Волонтерские центры Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему Управление ресурсными центрами по поддержке добровольческой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ПОДДЕРЖКЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Нормативно-правовое обеспечение добровольческой (волонтерской) деятельности 7
1.2. Современные программы развития ресурсных центров по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности в России и за рубежом. 14
1.3. Ресурсные центры по поддержке добровольчества (волонтерства) в России: виды, основные направления деятельности, особенности управления 26
ВЫВОДЫ по 1 главе 33
2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМИ ЦЕНТРАМИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Система управления ресурсными центрами по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности 34
2.3. Разработка методических рекомендаций по эффективному управлению ресурсными центрами по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности 55
Выводы по 2 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69

  

Введение:

 

 

Добровольческий труд в современной России – повседневная социальная практика. Волонтеры объединяются, чтобы сажать деревья, прививать здоровый образ жизни, организовывать различные общественные мероприятия, решать проблемы благоустройства территорий. Этот список можно продолжать.
Добровольчество – уникальный способ самовыражения личности, ее самореализации, саморазвития, формирования личной инициативы, гражданской ответственности, лидерских качеств. В последние годы появилось значительное количество работ, посвященных добровольчеству. Но при этом большинство опубликованных материалов не имеет ярко выраженного научно-методического характера.
Общественные организации, волонтерские центры реализуют сложившиеся методические подходы без их критического осмысления, без предварительной оценки их целесообразности и эффективности. Очень часто можно видеть механическое копирование опыта зарубежных стран без адаптации к особенностям российской жизни. Концептуальное самоопределение национального добровольчества идет по пути стихийной интеграции сложившихся идей и подходов, многие из которых противоречат национально- культурным традициям нашей страны.
Необходима научная оценка регионального опыта российского волонтерства, разработка и внедрение вариативных образовательных программ молодежи, участвующей в добровольческих акциях различной направленности. Изучение деятельности волонтерских организаций представляется важным в контексте задач создания концептуальной основы развития добровольчества в современной России. Практические рекомендации по внедрению инновационных форм менеджмента в добровольческих проектах могут стать основой для авторских моделей развития волонтерства с учетом особенностей различных регионов.
Представляется, что ключевым моментом в успешном развитии добровольчества является формирование инфраструктуры системной поддержки волонтерских проектов путем совместных усилий государства и общественных организаций.
Сегодня публикуемые результаты научных исследований несут скромный вклад в создание концепции стратегического развития российского добровольчества. Продвижение волонтерских ценностей и менеджмент различных форм добровольческих усилий открывают новые возможности демократизации и консолидации общества.
Развитие молодежного добровольчества в России во многом зависит от особенностей традиционных общественных ценностей нашей страны, роли государства в организацию благотворительности и волонтерства. Поэтому вопросы государственной поддержки добровольческих усилий молодежи приобретает решающее значение в условиях обострения социальных проблем общества.
Данная тема является актуальной в связи с тем, что проблемы молодежи и их социализация является первоочередной в современном обществе. Ведь от процесса формирования молодежи, становления их жизненного пути зависит будущее всей страны и если они будут заняты социально-общественным направлением, то соответственно это снижает уровень ненужной никому преступности, вовлеченности в наркотики и другие, отрицательно влияющие на общество явления. Молодежь в свою очередь, а именно волонтеры — подают пример другим своим сверстникам и соотечественникам, которые тоже впоследствии приобщаются к волонтерской работе.
В развитых странах участие волонтеров в разных сферах жизни общества является важным фактором социального развития отдельных территорий – от повседневных практик горожан до продвижения социально значимых изменений. Волонтерство способствует социальной активности населения, его включенности в жизнь местных сообществ, и может гарантировать некоторую стабильность любому развитому обществу.
Цель данной работы изучить специфику волонтерской деятельности и ее управление ресурсными центрами.
Предметом исследования процесс управления ресурсных центров в волонтерской деятельности.
Объектом исследования волонтерская деятельность молодежи.
Для более полного раскрытия темы работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы ресурсных центров по поддержке волонтерской деятельности
2. Сделать обзор нормативно-правового обеспечения волонтерской деятельности
3. Изучить программы развития ресурсных центров и их деятельность в России и за рубежом
4. Сделать обзор специфики, направления работы, особенностей управления ресурсных центров по поддержке волонтерства в России
5. Изучить систему управления ресурсными центрами и технологическую базу управления ресурсных центров поддержки волонтерства
6.  Предложить методические рекомендации по эффективному управлению ресурсными центрами, осуществляющими поддержку добровольческой деятельности.
Происходящий по всему миру рост осознания того, что добровольчество вносит важный вклад, как в экономическое, так и в социальное развитие, способствует сплочению общества, укреплению доверия между людьми, свидетельствует о том, что основные идеи и ценности добровольчества становятся важнейшими приоритетами человечества в новом тысячелетии. 
Структура данной выпускной работы состоит из введения, двух глав, раскрывающих тематику и направленность выпускной квалификационной работы, заключение, список использованных источников и литературы. 
В первой главе представлены теоретические основы функционирования ресурсных центров, оказывающих поддержку волонтерской деятельности с учетом нормативно-правового обеспечения, представлена специфика работы и существование программ развития ресурсных центров добровольческих организаций, а также направления деятельности  и особенности управления.
Во второй главе представлены практические аспекты управления ресурсными центрами волонтерских организаций, а также система управления, технология развития управленческих методик и разработку эффективного управления ресурсными центрами в процессе работы волонтерских организаций.   

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня большинство людей заняты в волонтерской деятельностью. Люди с наличием высокого уровня образования обычно принимают участие в работе большинства добровольцев.
Стать волонтером может любой, профессия и взгляды на мир не имеют значения. Несовершеннолетним добровольцам нужно разрешение от родителей, а детей младше 14 лет во время волонтерских работ должны сопровождать официальные представители. Точное определение волонтера и возможные цели добровольческой деятельности прописаны в Федеральном Законе» О благотворительной деятельности и добровольчестве.
Волонтерство может быть как индивидуальным, так и групповым. Например, если вы в одиночку или вдвоем с другом вышли и убрали мусор с берега реки, то можно считать, что вы уже экологические волонтеры.
В любом случае следует помнить, что волонтерская деятельность – это серьезный инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития страны.
Часто волонтерская организация вырастает из небольшой группы людей, которых сначала объединила конкретная социальная проблема, а со временем они поняли, что могут помогать системно: регулярно, более качественно и продуманно. Волонтерская организация может помогать конкретной группе людей (например, беженцам или сиротам) или же решать задачи в определенной области (сохранение культурного наследия, экологическая безопасность).
Кроме того, волонтерские объединения могут создаваться при образовательных, медицинских, и коммерческих организациях.
Волонтерская организация может объединяться с другими добровольческими проектами, чтобы реализовать свои программы, или же работать самостоятельно. По закону добровольческая организация должна проводить инструктаж для волонтеров и обязательно назначать координатора для каждого проекта.
Ресурсный центр добровольчества – это региональная организация, которая занимается поддержкой и развитием волонтерства. Такая организация координирует волонтеров, снабжает их методическими материалами, а также обучает лидеров волонтерских объединений эффективному управлению. Например, в Москве такой организацией выступает центр «Мосволонтер» – там можно узнать о волонтерских программах, интересных городских событиях и акциях. К 2024 году такие центры появятся в каждом регионе России.
Воспользоваться услугами ресурсного центра добровольчества может любая организация: образовательная, социальная, некоммерческая или бизнес-структура. Ресурсные центры нужны для того, чтобы создать на региональном уровне эффективную систему поддержки добровольчества и обеспечить ее развитие на постоянной основе.
Список региональных ресурсных центров, в частности, представлен на сайте Ассоциации волонтерских центров.
Регламенты взаимодействия волонтерских организаций с бюджетными учреждениями созданы пока не во всех регионах. После того, как региональные власти установят регламенты по конкретному направлению деятельности госучреждения, руководители учреждений должны будут создать специальные положения о работе с НКО и волонтерами.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ПОДДЕРЖКЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.  Нормативно-правовое обеспечение добровольческой (волонтерской) деятельности

 

Волонтерство как социальный феномен зародилось в XIX веке в Соединенных Штатах Америки, где с его помощью обеспечивалось функционирование некоторых некоммерческих организаций. Такой положительный опыт стали постепенно перенимать страны Европы, и уже летом 1920 г. инициативная группа волонтеров из Австрии, Англии, Германии и Швеции объединились, чтобы восстановить деревню возле Вердуна (во Франции), которая была разрушена во время Первой мировой войны [8, 10–11]. Отсюда берет свое начало первое волонтерское движение, способствовавшее формированию волонтерских движений различной направленности: социальной, культурной, гуманитарной, экологической и других.
Российскими учеными был проведен кросс-культурный анализ понятия волонтерства в трудах зарубежных исследователей. В результате полученных сведений, отечественные ученые пришли к выводу о том, что существует разница в определениях волонтерства в зависимости от уровня его рассмотрения: международного, национального, локального. В основе всех определений волонтерства лежит значимость волонтерского труда, которая включает в себя сочетание ряда таких характеристик, как измерение времени – занят волонтер полный или неполный рабочий день; экономический аспект – получает волонтер оплату за свою работу или нет, а также социальный аспект – волонтер работает в организации или самостоятельно.
Частичная занятость без какой-либо оплаты в сфере некоммерческих организаций характеризует суть определений волонтерства в Европе и США; частично оплачиваемая занятость неполный рабочий день характерны для трактовок волонтерства во многих развивающихся странах.
В России волонтерство (точнее будет сказать добровольчество) как социальное явление стало развиваться только с середины 1980-х годов, однако его исторические корни уходят далеко в прошлое. В России имеется богатый опыт проявления гуманного и сострадательного отношения к людям, нуждающимся в помощи и поддержке. Таким опытом стало первое массовое добровольческое движение сестёр милосердия Никольской обители (1853–1856 гг.). С XVIII–XIX в. стали появляться дома трудолюбия; начиная с XIX века развивалась светская благотворительность: основывались богоугодные заведения, благотворительные общества, богадельни, приюты, ночлежные дома.
В России первый реальный опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс развитию добровольческого движения во всей стране, появился в Москве и Санкт-Петербурге в начале 1990-х годов XX в. В этот период большинство действовавших общественных организаций добровольцев были объединены одной целью – целью совместного выживания и решения собственных проблем в кругу людей с похожими проблемами.
К началу 1997 г. идеи добровольческой деятельности получают более широкое распространение в российском некоммерческом секторе в Сибири, Центральном федеральном округе и других регионах Российской Федерации.
В 1998 г. было положено начало развитию добровольческого движения в результате провозглашения Организацией Объединенных Наций 2001 г. Международным годом добровольцев и проходил под эгидой подготовки проведения Международного года добровольцев в координации с ведущими мировыми центрами (Добровольцы ООН (Volunteers UN) и Международная Ассоциация Добровольческих Усилий (IAVE).
Российские исследователи рассматривают волонтерство (добровольчество) как форму общественной благотворительной деятельности, характеризуемую отсутствием жесткой регламентации и вовлечением широкого круга субъектов.
Определения, даваемые российскими учеными, включают в себя следующие характерные черты: 
— волонтерство это деятельностная форма благотворительности; альтруистическая направленность деятельности без материальной выгоды, без принуждения;
— субъект волонтерской деятельности мотивирован гуманистическими ценностями; объектом деятельности выступают социальные группы, нуждающиеся в социальной поддержке.
Здесь волонтерская деятельность (добровольческая), характеризуется процессуальным характером, на основании этого определяются функции, признаваемые за волонтерской деятельностью: направленная социализация подрастающего поколения, посредством вовлечения в социально значимую деятельность, представляющую собой разновидность серьезного досуга; формирование, сохранение и передача культурных, гуманных, значимых для всего человечества ценностей и духовных традиций; обозначение ключевых мотивов волонтеров, носящих альтруистический и вместе с тем социально значимый характер [3, 23]. 
Из вышесказанного видно, что в российском законодательстве понятие волонтерство (добровольчество) не было четко закреплено. С 1995 г. в федеральном законодательстве Российской Федерации использовался термин «добровольная деятельность» как составляющая благотворительности, а под участниками благотворительной деятельности понимались добровольцы.
Согласно утвержденной в 2009 г. Правительством Российской Федерации «Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» благотворительность и добровольчество (волонтерство) начинают официально рассматривать отдельно друг от друга. При этом добровольчество определяется «как ресурс развития общества, способствующий формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющий дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев» [12, 184].
В этом документе рассмотрение волонтерства в рамках российского нормативно-правового дискурса принципиально отличается от общемирового представления. В тексте четко прослеживается подмена международной трактовки волонтерства как формы гражданского участия его рассмотрением как ресурса государства, как помощи, которую должны оказывать российские граждане не обществу, а своему государству. Некоторые особенности в понимании добровольчества закладывались и в «Кодексе добровольцев России», где четко ограничены рамки добровольчества территорией отдельного государства [12, 184].
В методических рекомендациях по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах РФ, а также в ряде региональных правовых актов дается определение добровольческой деятельности как «формы социального служения, осуществляемой по свободному волеизъявлению граждан, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг…» [20].
Таким образом, основные акценты в трактовках волонтерства в отечественном понимании волонтерства (добровольчества) сделаны на подчеркивании значимости для его развития государства как субъекта социального и исторического развития, ведущей роли государственных органов власти. Отсюда следуют три важных момента: структурная включенность волонтерства (добровольчества) в поле социальной политики государства (выстраивание отношений подчиненности волонтерских организаций государству); замещение функций государственных органов власти по решению проблем занятости, социального обеспечения, здравоохранения, образования и использование волонтерства как ресурса; и как следствие, принижение деятельностной характеристики позиции волонтера [8, 21].
Деятельность добровольческих центров позволяет решать ключевые задачи развития волонтерства — формирования эффективных механизмов поддержки мотивации добровольческой деятельности, расширения ее общественного признания. А также обеспечивать расширение «фронта работ» добровольцев, расширения количества организаций-партнеров, заинтересованных в их привлечении.
На федеральном и региональном уровне расширяются механизмы поддержки такой деятельности, правовые основы которой в полной мере сформировал Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. №15-ФЗ [1]. Процесс реализации заложенных в законе механизмов позволит, расширить масштабы и эффективность поддержки волонтерской деятельности, максимально использовать ее потенциал.
Последние изменения в нормативно-правовом обеспечении волонтерской (добровольческой) деятельности в Российской Федерации произошли в 26 января 2018 г. Так Государственной Думой был принят и одобрен Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»[1].
В первой главе указано, что «под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона», а во второй статье указано после слова «Благотворительная» дополнить словами «и добровольческая (волонтерская)». Далее в статье 5 сохраняется ведущая роль государственных органов и органов местного самоуправления: «Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности».
Таким образом, не смотря на синонимичное употребление понятий добровольчество и волонтерство в официальных документах, сохраняется принципиальное различие в понимании сути этих явлений. С другой стороны, сохраняя ведущую роль государства в реализации волонтерской деятельности в России, отчасти решается проблема (в части финансирования и осуществления контроля за их деятельностью), с которой повсеместно сталкиваются некоммерческие организации, а именно с благотворительным патернализмом.
Содействие развитию и распространению добровольческой деятельности (волонтёрства) отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
В 2009 году Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 1054-р).
В этом документе: Добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других.
А также добровольческая деятельность регулируется другими законами и нормативно-правовыми актами: 
• Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; 
• Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; 
• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 29 ноября 2014 года № 2403-р); 
• Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»; 
• Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493) 
• Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 23 мая 2015 года № 497);
• Стратегия действий граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 5 февраля 2016 года № 164-р) 
К сожалению, на сегодняшний день мы пока не можем говорить о полной независимости НКО от доноров и благотворителей, которые в обмен на ресурсы получают возможность контролировать благотворительный сектор и делают организации третьего сектора зависимыми. Начав решать вопросы, с которыми сталкиваются НКО, гражданское общество получит возможность решения еще более глобальных и насущных проблем, которые у него имеются: социальная адаптация и вовлечение в общественно-полезный труд детей, инвалидов, пенсионеров; развитие новых направлений волонтерства таких, как семейное волонтерство, волонтерство пенсионеров, виртуальное международное волонтерство, раскрывающие новые перспективы и уровень взаимодействия и развития общества. При этом используя различные способы мотивации субъектов: возможность расширение круга общения, которого так не хватает различным категориям населения; повышение коммуникативных навыков; освоение интернетпространства; расширение кругозора волонтера; туристическая ценность; реализация внутреннего здорового анатюризма; реализация филантропской сущности человека. 

1.2.  Современные программы развития ресурсных центров по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности в России и за рубежом.

 

В России насчитывается более 20 тысяч волонтерских организаций. Для развития деятельности им требуется качественная методическая и образовательная поддержка, а также эффективная инфраструктура. Такую помощь добровольческим объединениям в каждом регионе оказывают ресурсные центры.
Они становятся площадками для взаимодействия сторон, способствуют развитию организаций и, кроме того, вовлекают в движение потенциальных волонтеров.
«По сути, это «волонтерский центр 2.0», который думает в первую очередь не о себе, а о других: повышает качество работы организаций в регионе, помогает решить возникающие проблемы, обучает, налаживает диалог центра с властью, способствует реализации проектов, поддерживает связь с партнерами, стимулирует развитие региона», – рассказал на Всероссийском форуме ресурсных центров добровольчества в Екатеринбурге председатель совета Ассоциации волонтерских центров (АВЦ) Артем Метелев.
При этом координатор программы «Ресурсные центры добровольчества» АВЦ Елена Белецкая отметила, что ресурсный центр – это профессиональная организация, которая работает не с волонтерами, а осуществляет полный менеджмент и предоставляет комплекс консультационных и методических услуг добровольческим организациям.
«От создания ресурсных центров уже есть социальный эффект: увеличилось количество граждан, вовлеченных в добровольчество, повысилось качество организации волонтерской деятельности, укрепилось взаимодействия между органами исполнительной власти и объединениями, были созданы условия для вовлечения активных граждан. Также качество жизни в регионах, где есть ресурсные центры, улучшилось, потому что в первую очередь, сталкиваясь с проблемами в регионе, ресурсные центры аккумулируют возможности для их решения», – добавила Белецкая.
 
Рисунок 1 — Всероссийский форум ресурсных центров добровольчества в Екатеринбурге
Сейчас добровольческие ресурсные центры представлены почти во всех регионах России, но пока находятся на начальном этапе развития.
Представители нескольких центров поделились яркими историями из практики с корреспондентами спецпроекта «Год волонтера».
Сегодня в Ассоциацию волонтерских центров входит более 100 образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, некоммерческих организаций, а также ресурсных центров по поддержке добровольчества, миссией которых является развитие волонтерского движения в Российской Федерации, распространение ценностей добровольчества, культуры социально ориентированной деятельности граждан, а также содействие в реализации гражданского, личностного и профессионального потенциалов в добровольческой деятельности [24, c.147]. 
На данный момент существует несколько крупных волонтерских центров, которыми была начата и успешно продолжается работа по отбору и подготовке волонтеров на региональные и международные массовые мероприятия. Самими активными регионами являются: Москва, Алтайский край, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Татарстан, Ставропольский край, Новосибирская область, Приморский край и Свердловская область [24].
Ежегодно волонтерскими центрами таких регионов проводится около 10000 мероприятий, в которые вовлекаются более 200000 добровольцев, активно принимающих участие в мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровня.
Отборы и обучение волонтеров проводятся в очном и дистанционном формате. Дистанционный формат включает в себя лекционные базовые видеокурсы с выполнением самостоятельных заданий, а также вебинары по различным направлениям деятельности ресурсных волонтерских центров с ведущими экспертами в данной отрасли. Такие видеокурсы и вебинары направлены на обучение сотрудников и лидеров добровольческих центров в целях привлечения, обучения и координации работы волонтеров, применения своего профессионального и личностного потенциала, а также налаживания эффективной совместной работы.
Один из самых крупных волонтерских центров на Юге Российской Федерации является волонтерский центр Пятигорского государственного университета в городе-курорте Пятигорске, который внес значительный вклад в развитие добровольческого движения Российской Федерации в совершенствование Ассоциации волонтерских центров как организации,  объединившей добровольчество в стране.
Данным волонтерским центром была про ведена огромная работа по отбору и подготовке добровольцев региональных и международных мероприятий: Гран-при России Формулы 1, Кубка Конфедераций в г. Сочи, Чемпионата мира по футболу «Россия 2018», чемпионата Европы по спортивной борьбе, 45-го Всемирного чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills и другие. Большая часть добровольцев волонтерского центра ПГУ в рамках организации Чемпионата мира по футболу «Россия 2018» работала по направлению «Протокол», включающему в себя взаимодействие с ВИП-гостями мероприятия, а также по другим направлениям деятельности, связанным с уверенным владением иностранными языками, а именно: лингвистическое сопровождение как команд, так и сотрудников FIFA, отвечающих за такие важнейшие функции, как обеспечение безопасности или коммуникация. Волонтеры подобных центров идут в ногу со временем, проходят обучение в крупных рекрутинговых центрах и становятся сертифицированными рекрутерами, что улучшает показатели деятельности волонтерских цент ров по основным направлениям деятельности и, тем самым, представляют лучшие практики добровольческой деятельности, получившие признание и способы мультипликации в Российской Федерации и странах Ближнего зарубежья. 
Последние двадцать лет к ресурсам волонтерства обращено особое внимание с позиции институтов государственного управления. В резолюции ООН 67/138 Генеральная Ассамблея признает, что добровольчество является важным компонентом любой стратегии, нацеленной на такие области, «как сокращение масштабов нищеты, устойчивое развитие, здравоохранение, расширение прав и возможностей молодежи, изменение климата, снижение риска бедствий, социальную интеграцию, социальную защиту, гуманитарную деятельность» [6]. 
Программой «Добровольцы ООН» с целью интеграции добровольчества в дела мира и развития в следующем десятилетии разработан план действий до 2030 года. Международными институтами рекомендуется включение управления волонтерством в политику, законодательство и планирование разных стран, а также содействие достижению целей в области развития, согласованных на международном уровне [21].
Кроме преимуществ для общества в целом (экономический и социальный эффект макроуровня), добровольчество оказывает целый ряд положительных воздействий на конкретных людей (личностные изменения). Через добровольчество молодые люди чаще всего развивают коммуникативные и организационные навыки, расширяют свои социальные связи и часто получают возможности найти работу в будущем [4]. Пожилые люди благодаря добровольчеству продолжают оставаться активными и включенными в социальную жизнь. Они не только остаются в трудовой сфере, но и чувствуют, что по-прежнему востребованы, их активность может приносить реальную пользу конкретным людям и организациям. Это имеет первостепенное значение для поддержания морального духа старшего поколения и проявления их философии жизни, а также обеспечивает поддержание эмоционального тепла и солидарности [7].
Волонтерство как социальное явление способствует расширению участия граждан в общественной жизни и создает чувство ответственности за решение проблем, существующих в обществе. Во всех своих формах добровольчество играет очень важную роль в странах ЕС и России. Добровольцы участвуют в широком спектре мероприятий в таких сферах как образование, здравоохранение, культура, спорт. Развитость данного движения требует особого внимания к процессу управления деятельностью волонтеров. На институциональном уровне во многих странах, в том числе и в России, создается и развивается система специальных некоммерческих организаций и ресурсных центров добровольчества, где управление волонтерством осуществляется на профессиональной основе. Данные центры являются типичными структурами, которые имеют свою траекторию организационного развития, формируемую за счет внутренних ресурсов управления.
Волонтерское движение в России становится сильнее с каждым годом. Развиваются программы, меняются подходы, на правительственном уровне создаются условия для формирования инфраструктуры поддержки этого явления. Приоритетной программой Ассоциации волонтерских центров является создание ресурсных центров добровольчества в регионах России  – организаций, призванных консолидировать волонтерское движение в  субъектах, оказывать волонтерам и центрам поддержку, реализовывать образовательные программы, предоставлять помещение, помогать, повышать эффективность совместной работы.
По данным Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE) —ведущей в мире международной неправительственной организации в сфере добровольчества, современная модель добровольческих движений в том или ином виде имеет место более чем в 80 странах мира. Наиболее развитые модели добровольческого движения представляют собой эффективную инфраструктуру поддержки, посредством которой создаются благоприятные условия для осуществления добровольческой деятельности гражданами всех возрастов. 
 
Рисунок 2 — Возрастной состав волонтеров
Во многих странах при активной государственной поддержке созданы национальные добровольческие центры, которые работают в тесном взаимодействии с сотнями региональных и локальных добровольческих центров, мобилизуя усилия миллионов добровольцев по всей стране, сплачивая общество для решения общественных проблем. Через опыт создания добровольческих центров прошли экономически развитые страны: США, Япония, Великобритания, Новая Зеландия, Канада и др. [16]
Уровень вовлеченности населения России в социальную активность и работу в некоммерческих организациях остается крайне низким, хотя, по данным опросов с 2015 по 2017 год доля респондентов, осуществлявших добровольческий труд, увеличилась с 23% до 32%.
 
Рисунок 3  — Динамика вовлеченности граждан в социальную активность 
В среднем по выборке помогать делами, поступками приходилось 63% россиян, вещами — 58% , деньгами — 60%. Мотивация участников в первую очередь связана с чувством сострадания и сопереживания, наличием возможности оказать помощь нуждающимся. 
 
Рисунок 4 — Как помогают россияне 
При этом 71% россиян, вовлеченных в безвозмездную помощь, помогают незнакомым людям по своей инициативе и самостоятельно, 11% — через общественные, некоммерческие организации, 10% — посредством инициативных групп, а через волонтерские центры — 8%. Учитывая высокий показатель заинтересованности граждан в оказании содействия нуждающимся людям, только 18% идентифицируют себя как волонтер. Чаще, чем в среднем по выборке, идентифицировали себя как волонтера россияне в  возрасте 18–24 лет(27%), а также жители малых городов с  населением менее 50 тыс. (23%) и от 50 тыс. до 100 тыс. (26%).
Учитывая высокий показатель заинтересованности граждан в оказании содействия нуждающимся людям, только 18% идентифицируют себя как волонтер. Чаще, чем в среднем по выборке, идентифицировали себя как волонтера россияне в возрасте 18–24 лет(27%), а также жители малых городов с населением менее 50 тыс. (23%) и от 50 тыс. до 100 тыс. (26%).
Реже, чем в среднем по выборке, идентифицировали себя как волонтера россияне старше 60 лет (14%) и неработающие пенсионеры (13%).
Таким образом, значительные общественные ресурсы и добровольные гражданские инициативы остаются невостребованными обществом и государством. Согласно исследованиям состояния гражданского общества, в среднем один волонтер отрабатывает 9 часов в месяц. Если доля добровольцев в экономически активном населении России достигнет уровня таких государств, как Франция, Япония, Австралия, Германия, Канада и другие, где этот показатель составляет от 19 до 45% активного населения, общий вклад российских волонтеров в ВВП страны будет эквивалентен не менее чем 100 млрд рублей в год [18].
По информации Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, вклад добровольческой деятельности в ВВП разных стран в среднем составляет 0,9% — от 2,5% в Новой Зеландии до 0,1% в Мозамбике. В Ирландии, например, добровольцами является треть населения, а в Японии более 25% жителей имеют опыт участия в волонтерских акциях, половина из них убеждена, что добровольческий труд полезен для личностного роста и общества в целом [15].
Правительства более ста стран активно способствуют развитию национальных добровольческих движений: в этих государствах созданы институты, которые системно поддерживают гражданские инициативы.
Вклад добровольцев в ВВП России составлял в 2011 году порядка 14,5 млрд. рублей в год , а в 2016 году — 16,4 млрд. рублей в год [17] см. рисунок 3. 
В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности, расширяются масштабы реализуемых ими программ и проектов, происходит самоорганизация добровольцев в различных сферах деятельности и социально-демографических группах. Свое участие в добровольческой деятельности в настоящее время подтверждают 15% опрошенных взрослых российских граждан. В то же время, по данным социологических опросов, свою готовность работать на добровольной основе декларировали 50% опрошенных.
 
Рисунок 5 — Вклад добровольцев в ВВП России
Ресурсные центры добровольчества оказывают доступную комплексную поддержку волонтерским организациям и всем действующим, потенциальным добровольцам в регионе, обеспечивают возможность участия в национальных и международных мероприятиях, конференциях, специальных форумах, образовательных программах для добровольцев и организаторов волонтерской деятельности, предоставляют доступ к различным формам финансирования на региональном и федеральном уровне, способствуют появлению новых социальных партнеров в регионе, взаимодействию со СМИ, распространению успешных практик и новых эффективных методик и технологий реализации волонтерских проектов (включая технологические и социальные инновации, например единую систему «Добровольцы России»), создание коворкинговых пространств — центров общественной активности и т. д.
Таким образом, ресурсный центр добровольчества в субъекте России —это ключевой субъект инфраструктуры поддержки и развития добровольчества в регионе. В то время как сеть ресурсных центров формирует устойчивую систему развития добровольчества в стране.
Программа «Ресурсные центры добровольчества» направлена на развитие инфраструктуры поддержки волонтерства в регионах России, повышение уровня компетенций руководителей и членов команд ресурсных центров, сопровождение ресурсных центров добровольчества по индивидуальной траектории развития, учитывая специфику и социально-экономические приоритеты субъекта Российской Федерации.
Программа реализуется по 4 направлениям:
1. Методическое сопровождение.
Для эффективной работы организаций подготовлена необходимая документация, методические и аналитические материалы, информация по направлениям развития добровольческой деятельности, оказания услуг волонтерским центрам, а также предоставлен доступ к всероссийским исследованиям и работам по профильным темам. 
Методическое пособие, а также сборник лучших практик обновляется в постоянном режиме, исходя из результатов работы организаций, а также выявлении инновационных форм организации добровольческих ресурсов в России и других странах.
2. Обучение руководителей и членов команд.
Образовательные программы проводятся в очном и дистанционном формате. В течение 2018 – 2020 годов запланированы обучающие семинары для руководителей ресурсных центров добровольчества, а также профильные секции в рамках тематических форумов.
В октябре 2018 года состоялся форум ресурсных центров в городе Екатеринбург. 
На нем проводилось персональное обучение в рамках запланированных поездок в регион, целью которых является настройка необходимых функциональных направлений работы организации, привлечение региональных партнеров, организация тренингов для команды ресурсного центра и разработка индивидуальной стратегии организации.
Дистанционный формат включает в себя базовый курс видео лекций свыполнением самостоятельных заданий, а также вебинары по направлениям деятельности ресурсного центра с ведущими экспертами в данной отрасли.
3. Внедрение федеральных программ и эффективных социальных практик в регионах России.
Одной из основных функций ресурсных центров добровольчества является тиражирование лучших гражданских практик, социальных инноваций, реализуемых волонтерскими организациями. Использование зарекомендовавшего себя в других регионах опыта позволяет эффективнее управлять добровольческими ресурсами, быстрее и качественнее решать проблемы, создавать условия для повышения качества жизни граждан.
С этой целью Ассоциацией волонтерских центров организована работа по выявлению, систематизации и внедрению через ресурсные центры добровольчества волонтерских инициатив, а также запуск на территории регионов успешных федеральных программ, реализуемых АВЦ и другими партнерскими организациями.
4.  Координация деятельности.
В рамках Программы предполагалось объединить ресурсные центры добровольчества в единую сеть в рамках Ассоциации волонтерских центров, наделив их полномочиями региональных представительств с соответствующим членством в организации. С целью максимально эффективного развития ресурсного центра составлена дорожная карта, предполагающая поэтапную реализацию основных направлений работы и функций, отраженных в методическом пособии. На протяжении всего времени ресурсным центрам будут оказываться индивидуальные консультации и экспертная помощь.
Пример программы представлен в приложении 1.
Ассоциация волонтерских центров осуществляет сопровождение ресурсных центров совместно с Федеральным агентством по делам молодежи, ФГБУ «Роспатриотцентр», Министерством экономического развития Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации и иными федеральными партнерами, при поддержке АНО «Агентство стратегических инициатив».
В декабре 2016 года на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив одобрена стратегическая инициатива «Развитие волонтерства (добровольчества) в регионах». Одновременно Общественной палате Российской Федерации совместно с Агентством стратегических инициатив  было дано поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина разработать план мероприятий по развитию волонтерского движения.
Добровольчество охватывает различные сферы деятельности людей – от адресной помощи уязвимым группам (социальное добровольчество) до защиты окружающей среды (экологическое волонтерство) и привлекает граждан вне зависимости от пола и возраста. Учитывая вклад добровольцев в социально-экономическое развитие территорий, Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала повышать уровень информированности общественности о ценности и возможностях

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы