Часть дипломной работы Педагогика/Психология Физиология школьников

Часть дипломной работы на тему Умственная работоспособность подростков и факторы ее определяющие.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Умственная работоспособность и факторы её определяющие
Умственная работоспособность — способность человека выполнять определенную интеллектуальную работу в пределах заданных временных рамок и параметров эффективности [2,3].
Умственная работоспособность изменчива, динамична, что обусловлено физиологическими, психологическими, другими причинами и влияет на эффективность человеческого труда. Динамика обусловлена расходованием резерва организма и психики в процессе труда, нагрузок при его реализации, законов психофизиологической динамики возможностей, изменений внешних условий и ситуаций, а также физиологических, психологических и педагогических свойств работника [1].
Основой умственной работоспособности являются:
— уровень специальных знаний, умений, навыков;
— психофизиологические качества (память, внимание, восприятие);
— физиологические функции (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной и мышечной систем);
— психологические особенности (изобретательность и другие).
Кроме того, умственная работоспособность определяется тремя группами факторов:
1. Первая группа — физиологические факторы (функциональная зрелость тела, функциональное состояние, состояние здоровья);
2. Вторая группа — психологические факторы (состояние здоровья, эмоциональное состояние, мотивация);
3. Третья группа — внешние факторы (условия организации деятельности, время суток, год).
Умственный труд более сложный с точки зрения физиологического и психологического наполнения, хотя он протекает невидимо, часто неслышно, неосязаемо и внешне кажется легким. Он включает в себя профессии, связанные с сферой материального производства (ученые, инженеры, техники, мастера, операторы и др.) И вне ее (врачи, учителя, педагоги, писатели, художники, артисты и другие). Как правило, умственная работа сопровождается небольшой мышечной активностью и меньше, по сравнению с физическими затратами на энергию. Дефицит двигательной активности уменьшает импульс коры, уменьшает амплитуду и частоту основных ритмов ЭЭГ (электроэнцефалограмма), которая временно ухудшает условия умственной деятельности [5].
Многие виды умственной работы характеризуются повышенным эмоциональным напряжением. Умственная деятельность обычно не заканчивается в конце дня. Процессы трассировки продолжаются в коре головного мозга: работа окончена, и мысли о ней часто остаются активными и напряженными. Изменения в деятельности внутренних органов с умственной работой не имеют конкретных особенностей и отличаются только от физической работы только количественно. Оседлый или статичный постоянный характер позы утомительно. В сложной форме усталость часто проявляется в мимике, покраснении кожи, потливости, потягивании, тяжести или боли в голове, шее, спине. Восстановительные процессы требуют достаточного времени для отдыха. Психические нагрузки, их творческий характер, систематический и долговременный труд естественным образом развивают интеллект, способствуют сохранению интеллектуальных функций до старости [6,7].
Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма. Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%. [1].
В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний. В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма. Здоровый человек — это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом.
У здоровых детей с недостаточной готовностью организма к систематичному обучению по ряду, морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимся и успешно справляющимся с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных подростков, повышается обычно уже к концу первого полудня.
Фазы работоспособности и её дневная периодичность: во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работ, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок – точность) показатели работы часто асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.
Подобные колебания – поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня – проявление саморегулирующейся системы.
За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно.
Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отображающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.
Спустя некоторое время, меньшее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется треть фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачек в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к её прекращению. Падение работоспособности на первом её этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность – низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.
На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказ от неё продолжать, часто в неадекватном поведении.
Развивающееся утомление – естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным, и физическими нагрузками. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей подростков. [10]
Для того, чтобы у подростков меньше развивалась утомляемость, необходимо регулярно тренировать свой организм физическими нагрузками

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы