Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Условия формирования учебной инициативы младших школьников на уроке.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ[MP1] ………………………………………………………….……………. 3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА …………………………………………………………………………………………. 7 1.1.  Сущность понятия инициативность
младших школьников………………….. 7 1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на развитие
инициативности …..…………………………………………………………………… 14 1.3. Анализ условий развития инициативности младших
школьников на уроке…..……………………………………………………………………………….. 21 Выводы по первой
главе………………………………………….………………… 35 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ  МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ… 36 2.1. Исходная диагностика….………………………………………………………………………. 36 2.2. Описание
организации и хода формирующего эксперимента…..……………. 40 2.3. Итоговая
диагностика….……………………………………………………………………….. 42 Выводы по второй
главе………………………………………………………………… 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. 47 СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………… 51
56 [MP1]Перенесите
в текст работы исправленные названия параграфов

  

Введение:

 

Условия современной жизни и ее темп
требуют от человека, чтобы он был в ней успешен, самодостаточен в контексте
данной социально-экономической системы, требуют от него предприимчивости,
инициативности и социальной активности.

Э. Эриксон указывал, что
инициативность дает потенциальные возможности человеку трудиться продуктивно,
она добавляет к автономии способность принимать на себя обязательства,
планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы
продвигаться вперед [16].

Проблема развития инициативности и
самостоятельности ребенка была и остается очень актуальной и злободневной. Над
этой проблемой работают не только психологи, но и педагоги-практики, говоря о
том, что развитие инициативности напрямую зависят от грамотного сопровождения
ребенка взрослым: педагогом, психологом, родителем.

Актуальность проблемы развития
инициативности младших школьников подтверждается рядом государственных
документов, в частности, об этом заявлено в Программе «Развитие образования», в
которой одной из задач определяется развитие инициативности, активности,
лидерских качеств. Эти качества необходимы для становления полноценной и
успешной личности [21].

К проблеме развития у младших
школьников инициативности обращались многие исследователи, такие как Э. Х.
Эриксон, А. В. Волохов, И. И. Фришман, Т. С Борисова, Е. П. Ильин и др.

Проблемы развития инициативности обоснованы
тем, что в нашем обществе довольно редко встречаются активные и инициативные
люди. Но в современное время важны такие качества как: умение самостоятельно
справляться с собственными трудностями, самому находить пути разрешения из
трудных ситуаций и осуществлять свой выбор. Данное личностное качество может
помочь человеку благополучно адаптироваться к обществу. Инициативные люди с
легкостью могут влиться в коллектив, высказывать собственное мнение, привносить
свежие идеи, к тому же сам коллектив будет заинтересован в общении с такими
людьми.

Инициативность – это особо важное
личностное качество. Ведь факторы нынешней жизни и ее темп, для того чтобы люди
были в ней «успешными» и самостоятельными в данной социально-экономической
системе – все это требует от него общественной активности, инициативности и
предприимчивости. И для того, чтобы инициативных людей стало больше, такое
качество как инициативность важно начинать воспитывать как можно раньше. Самым
подходящим возрастом для данного процесса является младший школьный возраст,
ведь именно в данном возрасте закладываются основы личности. Однако, в
научно-методической литературе отмечается недостаток работ, посвященных
изучению условий развития инициативности младших школьников.

 Современное общество, существующее в динамично
меняющемся мире, делает запрос на граждан, умеющих самостоятельно решать
поставленные задачи, принимать оперативно решения, которые необходимы в
поисковой и исследовательской деятельности. Именно этот социальный заказ
способствовал появлению в Федеральных государственных образовательных
стандартах требования, направленное на развитие их инициативности.

Актуальность поднятой проблемы
обосновывается и нормативными документами в сфере образования. В федеральном
государственном образовательном стандарте каждого уровня образования обозначены
целевые ориентиры, где особая роль принадлежит развитию инициативы и
самостоятельности детей школьного возраста в процессе организации
познавательной, исследовательской, досуговой и других видов деятельности.

В связи с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования [25] к личностному
развитию учащихся, возникает необходимость в разработке программ направленных
на развитие личностных качеств учащихся, таких как самостоятельность,
ответственность, инициативность.

В ряду разнообразных качеств,
которыми должны овладеть младшие школьники, в настоящее время существенное
значение приобретает инициативность, т.к. овладение данным качеством является
одним из факторов успешного развития личности.

Актуальность проблемы развития
инициативности у младших школьников повлекла за собой выявление противоречия
между потребностью в методическом обеспечении процесса развития инициативности
для становления полноценной и успешной личности у младших школьников и
недостаточной методической разработанностью способов её развития,
адаптированных к использованию в современных условиях образовательного процесса
начальной школы.

Анализ актуальности и противоречий
определили проблему исследования:
каковы должны быть условия, направленные на развитие инициативности младших
школьников на уроке?

Актуальность, значимость и
недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы
исследования: «Условия развития инициативности
младших школьников на уроке».

Объект исследования – инициативность младших школьников.

Предмет исследования – условия развития инициативности у
младших школьников на уроке.

Гипотеза:

Развитию инициативности младших
школьников на уроке будет способствовать соблюдение следующих условий:

1) использование
метода проектов, способствующего развитию инициативности как сочетанию способности к
целеполаганию и проявлению волевых усилий. 2) применение мотивирующих приемов: выделение актуальности изучаемого
материала, столкновение разных мнений

3) создание ситуаций успеха на уроках для каждого ребенка. Цель исследования: выявить и апробировать условия,
способствующие развитию инициативности младших школьников на уроке.

Для достижения поставленной цели нам
необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить сущность и особенности
инициативности младших школьников.

2. Выделить педагогические условия,
способствующие развитию инициативности у младших школьников на уроке и
апробировать их.

3. Определить критерии, подобрать
методики и выявить уровень развития инициативности у младших школьников и
провести сравнительно–сопоставительный анализ результатов исследования.

Для решения исследовательских задач
были использованы следующие методы:

диагностические методы (наблюдение,
анкетирование, эксперимент); теоретические (изучение литературы по проблеме).

База исследования: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя
общеобразовательная школа № 7. В исследовании приняли участие учащиеся 4 класса в составе 29 человек,
обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа»

Практическая значимость исследования: методы и средства развития
инициативности, используемые на уроке, направленные на развитие инициативности
у младших школьников, могут быть использованы в практике работы учителя начальных
классов.

Структура работы: состоит из введения, двух глав,
заключения и списка используемой литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель исследования − изучить
теоретические аспекты проблемы для разработки проектов, направленных на
развитие инициативности у младших школьников.

В ряду разнообразных
качеств, которыми должны овладеть младшие школьники, в настоящее время
существенное значение приобретает инициативность, т.к. овладение данным
качеством является одним из факторов успешного развития личности.

Инициатива – это принятие
человеком самостоятельного решения, которое предполагает его посильное участие
в той или иной сфере общественной жизни. Инициатива, которая стала постоянным
стимулом, определяющим и направляющим действия человека, преобразуется в
качество личности инициативность.

Мы рассмотрели понятие
«Инициативность», под которым понимается позитивное качество личности, которое
проявляется как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать
первый шаг, самому независимо от других принять решение в случае возникновения
собственных или социальных проблем. Ключевая особенность инициативности –
готовность к осуществлению поступков по личному почину. Структура
инициативности включает когнитивный, мотивационный, деятельностный,
интеллектуальный, волевой компоненты.

Инициативные дети всегда
желают организовывать игры, различные полезные виды деятельности, они легко
найдут занятие по душе, им несложно включиться в разговор и предложить
занимательное дело остальным ребятам. Инициативность школьника во время учебной
деятельности проявляется в необходимости и умении самому думать, в способности
не теряться в незнакомой обстановке, самостоятельно увидеть задачу, вопрос и
отыскать подход к её решению. Инициативность ученика можно охарактеризовать как
критичность ума, возможность высказать личную точку зрения, которая не зависит
от суждения остальных.

Множество возможностей для
становления инициативности у детей имеет учитель на уроке и во внеурочной
деятельности. В младшем школьном возрасте возможно применение игры как средство
становления инициативности в учебной и трудовой деятельности школьников. Важным
условием для развития инициативности у детей можно считать воспитание ребят в
условиях развивающего, а не авторитарного общения.

Педагогическое общение,
которое основано на любви, понимании, терпении и упорядоченности деятельности,
вероятно, может стать условием полноценного становления самостоятельности
детей. Для развития инициативности ребёнку нужно поручать задания более общего
характера, требующие от него продумывания плана собственных действий на
длительный срок. Большое значение в развитии инициативы учеников имеет верная
постановка спорта и физкультуры в школе. В частности имеют большое значение в
данном отношении спортивные и подвижные игры, а также игры на местности,
туризм, которые предоставляют большие возможности для самостоятельности и
выражения инициативности. Для развития инициативности на практике в основном
учителя пользуются продуктивной деятельностью (проектами), системой проектных
задач и коллективной творческой работой. Данные формы ставят школьника в
позицию, где он сам в состоянии определить границы собственных знаний,
придумывать идеи и отыскивать решение затруднений.

Целью экспериментальной
работы являлось изучение уровня развития инициативности младших школьников.
Исследование было проведено в МБОУ города Иркутска СОШ № 7 с учащимися 4 класса
в количестве 29 человек. Возраст участников эксперимента – 10-11 лет.

Мы провели диагностику
уровня развития инициативности младших школьников с помощью анкетирования на
основании методики А. А. Горчинской «Инициативность в познавательной
деятельности младшего школьника». Анкета состояла из 8 вопросов, которые имеют
следующие варианты ответов: а) да – 2 балла, б) иногда – 1 балла, в) нет – 0
балл. Младшим школьникам следовало выбрать один из вариантов ответа, с которым
он согласен.

М. Рокич —
"Составление словаря" В результате диагностики выяснилось, что все
дети, после проведенных с ними занятий стали лучше понимать слова.

Из 29 учеников правильно
ответили 17 учеников (58,62 %), у остальных было по одному и максимум два
неправильных ответа. Если говорить конкретно об инициативности, то этому
понятию дали определение 22 школьника (75,86 %), и 7 (24,14%) ответили близко к
верному, хотя в начале нашего исследования с этим заданием справились всего 3
ученика (10,34%). Вот варианты ответов: «ответственность – это то, когда
человек отвечает за свои поступки» — «самостоятельность – делать все самому»
(Евгений П.). «инициативность – это выдвижение своих идей» (Таисия Д.).

«Инициативность – это
выдвижение своих идей» (Алексей Г.). Мария Н. написала, что смелость — это
когда ты ничего не боишься, Сергей Л. дал следующее определение понятию
творчества: «творчество – это создание чего-то нового». Богдана М. написала,
что решительность – это выбор, который ты совершил уверенно и самостоятельно.
«Активность – это когда ты лидер, ты активно идешь к своей цели» (Элина К.).

Для более тщательного
выявления представлений детей о сути исследуемых понятий, мы провели методику
«Пиктограмма» (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. В. Логиновой).

Задача детей состояла в
том, чтобы изобразить суть этих слов. 15 детей (51,72 %) из изобразили все
слова правильно. Вот, например, Кирилл К. нарисовал, как он сам готовит суп,
значит, можно сделать вывод о том, что он правильно понимает значение слова
самостоятельность. Алиса Ж. изображая активность, нарисовала человека ученика,
который тянет руку на уроке, чтобы ответить. Егор К. нарисовал человека,
прыгающего с вышки в бассейн и написал, что это решительность. Изображая
творчество, Семён Е. нарисовал художника, который пишет картину на мольберте.
Остальные дети не смогли изобразить одно или 2 слова. Если говорить об
инициативности, то ее не смог изобразить лишь 1 ученик. Практически все
остальные учащиеся нарисовали человечка, у которого над головой нарисовано
облако и в нем разные идеи.

Анализ результатов изучения
инициативности среди учащихся 4 класса позволил выявить следующие результаты
сформированности данного личностного качества у детей: высокий уровень развития
инициативности наблюдается у 4 испытуемых, что составляет 20 %, средний уровень
− у 9 испытуемых, что составляет 45 %, низкий уровень развития у 7 испытуемых,
что составляет 35 %.

Полученные данные
свидетельствуют о том, что в данном классе у детей преобладает средний уровень
развития инициативности.

Изучив
психолого-педагогическую литературу и проведя исследование, мы разработали
проекты, которые направлены на развитие инициативности младших школьников:
«Фразеологизмы в нашей речи», «Удивительный космос», «Здоровый образ жизни».

Следовательно, цель нашего
исследования достигнута, задачи выполнены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ КАК ПСИХОЛОГО –
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Сущность понятия инициативность
младших школьников. Мы предполагаем, что понятие
«инициативность» образовано от слова «инициатива» и прежде всего нужно
разобраться, в его значении. В «Толковом словаре русского языка» дано следующее
понятие инициативы.

1. Почин,
внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость.

2. Руководящая
роль в каких-нибудь действиях.

3. Предложение,
выдвинутое для обсуждения [1].

В словаре В.И. Даля «инициатива» трактуется
как начинание, починание, зачинание, вчинание, учинание, вчин, зачин [10].

В «Большом толковом словаре русского
языка» «инициатива» — это почин, первый шаг в деле; предприимчивость,
руководящая роль в каких-либо действиях; внутреннее побуждение к новым формам деятельности;
предложение выдвинутое для обсуждения [2].

В словаре по этике «инициатива» (лат.
initiare — начинать) — почин, начинание; принятие человеком самостоятельного
решения, предполагающего его самодеятельное участие в той или иной сфере социальной
жизни; форма проявления его общественной активности.

Инициатива, ставшая постоянным
стимулом, определяющим и направляющим поступки человека, превращается в
моральное качество личности — инициативность. Инициативность характеризует
человека (коллектив, широкие массы людей) с точки зрения проявляемой им общественной
активности и выражается в сознательной деятельности, направленной на
осуществление определенных моральных принципов и идеалов [31].

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ[MP1] ………………………………………………………….……………. ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ………………………………………… 1.1.  Сущность понятия инициативность младших
школьников. 1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на развитие инициативности
…..………………….. 1.3. Анализ условий развития инициативности младших
школьников на уроке…..………………………………………………………… Выводы по первой
главе………………………………………….……………. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ 2.1. Исходная диагностика….………………………………………………………………. 2.2. Описание
организации и хода формирующего эксперимента…..……….. 2.3. Итоговая
диагностика….………………………………………………………………. Выводы по второй
главе…………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………… [MP1]Перенесите
в текст работы исправленные названия параграфов

  

Введение:

 

Условия современной жизни и ее темп
требуют от человека, чтобы он был в ней успешен, самодостаточен в контексте
данной социально-экономической системы, требуют от него предприимчивости,
инициативности и социальной активности.

Э. Эриксон указывал, что
инициативность дает потенциальные возможности человеку трудиться продуктивно,
она добавляет к автономии способность принимать на себя обязательства,
планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы
продвигаться вперед [23].

Проблема развития инициативности и
самостоятельности ребенка была и остается очень актуальной и злободневной. Над
этой проблемой работают не только психологи, но и педагоги-практики, говоря о
том, что развитие инициативности напрямую зависят от грамотного сопровождения
ребенка взрослым: педагогом, психологом, родителем.

Актуальность проблемы развития
инициативности младших школьников подтверждается рядом государственных
документов, в частности, об этом заявлено в Программе «Развитие образования», в
которой одной из задач определяется развитие инициативности, активности,
лидерских качеств. Эти качества необходимы для становления полноценной и
успешной личности [19].

К проблеме развития у младших
школьников инициативности обращались многие исследователи, такие как Э. Х.
Эриксон, А. В. Волохов, И. И. Фришман, Т. С Борисова, Е. П. Ильин и др.

Проблемы развития инициативности
обоснованы тем, что в нашем обществе довольно редко встречаются активные и
инициативные люди. Но в современное время важны такие качества как: умение
самостоятельно справляться с собственными трудностями, самому находить пути
разрешения из трудных ситуаций и осуществлять свой выбор. Данное личностное
качество может помочь человеку благополучно адаптироваться к обществу.
Инициативные люди с легкостью могут влиться в коллектив, высказывать
собственное мнение, привносить свежие идеи, к тому же сам коллектив будет
заинтересован в общении с такими людьми.

Инициативность – это особо важное
личностное качество. Ведь факторы нынешней жизни и ее темп, для того чтобы люди
были в ней «успешными» и самостоятельными в данной социально-экономической
системе – все это требует от него общественной активности, инициативности и
предприимчивости. И для того, чтобы инициативных людей стало больше, такое
качество как инициативность важно начинать воспитывать как можно раньше. Самым
подходящим возрастом для данного процесса является младший школьный возраст,
ведь именно в данном возрасте закладываются основы личности. Однако, в
научно-методической литературе отмечается недостаток работ, посвященных
изучению условий развития инициативности младших школьников.

 Современное общество, существующее в динамично
меняющемся мире, делает запрос на граждан, умеющих самостоятельно решать
поставленные задачи, принимать оперативно решения, которые необходимы в
поисковой и исследовательской деятельности. Именно этот социальный заказ
способствовал появлению в Федеральных государственных образовательных
стандартах требования, направленное на развитие их инициативности.

Актуальность поднятой проблемы
обосновывается и нормативными документами в сфере образования. В федеральном
государственном образовательном стандарте каждого уровня образования обозначены
целевые ориентиры, где особая роль принадлежит развитию инициативы и
самостоятельности детей школьного возраста в процессе организации
познавательной, исследовательской, досуговой и других видов деятельности.

В связи с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования к личностному развитию
учащихся, возникает необходимость в разработке программ направленных на
развитие личностных качеств учащихся, таких как самостоятельность,
ответственность, инициативность. [23]

В ряду разнообразных качеств,
которыми должны овладеть младшие школьники, в настоящее время существенное
значение приобретает инициативность, т.к. овладение данным качеством является
одним из факторов успешного развития личности.

Актуальность проблемы развития
инициативности у младших школьников повлекла за собой выявление противоречия
между потребностью в методическом обеспечении процесса развития инициативности
для становления полноценной и успешной личности у младших школьников и
недостаточной методической разработанностью способов её развития,
адаптированных к использованию в современных условиях образовательного процесса
начальной школы.

Анализ актуальности и противоречий
определили проблему исследования:
каковы должны быть условия, направленные на развитие инициативности младших
школьников на уроке?

Актуальность, значимость и
недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы
исследования: «Условия развития
инициативности младших школьников на уроке».

Объект исследования – инициативность младших школьников.

Предмет исследования – условия развития инициативности у
младших школьников на уроке.

Гипотеза:

Развитию инициативности младших
школьников на уроке будет способствовать соблюдение следующих условий:

1[MP1] ) использование метода проектов, способствующего развитию
инициативности как сочетанию способности к целеполаганию и проявлению волевых
усилий.

2) применение мотивирующих приемов: выделение
актуальности изучаемого материала, столкновение разных мнений

3) создание ситуаций успеха на уроках
для каждого ребенка. Цель исследования: выявить и апробировать условия,
способствующие развитию инициативности младших школьников на уроке.

Для достижения поставленной цели нам
необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить сущность и особенности
инициативности младших школьников.

2. Выделить педагогические условия,
способствующие развитию инициативности у младших школьников на уроке и
апробировать их.

3. Определить критерии, подобрать
методики и выявить уровень развития инициативности у младших школьников и
провести сравнительно–сопоставительный анализ результатов исследования.

Для решения исследовательских задач
были использованы следующие методы:

диагностические методы (наблюдение,
анкетирование, эксперимент); теоретические (изучение литературы по проблеме).

База исследования: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя
общеобразовательная школа № 7. В исследовании приняли участие учащиеся 4 класса в составе 29 человек,
обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа»

Практическая значимость исследования: методы и средства развития
инициативности, используемые на уроке, направленные на развитие инициативности
у младших школьников, могут быть использованы в практике работы учителя начальных
классов.

Структура работы: состоит из введения, двух глав,
заключения и списка используемой литературы и приложений. [MP1]Нужно
показать: в 1.3. – почему эти условия способствуют развитию инициативности, а в
2.2. как вы эти условия создавали, какая методика вашей работы, что вы
конкретно делали чтобы поддержать инициативность

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель исследования − изучить
теоретические аспекты проблемы для разработки проектов, направленных на
развитие инициативности у младших школьников.

В ряду разнообразных
качеств, которыми должны овладеть младшие школьники, в настоящее время существенное
значение приобретает инициативность, т.к. овладение данным качеством является
одним из факторов успешного развития личности.

Инициатива – это принятие
человеком самостоятельного решения, которое предполагает его посильное участие
в той или иной сфере общественной жизни. Инициатива, которая стала постоянным
стимулом, определяющим и направляющим действия человека, преобразуется в качество
личности инициативность.

Мы рассмотрели понятие
«Инициативность», под которым понимается позитивное качество личности, которое
проявляется как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать
первый шаг, самому независимо от других принять решение в случае возникновения
собственных или социальных проблем. Ключевая особенность инициативности –
готовность к осуществлению поступков по личному почину. Структура инициативности
включает когнитивный, мотивационный, деятельностный, интеллектуальный, волевой компоненты.

Инициативные дети всегда
желают организовывать игры, различные полезные виды деятельности, они легко
найдут занятие по душе, им несложно включиться в разговор и предложить
занимательное дело остальным ребятам. Инициативность школьника во время учебной
деятельности проявляется в необходимости и умении самому думать, в способности
не теряться в незнакомой обстановке, самостоятельно увидеть задачу, вопрос и
отыскать подход к её решению. Инициативность ученика можно охарактеризовать как
критичность ума, возможность высказать личную точку зрения, которая не зависит
от суждения остальных.

Множество возможностей для
становления инициативности у детей имеет учитель на уроке и во внеурочной
деятельности. В младшем школьном возрасте возможно применение игры как средство
становления инициативности в учебной и трудовой деятельности школьников. Важным
условием для развития инициативности у детей можно считать воспитание ребят в
условиях развивающего, а не авторитарного общения.

Педагогическое общение,
которое основано на любви, понимании, терпении и упорядоченности деятельности,
вероятно, может стать условием полноценного становления самостоятельности
детей. Для развития инициативности ребёнку нужно поручать задания более общего характера,
требующие от него продумывания плана собственных действий на длительный срок.
Большое значение в развитии инициативы учеников имеет верная постановка спорта
и физкультуры в школе. В частности имеют большое значение в данном отношении
спортивные и подвижные игры, а также игры на местности, туризм, которые
предоставляют большие возможности для самостоятельности и выражения
инициативности. Для развития инициативности на практике в основном учителя
пользуются продуктивной деятельностью (проектами), системой проектных задач и коллективной
творческой работой. Данные формы ставят школьника в позицию, где он сам в
состоянии определить границы собственных знаний, придумывать идеи и отыскивать
решение затруднений.

Целью экспериментальной
работы являлось изучение уровня развития инициативности младших школьников.
Исследование было проведено в МБОУ города Иркутска СОШ № 7 с учащимися 4 класса
в количестве 29 человек. Возраст участников эксперимента – 10-11 лет.

Мы провели диагностику
уровня развития инициативности младших школьников с помощью анкетирования на
основании методики А. А. Горчинской «Инициативность в познавательной
деятельности младшего школьника». Анкета состояла из 8 вопросов, которые имеют следующие
варианты ответов: а) да – 2 балла, б) иногда – 1 балла, в) нет – 0 балл.
Младшим школьникам следовало выбрать один из вариантов ответа, с которым он
согласен.

М. Рокич —
"Составление словаря" В результате диагностики выяснилось, что все
дети, после проведенных с ними занятий стали лучше понимать слова.

Из 29 учеников правильно
ответили 17 учеников (58,62 %), у остальных было по одному и максимум два
неправильных ответа. Если говорить конкретно об инициативности, то этому
понятию дали определение 22 школьника (75,86 %), и 7 (24,14%) ответили близко к
верному, хотя в начале нашего исследования с этим заданием справились всего 3
ученика (10,34%). Вот варианты ответов: «ответственность – это то, когда
человек отвечает за свои поступки» — «самостоятельность – делать все самому»
(Евгений П.). «инициативность – это выдвижение своих идей» (Таисия Д.).

«Инициативность – это
выдвижение своих идей» (Алексей Г.). Мария Н. написала, что смелость — это
когда ты ничего не боишься, Сергей Л. дал следующее определение понятию
творчества: «творчество – это создание чего-то нового». Богдана М. написала,
что решительность – это выбор, который ты совершил уверенно и самостоятельно.
«Активность – это когда ты лидер, ты активно идешь к своей цели» (Элина К.).

Для более тщательного
выявления представлений детей о сути исследуемых понятий, мы провели методику
«Пиктограмма» (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. В. Логиновой).

Задача детей состояла в
том, чтобы изобразить суть этих слов. 15 детей (51,72 %) из изобразили все
слова правильно. Вот, например, Кирилл К. нарисовал, как он сам готовит суп,
значит, можно сделать вывод о том, что он правильно понимает значение слова
самостоятельность. Алиса Ж. изображая активность, нарисовала человека ученика,
который тянет руку на уроке, чтобы ответить. Егор К. нарисовал человека,
прыгающего с вышки в бассейн и написал, что это решительность. Изображая
творчество, Семён Е. нарисовал художника, который пишет картину на мольберте.
Остальные дети не смогли изобразить одно или 2 слова. Если говорить об
инициативности, то ее не смог изобразить лишь 1 ученик. Практически все
остальные учащиеся нарисовали человечка, у которого над головой нарисовано
облако и в нем разные идеи.

Анализ результатов изучения
инициативности среди учащихся 4 класса позволил выявить следующие результаты
сформированности данного личностного качества у детей: высокий уровень развития
инициативности наблюдается у 4 испытуемых, что составляет 20 %, средний уровень
− у 9 испытуемых, что составляет 45 %, низкий уровень развития у 7 испытуемых,
что составляет 35 %.

Полученные данные
свидетельствуют о том, что в данном классе у детей преобладает средний уровень
развития инициативности.

Изучив психолого-педагогическую
литературу и проведя исследование, мы разработали проекты, которые направлены
на развитие инициативности младших школьников: «Фразеологизмы в нашей речи», «Удивительный
космос», «Здоровый образ жизни».

Следовательно, цель нашего исследования
достигнута, задачи выполнены

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Сущность понятия инициативность
младших школьников.

Мы предполагаем, что понятие
«инициативность» образовано от слова «инициатива» и прежде всего нужно
разобраться, в его значении. В «Толковом словаре русского языка» дано следующее
понятие инициативы.

1. Почин,
внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость.

2. Руководящая
роль в каких-нибудь действиях.

3. Предложение,
выдвинутое для обсуждения [1].

В словаре В.И. Даля «инициатива»
трактуется как начинание, починание, зачинание, вчинание, учинание, вчин, зачин
[9].

В «Большом толковом словаре русского
языка» «инициатива» — это почин, первый шаг в деле; предприимчивость,
руководящая роль в каких-либо действиях; внутреннее побуждение к новым формам деятельности;
предложение, выдвинутое для обсуждения [2].

В словаре по этике «инициатива» (лат.
initiare — начинать) — почин, начинание; принятие человеком самостоятельного
решения, предполагающего его самодеятельное участие в той или иной сфере социальной
жизни; форма проявления его общественной активности.

Инициатива, ставшая постоянным
стимулом, определяющим и направляющим поступки человека, превращается в
моральное качество личности — инициативность. Инициативность характеризует
человека (коллектив, широкие массы людей) с точки зрения проявляемой им общественной
активности и выражается в сознательной деятельности, направленной на
осуществление определенных моральных принципов и идеалов [29].

Инициативность выражается в добровольной деятельности
(на благо общества, класса, в личных интересах), в творческом отношении к труду
и

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы