Дошкольное образование, иностранный язык Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Влияние изучения английского языка на психическое развитие старших дошкольников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
психического развития дошкольников при изучении иностранного языка. 6

1.1. Дошкольное образование на современном этапе. 6

1.2. Особенности изучения английского языка в дошкольном
возрасте. 11

1.3 Психическое развитие старших дошкольников. 15

2.
Экспериментальное изучение влияния английского языка на психическое развитие старших дошкольников……………………………………………….22

2.1 Подготовка и
проведение исследования. 22

2.2. Контрольный этап исследования. 44

Заключение. 51

Список литературы.. 53

  

Введение:

 

На
данный момент главной целью в образовании является развитие полноценной
гармонично развитой личности. Свой вклад в указанный процесс вносит обучение
иностранному языку в дошкольном возрасте. Всестороннее развитие ребенка —
основная цель обучения иностранному языку. В наши дни иностранный язык является
средством общения и средством познания культуры народов других стран.

Психическому
развитию дошкольников были посвящены работы известных отечественных психологов:
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др. Многими
учеными (Е.И. Негневицкая, Е.А. Ленская, А.А. Леонтьев, З.Я. Футерман. И.Л.
Шолпо, Э.Белосток) было доказано положительное влияние на общее развитие
ребенка изучения иностранного языка.

Дошкольный
возраст сензитивен для овладения иностранным языком. Благодаря пластичности
нервной системы детей, языковой материал усваивается быстрее. Дети дошкольного
возраста запоминают лексический материал легче, чем люди, изучающие язык на
более поздних этапах. Дошкольники усваивают языковой материал достаточно просто
еще и потому, что у них нет препятствия в виде страха, который обычно мешает
общению на иностранном языке взрослым, даже если у них есть необходимые навыки
и некоторый опыт языкового общения.

Необходимо
учитывать особенности развития психических процессов детей дошкольного
возраста, их необычайную восприимчивость к фонетике и интонации языка. Поэтому
на начальном этапе обучения главной задачей является формирование правильного
произношения у детей. Правильное произношение достигается при использовании
различных упражнений и специальных дидактических игр, которые развивают
фонетический слух, а также речевое дыхание.

Природная
расположенность к языкам и высокий уровень игровой мотивации характерны для
дошкольного периода развития. В течение него дети хорошо овладевают правильной
интонацией, безакцентным произношением звуков и слов. Раннее обучение
стимулирует речевые способности. Также необходимо отметить, что изучение
иностранных языков положительно влияет на развитие у детей познавательных
психических процессов, дошкольники в процессе иноязычного общения приобщаются к
иным культурам, активнее происходит становление личности ребенка, успешнее
проходит адаптация к современному миру.

Но,
несмотря на признание позитивного влияния изучения иностранного языка на
психическое развитие дошкольников, исследований по данному направлению
недостаточно. В связи с недостаточностью изученности вопроса в теории и
важности её для практики нами и была выбрана тема исследования «Влияние
изучения английского языка на психическое развитие дошкольников».

Объект работы: психическое
развитие старших дошкольников.

Предмет работы: особенности
влияния обучения английскому языку на психическое развитие старших
дошкольников.

Цель: изучение
влияния обучения английскому языку на психическое развитие старших
дошкольников.

Задачи:


изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме обучения английскому
языку детей дошкольного возраста;


раскрыть особенности дошкольного образования на современном этапе с позиций
значимости изучения иностранных языков в развитии дошкольников;


проанализировать психическое развитие ребенка в период дошкольного детства;


подобрать комплекс методик для изучения психического развития старших
дошкольников;


осуществить эмпирическое исследование влияния изучения английского языка на
психическое развитие старших дошкольников и проанализировать полученные
результаты.

Гипотеза исследования заключается
в предположении о том, что влияние изучения английского языка на психическое
развитие старших дошкольников будет иметь ряд особенностей — стимулировать
развитие отдельных психических познавательных процессов в большей мере по
сравнению с другими.

Теоретическая значимость
нашей работы заключается в том, что на основании изученного материала выявлено
влияние изучения английского языка на психическое развитие старших
дошкольников.

Практическая значимость
– материал ВКР может быть использован воспитателями ДОУ в практической работе с
дошкольниками и как основа для разработки рекомендаций их родителям.

База исследования:
МБДОУ «Детский сад «Эврика» г. Тамбова

Структура
работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По мере развития дошкольника
когнитивные функции эволюционируют в когнитивные функции, подобные взрослым.
Познавательная активность дошкольника порождает первичный образ мира и образ
себя в этом мире.

Что касается изучения
английского языка и его влияния на умственное развитие дошкольника, то еще Л.С.
Выготский показал, что изучение второго языка положительно влияет на развитие
родного языка. Длительное экспериментальное обучение иностранному языку подтвердило
"положительное влияние предмета на детей: их общее умственное развитие
(память, внимание, воображение, мышление), выработку адекватного поведения в
различных жизненных ситуациях, лучшее владение родным языком, развитие речи
детей в целом".

Обучение иностранному
языку требует от дошкольников развития творческой самостоятельности, умения
работать в команде, навыков межличностного общения, самоконтроля и позитивного
отношения к деятельности.

Стороны психического развития можно
оценивать с точки зрения проявления в них речевой активности ребенка. Под
речевой активностью понимается способность ребенка без подсказок и длительных
пауз развивать свою мысль, строить сюжетный рассказ.

Так, при анализе общего понимания
текста наличие специальных высказываний, самостоятельно даваемых ребенком в
рассказе и говорящих о том, что текст понят правильно, можно расценивать как
проявление высокой речевой активности ребенка.

Также можно расценивать введение
ребенком в рассказе своей лексики. Данные признаки встречались крайне редко.

Но имеются признаки, которые
свидетельствуют о недостаточной речевой активности ребенка,— это необходимость
повторного пояснения содержания текста, картинок, подсказок, наличие в рассказе
пауз.

Паузы присутствовали практически во
всех рассказах детей; почти всем детям требовались подсказки, наводящие
вопросы.

Кроме этих показателей низкой речевой
активности в группе дошкольников наблюдалась такая особенность, как
персеверативность, т.е. многократное повторение отдельных слов, словосочетаний,
предложений.

Таким образом, проведенный анализ
показал довольно низкую степень сформированности психического развития.

На 3 этапе (контрольном) проводилась
повторная диагностика психического развития детей, которая показала, что дети
значительно лучше стали владеть умением передавать смысл рисунков на уровне
фразы и в рассказах.

 Высокий уровень психического развития не
продемонстрировали, но работа с детьми будет продолжаться: 5 детей (50%)
–средний уровень, 5 человек остаются на низком уровне, но работа с ними
ведется.

Дети стали более точно и полно
отражают изображаемый сюжет, соблюдают его основной смысл; несколько повысился
уровень сформированности умений последовательно, соответственно логике событий
составлять рассказ, не нарушая его основной идеи; умения детей включать в
рассказ все основные фрагменты и лаконично их завершать стали проявляться
значительно ярче.

Таким
образом, контрольный этап исследования показал, что у детей, которые изучали
английский язык, имеются улучшения в развитии внимания, мышления,  памяти, речи, а   дети,
которые не изучали английский язык, остались на прежнем уровне. Гипотеза,
поставленная в начале исследования, доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения психического развития дошкольников при изучении
иностранного языка

1.1.
Дошкольное образование на современном этапе

В Российской
Федерации Система образования представляет собой совокупность системы
преемственных образовательных программ и государственных образовательных
стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их
образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и
видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений
и предприятий (см. Закон РФ «Об образовании». Раздел 2. Статья 8).

Дошкольное
образование является первой ступенью в системе образования России. Право на
образование гарантировано ребенку «Конвенцией о правах ребенка» и включает
следующие аспекты см. Рисунок 1:

Рисунок
1 – Аспекты права ребенка на образование

Для современных
дошкольных учреждений характерна многофункциональность, свобода в выборе
приоритетного направления образовательного процесса, полипрограммность в
реализации основного содержания образования. Все это повышает уровень
вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным
условиям. Сегодня
система дошкольного образования – сбалансированная сеть дошкольных учреждений
различной видовой направленности, отличительной особенностью которых является
деятельность в инновационном режиме см. Рисунок 2. Рисунок
2 – Виды дошкольных учреждений

Основной
целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является
обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования,
обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения
ребенка в школе. При этом доступность характеризуется в том числе возможностью
выбора детского сада и программ образования, а качество определяется учетом
возможностей и способностей каждого ребенка в освоении программ различной
направленности и уровня.

Развитие
ребенка дошкольного возраста является одной из основных задач детского сада.
Для полноценного формирования личности ребенка была разработана программа,
включающая образовательные области. По стандартам ФГОС предусмотрена реализация
5 образовательных областей, таких как социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.

1.Социально-коммуникативное
развитие направлено на усвоение моральных и нравственных ценностей принятых в
обществе; развитие взаимодействия со сверстниками и взрослыми; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта; формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведение в
природу, быту и социуме.

2. Познавательное развитие направлено на развитие
воображения, интересов, творческой активности, любознательности, а также на
формирование первичных представлений о себе, об окружающих его людей и мире, о
традициях и ценностях народов.

3. Речевое развитие направлено на овладение речью
как средством общения и культуры, на развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи, на развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха.

4. Физическое
развитие способствует правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию равновесия и координации движения, крупной и мелкой
моторики рук, становление ценностей здорового образа жизни.

5.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Перечисленные
образовательные области по ФГОС должны реализовываться в детском саду с
соблюдением нескольких требований:


Безопасность


Вариативность

— Доступность


Насыщенность


Полифункциональность


Трансформируемость

Выполняя
перечисленные требования, позволяет максимально реализовать образовательный
потенциал детского сада.

Также большое
значение для развития дошкольника имеет организация дополнительного образования
в дошкольном учреждении. Ценность дополнительного образования состоит в том,
что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном
образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А
главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой
творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают
возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное
образование необходимо для дошкольников: во-первых, для включения ребенка в
новую деятельность в новых условиях, в новом коллективе; во-вторых, это
создание условий для боле интенсивного индивидуального развития личности
дошкольника, которые не всегда обеспечивают дошкольное образовательное
учреждение и семья.

Виды платных
дополнительных услуг, которые может реализовывать дошкольное образовательное
учреждение, устанавливаются различными нормативными актами. Согласно Примерному
перечню платных дополнительных образовательных услуг, которые дошкольное
учреждение может оказывать за рамками соответствующих образовательных программ
и государственных образовательных стандартов, относятся: 1.Образовательные и развивающие услуги: а) изучение специальных дисциплин сверх часов
и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

 б) репетиторство с воспитанниками другого
образовательного учреждения; в) различные курсы: по подготовке к
поступлению в учебное заведение; по изучению иностранных языков; г) различные кружки: по обучению игре на
музыкальных инструментах, фотографированию, вязанию, танцам и т. д.; д) создание различных студий, групп, школ,
факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры,
живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д. – всему тому, что
направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в
рамках государственных образовательных стандартов; е) создание различных учебных групп и методов
специального обучения детей с отклонениями в развитии; ж) создание групп по адаптации детей к
условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал
дошкольное образовательное учреждение). 2. Оздоровительные мероприятия: создание
различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика,
катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.).

 Анализ литературы свидетельствует о том, что
на современном этапе детские сады чаще всего выбирают направления
художественного цикла, обучение иностранным языкам, чтению и письму. Набор
платных дополнительных услуг в каждом учреждении индивидуален. В дошкольном
учреждении с художественно-эстетическим приоритетом это может быть
изобразительная деятельность, роспись по ткани (батик), вышивка, дизайн,
бумажная пластика, ритмика, слушание музыки, детский оркестр, детский хор. В
учреждении, реализующем приоритетные программы интеллектуального цикла, —
шахматы, развивающие игры, занимательная математика, английский язык и др. А в
образовательных учреждениях, занимающихся оздоровлением и физическим развитием,
— спортивные секции разных направлений, лечебные процедуры, ЛФК.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы