Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Технология разработки индивидуального образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы разработки индивидуального образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

1.1. Инклюзивное образование на дошкольной ступени
На современном этапе в России открылись новые перспективы изменений в системе образования, прежде всего связанные с переосмыслением отношения к детям с особыми образовательными потребностями.
Предусматривается осуществление изменений образовательной системы, а не ребенка. Инклюзивное образование признает, что все дети разные, а образовательные организации и образовательная система должны подстраиваться под индивидуальные потребности всех детей – с нарушениями развития и без них.
Ключевой компонент инклюзивного обучения – гибкость, учет личностных характеристик, определяющих темп обучения каждого ребенка.
В большинстве случаев детям просто необходимо доступное преподавание, требуется использование различных методов, которые соответствуют индивидуальным требованиям, способностям и особенностям развития ребенка.
Ребенок с особенностями психофизического развития не должен занимать особое положение в заведении, он должен чувствовать себя естественно, достичь самостоятельности, насколько это возможно. Очень важно в инклюзивной группе создать такую атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, чтобы обеспечить ребенку с особыми образовательными потребностями возможность самоутвердиться, приобрести определенные навыки социального поведения.
Перед тем как перейти к определению инклюзивной образовательной среды, следует рассмотреть значение слова инклюзия и используемые наряду с ним такие термины как интеграция и абилитация. Важным вопросом является соотношение понятий «инклюзия» и «интеграция», которые часто используют в научном и практическом дискурсе, как синонимы или противоположные категории.
По определению Е.А. Яруша, понятие социальная инклюзия – это термин демократического общества, где происходит включение индивида или группы индивидов в широкое общество с целью привлечения к культурному процессу или его отдельным акциям [31].
Терминологически понятие «инклюзия» является более узким, односторонним, имеет семантический оттенок «чужой», тогда как интеграция характеризует процесс в диаде «элемент – система», а потому является более естественным [13].
Ю.А. Юдина по этому поводу отмечает, что инклюзия – процесс, который происходит с индивидами или социальными группами, а интеграция происходит в самом обществе: «Интеграция может быть следствием инклюзии, но не наоборот. А это значит, что социальная инклюзия является подчиненной по социальной интеграции и узким понятием» [30].
Можно считать инклюзию и интеграцию взаимодополняющими факторами, причем инклюзия является микрогрупповым явлением, а интеграция – макрогрупповым.
Понятно, что эксклюзия по медицинским, физическим, финансовым, политическим, культурным или иным показателем обязательно включает и социальные, то есть мешает полноценно реализовываться человеку в социуме.
С термином «социальная эксклюзия» связано понятие «сегрегация» (противоположное – «десегрегация»).
Согласно положениям Саламанский декларации, сегрегация – результат различий между людьми в индивидуальных возможностях, гендерных, расовых, культурных, религиозных предпочтениях, что делает невозможным полноценное включение в социальные группы, в том числе и в образовательный процесс [25].
Сегретационный процесс – результат действия широкого спектра деструктивных факторов, начиная от культурных стереотипов и заканчивая законодательно закрепленными положениями, ограничивающие определенные слои в их правах и возможностях. Интересно, что законодательно закрепленная сегрегация является своеобразным механизмом социализации, которая происходит на различных правах для тех или иных групп населения [15].
Ученые, опираясь на обобщение Н.О. Лумана, отмечают, что инклюзия и эксклюзия являются формами интеграции в современном обществе: «Худший из возможных сценариев заключается в том, что общество следующего столетия примет метод включения / выключения. А это означает лишь то, что некоторые люди будут личностями, тогда как остальные – только индивидами; что некоторые будут включены в функциональные системы, а остальные исключены из них, оставаясь существами, которые просто пытаются дожить до завтра» [2].
Интеграция с помощью эксклюзии, означает возможность объединения лиц по определенному ограничивающему фактору (здоровье, религиозные взгляды, культура) и реализацию своих социальных потребностей в изолированных однородных микросоциумах. При этом такие микросоциумы так или иначе противопоставляют себя обществу. Хуже всего, что такое противопоставление вызывает негативные настроения, и ощущение чужеродности, боязни чужого (ксенофобия) с обеих сторон, размежевание общества [12].
Разобрав слово, инклюзия и определив его отличия от смежных понятий, перейдем к определению инклюзивного образования и инклюзивной образовательной среды.
Инклюзивное образование – это начальный этап широких форм интеграции населения с различными физическими, финансовыми и социальными возможностями [5].
Понятие «инклюзивный» отражает новые взгляды не только на образование, но и на место человека в обществе и постепенно заменяет термин «интеграция», поскольку механическое соединение (интеграция) в одном месте детей с особыми потребностями и детей с нормальным развитием не означает полноценного участия первых в жизни коллектива. В основе инклюзии, в противовес интеграции, лежит новая философия и методология школьного обучения, которая должна учитывать потребности каждого ребенка, в том числе и одаренного, и тех, которые имеют особые образовательные потребности [15].
Можно утверждать, что концепция инклюзивного образования отражает одну из главных демократических идей – все дети являются ценными и активными членами общества. Вполне логичным являются обобщения А. Колупаева о том, что инклюзивное образование предполагает создание безбарьерной среды, которая бы отвечала потребностям и возможностям всех детей, вне зависимости от особенностей его психофизического развития [2].
Инклюзивная образовательная среда служит осуществлением права всех детей на образование, отвечающего его потребностям и особенностям, вне зависимости от места жительства, сложности нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования [10].
Инклюзивная образовательная среда – это система разноплановых социальных контактов и конструктивного сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса с динамичным развитием его компонентов, для обеспечения качественного образования и социализации детей и молодежи с ограниченными физическими потребностями (Г.Д. Задиранова); среда, где все ученики, независимо от их образовательных потребностей, способны учиться эффективно, повышать свою социальную компетентность, совершенствовать коммуникативные навыки, а также чувствовать себя частью общего сообщества (И.С. Калиниченко); среда, в которой дети могут взаимодействовать, общаться и развиваться в соответствии со своими возможностями (Т. Е. Ежова) и т. д. Одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, детисироты, дети с особыми образовательными потребностями (дети-аутисты, дети с СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети-девианты, дети с зависимостью – все эти группы представляют инклюзивную образовательную среду.
Результат анализа литературы свидетельствуют, что понятие «инклюзивная образовательная среда» характеризуется концепцией ценностного отношения к образованию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, комплексом источников (средств, внутренних и внешних условий) жизнедеятельности в образовательных организациях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии воспитанников.
Учитывая исследования ученых (Э.М. Климов, В.В. Ясвин, С.П. Тарасова и др.), в которых изложены составляющие образовательной среды учреждения, уместно представить структуру инклюзивной образовательной среды как пространство социализации детей с разными возможностями и особенностями:
– пространственно-предметный компонент (материальные условия организации – доступная архитектурная инфраструктура); обеспеченность передовыми средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей с ОВЗ);
– содержательно-методический компонент (индивидуализация образовательных маршрутов, адаптация программ, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств);
– комуникативно-организационный компонент (личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в инклюзивной среде, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы