География Часть дипломной работы Естественные науки

Часть дипломной работы на тему Туристок-образовательный потенциал особо охраняемых природных территорий Центрального экономического района на примере заповедника Брянский лес

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА
1. Ресурсы образовательного туризма
особо охраняемых природных территорий Центрального экономического района. 6

1.1 Понятие и виды
образовательного туризма. 6

1.2 Природные,
историко-культурные ресурсы образовательного туризма Центрального
экономического района. 9

1.2.1. Географическое положение. 9

1.2.2. Рельеф, тектоника,
геологическое строение, полезные ископаемые. 11

1.2.3. Климат, воды.. 12

1.2.4. Ландшафты.. 14

1.2.5 Антропогенное влияние,
основные экологические проблемы.. 16

1.3. Историко-культурные
ресурсы образовательного туризма. 19

ГЛАВА
2.Туристско-образовательный потенциал особо охраняемых природных территорий
Центрального экономического района и заповедника Брянский лес. 29

2.1. Особо охраняемые
природные территории Центрального экономического района. 29

2.2. Природные,
историко-культурные ресурсы образовательного туризма заповедника Брянский лес. 38

2.2. Возможности реализации
образовательного потенциала заповедника Брянский лес. 43

2.2.1Туристская инфраструктура
в заповеднике. 43

2.2.3Экологическая
безопасность. 46

ВЫВОДЫ.. 48

Глава 3. 49

3.1.Место образовательного
туризма в школьном образовании и в высшей школе. 49

3.2. Заочные виртуальные
образовательные экскурсии по ООПТ Брянский лес  52

3.3. План-конспект урока по
физической географии России. 55

Заключение. 61

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ.. 62

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Образовательный
туризм имеет важное познавательное значение при изучении географических
дисциплин, в том числе географии России. Образовательно-туристские мероприятия оказывают
существенное эмоциональное воздействие на учебный процесс, дают возможность
учащимся активнее осваивать новые знания. Появляется возможность углубленного
изучения разделов образовательных программ не только по географии, но и по
биологии, истории.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – важнейший ресурс
образовательного туризма, позволяющий всесторонне и глубоко изучать географию
регионов России. ООПТ имеют также высокий образовательно-краеведческий
потенциал.

Цель
работы – выявить туристско-образовательный
потенциал особо охраняемых природных территорий Центрального экономического
района на примере заповедника «Брянский лес»

Задачи: 1. Изучить
географические особенности Центрального экономического района как ресурсы
образовательного туризма;

2. Выявить возможности образовательного туризма особо охраняемых
природных территорий Центрального экономического района, заповедника Брянский
лес;

3. Рассмотреть
возможности применения результатов исследования в практике педагогической
деятельности на примере урока и экскурсии;

 Объект исследования – особо охраняемые природные
территории Центрального экономического района;

Предмет
исследования – ресурсы образовательного туризма ООПТ Центрального экономического района,
заповедника Брянский лес;

Методы
исследования: картографический, статистический, сравнительно-географический.

 Практическая значимость Результаты работы можно
применять в школьных курсах географии при изучении физической географии России.

Работа состоит из 3 глав,
введения, заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящем исследовании целью являлось
определение туристско-образовательного потенциала особо охраняемых природных
территорий Центрального экономического района на примере заповедника «Брянский
лес».

В ходе работы были рассмотрены ресурсы
образовательного туризма особо охраняемых природных территорий Центрального
экономического района. Такими ресурсами являются: географическое положение,
рельеф и тектоника изучаемого района, его климат и воды, а также ландшафты и
историко-культурные объекты. Центральный экономический район богат каждым из
перечисленных типов, следовательно, обладает высоким потенциалом развития
образовательного туризма.

На примере заповедника «Брянский лес»
каждый компонент был рассмотрен более подробно. Различные средства просветительного
туризма ООПТ «Брянский лес» дают возможность ученикам углубить познания по
естественнонаучным предметам школьного обучения. А также приобрести умения
экспериментальной деятельность. Деятельностная нацеленность экскурсионных
маршрутов способствует развитию природоохранного миропонимания. Природные и
культурные компоненты Брянского леса обладают необходимым потенциалом с целью
формирования просветительного туризма.

Образовательный туризм получил широкое
распространение в курсе географии как в школе, так и в высших учебных
заведениях. Развитие компьютерных технологий позволяет проводить экскурсии
«удаленно». Была разработана виртуальная экскурсия по заповеднику «Брянский
лес» в формате викторины, предназначенная для внеурочной деятельности
школьников. Урок «Особо охраняемые территории России» разработан для курса 8
класса. Его целью является формирование у учащихся знаний об особо охраняемых
территориях России. На примере изучаемой заповедной зоны можно узнать о целях
создания таких объектов, экологических проблемах нашей страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Ресурсы образовательного
туризма особо охраняемых природных территорий Центрального экономического района

1.1 Понятие и виды образовательного туризма

В
современной России понятие образовательного туризма рассматривается как новое
направление в педагогической деятельности. Обучающее и воспитательное значение
путешествий с образовательными целями в педагогике установлено, в
педагогическом сообществе существует несколько точек зрения на понятие
«образовательный туризм» [2]:

· «познавательные
туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами
образовательных учреждений»; [3]

· «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев
для получения образования (общего, специального, дополнительного), для
повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью,
связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного
пребывания»; [4]

· «поездки с целью получения образования за
рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования,
изучения специальных дисциплин)»; [5]

· «туры продолжительностью от 15 дней до 3
месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным
дисциплинам»; [6]

· «вид отдыха, основной или второстепенной
целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других
дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение
любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или
иной профессии или сфере деятельности — образовательный туризм»; [7]

В
российском законодательстве, в отличие от терминов «туризм» и «образование»,
понятие «образовательный туризм», к сожалению, отсутствует. Это касается и
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от
29.12.2012 (в ред. 2015 г)4 в котором также отсутствуют упоминания о походах,
экскурсиях и познавательных поездках школьников и студентов вузов, учащихся
колледжей и техникумов. [8]

В работе принято следующее определение образовательного
туризма: «Просветительные туры, осуществляемые для выполнения педагогических и
познавательных задач, которые определяются программой образовательного
учреждения»[2].  Важнейшая задача
образовательного туризма –  освоение
образовательных дисциплин в соответствии с образовательными стандартами,
интеграция туризма и образования при ведущей роли образования [16].

Житенев
С.Ю. в своем издании «Образовательный туризм в России» 2018 г.  выделяет следующие виды образовательного
туризма:

· обучающие языковые туры,

· спортивно-обучающие туры,

· профессиональное обучение.

Наиболее
актуальными направлениями для школьного туризма в Центральном экономическом
районе являются последние два.

На
территориях ООПТ можно организовать профориентационные программы для средней и
старшей школы в сфере экологии, географии и геологии. [9]

Важнейшим
фактором в развитии образовательного туризма на данной территории является ее
туристско-рекреационный потенциал.

В течение
формирования и становления туризма в пределах России долгое время являлась
невозможным реализация объективного оценивания потенциала той или иной области,
из-за плановой и централизованной политики в области развития туризма и
рекреации. Только к 60-м годам 20-го столетия появилось понятие территориальной
рекреационной системы, источником которого стала научная работа нескольких
авторов под руководством В. С. Преображенского. В ней составители дали
следующее определение этой системы: «социальная географическая система,
состоящая из взаимосвязанных подсистем: природных и культурных комплексов,
инженерных сооружений, обслуживающего персонала и отдыхающих (рекреантов),
характеризующаяся функциональной и территориальной целостностью». Как и любая
система, рекреационная система имеет потенциал.

Следует
выделить особенности туристско-рекреационного потенциала, которые отличаю его
от туристских ресурсов территории.

1.
Потенциал всегда обозначает совокупность нескольких факторов, хотя и
применяется в форме единственного числа.

2.
Потенциал отвечает определенной задаче, тогда как ресурс может быть использован
в нескольких. Так, например, описание водных ресурсов территории рассказывает о
промышленной перспективе его использования, его экологическом состоянии, в том
числе и об его рекреационных способностях. Тогда как туристский потенциал
гидроресурсов территории определяет влияние состояния водных объектов на
развитие туризма в этом регионе.

3. Под
описанием потенциала какого-нибудь объекта, как правило, подразумевается не
только его обзор, но и оценка с последующим сопоставление приобретенных итогов
с потенциалом иного объекта.

Рекреационный
потенциал — совокупность рекреационных ресурсов территории (природных,
культурно-исторических), их территориальных сочетаний и условий, активизирующих
или лимитирующих развития рекреации.

Туристско-рекреационный
потенциал территории включает в себя ряд «частных» потенциалов:

• Природный
потенциал — определяется как туристско-рекреационными ресурсами природного
генезиса, так придельным уровнем посещаемости объекта или территории,
превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям,
нарушением взаимосвязей между компонентами геосистемы либо в результате
действий самих туристов, либо вследствие функционирования обслуживающей туризм
инфраструктуры.


Культурно-исторический потенциал раскрывает емкость объектов
культурно-познавательного туризма, характер их использования, значимость,
семантическую ценность и доступность для аудитории.


Социально-экономический потенциал — предполагает анализ уровня посещаемости
территории туристами и рекреантами, исходя из наличия или проектной мощности
инфраструктурных объектов, инвестиционных туристско-рекреационных проектов,
кадровой обеспеченности.


Информационный потенциал — слагается из различных видов информации,
информационных технологических систем и каналов, специализированный туристских
информационных центров и созданных и имеющие коммерческую стоимость брендов. [10]

Анализ туристско-рекреационного  потенциала любой территории, территории, в
том числе ООПТ, позволяет выявить возможности образовательного туризма и их
реализации в географическом, экологическом образовании.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы