Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Управление патриотическим воспитанием обучающихся в учреждении дополнительного образования детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 6

1.1. Сущность понятия «патриотическое воспитание» и его структура 6

1.2. Особенности и возможности патриотического воспитания школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей 12

1.3. Сотворчество педагога и обучающихся как особый способ организации управления патриотическим воспитанием обучающихся 20

Выводы по главе 1 22

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 24

2.1. Методика исследования и оценка уровня патриотического воспитания обучающихся, занимающихся в творческих коллективах Дома детского творчества 24

2.2. Проект управления патриотическим воспитанием обучающихся в учреждении дополнительного образования детей 41

2.3. Оценка эффективности проекта управления патриотическим воспитанием обучающихся в государственном учреждении дополнительного образования 59

Выводы по главе 2 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

ЛИТЕРАТУРА 81

ПРИЛОЖЕНИЕ 86

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Сегодня одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса является патриотическое воспитание, позволяющее взращивать личность, с любовью и глубоким уважением относящуюся к своей стране, краю, месту жительства, уважающую родную историю и осознающую смысл исторических процессов.

В содержании патриотизма в единстве отражаются ключевые понятия «Родина» и «Отечество», что обусловлено, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой – социально-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества.

Современная социально-экономическая ситуация в России кардинально изменила проблематику патриотического воспитания детей. Одной из причин этого процесса является высокий уровень популярности коллективных форм проведения досуга, которые привлекают не содержанием, а своей доступностью, демократичностью, свободой высказывания и действий. Создание объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования позволяет вовлечь обучающихся в активную деятельность, формируя коммуникативную среду, влияющую на патриотическое воспитание, отношение к Родине, родителям, своему народу, к новым товарищам и друзьям в условиях досуга, что повышает общую культуру личности.

Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью общества в патриотическом воспитании обучающихся, приобретающем особо важное значение по нескольким причинам:

— возрастает уровень информированности молодого поколения;

— процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании детьми сущности патриотизма;

— современные дети априори не могут пройти той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.

Соответственно, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной на всех этапах развития человеческого общества. В настоящее время, в связи с кардинальными преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества, данная проблема приобретает особое значение.

Учреждения дополнительного образования, учитывая специфику их функционирования, направлены на всестороннее развитие личности во внеучебное время, что хорошо коррелирует с возможностью реализации социально-патриотических, героико-патриотических, историко-краеведческих, культурно-исторических и прочих направлений деятельности. Через сотворчество педагога и обучающегося решается целый комплекс воспитательных и развивающих задач, решение которых способствует в раскрытии необходимых черт личности.

Объект исследования: патриотическое воспитание.

Предмет исследования: управление патриотическим воспитанием.

Цель данной работы состоит в нахождении механизма управления патриотическим воспитанием обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить сущность понятия «патриотическое воспитание» и его структуру;

— показать особенности и возможности патриотического воспитания школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей;

— рассмотреть сотворчество педагога и обучающихся как особый способ организации управления патриотическим воспитанием обучающихся.

Методы исследования:

— теоретические (анализ, синтез);

— практические (педагогический эксперимент).

Теоретическая основа исследования включает в себя труды таких исследователей, как М.П. Бузский, И.А. Ильин, П.О. Кувелена, Е.Е. Курбанов и другие научные работы.

Структура работы составляет введение, две главы, заключение, список литератур и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе проведенного теоретического анализа источников и литературы били проработаны фундаментальные направления воззрения на патриотизм и патриотическое воспитание.

Патриотизм мы рассматриваем как преданность своему государству, определяющуюся знанием современных достижений страны, свободной поддержкой духовно-нравственных ценностей, проявлении гражданской позиции, основанной на активном участии в деятельности институтов гражданского общества, конструктивной критике власти и выражении собственной точки зрения.

Патриотическое воспитание в данной работе раскрывается как процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала в контексте любви к родине.

При этом определена наиболее общая структура патриотического воспитания, которая содержит мировоззренческий, аксиологический и поведенческий компоненты.

Возможности реализации патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования самые широкие.

Возможно реализовать следующие направления воспитательно-образовательной деятельности: героико-историческое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое, военно-патриотическое, историко-краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, социально-политическое.

При этом сотворчество педагога и обучающихся формируется на основе духовно-наполненного отношения педагога по отношению к детям, реализуя направление гуманной педагогики. В сотворчестве происходит преобразование действительности, расширяется эмпатия.

Учитывая вышеизложенное, правомерно включить в содержание патриотического воспитания следующее:

— любовь к Родине, родным местам, родному языку;

— уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга;

— уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

— стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину;

— готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

В ходе проведенного эмпирического исследования мы разработали методику проверки уровня патриотического воспитания обучающихся Дома творчества для того, чтобы в последующем проверить эффективность разработанного проекта по управлению патриотическим воспитанием обучающихся в системе дополнительного образования. Констатирующий этап исследования и показал низкие результаты сформированности патриотических знаний и, соответственно, низкий уровень патриотического воспитания.

В ходе формирующей работы был предложен целевой проект, задачами которого стали разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих непосредственно развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность и сотворчество; развитие гражданского и национального самосознания обучающихся, патриотической направленности личности каждого ребенка; формирование патриотического мировоззрения.

Предложенный проект управления патриотическим воспитанием обучающихся в структуре дополнительного образования на базе Дом творчества охватывает все направления подготовки, дополнительного образования в организации.

После того, как на протяжении года проект внедрялся в систему дополнительного образования, был проведен контрольный эксперимент, который подтвердил эффективность разработанного проекта. Дети стали рассматривать себя, как патриотов своей страны, они стали чтить традиции, государственные символы, достопримечательности и праздники, они стали ценить свою Родину, приобретя ключевые ценные знания, касающиеся патриотического мышления.

На этом основании мы делаем следующие микровыводы:

— патриотическое воспитание должно производиться системно и в диалоге обучающегося и педагога – в сотворчестве;

— патриотическое сознание основано на фундаментальных знаниях о своей стране;

— патриотизм – это важнейшее качество личности современного человека;

— уровень патриотического воспитания совершенствуется вместе с работой, которая целенаправленно направлена на знаниевый компонент патриотизма.

Патриотизм в системе дополнительного образования развивается непосредственно через деятельностный подход. Причем, вне зависимости от того, какое направление дополнительного образования реализуется в каждой конкретной группе. Патриотизм – это всегда о внутреннем состоянии личности, а не о том, как она проявляет себя в творчестве.

Формирование патриотизм, патриотическое воспитание – это некоторый универсальный концепт, который объединяет обучающихся различных творческих специализаций и их педагогов в единую сплочённую деятельность, направленную на усвоение простых, как казалось на первый взгляд, истин: уважения к старшим, к предкам, уважение их подвига, уважение к любому труду, любовь к своей стране, уважение традиций страны, ее культуры, истории родного города и так далее.

Только комплексный системно-деятельностный подход позволит достичь эффективных результатов по повышению уровня патриотического воспитания обучающихся, что было подтверждено в рамках проведенной экспериментальной работы.

Таким образом, задачи данного исследования решены. Цель исследования является достигнутой.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

1.1. Сущность понятия «патриотическое воспитание» и его структура

Прежде чем изучить особенности патриотического воспитания, следует, в первую очередь, определиться с таким понятием как «патриотизм». В основном под патриотизмом следует понимать «чувство гордости за свое Отечество, его историю и великие свершения, стремление сделать свою страну процветающей, а ее народ счастливым».

Патриотизм, по мнению Э.М. Андреева, является одной из ведущих ценностных ориентаций личности, представляет собой комплекс знаний, оценочных суждений, социальных установок, которые обеспечивают саморегуляцию отношения субъекта к Родине. Это общественно-политический и нравственный принцип, с помощью которого можно охарактеризовать отношение граждан к своей стране, малой родине.

Н.А. Селиверстова и М.Я. Курганская отметили, что патриотизм основывается на тезаурусном разделении «своего-чужого-чуждого». Это, в свою очередь, актуализируется как тезаурусная генерализация в ответ на провоцирующую ситуацию. Данный комплекс проявляется в социальной реальности как сочетание оценочных суждений и других средств выбора в ситуации неопределенности, оптимизирующих поведение субъекта на основе разделяемой им ценности Родины.

Однозначно то, что понятие патриотизма всегда сопряжено с идеями страны, народа, нации, Отечества. Патриотизм – это нравственно-политический принцип, который выражается в любви к родине. Так, деятельность патриота соотносима с интересами его родины.

Патриотизм может рассматриваться как любовь к Родине, преданность своему государству, которая определяется знанием исторических и современных достижений страны, свободной поддержкой духовно-нравственных ценностей, проявлением гражданской позиции, основанной на активном участии в деятельности институтов гражданского общества, конструктивной критикой власти и выражением собственной точки зрения. Данная формулировка интегрирует эмоциональное отношение гражданина к стране, государственную, гражданскую и национальную идентичность, подчеркивает важность традиций и ценностей, создавая при этом конструкт активного и свободного социального поведения, не ущемляющего альтернативных ценностей, традиций и установок, существующих в современном мире.

Исходя из определений патриотизма патриотическое воспитание – это специфический процесс определенного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на психологию человека, коллектива и всего общества. Его можно понимать как сложную систему, в структуре которой имеется множество взаимосвязанных элементов, устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, подсистем содержательного, организационного и методического характера. Так, патриотическое воспитание является системообразующим компонентом, который определяет состояние мировоззренческой культуры личности.

Существует Федеральный проект «Патриотическое воспитание», который направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. То есть, патриотическое воспитание в современном образовании имеет ценность, как процесс.

С точки зрения В.С. Шиловой, патриотическое воспитание – это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры.

Воспитание патриотизма – это традиционная для отечественной педагогики и школы задача, соответственно, ее решение связано с изучением школьниками истории, культуры своей страны, с деятельностью, направленной на сохранение памятников истории, воспитание чести и достоинства, дисциплинированности, чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям.

Очень важное значение в процессе патриотического воспитания принадлежит патриотической убежденности самого педагога. Об этом упоминал выдающийся философ И.А. Ильин: «Опытный и тактичный воспитатель может действительно пробудить в ребенке настоящий патриотизм. Но, именно пробудить, а не навязывать. Для этого он сам должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь убедительно доказать детям те глубины и прекрасности родины, которые на самом деле

заслуживают любви и преклонения. Он должен не «проповедовать» любовь к родине, а увлекательно исповедовать и доказывать её делами, полными энергии и преданности».

М.В. Шакурова, в свою очередь, обратила внимание на то, что педагог в этом процессе должен стать для школьников «значимым Другим».

Патриотическое воспитание является в настоящее время приоритетным направлением организации деятельности детей в системе дополнительного образования. Патриотизм очень важен в условиях мировой нестабильности и напряженности, и его воспитание у обучающихся зачастую лежит в основе воспитания личности.

Через патриотическое воспитание прививается почтение к событиям прошлого, уважительное отношение к всему народному, формирование бережного отношения к родному языку, являющемуся основным хранителем исторического опыта русского народа.

Ключевые идеи, которые можно связать непосредственно с патриотическим воспитанием, заложены известными педагогами, такими как А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Волков, К.С. Чиряев.

Отмечается также и то, что патриотическое воспитание содержит в своей основе ряд аспектов:

— Нравственный, который подразумевает не только понимать, видеть и ощущать красоту природы, но также еще и испытывать чувство гордости и уважения к своему Отечеству.

— Гражданственный, который подразумевает формирование творческой личности с активной жизненной позицией.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы