Часть дипломной работы на тему Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия и повышение его эффективности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………………………………………7
1.1.
Экономическая сущность и классификация дебиторской задолженности. 7
1.2. Экономическая сущность и
классификация кредиторской задолженности. 11
1.3 Методы управления дебиторской и кредиторской
задолженностью.. 17
Выводы.. 22
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ФИЛИАЛЕ 8-Й ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ
ПАРК ГУП «МОСГОРТРАНС». 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика
предприятия. 23
2.2. Анализ динамики и структуры дебиторской и
кредиторской задолженности филиала 8-й троллейбусный парк ГУП «МОСГОРТРАНС». 32
2.3. Система управления дебиторской и кредиторской
задолженностью предприятия 38
Выводы.. 45
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И
КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ… 47
3.1. Мероприятия по совершенствованию управления
дебиторской и кредиторской задолженностью.. 47
3.2. Экономический эффект от внедрения предложенных
мероприятий. 58
Выводы.. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 68
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 72
Введение:
Состояние
дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают
сильное влияние на финансовое состояние организации.
Дебиторская задолженность — сумма долгов,
причитающихся предприятию со стороны юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, физических
лиц, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обязательства в
соответствии с договором (контрактом, соглашением).
Кредиторская задолженность – это задолженность
предприятия перед контрагентами, за оказанные услуги, поставку товара и др., а
также перед физическими лицами.
Для целей анализа вся задолженность делится на
долгосрочную и текущую.
Работа с дебиторской и кредиторской задолженностью
осуществляется лицами, уполномоченными на осуществление работы с данной
задолженностью.
Разработка качественной системы управления
задолженностью предприятия, позволяет своевременно выявить признаки ухудшения
финансового положения; спрогнозировать оплату по обязательствам в соответствии
с графиком планируемых поступлений; оценить кредитоспособность и положение
контрагента и разработать персональные кредитные условия, а также составить
график оплат. Системность позволит избежать непредвиденных ситуаций в
деятельности компании, а также минимизировать негативные последствия.
Актуальность выбранной темы также объясняется
текущим положением дел в экономике, а именно неплатежеспособностью многих
предприятий, снижением ликвидности, увеличением сроков оборачиваемости
задолженностей, что непосредственно ведет к росту как дебиторской, так и
кредиторской задолженности. В условиях современной рыночной экономики любая
хозяйственная деятельность связана с определенной долей неопределенности и
риска. Это требует объективной оценки финансового состояния, платежеспособности
и надежности своих контрагентов. Состояние дебиторской и кредиторской
задолженностей, их размеры и качество оказывают большое влияние на финансовое
состояние хозяйствующих субъектов. Необходимость оценки задолженностей, помимо
случаев судебного и внесудебного урегулирования взаимных требований
предприятий, возникает при проведении анализа финансового состояния
предприятия, при переуступке прав требования, при оценке стоимости бизнеса.
Следовательно, вопросы анализа дебиторской и
кредиторской задолженностью имеют большую актуальность и являются важной
задачей финансового менеджмента.
Целью настоящей работы являетсяисследование
системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии и разработка рекомендаций по повышению его
эффективности на примере филиала 8-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс».
В соответствии с поставленной целью были
установлены следующие задачи исследования:
1. Провести изучение экономической сущности и
классификации дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
2. Исследовать особенности управления дебиторской и
кредиторской задолженностью предприятия;
3. Дать организационно-экономическую характеристику
деятельности филиала 8-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс»;
4. Исследовать состав и структуру дебиторской и
кредиторской задолженности предприятия;
5. Проанализировать систему управления дебиторской
и кредиторской задолженностью филиала 8-й троллейбусный парк ГУП
«Мосгортранс»;
6. Разработать направления совершенствования
управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия;
7. Рассчитать экономический эффект от предложенных
мероприятий.
Объектом исследования являются экономические
отношения, которые складываются в процессе управления дебиторской и
кредиторской задолженностью предприятия.
Предметом исследования является управление
дебиторской и кредиторской задолженностью в филиале 8-й троллейбусный парк ГУП
«Мосгортранс».
Теоретическую и методологическую основу
исследования составили законодательные акты, официальные документы,
монографическая, учебная, периодическая литература, данные Интернет —
источников.
Методы исследования обусловлены характером исследуемого
объекта и совокупностью взаимосвязей предмета исследования. Решение
поставленных в работе задач осуществляется на основе применения общенаучных
методов исследования в рамках сравнительного анализа, а также посредством
анализа структуры и динамики, методов финансового анализа.
Информационную базу исследования составили данные
финансовой и бухгалтерской отчетности филиала 8-й троллейбусный парк ГУП
«Мосгортранс» за 2017 г. — 2019 г.
Вопросы управления дебиторской и кредиторской
задолженностью рассматривали в своих трудах такие российские авторы, как
Джалаев Т. К., Крейнина М.Н, Петров А. М. и др.
Структура работы. Цель и задачи выпускной
квалификационной работы предопределили логику и структуру работы. Работа
состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка
использованных источников и литературы, приложений.
Во
введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель работы,
в соответствии с ней ставятся основные задачи, определяется объект и предмет
исследования.
В
первой главе — «Теоретические аспекты управления
дебиторской и кредиторской задолженности» раскрывается понятие дебиторской и кредиторской задолженности, рассмотрена
классификация дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. Определены
основные подходы к процессу управления дебиторской и кредиторской
задолженностью. Обоснована необходимость управления дебиторской и кредиторской
задолженностью для эффективной деятельности предприятия.
Во
второй главе — «Анализ управления дебиторской и
кредиторской на примере филиала 8-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс»»
проведен анализ показателей, характеризующих дебиторскую и кредиторскую
задолженность предприятия. Результатом данного анализа явилось формирование
группы показателей, которые необходимо учитывать при проведении качественного
и количественного анализа дебиторской и кредиторской задолженности.
В
третьей главе — «Направления совершенствования управления
дебиторской и кредиторской задолженностью» представлены разработанные мероприятия по совершенствованию управления
дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.
В
заключении сделаны выводы и представлены основные результаты исследования.
Заключение:
При написании данной выпускной квалификационной работы были рассмотрены
понятие, сущность и структура дебиторской и кредиторской задолженностей.
Дебиторская и кредиторская задолженность – неизбежное следствие
существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями,
при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права
собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и
временем их фактической оплаты.
Для улучшения
организации расчетов с поставщиками и покупателями рекомендуется постоянно
следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как
значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой
устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных
источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над
дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия.
Также необходимо
производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности
по конкретным поставщикам и покупателям, а также по срокам образования
задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно
выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию, постоянно
контролировать состояние расчетов по просроченной задолженности.
В работе был проведен анализ деятельности филиала 8-й троллейбусный парк
ГУП «Мосгортранс», являющегося крупным современным транспортным предприятием,
основным видом деятельности которого является перевозка пассажиров на маршрутах
общего пользования.
В 2017-2019 гг.
филиал терпел убытки, в 2019 году валовый и чистый убытки снизились, однако
остались на достаточно высоком уровне, что говорит о том, что предприятие
работает не эффективно.
Общая
стоимость имущества организации уменьшилась за 2018-2019 годы на 17,52%. Данное
уменьшение имущества коснулось как оборотных активов, так и внеоборотных
активов, причем в большей степени уменьшились оборотные активы.
На основании проведенного анализа дебиторской
задолженности, можно сказать, что ее снижение в 2019 году незначительно — на 4
265 498 руб. 32 коп. или 4,36%.
Уменьшение
кредиторской задолженности произошло на 319 094 807 руб. 23 коп. или 17,99 % в 2019 году,
что говорит о незначительном повышении уровня инвестиционной привлекательности
компании, а также способности немного рассчитаться по своим долгам.
В ходе проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности, была
проанализирована структура дебиторской и кредиторской задолженностей, проведен
анализ их оборачиваемости, а также анализ влияния долговых
обязательств на платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость филиала.
В организации преобладает сумма кредиторской
задолженности. Темп ее прироста больше, чем темп прироста дебиторской
задолженности. Причина этого в более низкой скорости обращения дебиторской
задолженности по сравнению с кредиторской. Такая ситуация ведет к дефициту
платежных средств, что может привести к неплатежеспособности организации и
делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.
Таким образом,
проведенный анализ дебиторской и кредиторской задолженностей в филиале 8-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс»
показал, что суммы дебиторской и кредиторской задолженностей на предприятии
большие, их удельный вес в валюте баланса высок, к тому же периоды погашаемости
и дебиторской и кредиторской задолженностей очень длительные, имеющихся на
предприятии оборотных активов недостаточно для покрытия текущих краткосрочных
обязательств предприятия, – все эти факторы свидетельствуют о проблемах с платежеспособностью
и финансовой устойчивостью предприятия.
В филиале 8-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс» с целью
контролирования сроков оплаты дебиторской и кредиторской задолженности
необходимо:
1. разработать механизм предоставления скидок
покупателям при досрочной оплате договоров;
2. создать резерв по сомнительным долгам, с целью
минимизации налогообложения;
3. использовать систему скидок, как инструмент ценовой
политики, способствующей защите организации от инфляционных убытков и
относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной
форме;
Предложенные мероприятия по совершенствованию управления дебиторской и
кредиторской задолженностью видятся способными положительно повлиять на
динамику показателей ликвидности и платежеспособности предприятия.
Для того чтобы более подробно изучить величину
задолженностей по видам услуг, а так же срок дебиторской задолженности
предлагается рассмотреть метод «Еженедельного контроля наличия и изменений
дебиторской задолженности по потребителям» – один из простых методов по учёту,
регулированию и организации дебиторской задолженности на предприятии.
Выявление просроченной дебиторской задолженности один раз
в год недостаточно для полноценного контроля дебиторской задолженности и
отслеживания её изменений. Руководство компании Филиала 8-й троллейбусный парк
ГУП «Мосгортранс» должно регулярно информироваться о состоянии задолженности
потребителей услуг фирмы, чтобы иметь возможность не допустить невыполнения
потребителями своих обязательств.
При оценке экономического эффекта от использования
традиционных и современных методов снижения дебиторской задолженности в Филиале
8-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс» было установлено, что для данного
предприятия наибольший результат достижим при применении стандартных
мероприятий минимизации дебиторской задолженности.
Основным
направлением оптимизации эффективности управления кредиторской
задолженностью в Филиале 8-й
троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс» является введение в управление системы
контролинга. Данный процесс представляет собой синтез контроля и планирования.
Он действует при формировании и координации планов, при их организационном
воплощении, координирует и концентрирует информационные потоки и служит основой
для предложений о дальнейших целях предприятия.
В результате предложенных мероприятий прогнозируется
увеличение скорости оборота дебиторской задолженности на 1,24 оборота, а также
снижение периода оборота дебиторской задолженности, что говорит о повышении
эффективности управления дебиторской задолженности.
Также прогнозируется снижение средней величины
кредиторской задолженности на 25000 тыс. руб., рост скорости оборота
кредиторской задолженности на 0,06 оборота, снижение периода оборота
кредиторской задолженности, что говорит о повышении эффективности управления
кредиторской задолженностью.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 1.1.
Экономическая сущность и классификация дебиторской задолженности Дебиторская
задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия.
Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и
платёжеспособность предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Очень
часто ее определяют, как составляющую оборотного капитала, которая представляет
собой требования к физическим или юридическим лицам относительно оплаты
товаров, продукции, услуг.Дебиторская задолженность представляет
собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических
лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами,
отвлечения средств из оборота организации и использования их другими
организациями или физическими лицами[1].
Дебиторская задолженность — это кредит,
полученный от поставщиков и подрядчиков, когда организация-покупатель получает
товары и услуги от контрагентов без требования о незамедлительной оплате.
Преимущества такого кредита заключаются в его автоматизме, простоте и
оперативности получения. Однако предоставлять отсрочку от уплаты следует
только в тех случаях, когда предприятие знает своего клиента и может оценить
его платежеспособность, определить уровень риска неоплаты, который при этом
возникает. Такой кредит нельзя считать бесплатным, поскольку получающий его,
как правило, теряет право на скидки или получает их в значительно меньших
размерах, вынужден платить проценты и штрафные санкции за просрочку платежа.
Поэтому предприятие, беря товар в долг, должно удостовериться в том, что плата
за кредит не слишком велика.
Существует тенденция
отождествлять дебиторскую задолженность с коммерческим кредитом. Коммерческий
кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости ( [1]Титов
В.И. Экономика
предприятия: учебное пособие. — М.:ИТК «Дашков и К», 2018. – с.88