Пенитенциарная психология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Теоретический анализ основных подходов агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

 Теоретический анализ основных подходов агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологии
В настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия «агрессии» и «агрессивного поведения». Агрессия – (от латинского «нападение, приступ») — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, способное причинить моральный и физический вред объектам агрессии [22, с.8-9]. Агрессия в широком смысле трактуется с позиций поведения, предполагающего нанесение физической либо моральной травмы другому человеку, с применением угрозы в его адрес, либо оказанием деструктивного воздействия на группу.
Агрессивность – устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению [22].
Агрессивное поведение — это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой Агрессивное поведение описывают в виде действия как такового (наступление, атака, нападение); действия против определенного объекта; действия с учетом ситуации — ее специфики, способствующей агрессивной атаке или провоцирующей ее.
Агрессивное поведение и агрессивность личности представляют собой схожие понятия. Их родство может проистекать, в частности, из близости родовых для них понятий поведения и личности. Однако причиной агрессивных действий не всегда является агрессивность личности. И наоборот, агрессивность личности не всегда проявляется в открытых агрессивных действиях. Агрессивное поведение есть результат взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов.
А.А. Реаном понятия «агрессии» и «агрессивности» существенно различаются. При этом под агрессией подразумеваются намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому, а «агрессивность» определяется как свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии [18, 19]. А. Реаном подчеркивается, что агрессивность как устойчивая личностная характеристика может развиваться как результат актуализации опыта подавления возможностей самореализации, что доказывает взаимосвязь уровня личностного развития со степенью агрессивности личности. Агрессивность имеет тесную взаимосвязь с такими чертами, как жестокость, враждебность, однако, по мнению А.А. Реана, агрессивность не всегда выражается агрессивными действиями и не каждое агрессивное поведение имеет с своей основе агрессивность как свойство личности. Проявление агрессивности как личностного свойства является следствием взаимодействия совокупности ситуативных и трансситуативных факторов [19].
Проблема агрессивного поведения становится предметом научного анализа, потому что для уточнения и понимания ее природы необходимо уточнение значения и смысла данного понятия. Термин «агрессия» часто ассоциируется с такими негативными эмоциями, как гнев, злость; с мотивами, (желание оскорбить); с установками (расовые и этнические предрассудки) [34]. В соответствии с концепцией Г. Аммона [1], существуют виды агрессии:
— конструктивная агрессия, выраженная открытым проявлением агрессивных побуждений, которые реализуются социально приемлемым способом, и применением стереотипов поведения;
— агрессия эмоционального реагирования, направленная на открытость социальному опыту, с коррекцией и саморегуляцией поведенческих актов;
— дифференцированная агрессия выражается в недостаточной реализации агрессивных тенденций при дефиците навыков поведения, способствующих подавлению негативных эмоций;
— деструктивная агрессия основана на прямом проявлении агрессии в связи с противодействием морально-этическим нормам, что можно интерпретировать как делинквентное поведение.
Анализ научной литературы по проблеме выявления природы агрессии позволяет выделить следующие направления [24].
Бассом и Дарки в качестве базовых характеристик агрессивности личности определены следующие: склонность к нападению, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия. В соответствии с этим выделены такие факторы агрессивности личности, как физическая и вербальная агрессия, чувство гнева, враждебность. В русскоязычной версии опросника в результате психометрического анализа С.Н. Еникоповым и Н.П. Цибульским выделены три фактора агрессивности личности: враждебность, физическая агрессия и гнев [10].
К. Лоренц трактует агрессивность с точки зрения движущей силы, направленной на выживание. Феномен агрессии объясняется и фрустрационной теорией Д. Долланда, согласно которой агрессивное поведение выступает реакцией на фрустрацию, что предопределяет взаимосвязь агрессии и фрустрации [23].
Первое направление основано на изучении биологических основ агрессивного поведения и связано с выявлением биохимических и гормональных механизмов, воздействующих на его развитие (М.И. Буянов, А.Е. Личко [15]).
Второе направление агрессивные проявления рассматривает с позиций устойчивой готовности индивида осуществлять деструктивные действия, обусловленные вытесненные малоосознаваемые переживания (З. Фрейд [26]). Активизация агрессивного поведения обусловлена внутриличностным конфликтом (В.Н. Мясищев [16]), неполноценным развитием образа «Я» (К. Бютнер [7]).
Представители третьего подхода — бихевиорального — в качестве итога социального научения рассматривают контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение (А. Бандура [3]). А. Бандура [3] считал, что у агрессивных родителей и бывают агрессивные дети. При анализе агрессии ученый определял следующие моменты: способы усвоения агрессивных действий; факторы, провоцирующие агрессивное поведение; условия, закрепляющие агрессивное поведение. Социальное подкрепление, являющееся важнейшим элементом теории социального научения, призвано усиливать определенные реакции индивида.
Четвертое направление агрессивность определяет как реакцию на фрустрацию — интенсивность негативных эмоциональных состояний ведет к утрате эмоционального контроля и снижению порога агрессивных поведенческих реакций (Дж. Доллард, С.Д. Озеровский) [24].
С точки зрения психоаналитического подхода подавление изначально врожденных неосознанных влечений вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. этих влечений, жесткая блокировка их реализации порождает чувства тревожности, неполноценности, агрессивности, что ведет к социально дезадаптивным формам поведения. З. Фрейд [26], как представитель психоаналитической концепции речевой агрессии, теории влечений, проявление агрессии определяет в качестве врожденного инстинкта, обусловленного инстинктами самосохранения.
З. Фрейд [26] придерживался позиции, что поведение человека можно рассматривать как сложное взаимодействие двух ведущих инстинктов — эроса (инстинкта жизни), направленного на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни и связанного с созидательными тенденциями;. и танатоса (инстинкта смерти), выраженного проявлениями отрицательных эмоций — злобы, ненависти, деструктивности. С точки зрения З. Фрейда, агрессия является реакцией на блокирование или разрушение либидных импульсов. Наличие конфликта между эросом и танатосом в совокупности с механизмами замещения способствует направлению энергии танатоса вовне, в направлении от «Я», в результате чего агрессия становится направленной на окружающих. В положении Фрейда о катарсисе совершение не сопровождающихся разрушением эмоциональных действий служит мощным средством для предотвращения опасных поступков. Становление и формирование агрессивности в последующем в теории Фрейда соотносятся с онтогенетическими стадиями развития.
Подход Э. Фромма [27] к агрессии заключается в рассмотрении агрессивного поведения в качестве мазохистского влечения к страданию. Ученым были выделены различные формы насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип – жажда крови, садизм. Ученый отмечал, что компенсаторное насилие возникает в ситуации искаженной жизни человека, когда он не способен созидать, а может лишь разрушать. Компенсаторным механизмом от подобных проявлений является активизация творческого потенциала человека. Проблемы агрессии ученый рассматривал во взаимосвязи с социальным характером человека — обществу принадлежит огромная роль в формировании у индивида определенного отношения к насилию. Э. Фроммом [39] выделяются два вида агрессии — «доброкачественная» и «злокачественная». Первая характеризуется защитным характером и возникает в момент опасности, при исчезновении опасности данная форма агрессии сразу же утихает. Вторая агрессия спонтанна, связана с личностными структурами, и носит жестокий и деструктивный характер.
К. Юнг [29] причины проявления агрессивного поведения объяснял с точки зрения разработанной им концепции бессознательного и архетипами. Агрессия, насилие объясняется воздействием бессознательного на сознание, психику человека. Конфликт индивида с его темной половиной неизбежен и мучителен, поражение ведет к душевной гибели, преодолению, возрождению.
К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, характеризующихся проявлением агрессии, связывала их с базисной тревожностью личности [28]. Агрессия трактовалась ученой как один из типов психологической защиты, продиктованной стремлением к безопасности. Центральным положением психоаналитических теорий выступает то, что агрессия рассматривается как врожденный, инстинктивный фактор, который не поддается устранению, и является частью природы человека.
Когнитивная теория агрессии (Л. Берковиц [4]) в качестве источника ее развития рассматривает эмоциональные и когнитивные процессы. В зависимости от интерпретации индивидом чьих-либо действий как угрожающих либо провокационных, возрастает как степень эмоционального возбуждения, так и негативной аффектации, переживаемой индивидом, а это, в свою очередь, воздействует на когнитивные процессы, задействованные в определении степени угрожающей опасности.
Агрессивное поведение представляет собой внешне выраженное действие против другого человека, носящее кратковременный характер и способное меняться под влиянием ситуации (Р Бэрон) [6]. Как правило, агрессивное поведение имеет деструктивную направленность на причинение вреда либо ущерба другому человеку. При этом мотиватором агрессивного поведения выступает обида или нанесенное оскорбление (Л. Берковиц, Р. Бэрон) [4, 6]. В более поздних трактовках своей теории Л. Берковиц [5] акцентирует внимание на эмоциональных и познавательных процессах, а не на посылах агрессии. В соответствии с его моделью агрессии, при образовании новых когнитивных связей происходит провокация агрессивных реакций в ходе формирования негативного аффекта.
Лоренцом отмечается, что помимо врожденного инстинкта борьбы, живые существа способны и подавлять собственные агрессивные устремления, что определяет агрессию как следствие врожденных сил с возможностью ее ослабления и обеспечения контроля за подобными проявлениями [2].
Фрустрационная теория выступает противопоставлением концепции влечений, рассматривая агрессивное поведение с точки зрения не эволюционного, а ситуативного процесса. Д. Доллард [2] агрессию признавал следствием фрустрации и признавал наличие возможности психологической разрядки агрессии в виде высказываний, сочинений, которые служат реакциями замещения реальных проявлений агрессии (катарсисом).
Теория социального научения: бихевиоральная модель агрессию рассматривает как усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий в социальном направлении. Б.Э. Торндайк и Дж. Уотсон [2], являющиеся представителями бихевиоризма, рассматривают агрессию с позиций приобретенной формы поведения, которая усваивается в ходе социализации путем наблюдения за действиями агрессивной направленности, что способствует ее дальнейшему социальному подкреплению.
Данная теория человеческое поведение рассматривает с ориентацией на образец — средства межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способов действия человека. В качестве первичных источников социализации выступают родители, способные научить ребенка агрессивному поведению, что формирует у него восприятие модели агрессии. Д. Уотсоном [3] проявления агрессивного поведения определяются как результат прошлого опыта индивида, влияние окружающей среды на его поведение. Ученый признает важность методов подкрепления и наказания при формировании различных форм проявления агрессии, обусловливающих и уровень ее интенсивности.
Положительные и отрицательные подкрепления служат важнейшими составляющими концепции бихевиоризма. При этом в качестве положительного подкрепления рассматривается словесное одобрение, похвала, положительная оценка и т.д. Отрицательное подкрепление, наоборот, выражается в порицании, неудовлетворительных оценках, вербальном выражении неодобрения и т.д.
Представители гуманистического направления — К. Роджерс [20], В. Франкл [25], Ф. Перлз [17] агрессию и насилие рассматривают в соответствии с вынужденными ответными действиями индивида на ограничение его свободы, возможности выбора.
Традиционный подход к анализу проблемы, в рамках которого выделяются теории биологической и социальной обусловленности агрессии (С.Н. Ениколопов, М. Косаевский) [10,11], основанный на соотношении биологических и социальных факторов в этиологии агрессивного поведения.
Классификация, построенная по принципу признания или отрицания возможностей контроля и сдерживания агрессии (Т.Г. Румянцева [21]), выделяющая: теории, связанные с «истощением и отводом спонтанно проистекающей агрессивной энергии»; теорией физиологического контроля за агрессией; теории социального контроля и сдерживания агрессии.
Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашло отражение в работах многих авторов (Г.М. Андреева [2], С.В. Еникополов [11], Л.П. Колчина, Н.Д. Левитова [14], О.Ю. Михайлова, А.А. Реан [19], Е.В. Рощин, Т.Г. Румянцева [21] и др.).
Т.Г. Румянцевой и И.Б. Бойко [21] агрессия рассматривается как форма социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, однако тенденция к агрессии формируется при следующих условиях: в ситуации наличия отрицательных для индивида последствий и при нарушении норм поведения. Т.Г. Румянцева [21] рассматривает агрессивность как форму социального поведения, так как агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия. Агрессия определяется как неотъемлемая динамическая характеристика активности и адаптивности индивида, следовательно, отсутствие агрессивности становится причиной пассивности, конформности. С другой стороны, чрезмерное проявление агрессивности способно привести к развитию социально неодобряемых форм поведения.
В.Е. Дружинин [14], Л.В. Пасечник утверждают, что повышенная агрессивность и раздражительность присущи многим детям вне зависимости от их возрастных особенностей и социального положения семьи, в которой они воспитываются. Это обусловлено тем, что вследствие недостатка внимания взрослых к проблемам детей дети чувствуюсь себя незащищенными, что является причиной развития агрессивности [9].
В отечественной науке проблему агрессии и агрессивного поведения рассматривают в своих работах Г.Э. Бреслав [5], С.Л. Колосова [13], Н.Д. Левитов [14], Л.М. Семенюк, Н.М. Платонов [18], А.А. Реан [19] и др. Основная терминологическая трудность, отмеченная отечественными учеными, связана с различиями в степени тяжести агрессивных поступков и действий.
В соответствии с исследованиями С.Л. Колосовой [13], Н.М. Платонова [18], следует различать понятия «агрессии» и «агрессивности». Агрессия трактуется учеными как индивидуальное либо коллективное поведение, которое направлено на нанесение физического либо психического ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
П.А. Ковалев агрессивность определяет как устойчивый набор личностных качеств, способствующих совпадению потребности и цели насильственного поведения, и считает, что агрессивные действия детерминированы агрессивностью, рассматриваемой в качестве психологического свойства личности. Автором эмпирическим путем доказывается, что уровень агрессивного поведения зависит от выраженности конфликтных свойств личности индивида. Согласно П.А. Ковалеву, агрессивное поведение с возрастом преобразуется во вспыльчивость, обидчивость, мстительность, подозрительность [23].
К.К. Платонов [18] агрессивность определяет как психическое явление, выраженное стремлением к причинению насильственных действий в процессе межличностного взаимодействия.
А.А. Реаном [19] под агрессивностью понимается личностное свойство, выражаемое готовностью к агрессии, а в качестве критериев, по которым агрессивность можно отнести к свойствам личности, выступают: выражение данным свойством некоторого отношения к определенным сторонам действительности; формирование в процессе социализации и образования постоянного комплекса социальных связей; относительная изменчивость под воздействием социальных условий; относительная устойчивость.
Согласно исследованиям А.И. Захарова доказано, что закладка агрессивности происходит в период детства, при этом агрессивность превращается в устойчивую черту характера и способна сохраняться в течение всей жизни [12].
По мнению Н.Д. Левитова агрессия рассматривается не только с позиций поведения, но и как психическое состояние, обладающее определенной феноменологией, этапами и компонентами. Этапами агрессивного состояния автор считает: подготовку к агрессии, процесс осуществления агрессии и оценку результатов [14]. Н.Д. Левитовым подчеркивается, что агрессивное состояние может быть выражено не только прямым нападением, но и угрозами, враждебностью. Внешне состояние агрессии выражается в проявлении грубости, драчливости, однако может иметь латентный характер, и превращаться в озлобленность и недоброжелательность. Типичное состояние агрессии выражается в виде острого, аффективного переживания гнева, и способно проявляться озлобленностью, импульсивной беспорядочной активностью. Н.Д. Левитовым описывает в структуре агрессивного состояния совокупность компонентов — познавательного, эмоционального и волевого.
Сторонники данного подхода ориентируются на изучении познавательного, эмоционального и волевого компонентов агрессии. Так, при анализе эмоционального компонента агрессивного поведения отечественные ученые (И.О. Вагин и др.) акцентируют внимание на рассмотрении гнева как одной из наиболее сильных эмоций, способной принимать форму аффекта и ярости.
Таким образом, современная психология представлена различными подходами и направлениями, затрагивающими проблемы агрессии и агрессивного поведения. Агрессивность – устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению. Агрессивное поведение — это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Агрессивное поведение рассматривается с точки зрения психоаналитического, подхода (З. Фрейд), фрустрационной теории (Дж. Доллард, С.Д. Озеровский), теории социального научения (бихевиоральной) (А. Бандура Б.,Э. Торндайк, Дж. Уотсон), гуманистического направления (К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз), теорий биологической обусловленности (М.И. Буянов, А.Е. Личко), биологической и социальной обусловленности (С.Н. Ениколопов, М. Косаевский), когнитивной теории (Л. Берковиц) и т.д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы