Менеджмент в образование Часть дипломной работы Экономические науки

Часть дипломной работы на тему Управ. формированием нравственных ценностных ориентации детей младшего школьного возраста в процессе художественно-эстетического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы формирования нравственно-ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста 9
1.1. Анализ литературы Понятие о ценностных ориентациях личности 9
1.2. Сущность Формирование нравственно-ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста 20
1.3. Художественно-эстетическое развитие детей????? А где нравственно-ценностные ориентации??? 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности управления формированием нравственных ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста в процессе художественно-эстетической
деятельности 36
2.1. Диагностика состояния управления формированием нравственных ценностных ориентации учащихся ГБОУ Школа 2000 г. Москвы (констатирующий этап) 36
2.2. Организация опытно-практической работы педагогического коллектива по управлению процессом формированием нравственных ценностных ориентаций учащихся в процессе художественно-эстетического развития (формирующий этап) 54
2.3. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности управления процессом нравственного воспитания учащихся на основе художественно-эстетического развития (контрольный этап) 61
Заключение 72
Список литературы 74
Приложения 75

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Радио- и телевизионные программы, интернет, направленные только на развлекательность, реклама вредных для здоровья напитков, сигарет, показ насилия — все это привлекает внимание детей, но способствует неправильному восприятию мира и нежеланию ребенка приобщаться к истинной культуре.
Огромное влияние в младшем школьном возрасте на формирование нравственно-ценностных ориентаций личности оказывает характер воспитания, методы и технологии обучения и воспитания, окружение подростка, его социальная среда, а также особенности наследственных признаков.
Проблема развития нравственных ценностей является философской и имеет длительную историю развития, сопряженную с развитием человеческого общества. Она изучалась психологами: А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л. И. Божович; педагогами: Л.В. Ведерниковой, В. А. Караковским, А.В. Мудриком, В.А. Сластениным, И.Я Лернером, И.Л. Федотенко. Кто так выстраивает предложение?????????
Проблемы формирования нравственно-ценностных ориентаций у школьников всех возрастов были рассмотрены в исследованиях таких психологов, как А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева, Л. И. Божовича. Также исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах таких педагогов, как Л.В. Ведерникова, В. А. Караковского, А.В. Мудрико, В.А. Сластенино, И.Я Лернеро, И.Л. Федотенко.
Современные требования ФГОС, опубликованные 1 марта 2012 года, ориентированы на достижение обучающимися «личностного результата», на становление личностных характеристик выпускника, среди которых важно отметить следующие: воспитание российской гражданской идентичности, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование целостного мировоззрения; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
На период до 2025 года в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации приоритетной задачей заявлено: развитие высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Учитывая поставленные задачи, возникает необходимость изучения путей и педагогических условий повышения эффективности формирования нравственно-ценностных ориентаций учащихся на основе обучения и воспитания в рамках современных образовательных условий и с учетом современного социокультурного контекста. В сложившейся ситуации у современного российского образования возникает задача нахождения оптимальных методов, направленных на формирование у учащихся не только прочных знаний, умений и компетенций, но и форм, способов и средств, в рамках учебного процесса, обеспечивающих разностороннее развитие личности ребенка, способного созидать на благо человечества. Одним из наиболее значимых способов решения данной проблемы является использование средств художественно-эстетического направления.
Основной задачей художественно-эстетического развития является развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, его эстетические взгляды и суждения являются показателями его духовно-нравственного развития.
О важной задаче художественно-эстетического развития, как содействие формированию нравственно-ценностных ориентаций личности говорили В.П. Анисимов, Д.К. Бартош, О.С. Булатова, Ю.Н. Григорович и др.
В практике школьного образования такая работа осуществляется в значительной степени стихийно, а в современной педагогической науке недостаточно системно исследованы и представлены особенности управления формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в процессе художественно-эстетического развития, что определяет актуальность исследования.
Анализ теоретических исследований позволяет выявить противоречие между необходимостью формирования нравственно-ценностных ориентации у младших школьников в процессе художественно-эстетического развития и недостаточной разработкой средств управления данным процессом в школьном образовании.
Актуализация противоречия позволяет обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных средств управления формированием нравственно-ценностных ориентации детей младшего школьного возраста в процессе художественно-эстетического развития.
Существование противоречия и проблемы, недостаточная её разработанность в педагогике и психологии определили тему исследования: «Управление формированием нравственных ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста в процессе художественно-эстетического развития».
Объект исследования: процесс формирования нравственно-ценностных ориентаций у младших школьников.
Предмет исследования: особенности управления формированием нравственных ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста в процессе художественно-эстетического развития.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нравственные ценности имеют особое значение для младших школьников, так как, им принадлежит роль внутренних стимулов, критериев, с опорой на которые человек строит свое поведение в обществе. Поэтому актуальным является проведение работы по формированию нравственных ценностей у младших школьников.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования системы нравственных ценностей. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования нравственных ценностей предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. В младшем школьном возрасте у детей с девиантным поведением нравственные ценности определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и могут быть корректированы средствами художественно-эстетической деятельности.
Рассмотрев сущность художественно-эстетической деятельности, её роль, можно сделать вывод, что данное направление является эффективным средством в формировании нравственно-ценностных ориентаций. Значение занятий художественно-эстетической деятельностью для формирования нравственно-ценностных ориентаций заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственные качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Обеспечить высокий уровень сформированности нравственно-ценностных ориентаций возможно только в ходе целенаправленной, систематической, планомерной, организованной педагогом художественно-эстетической деятельности детей, подразумевающей сочетание разнообразных форм, методов и средств организации художественно-эстетической деятельности.
В результате опытно-экспериментальной работы были получены следующие результаты: на высоком уровне находятся на высоком уровне находятся 4 учащихся (20%) экспериментальной группы и 8 учащихся (36%) контрольной группы, на среднем 9 человек (45%) экспериментальной группы и 10 учащихся (45%) контрольной группы, на низком лишь 7 учащихся (35%) экспериментальной группы и 3 ученика (14%) контрольной группы. Результаты констатирующего этапа показывают, что большинство детей находятся на среднем уровне сформированности нравственно-ценностных ориентаций. Они выделяют нравственные ориентиры, эмоционально откликаются на произведения, сопереживают, дают адекватную оценку главным героям и готовы поступать в соответствии с нравственными ориентирами.
В соответствии с гипотезой исследования был проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы. В результате формирующего этапа нами были разработаны задания в процессе художественно-эстетического развития учащихся с целью формирования нравственно-ценностных ориентаций, в содержания заданий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Также была организована работа с педагогами с целью развития эффективности процессе формирования нравственно-ценностных ориентаций учащихся.
Проанализировав данные диагностического исследования, можно проследить динамику сформированности нравственных ценностных ориентации младших школьников. Дети экспериментальной группы усвоили и закрепили нравственные ориентиры, стали более эмоционально отзывчивыми, большинство готово поступать в соответствии с нравственными ориентирами. Можно сделать вывод, что комплекс разработанных и проведенных нами мероприятия оказался в высшей мере эффективным и дал положительные результаты.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы формирования нравственно-ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста

1.1. Понятие о ценностных ориентациях личности

Стратегические цели современной политики России определяются в контексте возрождения национальных идеалов, основанных на исторически выверенных ценностях, составляющих базис личностной культуры гражданина своего Отечества. По мнению М. В. Захарченко, А. А. Остапенко, В. И. Слободчикова, Е. В. Шестуна именно образование сегодня может стать беспрецедентной практикой созидания человека в целостности его человеческих проявлений, в его свободе и достоинстве, поскольку оно позволяет ему быть не только материалом и ресурсом социального производства, но и подлинным субъектом культуры и исторического действия. Социальные идеалы определяются, трансформируются и осваиваются человеком в процессе приобщения к социокультурным ценностям в ходе образования, обеспечивающего становление культуры индивида. Образование в современных условиях политической и экономической жизни страны выполняет функцию гаранта ее национальной безопасности.
Генезис понятия «ценность», который реконструирован на базе этимологий обозначающих его слов, показывает, что в нем объединены три значения: характеристики внешних свойств объектов, выступающих в качестве объекта ценностных отношений, психологические качества человек, который является предметом этих отношений; отношения между людьми, их общение, через которые приобретают ценности.
Многие мыслители прошлого, исследуя отношения между истиной, добром и красотой, находили для них как бы единый общий знаменатель — понятие «ценность». И это вполне понятно — ведь добро – это моральная ценность, истина познавательная, а красота эстетическая. Как точно заметил С. Ф. Анисимов, «ценность – это что-то всепроникающее, определяющее смысл всего мира, и в каждом человеке, и в каждом событии, и в каждом действии».
Наша задача — осмыслить универсальный характер ценности в контексте анализа достижений мировой философской, социологической, психолого-педагогической мысли.
Имеется несколько подходов к определению «ценности». Одна группа философов (В. П. Тугаринов и др.) считают, что свойства объекта не зависят от субъектов, но в то же время ценности содержат субъективный момент, поскольку они взаимосвязаны с интересами и потребностями человека.
При таком подходе они учитывали конкретную историческую активность субъекта, его активность, классовую принадлежность, партийное членство и т. д. Другая группа исследователей (М.В. Демин, А.М. Коршунов, Л.Н. Столович и др.) Доказывают, что ценность объективна, универсальна.
Ценность объективна по своей природе, она может существовать вне сознания индивида. Личность, очевидно, не всегда воспринимает совокупность объективных ценностей. Прежде всего, речь идет об уровне усвоения, принятия этих ценностей человеком. В связи с этим, по мнению В.П. Тугаринов, «решение проблемы ценностей, если оно хочет быть эффективным, а не формальным, должно быть тесно связано с решением личных проблем, с изучением личных ценностей и с воздействием на последние, то есть на образование».
Наиболее разумной и логичной является позиция авторов, которая рассматривает ценности в границах субъектно-объектных отношений, в которых объект (объект или явления материального или духовного плана) является значимым для субъекта (человека или социальной группы), поэтому О.Г. Дробницкий представляет «ценность» как феномен двух видов, как «ценностные характеристики объекта» или как «ценностные представления». Действительно, явление, имеющееся или мыслимое, обладает определенными свойствами, которые имеют для нас позитивное или негативное значение. Данные свойства не зависят от того, кто их оценивает, и так как они рассматриваются в связи с потребностями, интересами людей, они представляют собой единства объективных и субъективных моментов. В этом случае объективный момент стоимости является первичным, поскольку ценность является не умственным актом, а объектом ценностных отношений. За пределами отношения значения нет значения, но это не означает, что значение и отношение значения совпадают. Ценность находится в ценностных отношениях, которые понимаются как «отношения субъекта и объекта», в которых конкретное свойство объекта не просто значимо, но удовлетворяет сознательную потребность субъекта.
Следовательно, ценность может рассматриваться как свойство объекта, оцениваемое субъектом за его способность удовлетворять свои потребности, интересы, цели.
Вопрос ценности – это вопрос о роли, функции объектов или явлений, которые они играют из-за их способности удовлетворять конкретную потребность человека. Поэтому ценности, выбранные человеком, становятся основой для формирования его новых личных потребностей. Следовательно, ценностная характеристика применяется к объектам, явлениям природы, включенным в человеческую жизнь, и к объектам материальной культуры, а также к явлениям социально-политического и духовного плана. Актуализированные ценности во многом ориентируют поведения людей, выступая в качестве своеобразных регуляторов социального поведения. Главные сложности в решениях ценностных задач заключаются в том, что объективные и субъективные стороны ценностей могут не совпадать или даже противоречить друг другу. Человек может не знать и не применять установленные полезные свойства предметов и явлений, они не будут для него ценными. Может возникнуть ситуация, когда человек интенсивно усваивает отвергнутые обществом ценности, то, что ему объективно вредно. «Будучи ценностью, хотя и самой высокой, человек как личность получает возможность изучать другие ценности, открывать бесконечное пространство культуры и цивилизации». Только значение, признанное в результате выбора, может выполнять «функцию значения — функцию руководства при формировании решения человека о конкретном поведении». В подтверждение вышеизложенного следует отметить, что В. Р. Тугаринов подчеркнул важность ценностного подхода как промежуточного звена, «моста» между теорией и практикой. Его позиция кажется нам более убедительной. Также интересно рассмотреть ценность с точки зрения межсубъектных отношений. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы