Часть дипломной работы на тему Управление учебным процессом на уроках физического воспитания как фактор эффективности спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ
УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.. 8
1.1. Процесс физического воспитания. 8
1.2. Понятие здоровья, здорового образа жизни и отношение
детей к своему здоровью 18
1.3. Методы и методические приемы управления учебным
процессом на уроках физического воспитания в начальной школе. 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ.. 43
2.1. Организация и методики исследования уровня здоровья
младших школьников 43
2.2. Результаты исследования уровня здоровья младших
школьников. 47
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 53
3.1. Разработка и внедрение технологии управления учебным
процессом на уроках физического воспитания в начальной школе. 53
3.2. Проверка эффективности проведенной работы.. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 82
Введение:
Актуальность
темы исследования. В настоящее время отмечается
значительное ухудшение состояния физической подготовленности и уровня здоровья
подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает сегодняшнее состояние здоровья
детей, а также их образ жизни. Сейчас у каждого пятого рожденного ребенка
диагностируются отклонения в состоянии здоровья. У 90% обучающихся
общеобразовательных школ отмечается наличие различных заболеваний. Значительное
место среди нарушений здоровья детей занимают нарушения осанки. Среди
обучающихся резко прогрессирующими являются хронические заболевания сердца,
неврозы, гипертония, артрит, ожирение и пр. Подобная ситуация − это реальная
угроза генофонду нации, безопасности России, которая превратилась в
приоритетную проблему общегосударственного масштаба, требующую адекватных
решений.
Проблема усугубляется учебными
перегрузками, гиподинамией, опережающим уровнем образования, изобилием
авторских программ (не всегда эффективных). Более третьей части детей младшего
школьного возраста на сегодняшний день испытывает значительные трудности,
связанные с усвоением также и обычных образовательных программ. Ухудшение
отмечается и в сфере жизнеобеспечения младших школьников, их развития и
социализации. По этой причине в учебных заведениях одним из ведущих направлений
воспитательной работы является забота о здоровье обучающихся, формирование у
них здорового образа жизни, мотивации к целенаправленным и систематическим
занятиям физической культурой – спортивно-оздоровительная деятельность.
Все природные явления и процессы
подчиняются определенным закономерностям и развиваются в соответствии с ними.
Эти закономерности существуют независимо от воли человека. Таким
закономерностям, как показывают научные исследования и практический опыт, подчинен
и процесс физического воспитания. Познание этих закономерностей, их изучение
помогли выработать определенные позиции (Л.А. Архипова, Г.А. Булатова,
В.А. Деркунская, В.В. Колбанов, В.П. Лукьяненко, М.Д. Маханева,
В.О. Морозов, Л.Г. Латипова, О.С. Литовченко, Л.Э. Пахомова,
В.И. Столяров, В.Н. Терешкина, B.D. Bradford, D. Muzaffer и др.), согласно
которым можно эффективнее управлять процессом физического воспитания.
С учетом вышеизложенного, необходимо более
полное использование возможностей, которыми располагает система физического
образования для решения задач укрепления здоровья, улучшения двигательной
подготовленности и формирования здорового стиля жизни младших школьников.
Значимым фактором эффективности
спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе предстает управление
учебным процессом на уроках физического воспитания как актуальный вектор
педагогического менеджмента.
Заключение:
Анализ литературы по теме
данного исследования позволил сделать ряд выводов.
Начальная школа – сенситивный период для
формирования у детей ценностного отношения к самому себе и, в частности, к
собственному здоровью. Процесс формирования ценностного отношения обусловлен
рядом ценностных новообразований личности, появляющихся в младшем школьном
возрасте, а именно: личностных ценностей и ценностных ориентаций.
Основа для формирования ценностного
отношения к собственному здоровью у детей младшего школьного возраста – это
восприятие ими здоровья как ценности, в процессе жизнедеятельности приобретает
личностной значимости и переходит в разряд «личностных ценностей».
Сформированность ценностных ориентаций
выражается в сознательном отношении ребенка к окружающей действительности, что,
в свою очередь, выступает фактором, который мотивирует его деятельность.
Структура ценностного отношения является
многокомпонентной и включает в себя когнитивно-интеллектуальный,
эмоционально-мотивационный и поведенчески-деятельностный компоненты. Иначе
говоря, основное условие формирования ценностного отношения заключается в
наличии знаний об определенной ценности, мотивации к деятельности по его
сохранению и соблюдении соответствующего поведения.
Эффективным методом
формирования ценностных ориентаций на уроках физического воспитания в начальной
школе считаем именно игровой метод и различные игровые упражнения.
Для проверки теоретических положений было
проведено исследование эффективности спортивно-оздоровительной деятельности в
начальной школе, в котором принимали участие обучающиеся 2-го и 4-го классов в количестве 40 человек: 2-й
класс: 10 мальчиков, 10 девочек; 4-й класс: 10 мальчиков, 10 девочек.
На констатирующем этапе
исследования было установлено, что у младших школьников преобладают средний
(40% детей) и низкий уровни (40% детей) здоровья, с высоким уровнем выявлено
лишь 20% младших школьников. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости
проведения систематической и целенаправленной работы в данном направлении.
На формирующем этапе была
разработана и апробирована технология управления учебным процессом на уроках
физического воспитания.
В рамках данной
технологии в качестве побудительно-стимулирующих педагогических средств,
направленных на самоорганизацию обучающимися здорового образа жизни,
использовались различные игровые упражнения: игры с бегом, игры с прыжками,
игры с метанием, игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости,
воображения, силы, игры на развитие мелкой моторики.
Дифференциация методов с
учетом уровня физической подготовленности реализовывалась путем использования
индивидуальных и групповых прогнозных моделей, что предполагало учет
индивидуальных показателей каждого учащегося по отдельности и средних
показателей всего класса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Процесс физического
воспитания Гуманистическая педагогика ставит
физическое воспитание на высокую ступень рядом с воспитанием умственным,
нравственным, правовым, экологическим и др. Поэтому в сегодняшних условиях
определения ведущих приоритетов физического воспитания учащихся, и прежде
всего, младшего школьного возраста, требует объединенных усилий всех субъектов
учебно-воспитательного процесса: семьи, школы, общественности, государства.
Реализация этой стратегической задачи
невозможно без модернизации учебно-воспитательного процесса по физическому
воспитание, создание условий для формирования духовного, психического здоровья
на уровне индивидуальных ценностных ориентаций учащихся, реализации их
творческого потенциала. Такая направленность нашла отражение в Федеральном
законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Федеральный
закон…, эл. ресурс], «Концепции развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте
начального образования и др. В этих документах заложены основные принципы и
приоритеты обновление содержания физического воспитания школьников и духовного
становления личности на современном этапе модернизации образования.
Модернизация образования предполагает не
только обновление традиций, анализ достижений государственных реформ, внедрения
инновационных идей, но и личностно-ориентированное развитие человека,
формирование самосознания, системы норм и ценностей, навыков общения и принятия
решений, умение управлять своими желаниями и действиями других, преодолевать
преграды, противостоять со стороны воли другого давления; это приобретение
других привычек, необходимых для успешного интегрирования молодых людей в
общественные отношения и самостоятельной жизни.
Неслучайно актуальным и жизненно
необходимо процесс совершенствования начального звена системы образования. Ведь
начальная школа – основа основ. Она является фундаментом для приобретения
учащимися в будущем необходимых знаний и формирования умений и навыков. От
результативности и эффективности начального образования во многом зависит
качество функционирования всей системы образования.
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1. Процесс физического
воспитания
1.2. Понятие здоровья,
здорового образа жизни и отношение детей к своему здоровью
1.3. Методы управления
учебным процессом на уроках физического воспитания в начальной школе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация и
методики исследования уровня здоровья младших школьников
2.2. Результаты
исследования уровня здоровья младших школьников
3.2. Проверка
эффективности проведенной работы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность
темы исследования. В настоящее время отмечается
значительное ухудшение состояния физической подготовленности и уровня здоровья
подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает сегодняшнее состояние здоровья
детей, а также их образ жизни. Сейчас у каждого пятого рожденного ребенка
диагностируются отклонения в состоянии здоровья. У 90% обучающихся
общеобразовательных школ отмечается наличие различных заболеваний. Значительное
место среди нарушений здоровья детей занимают нарушения осанки. Среди
обучающихся резко прогрессирующими являются хронические заболевания сердца,
неврозы, гипертония, артрит, ожирение и пр. Подобная ситуация − это реальная
угроза генофонду нации, безопасности России, которая превратилась в
приоритетную проблему общегосударственного масштаба, требующую адекватных
решений.
Проблема усугубляется
учебными перегрузками, гиподинамией, опережающим уровнем образования, изобилием
авторских программ (не всегда эффективных). Более третьей части детей младшего
школьного возраста на сегодняшний день испытывает значительные трудности,
связанные с усвоением также и обычных образовательных программ. Ухудшение
отмечается и в сфере жизнеобеспечения младших школьников, их развития и
социализации. По этой причине в учебных заведениях забота о здоровье
обучающихся является одним из ведущих направлений воспитательной работы наряду
с формированием здорового образа жизни, развитием мотивации к целенаправленным
и систематическим занятиям физической культурой – спортивно-оздоровительная
деятельность.
Все природные явления и
процессы подчиняются определенным закономерностям и развиваются в соответствии
с ними. Эти закономерности существуют независимо от воли человека. Таким
закономерностям, как показывают научные исследования и практический опыт,
подчинен и процесс физического воспитания. Познание этих закономерностей, их
изучение помогли выработать определенные позиции (Л.А. Архипова,
Г.А. Булатова, В.А. Деркунская, В.В. Колбанов, В.П. Лукьяненко,
М.Д. Маханева, В.О. Морозов, Л.Г. Латипова, О.С. Литовченко,
Л.Э. Пахомова, В.И. Столяров, В.Н. Терешкина, B.D. Bradford, D.
Muzaffer и др.), согласно которым можно эффективнее управлять процессом
физического воспитания.
С учетом вышеизложенного,
необходимо более полное использование возможностей, которыми располагает
система физического образования для решения задач укрепления здоровья,
улучшения двигательной подготовленности и формирования здорового стиля жизни
младших школьников.
Значимым фактором
эффективности спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе
предстает управление учебным процессом на уроках физического воспитания как
актуальный вектор педагогического менеджмента.
Проблема
исследования: каковы структура и содержание технологии
управления учебным процессом на уроках физического воспитания в начальной
школе, способствующей повышению эффективности спортивно-оздоровительной
деятельности?
Целью
исследования является разработка, теоретическое
обоснование и экспериментальная проверка технологии управления учебным
процессом на уроках физического воспитания в начальной школе, способствующей
повышению эффективности спортивно-оздоровительной деятельности.
Объектом
исследования является спортивно-оздоровительная
деятельность в начальной школе.
Предметом
исследования является технология управления учебным
процессом на уроках физического воспитания, способствующая повышению
эффективности спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе.
Гипотеза
исследования состоит в предположении о том, что
эффективность спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе
повысится, в результате внедрения технологии управления учебным процессом на
уроках физического воспитания, подразумевающей:
− использование
побудительно-стимулирующих педагогических средств, направленных на
самоорганизацию обучающимися здорового образа жизни;
− дифференциацию методов
с учетом уровня физической подготовленности, которая основывается на
использовании индивидуальных и групповых прогнозных моделей;
− системную организацию
охраны здоровья младших школьников специальной медицинской группы.
Задачи
исследования:
1. Теоретически
обосновать систему управления учебным процессом на уроках физического
воспитания, в контексте повышения эффективности спортивно-оздоровительной
деятельности в начальной школе.
2. Разработать технологию
управления учебным процессом на уроках физического воспитания в начальной
школе, способствующую повышению эффективности спортивно-оздоровительной
деятельности.
3. Разработать
критериально-диагностический инструментарий и осуществить исходную диагностику
эффективности спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе.
3. Апробировать
разработанную технологию управления учебным процессом на уроках физического
воспитания в начальной школе.
4. Выявить динамику
показателей эффективности спортивно-оздоровительной деятельности в начальной
школе, достигнутую в результате апробации разработанной технологии управления
учебным процессом на уроках физического воспитания.
Теоретико-методологическая
база исследования. Теоретико-методологической основой
исследования являются идеи гуманистической философии и психологии о человеке
как субъекте деятельности и общения, объективных и субъективных факторах его
развития, о мотивации поведения и деятельности (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.И.
Ковалев, A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концептуальные положения
теории ЗОЖ (А.М. Амосов, И.И. Брехман, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицин);
системный, целостный подход к личности и процессу ее формирования (В.С. Ильин,
B.В. Краевский, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев и др.); идеи гуманизации
образования, обосновывающие личностно ориентированное обучение, воспитание
(Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин,
Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.).
Методы
исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме, исследование, обобщение
передового педагогического опыта по формированию ЗОЖ младших школьников,
наблюдение; теоретическое моделирование, педагогическое наблюдение,
экспериментальное обучение.
Теоретическая
значимость исследования состоит в:
– выявлении, с позиций
педагогического менеджмента, потенциала системы управления учебным процессом на
уроках физического воспитания, в контексте повышения эффективности
спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе;
– определении
содержательных аспектов технологии управления учебным процессом на уроках
физического воспитания в начальной школе, способствующей повышению
эффективности спортивно-оздоровительной деятельности.
Практическая
значимость исследования состоит в успешной апробации
технологии управления учебным процессом на уроках физического воспитания в
начальной школе и в возможностях ее использования в процессе физического
воспитания младших школьников. Также возможно использование материалов исследования
при подготовке и повышении квалификации учителей физического воспитания,
учителей начальных классов, социальных педагогов, валеологов, школьных
психологов, в просветительской работе с родителями.
База
исследования. Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа № 117».
Заключение:
Анализ
литературы по теме данного исследования позволил сделать ряд выводов.
Начальная школа –
сенситивный период для формирования у детей ценностного отношения к самому себе
и, в частности, к собственному здоровью. Процесс формирования ценностного
отношения обусловлен рядом ценностных новообразований личности, появляющихся в
младшем школьном возрасте, а именно: личностных ценностей и ценностных
ориентаций.
Основа для формирования
ценностного отношения к собственному здоровью у детей младшего школьного
возраста – это восприятие ими здоровья как ценности, в процессе
жизнедеятельности приобретает личностной значимости и переходит в разряд
«личностных ценностей».
Сформированность
ценностных ориентаций выражается в сознательном отношении ребенка к окружающей
действительности, что, в свою очередь, выступает фактором, который мотивирует
его деятельность.
Структура ценностного
отношения является многокомпонентной и включает в себя
когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-мотивационный и
поведенчески-деятельностный компоненты. Иначе говоря, основное условие
формирования ценностного отношения заключается в наличии знаний об определенной
ценности, мотивации к деятельности по его сохранению и соблюдении
соответствующего поведения.
Эффективным
методом формирования ценностных ориентаций на уроках физического воспитания в
начальной школе считаем именно игровой метод и различные игровые упражнения.
Для проверки
теоретических положений было проведено исследование эффективности
спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе, в котором принимали
участие обучающиеся 2-го и 4-го классов в
количестве 40 человек: 2-й класс: 10 мальчиков, 10 девочек; 4-й класс: 10
мальчиков, 10 девочек.
На
констатирующем этапе исследования было установлено, что у младших школьников
преобладают средний (40% детей) и низкий уровни (40% детей) здоровья, с высоким
уровнем выявлено лишь 20% младших школьников. Полученные результаты
свидетельствуют о необходимости проведения систематической и целенаправленной
работы в данном направлении.
На
формирующем этапе была разработана и апробирована технология управления учебным
процессом на уроках физического воспитания.
В
рамках данной технологии в качестве побудительно-стимулирующих педагогических
средств, направленных на самоорганизацию обучающимися здорового образа жизни, использовались
различные игровые упражнения: игры с бегом, игры с прыжками, игры с метанием,
игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы, игры на
развитие мелкой моторики.
Дифференциация
методов с учетом уровня физической подготовленности реализовывалась путем
использования индивидуальных и групповых прогнозных моделей, что предполагало
учет индивидуальных показателей каждого учащегося по отдельности и средних
показателей всего класса.
Системная
организация охраны здоровья младших школьников специальной медицинской группой
подразумевала проведение мониторинга динамики уровня физического здоровья,
физического развития и функциональных возможностей организма.
Управление
процессом на уроках физического воспитания как фактор эффективности
спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе в рамках предлагаемой
нами системы предполагает несколько направлений работы: создание развивающего
пространства; сотрудничество с педагогами; сотрудничество с родителями; работа
с детьми на уроках физической культуры.
На контрольном этапе было проведено повторное
исследование с теми же младшими школьниками с использованием тех же методик.
Результаты контрольного этапа исследования показали положительную динамику по
всем тестам. Было установлено, что: высокий уровень физического здоровья
свойственен 30% (12 детей) по сравнению с 20% испытуемых (8 детей) на
констатирующем этапе; средни1 уровень выявлен у 35% (14 детей) по сравнению с
40% испытуемых (16 детей) на этапе констатирующего эксперимента; низкий уровнем
– у 35% (14 детей) по сравнению с 40% испытуемых (16 детей) на этапе
констатирующего эксперимента.
Итак, полученные результаты проведенного
исследования свидетельствуют об эффективности предложенной технологии
управления учебным процессом на уроках физического воспитания в начальной
школе.
Таким образом, гипотеза
исследования была подтверждена: эффективность спортивно-оздоровительной
деятельности в начальной школе повысится, в результате внедрения технологии
управления учебным процессом на уроках физического воспитания, подразумевающей:
– использование
побудительно-стимулирующих педагогических средств, направленных на
самоорганизацию обучающимися здорового образа жизни;
– дифференциацию методов
с учетом уровня физической подготовленности, которая основывается на
использовании индивидуальных и групповых прогнозных моделей;
–
системную организацию охраны здоровья младших школьников специальной
медицинской группы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Процесс физического
воспитания
воспитания
Гуманистическая
педагогика ставит физическое воспитание на высокую ступень рядом с воспитанием
умственным, нравственным, правовым, экологическим и др. Поэтому в сегодняшних
условиях определения ведущих приоритетов физического воспитания учащихся, и
прежде всего, младшего школьного возраста, требует объединенных усилий всех
субъектов учебно-воспитательного процесса: семьи, школы, общественности,
государства.
Реализация этой
стратегической задачи невозможно без модернизации учебно-воспитательного
процесса по физическому воспитание, создание условий для формирования
духовного, психического здоровья на уровне индивидуальных ценностных ориентаций
учащихся, реализации их творческого потенциала. Такая направленность нашла
отражение в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» [Федеральный закон…, эл. ресурс], «Концепции развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации», Федеральном государственном
образовательном стандарте начального образования и др. В этих документах
заложены основные принципы и приоритеты обновление содержания физического
воспитания школьников и духовного становления личности на современном этапе
модернизации образования.
Модернизация образования
предполагает не только обновление традиций, анализ достижений государственных
реформ, внедрения инновационных идей, но и личностно-ориентированное развитие
человека, формирование самосознания, системы норм и ценностей, навыков общения
и принятия решений, умение управлять своими желаниями и действиями других,
преодолевать преграды, противостоять со стороны воли другого давления; это
приобретение других привычек, необходимых для успешного интегрирования молодых
людей в общественные отношения и самостоятельной жизни.
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время отмечается значительное ухудшение состояния физической подготовленности и уровня здоровья подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает сегодняшнее состояние здоровья детей, а также их образ жизни. Сейчас у каждого пятого рожденного ребенка диагностируются отклонения в состоянии здоровья. У 90% обучающихся общеобразовательных школ отмечается наличие различных заболеваний. Значительное место среди нарушений здоровья детей занимают нарушения осанки. Среди обучающихся резко прогрессирующими являются хронические заболевания сердца, неврозы, гипертония, артрит, ожирение и пр. Подобная ситуация − это реальная угроза генофонду нации, безопасности России, которая превратилась в приоритетную проблему общегосударственного масштаба, требующую адекватных решений.
Проблема усугубляется учебными перегрузками, гиподинамией, опережающим уровнем образования, изобилием авторских программ (не всегда эффективных). Более третьей части детей младшего школьного возраста на сегодняшний день испытывает значительные трудности, связанные с усвоением также и обычных образовательных программ. Ухудшение отмечается и в сфере жизнеобеспечения младших школьников, их развития и социализации. По этой причине в учебных заведениях одним из ведущих направлений воспитательной работы является забота о здоровье обучающихся, формирование у них здорового образа жизни, мотивации к целенаправленным и систематическим занятиям физической культурой – спортивно-оздоровительная деятельность.
Все природные явления и процессы подчиняются определенным закономерностям и развиваются в соответствии с ними. Эти закономерности существуют независимо от воли человека. Таким закономерностям, как показывают научные исследования и практический опыт, подчинен и процесс физического воспитания. Познание этих закономерностей, их изучение помогли выработать определенные позиции (Л.А. Архипова, Г.А. Булатова, В.А. Деркунская, В.В. Колбанов, В.П. Лукьяненко, М.Д. Маханева, В.О. Морозов, Л.Г. Латипова, О.С. Литовченко, Л.Э. Пахомова, В.И. Столяров, В.Н. Терешкина, B.D. Bradford, D. Muzaffer и др.), согласно которым можно эффективнее управлять процессом физического воспитания.
С учетом вышеизложенного, необходимо более полное использование возможностей, которыми располагает система физического образования для решения задач укрепления здоровья, улучшения двигательной подготовленности и формирования здорового стиля жизни младших школьников.
Значимым фактором эффективности спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе предстает управление учебным процессом на уроках физического воспитания как актуальный вектор педагогического менеджмента.
Проблема исследования: каковы структура и содержание технологии управления учебным процессом на уроках физического воспитания в начальной школе, способствующей повышению эффективности спортивно-оздоровительной деятельности?
Целью исследования является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка технологии управления учебным процессом на уроках физического воспитания в начальной школе, способствующей повышению эффективности спортивно-оздоровительной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Процесс физического воспитания
Гуманистическая педагогика ставит физическое воспитание на высокую ступень рядом с воспитанием умственным, нравственным, правовым, экологическим и др. Поэтому в сегодняшних условиях определения ведущих приоритетов физического воспитания учащихся, и прежде всего, младшего школьного возраста, требует объединенных усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: семьи, школы, общественности, государства.
Реализация этой стратегической задачи невозможно без модернизации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитание, создание условий для формирования духовного, психического здоровья на уровне индивидуальных ценностных ориентаций учащихся, реализации их творческого потенциала. Такая направленность нашла отражение в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Федеральный закон…, эл. ресурс], «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования и др. В этих документах заложены основные принципы и приоритеты обновление содержания физического воспитания школьников и духовного становления личности на современном этапе модернизации образования.
Модернизация образования предполагает не только обновление традиций, анализ достижений государственных реформ, внедрения инновационных идей, но и личностно-ориентированное развитие человека, формирование самосознания, системы норм и ценностей, навыков общения и принятия решений, умение управлять своими желаниями и действиями других, преодолевать преграды, противостоять со стороны воли другого давления; это приобретение других привычек, необходимых для успешного интегрирования молодых людей в общественные отношения и самостоятельной жизни.
Неслучайно актуальным и жизненно необходимо процесс совершенствования начального звена системы образования. Ведь начальная школа – основа основ. Она является фундаментом для приобретения учащимися в будущем необходимых знаний и формирования умений и навыков. От результативности и эффективности начального образования во многом зависит качество функционирования всей системы образования.
Однако, в современной школе в целом, и начальной частности, наблюдается высокая интенсификация учебного процесса за счет существенного обновления содержания образовательных программ, форм и методов обучения, создание новых моделей общеобразовательных учебных заведений. В то же время учебная деятельность в основном остается неадаптированной к особенностям развития и состояния здоровья современных школьников. В настоящее время доказано, что трехкратные в неделю занятия по физической культуре в школе являются недостаточными. Надлежащую физическую подготовку имеют только те школьники, которые систематически занимаются два-три раза в неделю в спортивных секциях. Не менее важными вопросами являются обеспечение надлежащего преподавания физического воспитания в общеобразовательных школах, и в частности, начальной. Образование страдает от нехватки средств: спортивный инвентарь много лет не обновляется, или обновляется за счет меценатов, родителей, иногда и самих учителей; не у каждой школе есть спортивный зал, спортивная площадка, не говоря уже о бассейне. Современный младший школьник перегружен учебными предметами, которые он осваивает в течение недели. И хотя обновленным стандартом начального общего образования предусмотрены изменения в содержании обучения школьников, однако, они не являются существенными. Ученики начальной школы и в дальнейшем изучают более десяти предметов, их «рабочую неделю» составляет 25 — 30 (!) часов в неделю. При отсутствии надлежащей спортивной базы в школах (гимнастических, тренажерных залов, бассейнов, спортивных площадок и т.п.) говорить о здоровьесберегающей составляющей не приходится.
Часы досуга младший школьник проводит, как правило, за компьютером, телевизором, планшетом.