Часть дипломной работы на тему Туризм как инструмент экономического и социального развития региона
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы государственного
регулирования туризма на региональном уровне
1.1. Туризм: понятие и специфика сферы
1.2. Нормативно-правовые
основы государственного регулирования развития туризма в РФ
1.3.
Особенности государственного регулирования регионального туризма в РФ
Глава 2. Роль туризма как инструмента экономического
и социального развития Иркутской области
2.1. Общая
характеристика деятельности агентства по туризму Иркутской области
3.1. Проблемы
государственного регулирования сферы туризма Иркутской области
Введение:
Актуальность
исследования. Туризм является одной из отраслей народного хозяйства, которая наиболее
активно развивается. Туризм оказывает существенный вклад в формирование валового
внутреннего продукта (ВВП) разных стран. В связи с низкими барьерами выхода на
рынок, отрасль туризма активно развивается. Формируются новые субъекты
хозяйственной деятельности, функционирующие в отрасли. Туризм является одной из
наиболее инвестиционно привлекательных отраслей, общий объем инвестиций в
туризм составляет 7% от мировых инвестиционных потоков. Отрасль туризма
относится к сфере услуг и занимает одно из ведущих мест в ее структуре,
формируя 30% доходов сферы услуг в мире. В связи с повышением уровня жизни
населения, социальных стандартов, развитием инновационных технологий и
переориентацией экономической системы по промышленному производству на
обслуживание возрастает роль сферы услуг в структуре экономической
деятельности.
В России туризм
развивается в соответствии с мировыми тенденциями. Страна имеет большой
потенциал для развития туризма, в частности мощные природно-климатические и
природно-географические, рекреационные, историко-культурные туристические
ресурсы. Однако развитие туризма в России не соответствует потенциальным
возможностям, которые может дать туризм для развития экономики. Это связано с
недостаточным вниманием государства к развитию этой отрасли народного
хозяйства.
Российский рынок
туристических услуг требует применения эффективных механизмов государственного
управления на фоне сокращения финансирования отрасли, а мировые объемы роста,
которые показывает отрасль туризма, определяют ее приоритетность в развитии
экономических систем многих стран, имеющих большой туристический потенциал.
Вопрос развития туризма
актуален и требует обеспечения эффективными механизмами государственного
управления с целью развития отрасли и обеспечения экономического роста на
макроэкономическом уровне.
Анализ
последних исследований и публикаций. Последние годы исследованию туризма
посвятили свои труды такие ученые, как, например, А. А. Анисимков, Е. А. Платунова,
П. А. Хорова, Я. Н. Декабрьская, О. С. Крайнова, М. А. Кулинкович и многие
другие. В их публикациях были рассмотрены многие вопросы по созданию и
продвижению туров на территории России, повышение качества услуг, связанных с их
проведением. Было уделено внимание анализу современного состояния туризма в
мире и перспектив развития в России, опираясь на опыт других государств. Однако
сейчас многие вопросы остались открытыми,
в частности роли туризма для экономического и социального развития региона.
Цель
исследования заключается в анализе развития туризма и перспектив его
использования для экономического и социального развития региона.
Достижение поставленной
цели предполагает решение следующих задач:
1)
рассмотреть понятие «туризм» и специфику
сферы;
2)
изучить нормативно-правовые основы
государственного регулирования развития туризма в РФ;
3)
проанализировать особенности
государственного регулирования регионального туризма в РФ;
4)
представить общую характеристику
деятельности агентства по туризму Иркутской области;
5)
рассмотреть особенности сферы туризма
Иркутской области как инструмента экономического и социального развития региона;
6)
проанализировать проблемы государственного
регулирования сферы туризма Иркутской области;
7)
разработать рекомендации по развитию туризма в Иркутской
области как инструмента экономического и социального развития региона.
Объект
исследования – деятельность Агентства по туризму Иркутской области.
Предмет
исследования – организация туризма и направления его развития.
Теоретическая база
исследования. Исследования в области обеспечения развития туризма в России и за рубежом.
Информационная база
исследования. Периодические издания, материалы федеральной службы статистики,
нормативно-правовые акты РФ.
Практическая значимость результатов исследования заключается в
том, что описанные в нем предложения могут быть использованы в деятельности туристических
предприятий по организации туризма.
Структура работы. Работа
состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной
литературы,
приложений.
Заключение:
Таким образом, по
результатам проведенного анализа, можно сделать ряд выводов.
Понятие туризма
фактически значительно шире, чем понятие туристической индустрии. Правильнее
было бы рассматривать туризм как сложную социально-экономического систему, в
которую входит многоотраслевой производственный комплекс, что называется
туристической индустрией, и является лишь одним из составляющих компонентов.
Индустрию туризма следует
рассматривать как комплекс или как систему, которая в свою очередь является
частью туристической сферы или туристического сектора экономики. В то же время,
индустрия туризма может рассматриваться как самостоятельная отрасль экономики,
которая удовлетворяет основные туристические потребности и имеет свой
собственный специфический продукт.
Отрасль туризма активно
развивается. Мировыми тенденциями развития туризма является рост туристических
потоков и доходов от ведения туристической деятельности. Россия имеет
значительный потенциал для развития туристической отрасли, который используется
не полностью.
Применение эффективных
механизмов государственного управления туризмом является одной из приоритетных
задач развития государственной политики с целью наращивания показателей
экономической деятельности. Туристическая отрасль имеет ряд специфических
характеристик, влияющих на особенности формирования государственной политики в
области туризма; в частности, можно определить специфику предоставления услуг,
низкий барьер входа на рынок,
высокие прибыли и значительное влияние
туризма на развитие сопутствующих отраслей экономики.
Высокая коммерциализация
отрасли приводит к тому, что государственную политику в области туризма в
первую очередь должны быть направлены на создание эффективных регуляторных
механизмов и условий для развития туризма.
Государственное
управление туристической деятельностью было определено как совокупность
организационных, административных, социально-экономических, нормативно-правовых
механизмов управления целенаправленной деятельностью по развитию туристической
отрасли, реализуемых на государственном уровне, развитие системы
государственного управления в России через создание условий для повышения
качественных и количественных показателей деятельности отрасли.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы государственного регулирования туризма на региональном
уровне
1.1.
Туризм: понятие и специфика сферы
Сегодня туризм
приобретает все большую значимость, что определяет его, по данным Всемирной
туристской организации (ЮНВТО), как самую быстрорастущую отрасль глобального
экспорта в мире. Современный туризм тесно связан с развитием территорий,
охватывая увеличивающееся количество новых направлений, это ключевой драйвер
социально-экономического прогресса многих стран.
По словам Генерального
секретаря ЮНВТО Талеба Рифая (TalebRifai), туризм является «основной категорией
международной торговли услугами»[1] и одновременно служит
одним из основных источников дохода для многих развивающихся стран. Такое
значение туризм обусловливает экономическую пользу и занятость населения во
многих связанных отраслях – от строительства до сельского хозяйства,
телекоммуникаций[2]
.
Согласно определению,
данному Всемирной туристской организацией, туризм – это деятельность
посетителей, которые являются путешественниками, совершающими путешествия за
пределы их обычной среды на срок менее одного года с любой важной целью
(деловая, отдых, личные цели), кроме заработка[3].
Выяснение принципиальных
подходов к феномену туризма, его функциональных характеристик и задач ставит
перед учеными вопрос о создании специальной отрасли науки – туристики (туризмологии,
туризмоведения) как научной дисциплины, которая интегрирует философский,
социологический, экономико-социальный, правовой и другие научные подходы к его
изучению.
Создание туризмологии требует,
прежде всего, выяснения терминологического аппарата. Над разработкой и
созданием тезауруса туристической науки работает Международная академия туризма
(Монако).
Практически все научные
труды, учебники и пособия в области туристики начинаются с анализа и определения
ее основных понятий. Наиболее плодотворно в области туристической терминологии
работали такие российские и зарубежные ученые как Н. Барчукова, А. Бейдик, М.
Биржакова, В. Герасименко, И. Зорин, О.Ильина, В.Квартальнов, М.Крачило,
Л.Г.Лукьянова, О.Любицева, Г. Михайличенко, В. Пазенок, В. Федорченко. Но
вопрос четкого определения дефиниций в туристической сфере до сих пор остается
открытым. Так, например, до сих пор нет единства мнений относительно
разграничения понятий «туризм» и «туристическая индустрия».
Понятие туризма
фактически значительно шире, чем понятие туристической индустрии. Дефиниция
«туризм и путешествия» включает в себя все, что вытекает из взаимодействия
людей, путешествующих и предпринимателей, государственных служб и отдельных
людей, с кем они вступают в контакт[4].
Поэтому правильнее было
бы рассматривать туризм как сложную социально-экономического систему, в которую
входит многоотраслевой производственный комплекс, что называется туристической
индустрией, и является лишь одним из составляющих компонентов.
[1] Press Release. Exports from
international tourism rise 4% in 2015. World Tourism Organization UNWTO. [Электронный ресурс].
URL: http://media.unwto.org/pressrelease/2016-05-03/exports-international-tourism-rise-4-2015
[2] Why tourism? Tourism – an
economic and social phenomenon. World Tourism Organization UNWTO. [Электронный ресурс]. URL: http://www2.unwto.org/content/
why-tourism.
[3] International Recommendations
for Tourism Statistics 2008. Department of Economic and Social Affairs.
Statistics Division. Studies in Methods. Unstats.un.org. [Электронный ресурс].
URL: http://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesm/SeriesM_83rev1e.
pdf#page=21.
[4] Боголюбов, В. С. Менеджмент в
туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для академического бакалавриата / В.
С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293
с.
Содержание:
Введение 4
Анализ последних исследований и публикаций. Последние годы исследованию туризма посвятили свои труды такие ученые, как, например, А. А. Анисимков, Е. А. Платунова, П. А. Хорова, Я. Н. Декабрьская, О. С. Крайнова, М. А. Кулинкович и многие другие. В их публикациях были рассмотрены многие вопросы по созданию и продвижению туров на территории России, повышение качества услуг, связанных с их проведением. Было уделено внимание анализу современного состояния туризма в мире и перспектив развития в России, опираясь на опыт других государств. Однако сейчас многие вопросы остались открытыми, в частности роли туризма для экономического и социального развития региона. 5
Цель исследования заключается в анализе развития туризма и перспектив его использования для экономического и социального развития региона. 5
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что описанные в нем предложения могут быть использованы в деятельности туристических предприятий по организации туризма. 6
Структура работы. Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы, приложений. 6
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования туризма на региональном уровне 7
1.1.    Туризм: понятие и специфика сферы 7
Рис. 1.2 – Туристический потенциал территории 11
Мировая интеграция характеризуется высоким динамизмом процессов, влияющих на все сферы экономики, а потому без превентивного реагирования на внешние дисбалансы успешное социально-экономическое развитие будет затруднено. Особенно это актуально для туристической системы, которая имеет глобальный характер и взаимосвязана с экономическими циклами развития общества. Спад или подъем экономики страны существенно влияет на динамику туристических потоков. 11
Сейчас мировая туристическая система формирует 9,5% ВВП и обеспечивает 266 млн рабочих мест в экономике. На основе текущей тенденции и прогноза на будущее аналитики UNWTO предполагают, что количество международных туристических визитов в мире продолжит расти. 12
1.2.    Нормативно-правовые основы государственного регулирования развития туризма в РФ 14
1.3. Особенности государственного регулирования регионального туризма в РФ #
Глава 2. Роль туризма как инструмента экономического и социального развития Иркутской области #
2.1. Общая характеристика деятельности агентства по туризму Иркутской области #
2.2. Особенности сферы туризма Иркутской области как инструмента экономического и социального развития региона #
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования сферы туризма Иркутской области как инструмента экономического и социального развития региона #
3.1. Проблемы государственного регулирования сферы туризма Иркутской области #
3.2. Разработка рекомендаций по развитию туризма в Иркутской области как инструмента экономического и социального развития региона #
Заключение #
Мировая интеграция характеризуется высоким динамизмом процессов, влияющих на все сферы экономики, а потому без превентивного реагирования на внешние дисбалансы успешное социально-экономическое развитие будет затруднено. Особенно это актуально для туристической системы, которая имеет глобальный характер и взаимосвязана с экономическими циклами развития общества. Спад или подъем экономики страны существенно влияет на динамику туристических потоков. #
Библиографический список #
Введение:
Актуальность исследования. Туризм является одной из отраслей народного хозяйства, которая наиболее активно развивается. Туризм оказывает существенный вклад в формирование валового внутреннего продукта (ВВП) разных стран. В связи с низкими барьерами выхода на рынок, отрасль туризма активно развивается. Формируются новые субъекты хозяйственной деятельности, функционирующие в отрасли. Туризм является одной из наиболее инвестиционно привлекательных отраслей, общий объем инвестиций в туризм составляет 7% от мировых инвестиционных потоков. Отрасль туризма относится к сфере услуг и занимает одно из ведущих мест в ее структуре, формируя 30% доходов сферы услуг в мире. В связи с повышением уровня жизни населения, социальных стандартов, развитием инновационных технологий и переориентацией экономической системы по промышленному производству на обслуживание возрастает роль сферы услуг в структуре экономической деятельности.
В России туризм развивается в соответствии с мировыми тенденциями. Страна имеет большой потенциал для развития туризма, в частности мощные природно-климатические и природно-географические, рекреационные, историко-культурные туристические ресурсы. Однако развитие туризма в России не соответствует потенциальным возможностям, которые может дать туризм для развития экономики. Это связано с недостаточным вниманием государства к развитию этой отрасли народного хозяйства. 
Российский рынок туристических услуг требует применения эффективных механизмов государственного управления на фоне сокращения финансирования отрасли, а мировые объемы роста, которые показывает отрасль туризма, определяют ее приоритетность в развитии экономических систем многих стран, имеющих большой туристический потенциал.
Вопрос развития туризма актуален и требует обеспечения эффективными механизмами государственного управления с целью развития отрасли и обеспечения экономического роста на макроэкономическом уровне.
Анализ последних исследований и публикаций. Последние годы исследованию туризма посвятили свои труды такие ученые, как, например, А. А. Анисимков, Е. А. Платунова, П. А. Хорова, Я. Н. Декабрьская, О. С. Крайнова, М. А. Кулинкович и многие другие. В их публикациях были рассмотрены многие вопросы по созданию и продвижению туров на территории России, повышение качества услуг, связанных с их проведением. Было уделено внимание анализу современного состояния туризма в мире и перспектив развития в России, опираясь на опыт других государств. Однако сейчас многие вопросы остались открытыми, в частности роли туризма для экономического и социального развития региона.
Цель исследования заключается в анализе развития туризма и перспектив его использования для экономического и социального развития региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть понятие «туризм» и специфику сферы;
изучить нормативно-правовые основы государственного регулирования развития туризма в РФ;
проанализировать особенности государственного регулирования регионального туризма в РФ;
представить общую характеристику деятельности агентства по туризму Иркутской области; 
рассмотреть особенности сферы туризма Иркутской области как инструмента экономического и социального развития региона;
проанализировать проблемы государственного регулирования сферы туризма Иркутской области;
разработать  рекомендации по развитию туризма в Иркутской области как инструмента экономического и социального развития региона.
Объект исследования – деятельность Агентства по туризму Иркутской области.
Предмет исследования – организация туризма и направления его развития. 
Теоретическая база исследования. Исследования в области обеспечения развития туризма в России и за рубежом. 
Информационная база исследования. Периодические издания, материалы федеральной службы статистики, нормативно-правовые акты РФ.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что описанные в нем предложения могут быть использованы в деятельности туристических предприятий по организации туризма.
Структура работы. Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы, приложений. 
Заключение:
Таким образом, по результатам проведенного анализа, можно сделать ряд выводов. 
Понятие туризма фактически значительно шире, чем понятие туристической индустрии. Правильнее было бы рассматривать туризм как сложную социально-экономического систему, в которую входит многоотраслевой производственный комплекс, что называется туристической индустрией, и является лишь одним из составляющих компонентов.
Индустрию туризма следует рассматривать как комплекс или как систему, которая в свою очередь является частью туристической сферы или туристического сектора экономики. В то же время, индустрия туризма может рассматриваться как самостоятельная отрасль экономики, которая удовлетворяет основные туристические потребности и имеет свой собственный специфический продукт.
Отрасль туризма активно развивается. Мировыми тенденциями развития туризма является рост туристических потоков и доходов от ведения туристической деятельности. Россия имеет значительный потенциал для развития туристической отрасли, который используется не полностью.
Мировая интеграция характеризуется высоким динамизмом процессов, влияющих на все сферы экономики, а потому без превентивного реагирования на внешние дисбалансы успешное социально-экономическое развитие будет затруднено. Особенно это актуально для туристической системы, которая имеет глобальный характер и взаимосвязана с экономическими циклами развития общества. Спад или подъем экономики страны существенно влияет на динамику туристических потоков.
Применение эффективных механизмов государственного управления туризмом является одной из приоритетных задач развития государственной политики с целью наращивания показателей экономической деятельности. Туристическая отрасль имеет ряд специфических характеристик, влияющих на особенности формирования государственной политики в области туризма; в частности, можно определить специфику предоставления услуг, низкий барьер входа на рынок,
высокие прибыли и значительное влияние туризма на развитие сопутствующих отраслей экономики. 
Высокая коммерциализация отрасли приводит к тому, что государственную политику в области туризма в первую очередь должны быть направлены на создание эффективных регуляторных механизмов и условий для развития туризма. 
Государственное управление туристической деятельностью было определено как совокупность организационных, административных, социально-экономических, нормативно-правовых механизмов управления целенаправленной деятельностью по развитию туристической отрасли, реализуемых на государственном уровне, развитие системы государственного управления в России через создание условий для повышения качественных и количественных показателей деятельности отрасли.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования туризма на региональном уровне
Туризм: понятие и специфика сферы
Выяснение принципиальных подходов к феномену туризма, его функциональных характеристик и задач ставит перед учеными вопрос о создании специальной отрасли науки – туристики (туризмологии, туризмоведения) как научной дисциплины, которая интегрирует философский, социологический, экономико-социальный, правовой и другие научные подходы к его изучению.
Создание туризмологии требует, прежде всего, выяснения терминологического аппарата. Над разработкой и созданием тезауруса туристической науки работает Международная академия туризма (Монако).
Практически все научные труды, учебники и пособия в области туристики начинаются с анализа и определения ее основных понятий. Наиболее плодотворно в области туристической терминологии работали такие российские и зарубежные ученые как Н. Барчукова, А. Бейдик, М. Биржакова, В. Герасименко, И. Зорин, О.Ильина, В.Квартальнов, М.Крачило, Л.Г.Лукьянова, О.Любицева, Г. Михайличенко, В. Пазенок, В. Федорченко. Но вопрос четкого определения дефиниций в туристической сфере до сих пор остается открытым. Так, например, до сих пор нет единства мнений относительно разграничения понятий «туризм» и «туристическая индустрия».
Понятие туризма фактически значительно шире, чем понятие туристической индустрии. Дефиниция «туризм и путешествия» включает в себя все, что вытекает из взаимодействия людей, путешествующих и предпринимателей, государственных служб и отдельных людей, с кем они вступают в контакт.
Поэтому правильнее было бы рассматривать туризм как сложную социально-экономического систему, в которую входит многоотраслевой производственный комплекс, что называется туристической индустрией, и является лишь одним из составляющих компонентов. 
Рис. 1.1 – Виды туризма
Таким образом, туризм можно определить как сферу деятельности, частью которой является туристическая индустрия. Собственно понятие индустрии туризма возникает в середине ХХ века, когда на смену туризму индивидуалов приходит туризм массовый. Туризм становится индустрией, которая объединяет различные отрасли хозяйства, культуру и науку. С 1914 до середины ХХ в. формируется индустрия туризма, создаются туристические фирмы, целью которых стала коммерческая, бизнес-деятельность, направленная на получение экономических прибыли.
Болгарские ученые Н. Енев и Т. Христова считают, что туризм как массовое явление возникает в первой половине XIX века, но развивается высокими темпами уже после Второй мировой войны, когда превращается в самостоятельную хозяйственную отрасль. 
Российские ученые А. Кириллов и Л. Волкова отмечают, что этап индустриализации туризма начался в начале ХХ века и окончательно сформировался после окончания второй мировой войны, когда туристическая индустрия получила мощный толчок к развитию.
В конце ХХ века индустрия туризма, развивалась в условиях глобализации в среде, благоприятной для рыночной экономики, частного предпринимательства и свободной торговли, приобретает глобальные характеристики отрасли мирового хозяйства.