Часть дипломной работы на тему Тема диплома: Организация дополнительного образования детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
2.1. Выявление уровня адаптации к условиям дополнительного образования у детей раннего возраста
Начало посещения ребенком учебного заведения приносит не только новые условия жизни и деятельности, режимы и режимы питания, но и новые контакты. Это довольно сложное время в жизни любого ребенка, которое требует от него умственной и физической адаптации. Процесс адаптации ребенка к условиям дополнительного образования часто оказывается сложным испытанием, которое сопровождается многочисленными проявлениями неадекватного поведения, различными заболеваниями, нарушениями сна и аппетита, а также ухудшением общения. У каждого ребенка разные способы справиться с трудностями, возникающими на этапе адаптации. Так, исследования (Л. Голубева, Н. Ватутина, А. Мышкис, Р. Тонкова-Ямпольская) показали, что этот процесс зависит от ряда факторов:
— состояние здоровья и развития ребенка;
— возраст ребенка, особенности нервной системы и ее тип;
— фактор риска для биологической и социальной истории;
— уровень адаптивности; — индивидуальные особенности ребенка в сфере общения;
— тип семьи и стиль воспитания в семье;
— разновидность высшей нервной системы.
По словам Н. Гуткиной, тяжесть нарушений адаптации связана со следующими факторами:
— организация учебного процесса;
— требования воспитания, под влиянием которых формируется высшая нервная деятельность ребенка;
— оригинальность межличностных отношений взрослых и детей;
— степень привязанности ребенка к матери;
— социальные условия и тому подобное [3].
Ученые определяют понятие «адаптация» не только как процесс адаптации к успешному функционированию в данной среде, но также как способность к дальнейшему психологическому, личному и социальному развитию.
Адаптация (от лат. Adapto — я адаптируюсь и socialis — социальная) функционирует как постоянный процесс активной адаптации личности к условиям социальной среды и является результатом определенного процесса.
Адаптация — это адаптация тела к новой среде, а для ребенка возможность дополнительного образования — это новое, незнакомое пространство с новой средой и новыми отношениями.
Адаптация — это реакция психики и организма на воздействие факторов окружающей среды, которая создает баланс между окружающей средой и телом. Это постоянно меняющееся, динамичное явление, имеющее свои стадии и уровни, среди которых особое место занимает несовпадение (нарушение согласования).
Дезадаптация — это процесс, протекающий вне патологии и связанный с нарушением адаптации организма и психики человека к изменениям окружающей среды.
Состояние несоответствия личности в основном связано с нарушением психического равновесия, появлением эмоциональных состояний и реакций стресса, страха, беспокойства и дискомфорта. Ребенок много плачет, ищет контакта со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается и избегает сверстников. Это нарушает их социальные связи. Эмоциональный стресс влияет на сон и аппетит. Его активность также меняется по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его равнодушным, интерес к окружающему миру снижается. Снижается уровень языковой активности, уменьшается словарный запас.
Общая депрессия и заражение чужой вирусной флорой нарушают реактивность организма, что приводит к распространенным заболеваниям.
По словам Е. Белонощенко, фаза адаптации в раннем возрасте характеризуется следующими факторами: эмоциональное напряжение, страх (разной степени выраженности) [1].
После многих исследований выяснилось, что адаптационные процессы являются важным показателем онтогенетического развития ребенка.
Л. Божович утверждает, что психические свойства и качества возникают в процессе адаптации ребенка к требованиям окружающей среды. Затем они приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного воздействия начинают определять дальнейшее развитие ребенка. С точки зрения Ж. Пиаже, тело в первую очередь поддерживается интеллектом при адаптации к окружающей среде[5].
По мнению Ж. Пиаже, у детей есть врожденная потребность приспосабливаться к окружающей среде. Это требование формируется детской средой, которая стимулирует их, предоставляя большое количество адаптивных заданий[5].
По мере развития «когнитивных структур» в детской психике они усложняются и помогают адаптироваться к окружающей среде.
Когнитивная структура — это организованный образ мыслей или действий, который вы можете использовать для управления или объяснения какого-либо аспекта жизненного опыта. Пиаже называл такие когнитивные структурные схемы, полагая, что все схемы понимания, возникшие в результате работы двух врожденных интеллектуальных процессов — организации и адаптации.
Д. Боулби сформулировал теорию привязанности. Согласно этой теории, потребность в близких эмоциональных отношениях сугубо человеческая, она присутствует у новорожденных и сохраняется до конца жизни как один из основных элементов выживания человека[2].