлением парного брака. Парный брак – это форма единобрачия при первобытнообщинном строе. Он отличался от более поздней моногамии тем, что основанная на нем семья была непрочной и лишенной экономической основы. Соединение двух супругов было неустойчивым, легко распадавшимся. Но, тем не менее, это было движением вперед, ведь самым значимым социальным достижением этого периода становится возможность устанавливать отца. И таким образом становились известными уже оба родителя. Парная семья – это еще не ячейка общества, и она еще не противостоит общинно-родовой организации. Каждый из супругов и их дети – члены в первую очередь родовой группы, а не своей семьи.
Распространение парного брака Ф.Энгельс связывает с ниспровержением материнского права. Этот исторический факт Энгельс называет всемирно историческим поражением женского пола. Парный брак в процессе разложения рода преобразовывается в моногамный брак. Моногамия определяется как историческая форма единобрачия, наличия у одного мужа одной жены.
Моногамный брак обусловил возникновение новой формы семьи –патриархальной. Патриархальная семья (греч. pater – отец + arche – начало, власть) – это экономическая ячейка во главе с мужчиной. Энгельс пишет о том, что в действительности важнейшим фактором возникновения моногамии был экономический фактор, а именно желание передать детям накопленную собственность, обеспечить законных наследников и ограничить их число подлинными потомками брачной пары. Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у иных народов до настоящего времени. Моногамный брак является основой и для современного типа семьи с эгалитарной структурой, при которой отношения между членами семьи относительно равноправны.
Теоретические исследования в области семейно-брачных отношений позволили определиться с понятием брака. Следует отметить, что трактовка его в праве и науках, изучающих семью, неоднозначна. Даже у социологов имеются разные определения брака, хотя все подчеркивают его социальную сущность. Так, Э. Богардус определяет брак как «институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни — жизни, основанной на интимной личной связи мужа и жены ради основной цели: рождения и воспитания детей. Этот институт имеет социальную и религиозную санкции» .
В английской социологии брак определяется как «узаконенный союз между мужчиной и женщиной» .