Часть дипломной работы на тему Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния психотравмы на жизненную перспективу личности 7
1.1. Сущность понятия жизненной перспективы личности 7
1.1.2. Развитие жизненной перспективы в онтогенезе 8
1.1.1. Современное видение сущности понятия жизненной перспективы личности 13
1.2. Сущность понятия психотравмы и ее влияние на жизненную перспективу личности 18
1.2.1. Проблема определения понятий «психическая травма», «психологическая травма» и «травма потери» в психологических проекциях 20
1.2.2. Психотравма и ее влияние на жизненную перспективу личности 27
1.3. Методологическая база для выявления особенностей влияния на жизненную перспективу личности 39
Глава 2. Организация и методики исследования специфики влияния психотравмы на жизненную перспективу личности 48
2.1. Цель, задачи и выборка исследования 48
2.2. Методики исследования 49
Глава 3. Эмпирическое исследование специфики влияния психотравмы на жизненную перспективу личности 50
3.1. Анализ результатов исследования 50
3.2. Результаты математической статистики 69
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Введение:
Актуальность. В последнее время в нашей стране происходят изменения в жизнедеятельности многих членов общества. Перед многими людьми встала задача пережить травмирующие события, сделать их собственным опытом, приспособиться к изменениям, которые произошли в их настоящем и построить новую жизненную перспективу. При этом надо учитывать, что настоящее для этих людей достаточно неопределенно, что усложняет задачу построения перспективы собственного будущего.
То есть сложные жизненные обстоятельства, приводящие к возникновению психотравмы, требуют от личности пересмотра или изменения предыдущих стратегий жизнедеятельности относительно отношения к собственному времени жизни и перспективы собственного будущего и построения новой, согласованной с задачами, которые ставит перед личностью настоящее, перспективы собственного будущего. В связи с этим была выбрана следующая тема исследования: «Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности».
На данный момент, по многим исследованиям, преобладающими эмоциями у населения диагностированы: тревога, раздражительность, агрессия и страхи, отражающие негативную картину психического состояния населения [4; 24].
Психологические последствия участия в событиях, угрожающих жизни или здоровью личности, могут проявиться в посттравматическом стрессовом расстройстве, возникающем как острая, затяжная или отсроченная реакция на угрозу жизни ситуации [70].
Активность личности в настоящем, направленная на достижение определенных жизненных целей, обусловливается жизненной перспективой. К.А. Абульханова-Славская говорит о том, что высокий уровень оптимального качества субъекта жизни предполагает наличие у личности способности к регуляции, организации собственного жизненного пути как целого, основанного на определенных целях, ценностях. Е.И. Головаха рассматривает жизненную перспективу в качестве целостной картины будущего.
Исследователи (К. Левин, Т. Коттле, Я.В. Васильев, Т.Н. Березина, Л.Д. Тодоров, Д.А. Леонтьев, Ж. Нюттен и др.) указывают на такие базовые теоретические основания для осмысления понятия «жизненные перспективы личности», как локализация ее в сознании; содержание жизненных перспектив личности представлено различными планируемыми и ожидаемыми в будущем событиями; структура жизненной перспективы личности является совокупностью устойчивых связей, существующих между событиями в будущем, прошлом и настоящем.
При оценке параметров жизненной перспективы чаще всего используют бинарные параметры: оптимистичность / пессимистичность, личностность / нормативность, реалистичность / не реалистичность, дифференцированность / не дифференцированность. Важным условием формирования жизненной перспективы, ведущей к развитию личности, является дифференцированная, реалистичная, положительная и личностная перспектива.
В результате проведенного анализа литературы было выявлено противоречие между довольно высоким уровнем изученности особенностей жизненной перспективы личности и недостаточной изученностью влияния психотравмы на жизненную перспективу.
Проблема исследования: каковы особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности?
Итак, вопрос изменения отношения личности ко времени своей жизни и принятия собственного временного континуума в наше время недостаточно исследован, кроме этого, недостаточно изученной остается проблема влияния психотравмы на жизненную перспективу личности. Этим и обусловливается актуальность темы нашего исследования.
Цель исследования ‒ выявить особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Объект исследования ‒ жизненная перспектива личности.
Предмет исследования ‒ влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что психотравма может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на жизненную перспективу личности, при этом характер влияния определяется личностными характеристиками человека.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы по проблеме исследования;
2) с помощью адекватных диагностических методик выявить специфику влияния психотравмы на жизненную перспективу личности;
3) проанализировать полученные результаты исследования.
Теоретико-методологические основы исследования представлены положениями ученых о сущности понятия «жизненная перспектива личности» (О.С. Кокоткина, Г.Ю. Лизунова, И.В. Логутенкова, Ю.А. Малахова, А.А. Плигин, И.А. Ральникова, Л.С. Самсоненко и др.), о сущности понятия «психотравма» (Р.В. Кадыров, Е.А. Петрова и др.), о влиянии психотравмы на жизненную перспективу личности (Е.Н. Немова, Ю.Ф. Шамшурина и др.).
Методы и методики исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Метод наблюдения и анкет.
3. Психодиагностические методы и методики: Миссисипская шкала для диагностики ПТСР; индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО); методика диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) (САМОАЛ); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; опросник смысложизненного кризиса (диагностическая версия) (К.В. Карпинский); опросник «Личностный профиль кризиса» (ТАРАС, 2003).
4. Методы математической статистики заключаются в исследовании и анализе особенностей влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Экспериментальная база исследования: 20 человек в возрасте 30-40 лет. Исследование проводилось путем опроса в сети Интернет.
Новизна исследования состоит в том, что нами обобщена информация относительно сущности понятия жизненной перспективы личности и определены особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщена информация относительно сущности понятия «жизненная перспектива личности» и «психотравма», описаны особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности; результаты анализа литературы по проблеме исследования могут быть использованы для дальнейших разработок данной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы психологом для построения коррекционной программы в процессе преодоления действия последствий психотравмы и коррекции жизненной перспективы личности.
Заключение:
Жизненная перспектива личности ‒ это совокупность представлений человека о будущем. Структура жизненной перспективы личности представлена психологическим прошлым, настоящим и будущим, единство которых составляет временную целостность. Адекватность восприятия личностью своего прошлого, а особенно настоящего, влечет за собой адекватность взглядов на свое будущее.
Жизненная перспектива личности рассматривается в качестве динамичного образования, изменяющегося в течение жизни. Данные изменения происходят в следствии действия на человека различных психотравмирующих событий, определенных жизненных этапов, личностных характеристик. Стрессовые и психотравмирующие ситуации, возникающие в жизни человека, приводят к изменению жизненной перспективы личности, которые могут носить как негативный, так и положительный (мотивирующий) характер.
Исследование влияния психотравмы на жизненную перспективу личности представляет собой актуальную проблему современной науки в силу неполной изученности. Поэтому считаем необходимым проведение эмпирического исследования с целью выявления влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Для достижения цели исследования был использован ряд диагностических методик: индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО); методика диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) (САМОАЛ); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; опросник смысложизненного кризиса (диагностическая версия) (К.В. Карпинский); опросник «Личностный профиль кризиса» (ТАРАС, 2003).
Считаем, что подобранный диагностический материал позволит нам определить влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Проведенное нами эмпирическое исследование позволило выявить характер влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Использование Миссисипской шкалы для диагностики ПТСР позволило нам установить, что хороший уровень адаптации выявлен у 8 человек (40%); нарушение адаптации – у 6 человек (30%); посттравматическое стрессовое расстройство – у 6 человек (30%).
По результатам использования индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик (ИТО) было установлено, что 8 испытуемых (40%) по всем шкалам показали баллы в пределах нормы, что говорит о них, как о гармоничных личностях. Они обладают хорошим уровнем адаптации. У 6 испытуемых (30%) наблюдается умеренная выраженность по всем шкалам, что говорит о затрудненной адаптации, создающей проблемы для самих испытуемых либо для окружающих их людей. Им свойственно нарушение адаптации по методике МИПИ. У 6 испытуемых (30%) выявлена избыточная выраженность по шкалам методики, что свидетельствует о состоянии эмоциональной напряженности, затрудненной адаптации. Эти испытуемые страдают от посттравматического стрессового расстройства.
Использование методики диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) (САМОАЛ) показало, что: высокий уровень выявлен у 8 испытуемых (40%); средний уровень свойственен 6 испытуемым (30%); низкий уровень выявлен также у 6 испытуемых (30%). Также было установлено, что испытуемые с высоким уровнем самоактуализации являются гармоничными личностями, стремящимися к активной и продуктивной реализации своего творческого потенциала, им свойственна богатая жизненная перспектива личности и хороший уровень адаптации. Испытуемые со средним уровнем самоактуализации испытывают затруднения и нарушения в адаптации. Испытуемые с низким уровнем самоактуализации полностью противоположны испытуемым с высоким уровнем. Они характеризуются пассивностью, склонностью «плыть по течению», отсутствием стремления к самореализации. Им сложнее всех в выборе адекватного способа решения сложных жизненных ситуаций в силу затрудненного формирования нового жизненного опыта, новых навыков, нового стиля поведения, в том числе, и в сложных психотравмирующих ситуациях. Кроме этого, испытуемые с низким уровнем самоактуализации страдают от постравматического стрессового расстройства.
Применение теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева позволило установить, что высокие показатели осмысленности жизни характерны гармоничным личностям с хорошей адаптивностью и высоким уровнем самоатуализации. Средние показатели выявлены у личностей с нарушениями в адаптации и средним уровнем самоактуализации. Низкие показатели свойственны испытуемым с ПТСР, агрессивностью, тревожностью и низким уровнем самоактуализации.
Результаты применения опросника смысложизненного кризиса (диагностическая версия) (К.В. Карпинский) позволили сделать вывод, что низкие показатели свойственны 8 испытуемым (40%), средние показатели выявлены у 6 испытуемых (30%), высокие – у 6 испытуемых (30%). Испытуемые с высокими показателями смысложизненного кризиса характеризуются трудностями в адаптации, низким уровнем самоактуализации личности. Также они являются гармоничными личностями. Испытуемые со средними показателями обладают средним уровнем самоактуализации, проявляют нарушения в адаптации.
По результатам применения опросника «Личностный профиль кризиса» (ТАРАС, 2003) было установлено, что общее плохое состояние свойственно 6 испытуемым (30%), функциональные проблемы (нарушения дыхания) выявлены также у 6 испытуемых (30%), осложнения в познавательно-аналитической деятельности (функционирование памяти) выявлены у 5 испытуемых (25%), нарушения эмоционального реагирования (тревога, генерализованные эмоциональные реакции) свойственны 7 испытуемым, депрессивное состояние свойственно 5 испытуемым (25%), перемены в поведении и деятельности (попытки уйти от проблемы, поглощенность проблемой, проблемы с исполнением служебных и домашних обязанностей) выявлены у 6 испытуемых (30%). Кроме этого, у испытуемых, у которых выявлены перечисленные нарушения отмечается низкая адаптивность, низкий уровень самоактуализации, высокие показатели смысложизненного кризиса.
Для подтверждения результатов диагностики на уровне статистической значимости использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Были выявлены следующие особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности:
‒ существует взаимосвязь между наличием у испытуемых ПТСР и их индивидуально-типологическими особенностями: наличие ПТСР свойственно лицам с низкой адаптивностью;
‒ существует взаимосвязь между уровнем самоактуализации личности и показателем смысложизненного кризиса: чем ниже уровень самоактуализации, тем выше показатель смысложизненного кризиса, чем выше уровень самоактуализации, тем ниже показатель смысложизненного кризиса;
‒ существует взаимосвязь между уровнем самоактуализации личности и индивидуально-типологическими особенностями: чем ниже уровень самоактуализации, тем ниже адаптивность, чем выше уровень самоактуализации, тем выше адаптивность.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило подтвердить выдвинутую в исследовании гипотезу: психотравма может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на жизненную перспективу личности, при этом характер влияния определяется личностными характеристиками человека.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния психотравмы на жизненную перспективу личности
1.1. Сущность понятия жизненной перспективы личности
В качестве темы исследования была определена следующая тема: «Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности». В связи с этим считаем необходимым раскрыть сущность понятия жизненной перспективы личности и описать его основные характеристики.
На фоне активной теоретической и практической разработкой учеными в области психологии проблемы психологического времени и жизненного пути личности предметом изучения стала также проблема жизненной перспективы личности. Изучение психологами проблемы жизненной перспективы даем им возможность выявить специфику восприятия отдельным человеком своего будущего, его представления, как это будущее связано с прошлым и настоящим, какое место занимает будущее в субъективной картине жизненного пути личности, каким образом влияет на поведение личности [7; 17].
Стоит отметить, что традиционно началом разработки проблемы жизненного пути считаются 80-е года XX века. В том числе это касается и отечественной психологии. Б.Г. Ананьев и С.Л. Рубинштейн [7; 50; 51] в своих трудах заложили основы для исследования жизненного пути и жизненной перспективы личности. Так, по мнению С.Л. Рубинштейна, жизненный путь – является социально обусловленным процессом, для которого характерно возникновение новообразований на каждом из этапов. Кроме этого, согласно точке зрения ученого, личность в данном процессе принимает активное участие [56, с. 483].
Рассматривая жизненный путь личности, Б.Г. Ананьев предложил биографический анализ принимать как основу. Именно возраст, согласно теории ученого, предлагается использовать в качестве единицы анализа жизненного пути [7, с. 215].
К.А. Абульханова-Славская, взяв за основу идеи Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна, предложила свою концепцию понимания жизненного пути личности. В данном контексте исследователь обращала особое внимание на то, какую роль играет время в жизни человека. По мнению К.А. Альбухановой-Славской сам субъект принимает участие в организации времени, субъект также определяет его критерии, механизмы, средства осуществления [2, с. 102]. К.А. Абульханова-Славская пишет, что способность личности к регулированию и организации собственного жизненного пути, «подчиненного его целям, ценностям, есть высший уровень и настоящее оптимальное качество субъекта жизни» [2, с. 129]. Ученый отмечает, что жизненная перспектива не является всего лишь зафиксированной позицией. Это определенная жизненная линия, «то есть реализацией своей жизни во времени» [3, с. 210].
Изучая проблему жизненного пути личности, К.А. Абульханова-Славская рассматривает структурный и динамический подходы к анализу жизни личности. По мнению автора сочетание данных подходов является значимым в процессе изучения жизненного пути личности [1, с. 87].
Итак, при изучении сущности и содержания жизненной перспективы личности необходимо также рассматривать жизненные события, а также специфику их реализации в течении жизни, как данные события способствуют развитию личности, становлению ее жизненной перспективы. На основе проведенного в данной работе анализа литературы по проблеме исследования, можем говорить о том, что в психологии сложилась определенная научная парадигма в понимании жизненной перспективы.
1.1.2. Развитие жизненной перспективы в онтогенезе
Начало своего развития жизненная перспектива берет в младшем школьном возрасте, в котором активно начинает включаться в режим жизни сознательная саморегуляция, понимание планирования времени труда, отдыха, а следовательно, и некоторое планирование собственного жизненного движения. Сложившаяся жизненная перспектива личности, то есть видение собственной жизни и саморазвития в триедином континууме времени – является показателем личностной зрелости. Именно юношеский возраст является сенситивным периодом для построения устойчивой площадки осознанного перспективного видения развития собственной актуализации в социокультурном и профессиональном разрезе. Поэтому именно юношеский возраст заслуживает более пристального внимания по сравнению с другими возрастными этапами развития человека. Подтверждая собственные теоретизации, приведем цитату Зои Киреевой. Ученая, в своем исследовании по развитию сознания, детерминированного временем, обосновывает полученное эмпирическим путем некоторое семантическое поле сознания в отношении развития временной единицы (хронотопа) в течение онтогенеза личности. «В 10-12 лет: «я расту»; в 13-15 лет: «я взрослею»; в 16 лет: «время – моя жизнь»; в 18-25 лет: «время мои драгоценные лета»; в 26-40 лет: «время – моя жизнь, и она летит все быстрее»; в 41-55 лет: «время – это мгновение»; в 55-65 лет: «я взрослею» и «время для меня»; а у исследуемых старше 65 лет: «я старею» [29]. Из исследований ученой можно утверждать, что именно в юношеском возрасте время для личности есть смысл и ценностная категория жизни. Итак, именно этот период является сензитивным для формирования умений рациональной организации жизни во времени и развития темпоральных характеристик личности.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния психотравмы на жизненную перспективу личности 8
1.1 Проблема жизненной перспективы личности в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Психотравма и ее влияние на жизненную перспективу личности 19
1.3 Взаимосвязь жизненной перспективы личности и ее характеристик 40
Выводы по главе 1 55
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния психотравмы на жизненную перспективу личности 56
2.1 Организация и методики исследования влияния психотравмы на жизненную перспективу личности 56
2.2 Выявление особенностей проявления психотравмы и жизненной перспективы личности 61
2.3 Анализ результатов исследования 81
Выводы по главе 2 88
Заключение 90
Список использованной литературы 94
Приложение 1 103
Приложение 2 106
Приложение 3 109
Приложение 4 111
Приложение 5 116
Введение:
Актуальность. Эта работа посвящена теме «Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности». Рассматриваемая проблема всегда была актуальной. Так, изучением проблематики жизненной перспективы личности занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, В. Франкл и др.
Ученые рассматривали сущность понятия жизненной перспективы и ее основные характеристики. Под жизненной перспективой личности в общем ученые рассматривали взаимосвязь предопределяемых и предполагаемых событий в будущем.
Исторически более ранние работы посвящены анализу феномена психической травмы (А.Н. Черепанова, Д. Еникеева, И.И. Мамайчук, С.Л. Соловьева, А.А. Захаров, А.А. Осипова, Д.Н. Исаев и др.). Однако в последнее время интерес исследователей стала вызывать психотравма как относительно самостоятельный психологический феномен (А.А. Кузнецов, Е.С. Калмыкова, М.А. Падун, И.Г. Малкина-Пых, А.Ш. Хостов, Ю.П. Зинченко и др.).
Приблизить содержание понятия «психотравма» к современному его пониманию, помогли ряд отечественных исследователей введя следующие термины: «аффект ужаса» (Н.Н. Баженов, 1927), «приобретенной психической инвалидности» (П.Б. Ганушкин, 1927), «нейропсихического травматизма» (Л.Я. Брусиловский, Н.П. Бруханский, Т.Е. Сигалов, «травматическая эпидемия» (Н.И. Пирогов), «психосоциальные последствия катастроф» (В.Н. Краснов, 1997).
В последнее время в нашей стране происходят изменения в жизнедеятельности многих членов общества. Перед многими людьми встала задача пережить травмирующие события, сделать их собственным опытом, приспособиться к изменениям, которые произошли в их настоящем и построить новую жизненную перспективу. При этом надо учитывать, что настоящее для этих людей достаточно неопределенно, что усложняет задачу построения перспективы собственного будущего.
То есть сложные жизненные обстоятельства, приводящие к возникновению психотравмы, требуют от личности пересмотра или изменения предыдущих стратегий жизнедеятельности относительно отношения к собственному времени жизни и перспективы собственного будущего и построения новой, согласованной с задачами, которые ставит перед личностью настоящее, перспективы собственного будущего. В связи с этим была выбрана следующая тема исследования: «Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности».
На данный момент, по многим исследованиям, преобладающими эмоциями у населения диагностированы: тревога, раздражительность, агрессия и страхи, отражающие негативную картину психического состояния населения (В.А. Аверин, Р.В. Кадыров).
Психологические последствия участия в событиях, угрожающих жизни или здоровью личности, могут проявиться в посттравматическом стрессовом расстройстве, возникающем как острая, затяжная или отсроченная реакция на угрозу жизни ситуации (Ю.Ф. Шашмурина).
Активность личности в настоящем, направленная на достижение определенных жизненных целей, обусловливается жизненной перспективой. К.А. Абульханова-Славская говорит о том, что высокий уровень оптимального качества субъекта жизни предполагает наличие у личности способности к регуляции, организации собственного жизненного пути как целого, основанного на определенных целях, ценностях. Е.И. Головаха рассматривает жизненную перспективу в качестве целостной картины будущего.
Исследователи (К. Левин, Т. Коттле, Я.В. Васильев, Т.Н. Березина, Л.Д. Тодоров, Д.А. Леонтьев, Ж. Нюттен и др.) указывают на такие базовые теоретические основания для осмысления понятия «жизненные перспективы личности», как локализация ее в сознании; содержание жизненных перспектив личности представлено различными планируемыми и ожидаемыми в будущем событиями; структура жизненной перспективы личности является совокупностью устойчивых связей, существующих между событиями в будущем, прошлом и настоящем.
При оценке параметров жизненной перспективы чаще всего используют бинарные параметры: оптимистичность / пессимистичность, личностность / нормативность, реалистичность / не реалистичность, дифференцированность / не дифференцированность. Важным условием формирования жизненной перспективы, ведущей к развитию личности, является дифференцированная, реалистичная, положительная и личностная перспектива.
В результате проведенного анализа литературы было выявлено противоречие между довольно высоким уровнем изученности особенностей жизненной перспективы личности и недостаточной изученностью влияния психотравмы на жизненную перспективу, что и явилось проблемой нашего исседовалия.
Цель исследования ‒ выявить особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Объект исследования ‒ жизненная перспектива личности.
Предмет исследования ‒ влияние психотравмы на жизненную перспективу личности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что психотравма может оказывать влияние на жизненную перспективу личности, при этом характер этого влияния в значительной степени определяется такими личностными характеристиками, как агрессивность, тревожность, ригидность, спонтанность, интраверсия, экстраверсия, уровень самоактуализации и смысложизненного кризиса.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы по проблеме исследования;
2) с помощью адекватных диагностических методик выявить специфику влияния психотравмы на жизненную перспективу личности;
3) проанализировать полученные результаты исследования.
Теоретико-методологические основы исследования представлены положениями ученых о сущности понятия «жизненная перспектива личности» (О.С. Кокоткина, Г.Ю. Лизунова, И.В. Логутенкова, Ю.А. Малахова, А.А. Плигин, И.А. Ральникова, Л.С. Самсоненко и др.), о сущности понятия «психотравма» (Р.В. Кадыров, Е.А. Петрова и др.), о влиянии психотравмы на жизненную перспективу личности (Е.Н. Немова, Ю.Ф. Шамшурина и др.).
Методы и методики исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Метод наблюдения и анкет.
3. Психодиагностические методы и методики: опросник временной перспективы Ф. Зимбардо; Миссисипская шкала для диагностики ПТСР; индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО); методика диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) (САМОАЛ); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; опросник смысложизненного кризиса (диагностическая версия) (К.В. Карпинский); опросник «Личностный профиль кризиса» (ТАРАС, 2003).
Добавить из практической части методики
4. Методы математической статистики заключаются в исследовании и анализе особенностей влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Экспериментальная база исследования: 20 человек в возрасте 30-40 лет. Исследование проводилось путем опроса в сети Интернет.
Новизна исследования состоит в том, что нами обобщена информация относительно сущности понятия жизненной перспективы личности, расширено понимание особенностей влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщена информация относительно сущности понятия «жизненная перспектива личности» и «психотравма», описаны особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности; результаты анализа литературы по проблеме исследования могут быть использованы для дальнейших разработок данной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы психологом для построения коррекционной программы в процессе преодоления действия последствий психотравмы и коррекции жизненной перспективы личности.
Заключение:
Жизненная перспектива личности ‒ это совокупность представлений человека о будущем. Структура жизненной перспективы личности представлена психологическим прошлым, настоящим и будущим, единство которых составляет временную целостность. Адекватность восприятия личностью своего прошлого, а особенно настоящего, влечет за собой адекватность взглядов на свое будущее.
Жизненная перспектива личности рассматривается в качестве динамичного образования, изменяющегося в течение жизни. Данные изменения происходят в следствии действия на человека различных психотравмирующих событий, определенных жизненных этапов, личностных характеристик. Стрессовые и психотравмирующие ситуации, возникающие в жизни человека, приводят к изменению жизненной перспективы личности, которые могут носить как негативный, так и положительный (мотивирующий) характер.
Исследование влияния психотравмы на жизненную перспективу личности представляет собой актуальную проблему современной науки в силу неполной изученности. Поэтому считаем необходимым проведение эмпирического исследования с целью выявления влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Для достижения цели исследования был использован ряд диагностических методик: Миссисипская шкала для диагностики ПТСР; опросник временной перспективы Ф. Зимбардо; индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО); методика диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) (САМОАЛ); опросник смысложизненного кризиса (диагностическая версия) (К.В. Карпинский).
Считаем, что подобранный диагностический материал позволит нам определить влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Проведенное нами эмпирическое исследование позволило выявить характер влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Использование Миссисипской шкалы для диагностики ПТСР позволило нам установить, что хороший уровень адаптации выявлен у 8 человек (40%); нарушение адаптации – у 6 человек (30%); посттравматическое стрессовое расстройство – у 6 человек (30%).
Результаты опросника временной перспективы Ф. Зимбардо показали, что: фактор «негативное прошлое» выявлен у 6 испытуемых (30%); фактор «позитивного прошлого» выявлен у 5 испытуемых (25%); фактор «гедонистическое настоящее» преобладает только у 1 испытуемого (5%); фактор «фаталистического настоящего» является преобладающим у 3 испытуемых (15%); фактор «будущее» выявлен у 5 испытуемых (25%). Полученные результаты показывают, что не у всех испытуемых отмечается сформировавшаяся жизненная перспектива личности. Некоторые из испытуемых склонны слишком зацикливатьтся на прошлом негативном опыте, некоторые считают, что их настоящее не зависит от них самих, третьи живут сегодняшним днем. По нашему мнению, такая ситуации обусловливается рядом личностных особенностей испытуемых.
По результатам использования индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик (ИТО) было установлено, что 8 испытуемых (40%) по всем шкалам показали баллы в пределах нормы, что говорит о них, как о гармоничных личностях. Они обладают хорошим уровнем адаптации. У 6 испытуемых (30%) наблюдается умеренная выраженность по всем шкалам, что говорит о затрудненной адаптации, создающей проблемы для самих испытуемых либо для окружающих их людей. Им свойственно нарушение адаптации по методике МИПИ. У 6 испытуемых (30%) выявлена избыточная выраженность по шкалам методики, что свидетельствует о состоянии эмоциональной напряженности, затрудненной адаптации. Эти испытуемые страдают от посттравматического стрессового расстройства.
Использование методики диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) (САМОАЛ) показало, что: высокий уровень выявлен у 8 испытуемых (40%); средний уровень свойственен 6 испытуемым (30%); низкий уровень выявлен также у 6 испытуемых (30%). Также было установлено, что испытуемые с высоким уровнем самоактуализации являются гармоничными личностями, стремящимися к активной и продуктивной реализации своего творческого потенциала, им свойственна богатая жизненная перспектива личности и хороший уровень адаптации. Испытуемые со средним уровнем самоактуализации испытывают затруднения и нарушения в адаптации. Испытуемые с низким уровнем самоактуализации полностью противоположны испытуемым с высоким уровнем. Они характеризуются пассивностью, склонностью «плыть по течению», отсутствием стремления к самореализации. Им сложнее всех в выборе адекватного способа решения сложных жизненных ситуаций в силу затрудненного формирования нового жизненного опыта, новых навыков, нового стиля поведения, в том числе, и в сложных психотравмирующих ситуациях. Кроме этого, испытуемые с низким уровнем самоактуализации страдают от постравматического стрессового расстройства.
Результаты применения опросника смысложизненного кризиса (диагностическая версия) (К.В. Карпинский) позволили сделать вывод, что низкие показатели свойственны 8 испытуемым (40%), средние показатели выявлены у 6 испытуемых (30%), высокие – у 6 испытуемых (30%). Испытуемые с высокими показателями смысложизненного кризиса характеризуются трудностями в адаптации, низким уровнем самоактуализации личности. Также они являются гармоничными личностями. Испытуемые со средними показателями обладают средним уровнем самоактуализации, проявляют нарушения в адаптации.
Для подтверждения результатов диагностики на уровне статистической значимости использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Были выявлены следующие особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности:
‒ существует взаимосвязь между наличием у испытуемых ПТСР и их индивидуально-типологическими особенностями: наличие ПТСР свойственно лицам с низкой адаптивностью;
‒ существует взаимосвязь между уровнем самоактуализации личности и показателем смысложизненного кризиса: чем ниже уровень самоактуализации, тем выше показатель смысложизненного кризиса, чем выше уровень самоактуализации, тем ниже показатель смысложизненного кризиса;
‒ существует взаимосвязь между уровнем самоактуализации личности и индивидуально-типологическими особенностями: чем ниже уровень самоактуализации, тем ниже адаптивность, чем выше уровень самоактуализации, тем выше адаптивность;
– психотравма оказывает как позитивное, так и негативное влияние на жизненную перспективу личности; характер этого влияния в значительной степени определяется именно личностными особенностями и характеристиками самих испытуемых.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило подтвердить выдвинутую в исследовании гипотезу: психотравма может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на жизненную перспективу личности, при этом характер этого влияния в значительной степени определяется именно личностными характеристиками.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния психотравмы на жизненную перспективу личности
1.1 Проблема жизненной перспективы личности в отечественной и зарубежной психологии
На фоне активной теоретической и практической разработки учеными в области психологии проблемы психологического времени и жизненного пути личности предметом изучения стала также проблема жизненной перспективы личности. Изучение психологами проблемы жизненной перспективы даем им возможность выявить специфику восприятия отдельным человеком своего будущего, его представления, как это будущее связано с прошлым и настоящим, какое место занимает будущее в субъективной картине жизненного пути личности, каким образом влияет на поведение личности [7; 21].
Стоит отметить, что традиционно началом разработки проблемы жизненного пути считаются 80-е года XX века. В том числе это касается и отечественной психологии. Б.Г. Ананьев и С.Л. Рубинштейн [7; 62; 63] в своих трудах заложили основы для исследования жизненного пути и жизненной перспективы личности. Так, по мнению С.Л. Рубинштейна, жизненный путь – является социально обусловленным процессом, для которого характерно возникновение новообразований на каждом из этапов. Кроме этого, согласно точке зрения ученого, личность в данном процессе принимает активное участие [69, с. 483].
Рассматривая жизненный путь личности, Б.Г. Ананьев предложил биографический анализ принимать как основу. Именно возраст, согласно теории ученого, предлагается использовать в качестве единицы анализа жизненного пути [7, с. 215].
К.А. Абульханова-Славская, взяв за основу идеи Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна, предложила свою концепцию понимания жизненного пути личности. В данном контексте исследователь обращала особое внимание на то, какую роль играет время в жизни человека. По мнению К.А. Альбухановой-Славской сам субъект принимает участие в организации времени, субъект также определяет его критерии, механизмы, средства осуществления [2, с. 102]. К.А. Абульханова-Славская пишет, что способность личности к регулированию и организации собственного жизненного пути, «подчиненного его целям, ценностям, есть высший уровень и настоящее оптимальное качество субъекта жизни» [2, с. 129]. Ученый отмечает, что жизненная перспектива не является всего лишь зафиксированной позицией. Это определенная жизненная линия, «то есть реализацией своей жизни во времени» [3, с. 210].
Изучая проблему жизненного пути личности, К.А. Абульханова-Славская рассматривает структурный и динамический подходы к анализу жизни личности. По мнению автора сочетание данных подходов является значимым в процессе изучения жизненного пути личности [1, с. 87].
Итак, при изучении сущности и содержания жизненной перспективы личности необходимо также рассматривать жизненные события, а также специфику их реализации в течении жизни, как данные события способствуют развитию личности, становлению ее жизненной перспективы. На основе проведенного в данной работе анализа литературы по проблеме исследования, можем говорить о том, что в психологии сложилась определенная научная парадигма в понимании жизненной перспективы.
Далее рассмотрим особенности развития жизненной перспективы личности в онтогенезе.
Начало своего развития жизненная перспектива берет в младшем школьном возрасте, в котором активно начинает включаться в режим жизни сознательная саморегуляция, понимание планирования времени труда, отдыха, а следовательно, и некоторое планирование собственного жизненного движения. Сложившаяся жизненная перспектива личности, то есть видение собственной жизни и саморазвития в триедином континууме времени – является показателем личностной зрелости. Именно юношеский возраст является сенситивным периодом для построения устойчивой площадки осознанного перспективного видения развития собственной актуализации в социокультурном и профессиональном разрезе. Поэтому именно юношеский возраст заслуживает более пристального внимания по сравнению с другими возрастными этапами развития человека. Подтверждая собственные теоретизации, приведем цитату Зои Киреевой. Ученая, в своем исследовании по развитию сознания, детерминированного временем, обосновывает полученное эмпирическим путем некоторое семантическое поле сознания в отношении развития временной единицы (хронотопа) в течение онтогенеза личности. «В 10-12 лет: «я расту»; в 13-15 лет: «я взрослею»; в 16 лет: «время – моя жизнь»; в 18-25 лет: «время мои драгоценные лета»; в 26-40 лет: «время – моя жизнь, и она летит все быстрее»; в 41-55 лет: «время – это мгновение»; в 55-65 лет: «я взрослею» и «время для меня»; а у исследуемых старше 65 лет: «я старею» [35]. Из исследований ученой можно утверждать, что именно в юношеском возрасте время для личности есть смысл и ценностная категория жизни. Итак, именно этот период является сензитивным для формирования умений рациональной организации жизни во времени и развития темпоральных характеристик личности.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность понятия жизненной перспективы личности 5
2. Сущность понятия психотравмы и ее влияние на жизненную перспективу личности 8
3. Методологическая база для выявления особенностей влияния на жизненную перспективу личности 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Актуальность. В последнее время в нашей стране происходят изменения в жизнедеятельности многих членов общества. Перед многими людьми встала задача пережить травмирующие события, сделать их собственным опытом, приспособиться к изменениям, которые произошли в их настоящем и построить новую жизненную перспективу. При этом надо учитывать, что настоящее для этих людей достаточно неопределенно, что усложняет задачу построения перспективы собственного будущего.
То есть сложные жизненные обстоятельства, приводящие к возникновению психотравмы, требуют от личности пересмотра или изменения предыдущих стратегий жизнедеятельности относительно отношения к собственному времени жизни и перспективы собственного будущего и построения новой, согласованной с задачами, которые ставит перед личностью настоящее, перспективы собственного будущего. В связи с этим была выбрана следующая тема исследования: «Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности».
На данный момент, по многим исследованиям, преобладающими эмоциями у населения диагностированы: тревога, раздражительность, агрессия и страхи, отражающие негативную картину психического состояния населения [1; 6].
Психологические последствия участия в событиях, угрожающих жизни или здоровью личности, могут проявиться в посттравматическом стрессовом расстройстве, возникающем как острая, затяжная или отсроченная реакция на угрозу жизни ситуации [28].
Активность личности в настоящем, направленная на достижение определенных жизненных целей, обусловливается жизненной перспективой. К.А. Абульханова-Славская говорит о том, что высокий уровень оптимального качества субъекта жизни предполагает наличие у личности способности к регуляции, организации собственного жизненного пути как целого, основанного на определенных целях, ценностях. Е.И. Головаха рассматривает жизненную перспективу в качестве целостной картины будущего.
Исследователи (К. Левин, Т. Коттле, Я.В. Васильев, Т.Н. Березина, Л.Д. Тодоров, Д.А. Леонтьев, Ж. Нюттен и др.) указывают на такие базовые теоретические основания для осмысления понятия «жизненные перспективы личности», как локализация ее в сознании; содержание жизненных перспектив личности представлено различными планируемыми и ожидаемыми в будущем событиями; структура жизненной перспективы личности является совокупностью устойчивых связей, существующих между событиями в будущем, прошлом и настоящем.
При оценке параметров жизненной перспективы чаще всего используют бинарные параметры: оптимистичность / пессимистичность, личностность / нормативность, реалистичность / не реалистичность, дифференцированность / не дифференцированность. Важным условием формирования жизненной перспективы, ведущей к развитию личности, является дифференцированная, реалистичная, положительная и личностная перспектива.
В результате проведенного анализа литературы было выявлено противоречие между довольно высоким уровнем изученности особенностей жизненной перспективы личности и недостаточной изученностью влияния психотравмы на жизненную перспективу.
Проблема исследования: каковы особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности?
Итак, вопрос изменения отношения личности ко времени своей жизни и принятия собственного временного континуума в наше время недостаточно исследован, кроме этого, недостаточно изученной остается проблема влияния психотравмы на жизненную перспективу личности. Этим и обусловливается актуальность темы нашего исследования.
Цель исследования ‒ выявить особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Объект исследования ‒ жизненная перспектива личности.
Предмет исследования ‒ влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что психотравма может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на жизненную перспективу личности, при этом характер влияния определяется личностными характеристиками человека.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы по проблеме исследования;
2) с помощью адекватных диагностических методик выявить специфику влияния психотравмы на жизненную перспективу личности;
3) проанализировать полученные результаты исследования.
Теоретико-методологические основы исследования представлены положениями ученых о сущности понятия «жизненная перспектива личности» (О.С. Кокоткина, Г.Ю. Лизунова, И.В. Логутенкова, Ю.А. Малахова, А.А. Плигин, И.А. Ральникова, Л.С. Самсоненко и др.), о сущности понятия «психотравма» (Р.В. Кадыров, Е.А. Петрова и др.), о влиянии психотравмы на жизненную перспективу личности (Е.Н. Немова, Ю.Ф. Шамшурина и др.).
Методы и методики исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Метод наблюдения и анкет.
3. Психодиагностические методы и методики: Миссисипская шкала для диагностики ПТСР; индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО); методика диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) (САМОАЛ); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; опросник смысложизненного кризиса (диагностическая версия) (К.В. Карпинский); опросник «Личностный профиль кризиса» (ТАРАС, 2003).
4. Методы математической статистики заключаются в исследовании и анализе особенностей влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Экспериментальная база исследования: 20 человек в возрасте 30-40 лет. Исследование проводилось путем опроса в сети Интернет.
Новизна исследования состоит в том, что нами обобщена информация относительно сущности понятия жизненной перспективы личности и определены особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщена информация относительно сущности понятия «жизненная перспектива личности» и «психотравма», описаны особенности влияния психотравмы на жизненную перспективу личности; результаты анализа литературы по проблеме исследования могут быть использованы для дальнейших разработок данной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы психологом для построения коррекционной программы в процессе преодоления действия последствий психотравмы и коррекции жизненной перспективы личности.
Заключение:
Жизненная перспектива личности ‒ это совокупность представлений человека о будущем. Структура жизненной перспективы личности представлена психологическим прошлым, настоящим и будущим, единство которых составляет временную целостность. Адекватность восприятия личностью своего прошлого, а особенно настоящего, влечет за собой адекватность взглядов на свое будущее.
Жизненная перспектива личности рассматривается в качестве динамичного образования, изменяющегося в течение жизни. Данные изменения происходят в следствии действия на человека различных психотравмирующих событий, определенных жизненных этапов, личностных характеристик. Стрессовые и психотравмирующие ситуации, возникающие в жизни человека, приводят к изменению жизненной перспективы личности, которые могут носить как негативный, так и положительный (мотивирующий) характер.
Исследование влияния психотравмы на жизненную перспективу личности представляет собой актуальную проблему современной науки в силу неполной изученности. Поэтому считаем необходимым проведение эмпирического исследования с целью выявления влияния психотравмы на жизненную перспективу личности.
Для достижения цели исследования был использован ряд диагностических методик: индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО); методика диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) (САМОАЛ); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; опросник смысложизненного кризиса (диагностическая версия) (К.В. Карпинский); опросник «Личностный профиль кризиса» (ТАРАС, 2003).
Считаем, что подобранный диагностический материал позволит нам определить влияния психотравмы на жизненную
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ПСИХОТРАВМЫ НА ЖИЗНЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ЛИЧНОСТИ
1.1. Сущность понятия жизненной перспективы личности
В качестве темы исследования была определена следующая тема: «Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности». В связи с этим считаем необходимым раскрыть сущность понятия жизненной перспективы личности и описать его основные характеристики.
В современной психологической науке в связи с теоретической и практической разработкой проблемы жизненного пути личности предметом активного изучения исследователями является понятие «жизненная перспектива». Сегодня наряду с термином «жизненная перспектива личности» ученые используют и ряж других понятий, к которым относятся «временная перспектива будущего», «временная перспектива», «перспектива будущего», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «личное будущее» и пр. Одни из этих понятий являются синонимами, другие обозначают близкие, но не тождественные явления, третьи – существенно различаются. Однако отсутствует содержательный теоретический анализ научно-психологических подходов к раскрытию сущности понятия «жизненная перспектива личности» в зарубежных и отечественных источниках.
Современные ученые различают такие понятия как «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «жизненная перспектива», «жизненный проект личности» и пр. Так, И.В. Логутенкова, рассматривая понятие «жизненный проект личности», определяет его как направление «будущего», определяемое человеком самостоятельно и реализуемое им в своей деятельности в различных сферах. Данное направление воспринимается человеком в качестве наиболее благоприятного. В центре жизненной перспективы личности находится Я-концепция, содержащая в своей структуре определенные смыслы, ценности и личностные характеристики человека [12, с. 353].
Психологическая (временная) перспектива, по мнению Ю.А. Малаховой, О.В. Зайцева, Н.С. Борзилова, является когнитивной способностью личности, позволяющей предвидеть будущее, формировать его образ и представлять себя в нем [13]. Личностная перспектива – это способность предвидеть будущее и готовность к нему сегодня, установка на будущее [11]. Жизненная перспектива – это потенциал, возможности личности, которые объективно складываются сегодня и должны проявиться в будущем [22].
Некоторые ученые рассматривают жизненную перспективу как составляющую общей временной перспективы, являющейся представлениями личности в определенный момент времени о собственном психологическом будущем и прошлом. Временная перспектива будущего определяет планы, задачи, намерения личности, отражает потребно-мотивационную сферу личности и может быть представлена как организованная во времени иерархия целей личности [19].
Некоторые ученые временную перспективу рассматривают в контексте социализации личности. В данном случая временная перспектива является результатом продуктивной социализации личности, ее формирования и развития, а также одним из важнейших элементов мировоззрения человека, которым определяется смысл жизни, самореализация [27]. Некоторые ученые отмечают, что жизненные перспективы могут меняться в течение жизни человека и их специфика обусловливается разными событиями, отраженными в его сознании. Когда личность осмыслит собственное бытие, то образ будущего создает у субъекта состояние готовности к действию определенным способом, выбранным в соответствии с этим осмыслением [21]. Иначе говоря, на протяжении жизни человека его жизненная перспектива формируется и корректируется в зависимости от определенных обстоятельств, событий, условий жизни.
Как и любое другое явление в психологии, жизненная перспектива характеризуется наличием собственной структуры, к которой относится ряд следующих элементов: жизненные цели, планы, программы и жизненный опыт личности. Жизненные цели относительно будущего в жизненном пути играют роль основных мотивационных факторов. На достижение этих целей и направлена деятельность, выполняемая человеком. Согласно положениям А. Адлера, жизненные цели начинают формироваться еще в детстве, являясь компенсацией чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Формирование жизненной цели в раннем детстве происходит на основе личного опыта личности, ее ценностей [2].
Роль средств осуществления жизненных целей выполняют жизненные планы, конкретизирующие их в таких аспектах, как хронология и содержание. Иначе говоря, жизненными планами определяется порядок действий, направленных на достижение жизненных целей, являющихся в будущем ориентирами жизненного пути. Жизненный план Л.С. Самсоненко рассматривает в качестве системы решений, в которой отражены определенные установки и потребности личности. Кроме этого, жизненный план позволяет изменять либо сохранять то положение, в котором личность находится в настоящем [24]. Жизненная программа, по определению О.С. Кокоткиной, представляет собой расширенный вариант жизненного плана личности [9]. По своей сути, и жизненный план, и жизненная программа представляют собой систему определенных жизненных целей, однако у них есть существенна разница, состоящая в том, что программа, содержащая основные жизненные цели, не фиксирует сроков их реализации, а в планах есть привязка к конкретным срокам.
В формировании жизненных планов значительная роль отводится жизненным задачам. Они объединяют эмоциональные и рациональные формы структурирования будущего. Жизненная задача более насыщена эмоционально и предусматривает конкретные условия своей реализации, что существенно отличает их от жизненных целей. При этом механизмом, через который личность реализует себя и создает свои представления о будущем в соотнесении с жизненными задачами, есть жизненные притязания. Адекватность постановки жизненных задач является предпосылкой формирования желаемой идентичности и достижения желаемого будущего [8].
Таким образом, опираясь на приведенные подходы, мы в своей работе используем понятие «жизненная перспектива личности», означающее совокупность представлений человека о будущем. Жизненная перспектива относится к трем временным модусам: прошлое, настоящее и будущее. Единство этих модусов составляет временную целостность. Структура жизненной перспективы личности представлена целями, задачами, планами и программами. Адекватность восприятия личностью своего прошлого, а особенно настоящего, влечет за собой адекватность взглядов на свое будущее.