Часть дипломной работы Педагогика/Психология Логопедия

Часть дипломной работы на тему Устранение недостатков развития фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством сказки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН 8
1.1. Теоретический анализ понятия «речь», «звукопроизношение» 8
1.2. Речевые ошибки и понятие фонетико-фонематического недоразвития речи 16
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 23
2.1. Формирование фонематического восприятия в онтогенезе и особенности речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
2.2. Возможности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста посредством сказки 31
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН 36
3.1. Методы, база и организация эмпирического исследования 36
3.2. Результаты исследования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН 41
3.3. Устранение недостатков развития фонематического восприятия у дошкольников с ФФН посредством сказок 46
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

  

Введение:

 

Самым важнейшим достижением ребенка дошкольного возраста является стремительное развитие речи, формирование осознанного языка действительности. Восприятие речи влияет на совершенствование словаря- понимания антонимов, синонимов, многозначных слов, на развитие звуковой культуры речи – слухового восприятия, звукопроизносительных навыков, дикции, просодики, а также на формирование грамматической стороны речи – морфологии, словообразования, синтаксиса и на развитие связной речи в целом.
У многих детей в дошкольном возрасте фонематическое восприятие сформировано уже практически полностью, и они умеют грамматически верно строить предложения, имеют развернутый словарный запас, но тем не менее, не у всех процесс овладения речью протекает одинаково. В некоторых случаях он может исказится, и тогда у детей выявляются разные отклонения в речи, которые нарушают нормальный ход ее развития.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и других ученых подтверждают, что элементарное восприятие и осознание фонематических особенностей слова влияет и на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
По данным статистических исследований – анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящие время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
Согласно современным научным представлениям ФФНР – относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушения процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой, т.к. только после достижения определенного (стартового) уровня фонематического восприятия ребенок может полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии- навыками письма и чтения. Многочисленными исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше и др. было подтверждено предположения, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными учеными Р.Е. Левиной и Р.М. Боскис. Они утверждали, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие- несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп для детей с ФФНР, в которых большая роль отводится формированию фонематического восприятия.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его германизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Одной из таких форм является метод сказки.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического метода, известны с давних времен. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить. Метод сказки применяется во всех формах и на всех этапах коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над фонематическим восприятием.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проанализировав психолого-педагогическую, логопедическую, специальную литературу по проблеме исследования определили, что звукопроизношение — это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Звукопроизношение включает в себя совершенствование движений органов артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика; последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей; закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи, т.е. физиологические, фонематические и психологические аспекты, согласованная работа которых поможет детям овладеть грамотно построенной связной речью, адекватно понимать голосовые сообщения, точно выражать и выполнять любые коммуникативные функции языка. Поможет детям ориентироваться в окружающем мире, уметь думать.
Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. При нарушении фонематического восприятия невозможно становление других фонематических процессов, формирующихся на его основе (фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза). Кроме того, у ребенка будет страдать освоение лексико-грамматических категорий языка и в свою очередь могут возникнуть затруднения в освоении навыка чтения и грубые нарушения письма (пропуски, перестановка, замена букв). В норме к концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами и овладевает их произношением.
Дошкольников с ФФН навыкам фонематического восприятия необходимо специально обучать, так как они не могут самостоятельно ими овладеть, поэтому нуждаются в своевременной, квалифицированной помощи. В логопедической работе необходимо учитывать уровень речевого развития обучающегося и характерные этому уровню особенности фонетико-фонематической стороны речи.
Одним из средств коррекционно-педагогической работы по формированию у дошкольников фонематических процессов может выступать сказка. Специально подобранные сказки, имеющие коррекционную направленность, могут стать полезным инструментом в работе над речевым развитием детей дошкольного возраста.
Исследование проходило на базе МБДОУ детский сад «Светлячок» п.ст. Харанор. В исследовании приняли участие 10 детей, из них 4 девочки и 6 мальчиков, в возрасте 5-6 лете с логопедическим диагнозом ФФН.
Констатирующий эксперимент позволил нам сделать вывод, что у всех детей, принявших участие в эксперименте, нарушено изолированное восприятие звуков и страдает дифференциация звуков на слух, что подводит нас к необходимости планирования и проведения коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста данной категории.
На основе полученных данных была реализована программа посредством сказа с целью формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Коррекционная работа для старших дошкольников с ФФН проводилась систематически, последовательно, целенаправленно.
Работа проводится в форме подгрупповых занятий.
Работа была выстроена так, чтобы дети проявляли себя в разных сферах деятельности, и могли развивать различные стороны речи.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН
1.1. Теоретический анализ понятия «речь», «звукопроизношение»

Речь — основное средство общения, приобретения знаний, развитие всех психических функций. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный словарный запас, развивается качественная сторона лексики: усваиваются слова, обозначающие родовые и видовые отношения, слова, сходные или противоположные по значению, а также многозначные слова.
Звук — это то, что слышится, воспринимается слухом.
«Звук речи – это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Обычно нельзя воспроизвести в точности один и тот же звук – это будет уже другой звук речи» [32, с. 16].
Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве, минимальные членораздельные элементы речи с присущими им физическими признаками.
«Звук языка – это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество» [23, с. 6]. Звук языка – это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.
Звуки речи имеют сложную природу и имеют 4 различных аспекта, которые тесно связаны: артикуляционный аспект, акустический аспект, слуховой аспект и лингвистический аспект. Способность образовывать языковые единицы — не единственное свойство звукового носителя. В дополнение к этому, звуковое вещество имеет свои собственные независимые свойства как физическое явление. Более того, это продукт человеческой деятельности. Будучи созданным говорящим, звуковая субстанция указывает на личность говорящего (пол, возраст, индивидуальные особенности), раскрывает его физиологическое и эмоциональное состояние, географическое происхождение, образование, социальный статус и так далее. Звуковые явления имеют разные аспекты.
Физические свойства звука:
— частота (количество колебаний в секунду);
— интенсивность (вариации громкости);
— композиция (вибрирует не только в целом, но и в отдельных его частях).
Язык — это непосредственная актуальность мысли и важнейшее средство общения. Он существует в двух основных речевых формах: устной и письменной. В устной речи субстанция фоновая, в письменной речи субстанция графическая. Звуковая субстанция образует единицы фонетической системы языка.
«Фонетическая система языка — это набор фонетических единиц, упорядоченно упорядоченных для замены друг друга в данной структуре. Он содержит две системы или уровни — сегментную и супрасегментальную, или просодическую, каждая из которых представляет собой специально организованную языковую систему с определенным числом ее единиц» [5, с. 10]. Сегментарными единицами являются элементарные звуки, гласные и согласные, которые образуют вокальную и согласную подсистемы. Просодические единицы — это слоги, ритмические единицы и интонационные группы, высказывания, которые образуют подсистемы высоты тона, ударения, ритма, темпа и пауз.
«Звуковая субстанция — это среда, в которой воплощена вся система языка» [10, с. 13]. Сегментные и просодические единицы служат для формирования и дифференциации единиц других подсистем языка, лексических и грамматических единиц. Модификации слов и их объединение в высказывания — это прежде всего звуковые явления. Грамматическая форма глагола может быть изменена только путем изменения составляющих их звуков. Изменяя просодическую структуру (интонацию) высказывания, можно изменить смысл высказывания.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН
1.1 Теоретический анализ понятия «речь», «звукопроизношение»

Речь — основное средство общения, приобретения знаний, развитие всех психических функций. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный словарный запас, развивается качественная сторона лексики: усваиваются слова, обозначающие родовые и видовые отношения, слова, сходные или противоположные по значению, а также многозначные слова.
Звук — это то, что слышится, воспринимается слухом.
«Звук речи – это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Обычно нельзя воспроизвести в точности один и тот же звук – это будет уже другой звук речи» [3, С. 112].
Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве, минимальные членораздельные элементы речи с присущими им физическими признаками.
«Звук языка – это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество» [3, С. 113]. Звук языка – это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.
Звуки речи имеют сложную природу и имеют 4 различных аспекта, которые тесно связаны: артикуляционный аспект, акустический аспект, слуховой аспект и лингвистический аспект. Способность образовывать языковые единицы — не единственное свойство звукового носителя. В дополнение к этому, звуковое вещество имеет свои собственные независимые свойства как физическое явление. Более того, это продукт человеческой деятельности. Будучи созданным говорящим, звуковая субстанция указывает на личность говорящего (пол, возраст, индивидуальные особенности), раскрывает его физиологическое и эмоциональное состояние, географическое происхождение, образование, социальный статус и так далее. Звуковые явления имеют разные аспекты.
Физические свойства звука:
— частота (количество колебаний в секунду);
— интенсивность (вариации громкости);
— композиция (вибрирует не только в целом, но и в отдельных его частях).
Язык — это непосредственная актуальность мысли и важнейшее средство общения. Он существует в двух основных речевых формах: устной и письменной. В устной речи субстанция фоновая, в письменной речи субстанция графическая. Звуковая субстанция образует единицы фонетической системы языка.
«Фонетическая система языка — это набор фонетических единиц, упорядоченно упорядоченных для замены друг друга в данной структуре. Он содержит две системы или уровни — сегментную и супрасегментальную, или просодическую, каждая из которых представляет собой специально организованную языковую систему с определенным числом ее единиц» [5, С. 10]. Сегментарными единицами являются элементарные звуки, гласные и согласные, которые образуют вокальную и согласную подсистемы. Просодические единицы — это слоги, ритмические единицы и интонационные группы, высказывания, которые образуют подсистемы высоты тона, ударения, ритма, темпа и пауз.
«Звуковая субстанция — это среда, в которой воплощена вся система языка» [10, С. 13]. Сегментные и просодические единицы служат для формирования и дифференциации единиц других подсистем языка, лексических и грамматических единиц. Модификации слов и их объединение в высказывания — это прежде всего звуковые явления. Грамматическая форма глагола может быть изменена только путем изменения составляющих их звуков. Изменяя просодическую структуру (интонацию) высказывания, можно изменить смысл высказывания.
Фонетика изучает звуковую систему языка, которая состоит из сегментарных фонем, ударения в словах, слоговой структуры и интонации. В первую очередь это касается уровня экспрессии. Это важно при изучении языка. Это самая фундаментальная отрасль лингвистики; он занимает одинаковое значение с грамматикой и лексикологией. «Фонетика имеет два основных подразделения: с одной стороны, фонология, изучение звуковых паттернов языков, того, как разговорный язык функционирует как «код», и с другой, изучение субстанции, несущей код» [7, С. 36].
Таким образом, понятие «звук речи» можно определить, как звук, создаваемый с помощью речевых органов человека, служащий средством общения людей, лишенный языкового значения. Он отличается от всех других звуков окружающей среды и является основной, важнейшей единицей фонетического уровня языка.
Однако при говорении звуки речи могут быть подвержены существенным индивидуальным видоизменениям вследствие различных вариантов движений языком, губами и других органов артикуляции. Кроме того, в каждом языке существуют звуки, различающиеся между собой артикуляционно, но не различающиеся акустически и воспринимаемые на слух как идентичные. Подобные видоизменения при восприятии человеком, знающим язык, соотносятся с фонемами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы