Часть дипломной работы на тему Управление рисками при реализации проектов ракетно-космической отрасли (на примере программы «Сфера»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Сущность и особенности рисков космической деятельности. 7
1.1 Специфика рисков космической деятельности. 7
1.2 Система управления рисками в космической отрасли. 15
1.3 Методы управления рисками в космической отрасли. 18
2. Анализ рисков реализации федеральной целевой программы
комплексного развития космических информационных технологий «Сфера». 24
2.1 Общая характеристика программы «Сфера». 24
2.2 Классификация рисков в рамках реализации программы
«Сфера». 31
3.
Разработка механизмов компенсации рисков. 39
3.1.
Ключевые проблемы управления рисками космической деятельности. 39
3.2.
Формирование механизмов страхования. 49
Заключение. 58
Список литературы. 61
Введение:
В
современных условиях состояние космической деятельности во многом определяет
уровень развития и влияния России в мире, ее статус как высокоразвитой страны с
точки зрения науки и технологий. Государственные интересы Российской Федерации
— создание и использование конкурентных возможностей и преимуществ России в
области космической деятельности, укрепление позиций России среди ведущих
игроков на мировом рынке космических товаров (проектов и услуг) и развитие
коммерческой в области космической деятельности.
В
настоящее время в практике управления ракетно-космическими проектами
доминирующее положение занимают подходы, основанные на сложившихся традициях
управления. Для сохранения лидирующих позиций необходимо активизировать
активность в области космической деятельности, связанную с решением
принципиально новых задач, созданием новых космических систем, комплексов и
аппаратов. Решение таких задач требует большого объема исследований и
разработок, участия большого количества команд, которые, учитывая растущую сложность
продуктов космической техники, требуют усовершенствованных подходов к
организации и управлению, применяемых на проектах ракетно-космической отрасли.
На сегодняшний день наиболее совершенная форма организации основана на
реализации подхода к управлению проектами.
Непрерывные
процессы совершенствования космической техники, появление новых задач в
космической деятельности, изменчивость условий достижения целей космической
деятельности обуславливают высокий уровень риска при реализации космических
проектов (КП). Недостаточная проработка методологических и практических
вопросов управления рисками непосредственно в процессе реализации космического
проекта, охватывающая все этапы жизненного цикла и учитывающая аспекты
комплексного управления изменениями и управления взаимодействием участников
этого космического проекта, определяет актуальность данного исследования.
Организация
управления рисками производственной деятельности предприятий
ракетно-космической отрасли, ракетно-космических технологий и космической
деятельности, включая широкое участие и реализацию страховых возможностей,
внесет значительный вклад в успешную реализацию космических проектов и
осуществление космической деятельности.
Реализация
федеральной целевой программы комплексного развития космических информационных
технологий «Сфера» обеспечит России лидерство в сфере связи, навигации и
спутникового интернета. Об этом сообщает пресс-служба Роскосмоса.
Этот
проект призван объединить сотник будущих спутников различного назначения в
единую многофункциональную группировку с унифицированными системами и
платформами. В частности, в программу войдут группировки связи «Экспресс»,
«Экспресс-РВ», «Ямал», глобальная система передачи данных «Марафон IoT/M2M» и
среднеорбитальная система широкополосного доступа «Скиф».
Степень
разработки: Особенности космической деятельности рассмотрены в работах :
Пайсона Д.Б., Беляков Г. П., Азаренко Л.Г и многие другие
Вопросы
космических рисков рассмотрены в работах: Д.А. Медведчикова; В.А. Волкова; М.В.
Сафронов и т.д.
В
данных работах рассматриваются вопросы развития космической деятельности.
Особенности управления рисками при реализации проектов.
Цель исследования –
выявить особенности рисков при
реализации проектов в ракетно-космической отрасли, уточнить содержание процесса
управления ими с целью минимизации влияния негативных факторов при достижении
целей проекта (в частности, при достижении целей программы Сфера)
Достижение поставленной
цели предполагает решение следующих задач:
— уточнить особенности рисков при реализации
проектов космической деятельности;
— выделить типы рисков космических проектов;
— раскрыть сущность управления рисками в
РКО;
— сформулировать механизмы управления
рисками при реализации космических проектов;
— выявить риски реализации федеральной целевой программы
комплексного развития космических информационных технологий «Сфера»;
— разработать предложения по
совершенствованию управления рисками федеральной целевой программы комплексного
развития космических информационных технологий и оценить эффективности
предложенных мероприятий.
Объект
исследования – космическая деятельность.
Предмет исследования –
риски, связанные с реализацией проектов ракетно-космической отрасли (в том
числе при реализации проекта Сфера).
• Раскрыты
особенности рисков в РКО: многообразие факторов, влияющих на вероятность
возникновения рисков; наступление рискового события может случиться за
пределами нашей планеты; наступление рисковой ситуации может повлечь за собой
непредсказуемые катастрофические последствия; кумулятивный характер отдельных
рисков; сложность оценки рисков и возможных потерь в ходе реализации
космического проекта; необходимость управления рисками на каждом этапе
реализации космического проекта.
• Выявлены
механизмы управления рисками в РКО избегание риска, снижение риска, принятие
риска, передача риска, страхование. Доказано, что страхование является
приоритетным в системе
• Сформулированы
ключевые проблемы управляю рисками космической деятельности.
В работе использовались
методы статистического наблюдения, сравнительный и аналитический методы, метод
анализа нормативных и литературных источников.
Работа состоит из
введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Категория
«космическая деятельность» трактуется официальными источниками достаточно
широко. В соответствии с Законом РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О
космической деятельности» под космической деятельностью понимается любая
деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и
использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
Столь широкая и нечеткая трактовка категории «космическая деятельность»
обусловливает целесообразность более детального ее описания с точки зрения
направлений осуществления и присущих ей особенностей.
Особенностью
космической деятельности является использование уникального оборудования,
точных образцов космической техники, сложных наземных и орбитальных систем и
технологий. В то же время космические технологии и используемые технологии
могут быть источниками опасностей, угрожающих здоровью и жизни обслуживающего
персонала и населения, владельцев космических технологий и потребителей
результатов космической деятельности.
Космическая
деятельность, как и любая сфера человеческой деятельности, связанная с
преднамеренным преобразованием человеческой природы, характеризуется
определенными рисками от ее применения по сравнению с так называемыми
«массовыми» опасностями.
Во-первых,
космические риски неоднородны, поэтому статистические подходы к их анализу,
управлению и оценке неприменимы. Хотя некоторые риски по-прежнему связаны со
стабильными популяциями, единообразные правила анализа могут применяться и к
этим популяциям. Во-вторых, риски космической деятельности носят кумулятивный
характер. Благодаря этой особенности при их анализе в основном используются
технические методы.
Этап
эксплуатации космических ракет заключается в транспортировке космических ракет,
их хранении и запуске, а также в эксплуатации орбитальных объектов.
Стадии
хранения и транспортировки связаны с риском потери и повреждения космической
техники. Убыток в этом случае колеблется в пределах 5-25% от стоимости космических
средств.
Запуск
ракеты и запуск орбитального корабля — самый опасный этап в статистике
космических опасностей. Для него характерна наибольшая вероятность реализации и
значительные потери. Ключевым фактором при оценке риска в этом случае является
надежность ракеты-носителя.
Методика
управления рисками охватывает все этапы жизненного цикла космического проекта
(этап 1).
На
этапе планирования управления космическим проектом (этап 2) выполняется
планирование управления стоимостью космического проекта (этап 2.1) и
планирование управления космическим проектом (этап 2.2) с учетом возможности
возникновения рисковых событий. Затем планируется управление рисками
космического проекта (этап 3).
Идентификация
рисков (этап 4) — это итеративный процесс, который происходит на всех этапах
жизненного цикла космического проекта от разработки до утилизации, поскольку
могут возникнуть или стать известными новые риски или информация о них. В
процессе идентификации риска можно определить возможные реакции на риск. Такие
меры реагирования должны служить основой для следующего плана реагирования на
риски космического проекта (этап 7).
Формирование
программы «Сфера» началось в 2018 году. Этот проект призван объединить сотни
будущих спутников различного назначения в единую многофункциональную
группировку с унифицированными системами и платформами. В частности, в
программу войдут группировки связи «Экспресс», «Экспресс-РВ», «Ямал»,
глобальная система передачи данных «Марафон IoT/M2M» и среднеорбитальная
система широкополосного доступа «Скиф». Процесс внедрения риск-менеджмента при
осуществлении космической деятельности определяется содержанием, особенностями
этой деятельности. Реализация проектов в космической сфере характеризуется
высокой степенью риска и имеет следующие свойства:
•
использование колоссальных объемов государственных, корпоративных, а также
постепенно увеличивающихся в этом секторе инвестиций частных компаний в связи с
необходимостью высоких затрат на разработку, создание и эксплуатацию
космической продукции.
•
наличие возможности катастрофических последствий как с точки зрения
возникновения огромных финансовых потерь в случае аварии и потери космической
техники, так и оценки допустимости неконтролируемого возложения крупных убытков
на третьи стороны;
•
наличие технической сложности ракет и космических изделий и наземных систем
управления ими, межотраслевой характер процессов их создания, а также
постоянное внедрение инноваций в этот процесс в совокупности снижают
предсказуемость степени успешности окончательный результат проекта.
•
в подавляющем большинстве проектов — это долгосрочное строительство космической
техники и одновременно необходимость ее более быстрого воспроизведения в случае
аварии, чтобы обеспечить бесперебойное предоставление космических услуг для
городских нужд, национальной безопасности, необходимо состояние, соглашения о
сотрудничестве, без анализа коммерческих инвестиционных проектов между
компаниями;
•
большое количество и разнообразие участников, интересы которых прямо или
косвенно влияют на осуществление космической деятельности. Исходя из
приведенной выше характеристики космических проектов, можно сделать вывод, что
вопрос управления рисками при реализации ракетно-космической деятельности
является принципиальным.
Фрагмент текста работы:
1.
Сущность и особенности рисков космической деятельности
1.1 Специфика
рисков космической деятельности В
современных условиях хозяйствования состояние космической деятельности во
многом определяет уровень развития и влияния России в современном мире, ее
статус высокоразвитого в научном и технологическом отношении государства.
Государственными интересами Российской Федерации являются наращивание и использование
конкурентных возможностей и преимуществ России в сфере космической
деятельности, выход России в число ведущих участников мирового рынка
космических товаров (работ и услуг) и развитие внутреннего рынка таких товаров
(работ и услуг), становление и развитие коммерческого сектора отечественной
космической деятельности.
Категория
«космическая деятельность» трактуется официальными источниками достаточно
широко. В соответствии с Законом РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О
космической деятельности» [2] под космической деятельностью понимается любая деятельность,
связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию
космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Столь широкая и
нечеткая трактовка категории «космическая деятельность» обусловливает
целесообразность более детального ее описания с точки зрения направлений
осуществления и присущих ей особенностей.
Современное развитие предприятий требует
от них необходимость формирования эффективной системы управления, важнейшим, на
наш взгляд, элементом которой является система управления рисками. В ходе
исследования, нами были изучены основные трактовки термина «риск»,
представленные в таблице 1.
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
2. Анализ рисков реализации федеральной целевой программы комплексного
развития космических информационных технологий «Сфера» 2.1 Общая характеристика программы «Сфера» Формирование
программы «Сфера» началось в 2018 году. Этот проект призван объединить сотник
будущих спутников различного назначения в единую многофункциональную
группировку с унифицированными системами и платформами. В частности, в
программу войдут группировки связи «Экспресс», «Экспресс-РВ», «Ямал»,
глобальная система передачи данных «Марафон IoT/M2M» и среднеорбитальная
система широкополосного доступа «Скиф».
Федеральная
космическая программа России на 2016 – 2025 годы (далее – Программа) утверждена
постановлением Правительства РФ от 23 марта 2016 г. № 230 [1].
Цель
ФЦП: Обеспечение государственной политики в области космической деятельности,
основанной на формировании и поддержании необходимого состава орбитальной
группировки космических аппаратов, обеспечение оказания услуг в интересах
социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, в том
числе защиты населения. и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, а также реализации пилотируемой программы, создания ракет-носителей
и технических средств, создания научно-технического задела для многих перспективных
космических комплексов и систем.
На первом
этапе (2016 — 2020 годы) осуществляются создание орбитальной
группировки космических аппаратов социального, экономического и научного
назначения в минимально необходимом составе в основном из космических аппаратов,
созданных в предыдущем периоде программы, предусматривающих создание базовых
технологий, элементов и целевых устройств для космического комплекса Программа,
модернизация и техническая оборудование в минимально необходимом объеме
производства, технологическая и экспериментальная базы ракетно-космической
отрасли, позволяющие создать ракетно-космическую технику мирового уровня.
На втором
этапе (2021 — 2025 годы) осуществляется поддержание минимально
необходимого состава орбитального корабля, частичное переоборудование
космических аппаратов нового поколения с характеристиками, соответствующими или
превосходящими характеристики лучших аналогов в мире, преодоление создания
некоторых базовых технологий, компонентов и целевых устройств для большей части
космоса космос, развитие которого ожидается после 2025 г. [1]:
—
разработка в необходимом составе и обеспечение непрерывного и устойчивого
управления российскими орбитальными группировками автоматических и пилотируемых
космических аппаратов на околоземных орбитах, а также объектов на траекториях
полета к Луне и Марсу;
—
создание многофункциональной космической релейной системы, индивидуально
обслуживающей космические аппараты;
—
создание космических кластеров для мониторинга солнечной активности,
космической погоды и исследования процессов в магнитосфере Земли;
—
создание системы мобильной персональной спутниковой связи, обслуживающей до 160
тысяч абонентов, а среднее время ожидания связи для абонентов Российской
Федерации не превышает 12 минут;
—
обеспечение замещения в импорте зарубежной продукции, используемой при создании
и производстве ракет и космической техники;
—
создание не менее 5 космических аппаратов для углубленных исследований Луны с
региональной орбиты и ее поверхности автоматическим космическим аппаратом, а
также для доставки образцов лунного грунта на Землю;