Часть дипломной работы на тему Типология современных периодических спортивных изданий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Рынок современных СМИ 7
1.1 Рынок печатной продукции 7
1.2 Газета как основной вид печатных СМИ 10
Глава 2. Типологические особенности подготовки периодических изданий о спорте 14
2.1 Типологические признаки периодики 14
2.2 Происхождение и специфика спортивной журналистики и печатных СМИ России 22
2.3 Характерные лингвистические особенности спортивной
журналистики 31
Глава 3. Анализ печатного издания спортивной тематики «Спорт-
Экспресс» 37
3.1 История создания и развития газеты «Спорт-Экспресс» 37
3.2 Тематически-жанровый анализ содержания газеты «Спорт-Экспресс» 43
3.3 Анализ лингвистических особенностей спортивного издания 53
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Введение:
В современных экономических условиях в России выживание и процветание того или иного СМИ полностью зависит от его популярности у читателей. Нет сомнения в том, что сегодня Интернет отнимает хлеб у периодических изданий. В связи с чем, многие журналы и газеты уходят с рынка, просто не выдержав конкуренции с Сетью из-за долгого промежутка между выпусками изданий, ведь обновлять информационный контент на сайте гораздо удобнее. Поэтому у редактора в этом плане работы прибавилось.
Это проблема затронула в частности сектор изданий о спорте. Но журналы с такой тематикой спасло то, что спорт сегодня очень популярный вид досуга. Благодаря чему, люди продолжают интересоваться изданиями такого рода.
Спортивные издания выполняют большой спектр функций, основанных на специфике отображения происходящих событий и довольно обширном списке функций, выполняемых конкретно спортом — образовательная, культурная, воспитательная, подготовительная, развивающая. Стоит заметить, что функции, выполняемые спортивной прессой не являются особенными и могут встречаться в других отраслях журналистской деятельности.
Важной функцией, выполняемой спортивной прессой является информационная функция. Она является общей, ведь материалы на спортивную тематику включают в себя важную и интересную информацию: события, происходившие за время соревнований, итоги, прогнозы на следующие матчи и встречи. Потребитель получает свежую и точную информацию о спортивных событиях и спортивной жизни страны и мира в целом.
Агитационная функция не менее важна при составлении общей картины состояния спортивных печатных СМИ, она заключается в приобщении людей к спорту и занятиям физической активностью. Привлечение внимания помогает развить интерес населения к спортивным мероприятиям, соревнованиям и форумам, посвященным спорту. Организационная функция помогает узнавать людям о правилах проведения соревнований, о порядке составления протоколов, дает возможность увидеть не только внешнюю сторону спорта, но и то, что происходит внутри. Функция формирования общественного мнения составляет общую картину взглядов, помогающих оценивать потенциал и развитие спортивных печатных СМИ.
Сегодня на рынке печатной периодики очень мало журналов, относящихся к данной тематике. В основном это аналитические, специализированные журналы. При этом аудитория спортивной журналистики довольно значительна и в динамике расширяется в результате популяризации ставок на результаты спортивных состязаний в букмекерских конторах. Вместе с тем, значительная доля целевой аудитории спортивных изданий сегодня предпочитает электронные источники данных, что влияет на структуру СМИ спортивной тематики.
То есть, проблема современного состояния печатных СМИ, посвященных теме спорта, заключается в том, что снизился интерес аудитории, точнее произошла переориентация на электронные носители что, предположительно, и привело к стагнации рынка печатных СМИ в данной отрасли журналистики. Все меньше изданий продолжают выпускаться в печатном виде. Одним из таких изданий, которое уже многие годя является лидером печатных СМИ в мире спорта, является ежедневная газета «Спорт-Экспресс».
Актуальность темы выпускной квалификационной работы, таким образом, объясняется потребностью в изучении и систематизации формирующегося кластера изданий, посвященных спорту.
Объектом исследования в работе стала современное российское печатное СМИ о спорте (газета «Спорт-Экспресс») как часть системы российских СМИ и отечественного медиарынка, а предметом работы является анализ и перспективы его развития.
Цель настоящей работы – определить место печатных СМИ о спорте в системе российских СМИ. Поставленной целью были определены следующие задачи:
— охарактеризовать рынок печатной продукции;
— описать газету как основной вид печатных СМИ;
— изучить типологические признаки периодики;
— рассмотреть происхождение и специфику спортивной журналистики и печатных СМИ России;
— выделить характерные лингвистические особенности спортивной журналистики;
— изучить историю создания и развития газеты «Спорт-Экспресс» ;
— провести тематически-жанровый анализ содержания газеты «Спорт-Экспресс»;
— описать лингвистические особенности спортивного издания.
В данном исследовании будут использованы следующие теоретические и эмпирические методы: анализ литературы, исторический анализ, сравнительный анализ, анализ контента, работа с документами.
Теоретической основой исследования стали труды таких авторов, как: Корконосенко С.Г. (Основы журналистики: Учебник для вузов), Соловьев В.И., Рябинина Н.З. (Редакторская подготовка периодических изданий), Антонова С.Г. (Редакторская подготовка изданий), Акопов А.И. (Методика типологического исследования периодических изданий), а также научные статьи, доклад конференции и публикации в СМИ.
Эмпирическую базу исследования составляют выпуски газеты «Спорт-Экспресс» за последние годы. Выбор именно этого издания обусловлен тем, что, по результатам проведенного нами предварительного мониторинга, в нём наиболее полно представлен типовой контент и особенности дизайна. Также именно эта газета является лидером среди печатных спортивных изданий России по охвату целевой аудитории.
Новизна исследования заключается в том, что в современной редакционно-издательской практике печатные СМИ о спорте были мало изучены специалистами, в связи с чем сегодня наблюдается кризис на рынке данных изданий.
В этой работе был проведен типологический анализ спортивной периодики массового и специализированного сегмента в России.
Практическая значимость данной работы обуславливается возможностью использования ее выводов и рекомендаций в деятельности современных издателей, журналистов, маркетологов.
Структура исследования соответствует его цели и задачам. Работа состоит из введения, трех глав, поделённых на параграфы, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Проведенное исследование показало, что спортивные издания могут быть систематизированы по целому ряду признаков: в зависимости от целей и назначения, от формы организации, с учетом формальных признаков или на основании территориального принципа.
Среди основных отличий спортивных изданий нами выделены следующие: 1) тематика, посвященная описанию спортивных событий, а также жизни спортсменов, тренеров, других участников спортивной жизни общества; 2) целевая аудитория, значительную долю которой на сегодня составляют болельщики, а также и сами спортсмены, тренеры, а также игроки букмекерских контор, которые используют информацию о спортивных событиях для прогнозирования дальнейших событий; 3) жанровые особенности: основными жанрами спортивной периодики являются различные спортивные репортажи, а также интервью с участниками спортивных событий, различные спортивные обзоры, анонсы, а также и короткие новостные заметки, комментарии на спортивную тематику; 4) лингвистические особенности: насыщенность спортивными терминами, использование упрощенных речевых конструкций, эмоциональность и т.д.
Также проведенное исследование показало, что спортивная журналистика имеет некоторые свои особенности, которые определяют лингвистическую специфику речи спортивных обозревателей. В спортивных СМИ имеют место свои вариативные нормы в именовании спортсменов, свои особенности спортивных комментариев.
Практическое исследование в данной работе проведено на примере ежедневной спортивной газеты «Спорт-Экспресс». Проведенный анализ показал, что в своем историческом развитии данное СМИ всегда занимало важное место в рейтингах спортивной периодики России. На сегодня издание «Спорт-Экспресс» является лидером спортивных печатных СМИ России. Вместе с тем, его дальнейшее развитие связывают, прежде всего, с активизацией в интернет-среде. Поэтому издательство сегодня не только выпускает газету «Спорт-Экспресс», но и ведет одноименный портал, а также публикует материалы на корпоративных страничках в социальных сетях. Такие тенденции развития сегодня свойственны для большинства СМИ, как спортивных, так и общетематических, поскольку активное продвижении в сети интернет соответствует тенденциям современного спроса целевой аудитории.
Рубрикация информации в издании «Спорт-Экспресс» включает основные тематические рубрики, названные в соответствии с видами спорта, а также некоторые другие рубрики. В свою очередь, в каждой из популярных рубрик выделена система подрубрик в соответствии с названием различных состязаний, турниров в данном виде спорта. Такая рубрикация издания помогает быстро находить необходимую пользователю информацию.
Проведенное исследование показало, что на страницах издания «Спорт-Экспресс» используются различные жанры публикаций: новостные заметки, анонсы, обзоры, а также интервью и интервью-комментарии. спортивные репортажи и т.д.
При этом редакторы издания используют эффективные графические приемы для выделения текста, создают оригинальные графические изображения для создания контента, который быстро читается и позволяет легко найти интересующую читателя информацию. В частности, в газете публикуются фотографии, рейтинговые и другие таблицы, инфографику.
Также проведенное исследование позволило выявить лингвистические особенности спортивного издания. Анализ текстов газеты «Спорт-Экспресс» показал преимущественное использование нескольких речевых конструкций при обращении и именовании спортсменов, тренеров и других участников спортивной жизни: «имя + фамилия» и «просто фамилия», а также чрезмерное употребление сленга, жаргонизмов и негативно оценивающей лексики при характеристике спортсменов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РЫНОК СОВРЕМЕННЫХ СМИ
1.1 Рынок печатной продукции
Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 определяет СМИ как совокупность периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации.
Согласно последнему докладу Федерального агентства по печати , главной задачей индустрии печатных СМИ в настоящее время является необходимость найти своё место в быстро меняющемся мире и информационном пространстве, культурной и образовательной среде, адекватно отвечая на новые медийные вызовы, развиваясь и эволюционируя вместе с ними и временем. Ресурсы и индустриальные усилия на это сегодня направляются очень значимые, но решить в полном объёме стоящие перед современными печатными СМИ проблемы пока не удалось нигде в мире. Особо тревожит сокращение из года в год тиражей печатной периодики, реализуемых населению в розницу и по подписке, а также падение объемов печатной рекламы. Соответственно падают объемы издательской полиграфической продукции, предлагаемые рынку, сужается влияние печатной прессы на политические и общественные процессы в мире и отдельных странах, а всё вместе это весьма негативно отражается на экономике индустрии печати, так как ресурсная база для её модернизации и развития сокращается.
Отметим, что печатным называется издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное .
Согласно данным Роскомнадзора, на 30 сентября 2019 года в России в реестре зарегистрированных средств массовой информации было 43 953 печатных СМИ, что на 5 005 изданий меньше, чем было в конце 3 квартала 2018 года. За год количество зарегистрированных печатных газет сократилось на 1 945 (с 18 521 до 16 576). Число всех действующих зарегистрированных СМИ в России за этот же период сократилось на 5 867 (с 73 207 до 67 340) .
Начиная с 2015 года, отечественный рынок печатных СМИ оказался в самой сложной ситуации за весь постсоветский период своего развития, так как доходы российских издателей газет и журналов из года в год сокращаются, а расходы растут быстрее, чем в большинстве развитых стран мира.
Все чаще можно услышать выражение о том, что «печать уходит в цифру». Сложно с этим не согласиться. Сегодня журналы активно развивают свои сайты, привлекают туда рекламу, создают читательские сообщества в социальных сетях, осваивают мессенджеры, мобильные коммуникации, электронную подписку, организуют интернет продажи модных товаров и аксессуаров, проводят мероприятия и пр.
Последние годы рынок отечественных периодических изданий не отличается большим разнообразием и динамичностью. Многие печатные СМИ то открываются, то закрываются. Ежегодно появляются десятки новых изданий, многие из которых не выдерживают конкуренции и довольно быстро прекращают свое существование. В этих условиях актуальными являются задачи рассмотрения наиболее значительных и стабильных периодических изданий, которые нашли свое место в системе периодики, а также выявления условий устойчивости их работы и тенденций развития.
В настоящее время в секторе газетной периодики лидируют информационно-аналитические издания крупных мас-медиа-корпораций. Но с появлением Интернета роль печатных СМИ в сфере значительно снизилась. Общее хобби объединяет пользователей на просторах Интернета в многочисленные сообщества, где они имеют возможность общаться друг с другом в реальном времени, получают доступ к уникальным архивным данным, могут найти любую необходимую информацию с помощью простейших поисковых запросов.
СМИ, освещающие разнообразные увлечения людей, Л. Р. Дускаева относит к журналистике сферы досуга. Под досугом понимается часть нерабочего времени, которое человек может посвятить отдыху, развлечению или же саморазвитию . Таким образом, в досуговую журналистику попадают и издания, в которых журналистики, как таковой, нет (кроссворды или сборники рецептов), и различные специализированные издания: спортивные, музыкальные, о кино и театре, аудиторию которых составляют не только люди, решившие потратить собственное свободное время, но и те, для которых вопросы, обсуждаемые в этих СМИ, являются частью профессиональных интересов. Подобная двойственность влияет и на отношение к таким медиа со стороны исследователей. В этом положении находится и современная кинопресса (шире – киножурналистика), поскольку, с одной стороны, кино является искусством, с другой – зрелищем, развлечением, популярной формой проведения досуга. И если печатные издания, анализирующие кинопродукцию и процессы, происходящие в киноиндустрии, представляющие своим читателям рецензии и обзоры профессиональных кинокритиков и киноведов, вовлечены в научный оборот, то массовые популярные издания о кино, ориентированные на куда более широкую аудиторию, пока практически не изучены.