Внешняя экономическая деятельность Часть дипломной работы Экономические науки

Часть дипломной работы на тему Тема: Исследование по разработке платформенной бизнес модели для торговой компании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 2 ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ ИНОСТРАННЫМ ЗАКАЗЧИКАМИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ИЗ КНР
2.1 Обзор швейного рынка КНР и СНГ, условия сотрудничества

Крупные преобразования в швейной промышленности Китайской народной республики (КНР) начались в период подготовки государства к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). В период 1997-2000 гг. была проведена замена старого оборудования на предприятиях, многие государственные предприятия были закрыты или поглощены другими в качестве неконкурентоспособных.
В период с 2011-2005 гг. в Китае осуществлялось государственное инвестирование швейной отрасли в размере 18,9 млрд. долларов, направленное на совершенствование производственной базы предприятий. Однако данные меры оказались малоэффективными, поскольку отсутствовали инвестиции в науку и научные исследования [5].
В 2005 году после вступления КНР в ВТО имел место период свободной международной торговли швейной продукцией.
Экономический кризис 2008 года стал причиной преобразований на мировых рынках, вследствие которых в стране увеличились внутренний розничные продажи товаров швейной отрасли.
Рост внутреннего спроса стал толчком для развития швейного производства в государстве.
Кластерная экономика швейного производства Китая обладает некоторыми особенностями. Предприятия, которые занимаются изготовлением одежды, рассредоточены по всей стране. В северных и внутренних районах государства преобладают компании, которые изготавливают контрафактную продукцию известнейших брендов всего мира.
Города Чжецзян, Цзянсу и Гуандун являются крупными центрами, которые производят тканевую одежду. Они располагаются в прибрежных зонах, где находятся филиалы зарубежных корпораций. Объем производства в Гуандун составляет четвертую часть от всего производства Китая [6].
Город Гуанчжоу является известным центром легкой промышленности, где располагается большое количество швейных производств, в том числе и производство джинсовой одежды[1, 8]. Для обеспечения работы производств в городе есть разветвленная инфраструктура, включающая большое множество павильонов, более сотни оптовых рынков и таможенных организаций.
Главной особенностью швейной промышленности Китая служит большая зависимость от внешнего рынка. Китай находится на лидирующем месте по объему экспорта, что составляет более 80% доходов государства. Республика имеет торгово-экономические отношения с 182 государства мира, с многими из которых подписаны торговые соглашения и протоколы.
В числе основных партнеров Китая находятся Япония, США, страны Западной Европы [7]. Наиболее распространенной продукцией, поставляемой в эти страны, является одежда, обувь и игрушки. Данная экспортная швейная продукция, которая поставляется в эти государства, имеет высшие стандарты качества.
В первом полугодии 2019 года был зафиксирован стабильный рост продаж швейной промышленности Китая.
По итогам первых шести месяцев текущего года розничные продажи изделий швейных предприятий, годовые операционные доходы каждого из которых составляют 20 млн юаней и выше, выросли на 2,7 проц. в годовом выражении и достигли 475 млрд юаней (68,5 млрд долл. США).
За указанный отрезок времени количество произведенной ими одежды сократилось на 1,1 проц. до 10,4 млрд единиц.
В январе-июне объем розничной онлайн-торговли одеждой увеличился на 21,4 проц. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт одежды и аксессуаров снизился на 4,7 проц. в годовом исчислении и составил 66,6 млрд американских долларов.
В период с января по июнь совокупные операционные доходы указанных предприятий достигли 761,6 млрд юаней, увеличившись на 2,2 проц. по сравнению с тем же периодом прошлого года, а их прибыль сократилась на 0,8 проц. до 38,2 млрд юаней [8].
Швейная промышленность в Китае представлена более чем 23 тыс. предприятиями.
Государство играет большую роль в развитии промышленности своей страны. Реализующаяся промышленная политика КНР направлена на развитие легкой промышленности, в том числе швейной. Промышленная политика Китая содержит следующие мероприятия [2, 22]:
— поддержка экспорта: регулярное увеличение ставки на возврат налога на многие товарные позиции продукции на экспорт легкой промышленности;
— создание необходимых условий для открытия компаний легкой промышленности на территории государства как для отечественных предпринимателей, так и для зарубежных;
— финансирование модернизации производственных технологий;
— реализация финансовой поддержки малых и средних предприятий;
— меры поощрения организаций, которые перемещаются с восточной части государства в центральную;
— стимулирование внутреннего спроса для увеличения потребления;
— внедрение производственных инноваций;
— увеличение рынков сбыта в сельских районах.
В числе всех нормативных документов Китая в стране не имеется документа под названием ««Промышленная политика по поддержке легкой промышленности», однако правительство осознает всю важность легкой промышленности для государственной экономики и проводит перечень мероприятий по данной части. Так, например, в 2009 году Постоянным комитетом Госсовета КНР был принят План мероприятий, направленный на оживление легкой промышленности. Ключевыми моментами данного плана можно назвать следующие:
— увеличение эффективности поставок на внутренний рынок страны продукции легкой промышленности;
— улучшение внешнеторговых услуг, сохранение доли на экспортном рынке продукции легкой промышленности;
— ускорение технического прогресса — курс на продвижении национализации производства оборудования и индустриализации ключевых технологий;
— усиление технической реконструкции;
— создание собственных брендов;
— ускорение отсеивания отсталых производств, предоставление льгот и поддержки сильным предприятиям в случае поглощения предприятий, находящихся на грани банкротства;
— оптимизация регионального размещения предприятий легкой промышленности;
— усиление налоговой и финансовой поддержки предприятий легкой промышленности и смежных отраслей;
— поддержка и защита интеллектуальной собственности.
План включает в себя кратковременное вмешательство и долгосрочную господдержку в отношении предприятий легкой промышленности. Промышленная политика по кратковременному вмешательству нацелена на оказание «экстренной помощи» в случае возможного банкротства предприятий внутри отрасли, в том числе, принятие мер по сокращению нагрузки и улучшению условий кредитования предприятий легкой промышленности. Долгосрочная поддержка акцентируется на стимулировании постепенного усиления позиций предприятий легкой промышленности и введении регулирования нерациональных явлений в структуре отрасли [3, 3].
Проводимая промышленная политика в Китае предполагает поддержку предприятий легкой промышленности не только для производства товаров на внутренний рынок, но и стимулирует внешнеторговую деятельность предприятий.
Что касается структуры экспортной продукции, то в 2018 году экспорт текстиля и одежды из Китая составил 57% и 43% соответственно. В сравнении с 2017 годом экспорт одежды сократился, а экспорт текстиля увеличился [9].
Импорт в Россию из Китая за 2019 составил $54.1 млрд (в том числе различная швейная продукция составила 3,75 млрд, это 7% от общего объема экспорта), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на +3.55% [10].
Что касается импорта в Китай, потребности данной страны представлены в следующих сферах [11]:
1) Энергетические потребности. Нефть, газ, уголь — основные импортируемые в Китай энергоносители несмотря на то, что недавно эта страна обеспечивала не только этими ресурсами себя самостоятельно в полной мере, но еще и поставляла их в другие государства. Переломным стал 1993 год, когда внушительные нефтяные запасы подошли к концу, а перерабатывать собственный добытый уголь оказалось очень дорого.
2) Военные разработки и вооружения. Россия продала Китаю за последние 25 лет боевые самолеты, военно-морскую технику, и другие разработки российских инженеров.
3) Алкоголь. КНР состоит в пятерке крупнейших винных производителей, однако доля импорта алкогольной продукции за последние годы по сравнению с предыдущими выросла более чем в семь раз.
4) Детское питание. На сегодняшний день почти 80% рыночного сегмента детского питания в Китае занимает зарубежная продукция. Большую часть детского питания КНР импортирует из Новой Зеландии (примерно 200 торговых марок).
Что касается швейной продукции, в данном сегменте Китай не нуждается в поставках. Швейная индустрия КНР — первая в мире, поэтому экспортная продукция Китая представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей.
После распада СССР российская швейная промышленность начала активно сокращаться. Основные причины спада – мощный приток в страну дешевых импортных товаров вследствие открытия национального рынка, а также исчезновение налаженных каналов поставок сырья из стран бывшего СССР. Отсутствие на тот момент в стране плеяды дизайнеров мирового уровня, способных работать с модными тенденциями и создавать их самим, также сыграло свою негативную роль в росте импортозависимости. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. негативно повлияли на состояние отрасли, но ей достаточно быстро удавалось восстанавливаться до докризисных уровней благодаря различным поддерживающим мерам.
В 2018 году в России индекс производства одежды и текстильных изделий в отрасли по отношению к предыдущему году составил 107,9% и 110,7% соответственно [12]. За 2018 г. предприятиями отрасли, согласно официальным данным, было отгружено продукции на 463 млрд руб., что всего на 1% больше по сравнению с 2017 г.
Стоит подчеркнуть, что в РФ функционирует порядка 23 тыс. предприятий швейной промышленности, однако рост показателей формируется лидерами отрасли. В сегменте производства текстильных изделий лидерами российской отрасли являются:
— ООО «Брянский камвольный комбинат»;
— ЗАО «Промтекстиль»;
— ООО ХБК «Навтекс»;
— ОАО «Курская фабрика технических тканей»;
— ООО ТК «Красная Талка»;
— ЗАО «Чайковская текстильная компания».
В сегменте производства одежды лидерами отрасли выступают:
— ОАО «Большевичка»;
— ОАО «Белгородская швейная фабрика «Россиянка»»;
— ЗАО «Шуйская швейная фабрика»;
— ЗАО «Собинская швейная фабрика»;
— АО «БТК Групп».
Количество крупных и средних предприятий (без организаций с численностью менее 15 человек) – 418 [13].
Однако стоит отметить, что, несмотря на наличие отечественной производственной площадки, большая часть одежды и обуви для модных торговых марок отшивается преимущественно в странах Юго-Восточной Азии по причине низкой стоимости производства.
После ослабления рубля в 2014 г. импорт ряда товаров из-за рубежа стал для рыночных игроков невыгодным или невозможным из-за санкционных запретов. При этом стоимость производства внутри страны снизилась до уровня азиатских площадок. Появилась возможность развития контрактных производств. Популярность российских товаров также стала расти. Оказалось, что локальный рынок изделий швейной промышленности для РФ не потерян.
Государство играет большую роль в Развитии швейной промышленности России. В частности, Министерством промышленности и торговли РФ в 2014 году была разработана комплексная программа поддержки отрасли, включающая в себя следующие мероприятия:
— стимулирование развития предприятий легкой промышленности посредством предоставления субсидий из средств федерального бюджета и реализации мероприятий по поддержке продвижения профильной продукции, в том числе и дизайнерской, на розничные рынки;
— реализация инвестиционных проектов по модернизации и созданию новых конкурентоспособных производств;
— реализация мероприятий по борьбе с контрабандной и контрафактной продукцией.
Объем государственной поддержки предприятий легкой промышленности в 2013–2019 гг. представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Объем государственной поддержки предприятий легкой промышленности в 2013–2019 гг., млрд. рублей [14]
В 2015 г. Минпромторгом была разработана первая редакция «Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2025 г.», в которой выделяются следующие направления развития:
— разработка и поиск различных способов применения высокотехнологичных материалов;
— создание крупных производств;
— развитие и поддержка национальных брендов одежды и обуви;
— развитие цифрового сектора.
Структура швейного рынка России в 2019 году отражена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура швейного рынка РФ в 2019 году [13]
Таким образом, по рисунку видно, что импорт в Россию намного превышает собственное производство государства. Структура суммарного импорта легкой промышленности в Россию в 2019 году представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Структура импорта легкой промышленности в Россию в 2019 году [13]
В Российской Федерации наблюдается высокая зависимость от импорта сырья. В стране существует дефицит современных тканей отечественного производства, а также швейной фурнитуры. Использование в швейной подотрасли импортного сырья приводит к высокой себестоимости выпускаемой продукции, проблемам с ассортиментом и обновлением коллекций.
Для наращивания собственной сырьевой базы в стране имеется ряд барьеров. В частности, климатические условия в стране не позволяют возделывать популярный в мире хлопок. Ткани, выпускаемые со времен СССР (лен, шерсть и шелк), постепенно перестают пользоваться спросом как у мировых, так и российских производителей по причине лучших характеристик синтетических и искусственных тканей.
Также сказывается нехватка научных разработок, касающаяся новых материалов и способов производства изделий. Однако использование возможностей отечественной нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленностей, которые являются высокоразвитыми, потенциально могло бы восполнить этот пробел.
Сотрудничество двух рассмотренных государств – России и Китая – не является сбалансированным. Китай является первым торговым партнером России с 2010 года, тогда как РФ для КНР в 2018 году была десятой в списке торговых партнеров. Товарооборот между двумя странами рос быстрыми темпами за последние пять лет и поднялся на 27,1 % в 2018 году, достигнув отметки в 107 млрд долларов. Тем не менее этот рост может быть в основном обусловлен эффектом низкой базы: двусторонняя торговля резко сократилась в 2014 году на фоне первого раунда антироссийских санкций со стороны Запада, а также из-за волатильности рубля. Тогда как Китай преимущественно поставляет в Россию машинное оборудование, электронику и потребительские товары, 60 % экспорта из РФ в КНР приходится на углеводороды. Кроме того, Россия в значительных объемах экспортирует своему восточному соседу оружие.
В процессе сотрудничества российских компаний с партнерами из Китая внешнеторговые контракты и другие документы чаще всего составляются с грубыми нарушениями китайского законодательства.
Обезопасить себя российские организации могут, заключив не типовой контракт, а индивидуально подготовленный контракт, в котором будут оговорены все главные условия сделки и способы разрешения споров, например, используя оговорки в заключаемом контракте [4, 95].
Кроме ошибок в оформлении контракта важно обратить внимание и на китайское законодательство — знание китайского законодательства будет играть главную роль в подготовке грамотно составленного контракта, в котором будут учтены и систематизированы соответствующие правовые нормы России и Китая.
Alibaba Group является одной из форм российско-китайского сотрудничества. Пример удачного взаимодействия между Alibaba Group и российской компанией — это кейс ООО «Русский экспорт» и First Russian Cross-Border International Trading ltd (FRC). «Русский экспорт» — компания-экспортер, которая позволяет производителям из России возможность выйти на рынок Китая без создания собственной логистической инфраструктуры при минимальных затратах на экспорт и продвижение товара. По сути «Русский экспорт» осуществляет сотрудничество с производителями в РФ, закупку продукции и ее экспорт в КНР.
В свою очередь, FRC занимается оптовой и розничной реализацией поставляемого товара в КНР, осуществляя продажи через собственную и сторонние электронные платформы.
Доступ российских компаний на новые рынки — это только первый шаг среди всех возможностей, открывающихся для российского бизнеса через взаимодействие с Китаем. В будущем сотрудничество с Alibaba и другими крупными китайскими компаниями, поможет малому и среднему бизнесу России участвовать в реализации стратегии глобализации и создания новой модели международной торговли, включая упрощение системы продаж, закупок, логистики и платежей.
В условиях сотрудничества России и Китая можно столкнуться с некоторыми рисками:
— торговый спор с США оказал давление на китайский экспорт и инвестиции. Задолженность государственного сектора и бюджетного сектора только выросла, несмотря на сдвиг в политике, направленный на усиление бюджетного стимулирования, а коэффициент финансовой зависимости внутреннего рынка остается высоким. Традиционная популярность китайской дешевой рабочей силы среди иностранных инвесторов также ослабла, сделав рынок КНР менее привлекательным для иностранного капитала;
— санкции являются основной проблемой для России, так как они усиливают неопределенность и политические риски, а также в значительной мере влияют на экономику страны за счет изменения обменного курса и процентных ставок, а также оттока капитала. Эти ограничения усложняют отношения и с Китаем. Политические санкции против РФ и российского институционального климата, где формальные и неформальные правила игры часто непонятны китайским инвесторам, в значительной мере препятствуют сотрудничеству Китая и России [15].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы