Волонтерские центры Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему Управление ресурсными центрами по поддержке волонтерской деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ПОДДЕРЖКЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Нормативно-правовое обеспечение добровольческой (волонтерской) деятельности 7
1.2. Современные программы развития ресурсных центров по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности в России и за рубежом. 13
1.3. Ресурсные центры по поддержке добровольчества (волонтерства) в России: виды, основные направления деятельности, особенности управления 25
ВЫВОДЫ по 1 главе 33
2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМИ ЦЕНТРАМИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Система управления ресурсными центрами по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности 34
2.2. Технологии развития управления ресурсными центрами по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности 34
2.3. Разработка методических рекомендаций по эффективному управлению ресурсными центрами по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36

  

Введение:

 

Добровольческий труд в современной России – повседневная социальная практика. Волонтеры объединяются, чтобы сажать деревья, прививать здоровый образ жизни, организовывать различные общественные мероприятия, решать проблемы благоустройства территорий. Этот список можно продолжать. 
Добровольчество – уникальный способ самовыражения личности, ее самореализации, саморазвития, формирования личной инициативы, гражданской ответственности, лидерских качеств. В последние годы появилось значительное количество работ, посвященных добровольчеству. Но при этом большинство опубликованных материалов не имеет ярко выраженного научно-методического характера. 
Общественные организации, волонтерские центры реализуют сложившиеся методические подходы без их критического осмысления, без предварительной оценки их целесообразности и эффективности. Очень часто можно видеть механическое копирование опыта зарубежных стран без адаптации к особенностям российской жизни. Концептуальное самоопределение национального добровольчества идет по пути стихийной интеграции сложившихся идей и подходов, многие из которых противоречат национально- культурным традициям нашей страны. 
Необходима научная оценка регионального опыта российского волонтерства, разработка и внедрение вариативных образовательных программ молодежи, участвующей в добровольческих акциях различной направленности. Изучение деятельности волонтерских организаций представляется важным в контексте задач создания концептуальной основы развития добровольчества в современной России. Практические рекомендации по внедрению инновационных форм менеджмента в добровольческих проектах могут стать основой для авторских моделей развития волонтерства с учетом особенностей различных регионов. Представляется, что ключевым моментом в успешном развитии добровольчества является формирование инфраструктуры системной поддержки волонтерских проектов путем совместных усилий государства и общественных организаций. 
Сегодня публикуемые результаты научных исследований несут скромный вклад в создание концепции стратегического развития российского добровольчества. Продвижение волонтерских ценностей и менеджмент различных форм добровольческих усилий открывают новые возможности демократизации и консолидации общества. 
Развитие молодежного добровольчества в России во многом зависит от особенностей традиционных общественных ценностей нашей страны, роли государства в организацию благотворительности и волонтерства. Поэтому вопросы государственной поддержки добровольческих усилий молодежи приобретает решающее значение в условиях обострения социальных проблем общества. 
Данная тема является актуальной в связи с тем, что проблемы молодежи и их социализация является первоочередной в современном обществе. Ведь от процесса формирования молодежи, становления их жизненного пути зависит будущее всей страны и если они будут заняты социально-общественным направлением, то соответственно это снижает уровень ненужной никому преступности, вовлеченности в наркотики и другие, отрицательно влияющие на общество явления. Молодежь в свою очередь, а именно волонтеры — подают пример другим своим сверстникам и соотечественникам, которые тоже впоследствии приобщаются к волонтерской работе.   
В развитых странах участие волонтеров в разных сферах жизни общества является важным фактором социального развития отдельных территорий – от повседневных практик горожан до продвижения социально значимых изменений. Волонтерство способствует социальной активности населения, его включенности в жизнь местных сообществ, и может гарантировать некоторую стабильность любому развитому обществу. 
Цель данной работы изучить специфику волонтерской деятельности и ее управление ресурсными центрами.
Предметом исследования процесс управления ресурсных центров в волонтерской деятельности. 
Объектом исследования волонтерская деятельность молодежи.
Для более полного раскрытия темы работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы ресурсных центров по поддержке волонтерской деятельности
2. Сделать обзор нормативно-правового обеспечения волонтерской деятельности
3. Изучить программы развития ресурсных центров и их деятельность в России и за рубежом
4. Сделать обзор специфики, направления работы, особенностей управления ресурсных центров по поддержке волонтерства в России
5. Изучить систему управления ресурсными центрами и технологическую базу управления ресурсных центров поддержки волонтерства
6.  Предложить методические рекомендации по эффективному управлению ресурсными центрами, осуществляющими поддержку добровольческой деятельности.
Происходящий по всему миру рост осознания того, что добровольчество вносит важный вклад, как в экономическое, так и в социальное развитие, способствует сплочению общества, укреплению доверия между людьми, свидетельствует о том, что основные идеи и ценности добровольчества становятся важнейшими приоритетами человечества в новом тысячелетии. 
Структура данной выпускной работы состоит из введения, двух глав, раскрывающих тематику и направленность выпускной квалификационной работы, заключение, список использованных источников и литературы. 
В первой главе представлены теоретические основы функционирования ресурсных центров, оказывающих поддержку волонтерской деятельности с учетом нормативно-правового обеспечения, представлена специфика работы и существование программ развития ресурсных центров добровольческих организаций, а также направления деятельности  и особенности управления.
Во второй главе представлены практические аспекты управления ресурсными центрами волонтерских организаций, а также система управления, технология развития управленческих методик и разработку эффективного управления ресурсными центрами в процессе работы волонтерских организаций.   

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ПОДДЕРЖКЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.  Нормативно-правовое обеспечение добровольческой (волонтерской) деятельности

 

Волонтерство как социальный феномен зародилось в XIX веке в Соединенных Штатах Америки, где с его помощью обеспечивалось функционирование некоторых некоммерческих организаций. Такой положительный опыт стали постепенно перенимать страны Европы, и уже летом 1920 г. инициативная группа волонтеров из Австрии, Англии, Германии и Швеции объединились, чтобы восстановить деревню возле Вердуна (во Франции), которая была разрушена во время Первой мировой войны [4, 10–11]. Отсюда берет свое начало первое волонтерское движение, способствовавшее формированию волонтерских движений различной направленности: социальной, культурной, гуманитарной, экологической и других.
Российскими учеными был проведен кросс-культурный анализ понятия волонтерства в трудах зарубежных исследователей. В результате полученных сведений, отечественные ученые пришли к выводу о том, что существует разница в определениях волонтерства в зависимости от уровня его рассмотрения: международного, национального, локального. В основе всех определений волонтерства лежит значимость волонтерского труда, которая включает в себя сочетание ряда таких характеристик, как измерение времени – занят волонтер полный или неполный рабочий день; экономический аспект – получает волонтер оплату за свою работу или нет, а также социальный аспект 
– волонтер работает в организации или самостоятельно.
Частичная занятость без какой-либо оплаты в сфере некоммерческих организаций характеризует суть определений волонтерства в Европе и США; частично оплачиваемая занятость неполный рабочий день характерны для трактовок волонтерства во многих развивающихся странах. 
В России волонтерство (точнее будет сказать добровольчество) как социальное явление стало развиваться только с середины 1980-х годов, однако его исторические корни уходят далеко в прошлое. В России имеется богатый опыт проявления гуманного и сострадательного отношения к людям, нуждающимся в помощи и поддержке. Таким опытом стало первое массовое добровольческое движение сестёр милосердия Никольской обители (1853–1856 гг.). С XVIII–XIX в. стали появляться дома трудолюбия; начиная с XIX века развивалась светская благотворительность: основывались богоугодные заведения, благотворительные общества, богадельни, приюты, ночлежные дома. 
В России первый реальный опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс развитию добровольческого движения во всей стране, появился в Москве и Санкт-Петербурге в начале 1990-х годов XX в. В этот период большинство действовавших общественных организаций добровольцев были объединены одной целью – целью совместного выживания и решения собственных проблем в кругу людей с похожими проблемами. 
К началу 1997 г. идеи добровольческой деятельности получают более широкое распространение в российском некоммерческом секторе в Сибири, Центральном федеральном округе и других регионах Российской Федерации. В 1998 г. было положено начало развитию добровольческого движения в результате провозглашения Организацией Объединенных Наций 2001 г. Международным годом добровольцев и проходил под эгидой подготовки проведения Международного года добровольцев в координации с ведущими мировыми центрами (Добровольцы ООН (Volunteers UN) и Международная Ассоциация Добровольческих Усилий (IAVE). 
Российские исследователи рассматривают волонтерство (добровольчество) как форму общественной благотворительной деятельности, характеризуемую отсутствием жесткой регламентации и вовлечением широкого круга субъектов. 
Определения, даваемые российскими учеными, включают в себя следующие характерные черты: 
— волонтерство это деятельностная форма благотворительности; альтруистическая направленность деятельности без материальной выгоды, без принуждения;
— субъект волонтерской деятельности мотивирован гуманистическими ценностями; объектом деятельности выступают социальные группы, нуждающиеся в социальной поддержке.
Здесь волонтерская деятельность (добровольческая), характеризуется процессуальным характером, на основании этого определяются функции, признаваемые за волонтерской деятельностью: направленная социализация подрастающего поколения, посредством вовлечения в социально значимую деятельность, представляющую собой разновидность серьезного досуга; формирование, сохранение и передача культурных, гуманных, значимых для всего человечества ценностей и духовных традиций; обозначение ключевых мотивов волонтеров, носящих альтруистический и вместе с тем социально значимый характер [2, 23]. 
Из вышесказанного видно, что в российском законодательстве понятие волонтерство (добровольчество) не было четко закреплено. С 1995 г. в федеральном законодательстве Российской Федерации использовался термин «добровольная деятельность» как составляющая благотворительности, а под участниками благотворительной деятельности понимались добровольцы. Согласно утвержденной в 2009 г. Правительством Российской Федерации «Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» благотворительность и добровольчество (волонтерство) начинают официально рассматривать отдельно друг от друга. При этом добровольчество определяется «как ресурс развития общества, способствующий формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющий дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев» [6, 184]. 
В этом документе рассмотрение волонтерства в рамках российского нормативно-правового дискурса принципиально отличается от общемирового представления. В тексте четко прослеживается подмена международной трактовки волонтерства как формы гражданского участия его рассмотрением как ресурса государства, как помощи, которую должны оказывать российские граждане не обществу, а своему государству. Некоторые особенности в понимании добровольчества закладывались и в «Кодексе добровольцев России», где четко ограничены рамки добровольчества территорией отдельного государства [6, 184]. 
В методических рекомендациях по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах РФ, а также в ряде региональных правовых актов дается определение добровольческой деятельности как «формы социального служения, осуществляемой по свободному волеизъявлению граждан, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг…» [7]. 
Таким образом, основные акценты в трактовках волонтерства в отечественном понимании волонтерства (добровольчества) сделаны на подчеркивании значимости для его развития государства как субъекта социального и исторического развития, ведущей роли государственных органов власти. Отсюда следуют три важных момента: структурная включенность волонтерства (добровольчества) в поле социальной политики государства (выстраивание отношений подчиненности волонтерских организаций государству); замещение функций государственных органов власти по решению проблем занятости, социального обеспечения, здравоохранения, образования и использование волонтерства как ресурса; и как следствие, принижение деятельностной характеристики позиции волонтера [4, 21]. 
Деятельность добровольческих центров позволяет решать ключевые задачи развития волонтерства — формирования эффективных механизмов поддержки мотивации добровольческой деятельности, расширения ее общественного признания. А также обеспечивать расширение «фронта работ» добровольцев, расширения количества организаций-партнеров, заинтересованных в их привлечении.
На федеральном и региональном уровне расширяются механизмы поддержки такой деятельности, правовые основы которой в полной мере сформировал Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. №15-ФЗ [1]. Процесс реализации заложенных в законе механизмов позволит, расширить масштабы и эффективность поддержки волонтерской деятельности, максимально использовать ее потенциал.
Последние изменения в нормативно-правовом обеспечении волонтерской (добровольческой) деятельности в Российской Федерации произошли в 26 января 2018 г. Так Государственной Думой был принят и одобрен Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»[1]. 
В первой главе указано, что «под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона», а во второй статье указано после слова «Благотворительная» дополнить словами «и добровольческая (волонтерская)». Далее в статье 5 сохраняется ведущая роль государственных органов и органов местного самоуправления: «Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности». 
Таким образом, не смотря на синонимичное употребление понятий добровольчество и волонтерство в официальных документах, сохраняется принципиальное различие в понимании сути этих явлений. С другой стороны, сохраняя ведущую роль государства в реализации волонтерской деятельности в России, отчасти решается проблема (в части финансирования и осуществления контроля за их деятельностью), с которой повсеместно сталкиваются некоммерческие организации, а именно с благотворительным патернализмом. Содействие развитию и распространению добровольческой деятельности (волонтёрства) отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. В 2009 году Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 1054-р). 
В этом документе: … добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других. 
А также добровольческая деятельность регулируется другими законами и нормативно-правовыми актами: 
• Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; 
• Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; 
• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 29 ноября 2014 года № 2403-р); 
• Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»; 
• Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493) 
• Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 23 мая 2015 года № 497);
• Стратегия действий граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 5 февраля 2016 года № 164-р) 
К сожалению, на сегодняшний день мы пока не можем говорить о полной независимости НКО от доноров и благотворителей, которые в обмен на ресурсы получают возможность контролировать благотворительный сектор и делают организации третьего сектора зависимыми. Начав решать вопросы, с которыми сталкиваются НКО, гражданское общество получит возможность решения еще более глобальных и насущных проблем, которые у него имеются: социальная адаптация и вовлечение в общественно-полезный труд детей, инвалидов, пенсионеров; развитие новых направлений волонтерства таких, как семейное волонтерство, волонтерство пенсионеров, виртуальное международное волонтерство, раскрывающие новые перспективы и уровень взаимодействия и развития общества. При этом используя различные способы мотивации субъектов: возможность расширение круга общения, которого так не хватает различным категориям населения; повышение коммуникативных навыков; освоение интернетпространства; расширение кругозора волонтера; туристическая ценность; реализация внутреннего здорового анатюризма; реализация филантропской сущности человека. 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы