Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Технология «подростковый клуб» как профилактика девиантного поведения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, ПРИЧИНЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ДИАГНОСТИКА 5

1.1 Девиантное поведение и его причины 5

1.2 Классификация и диагностика девиантного поведения подростков 10

1.3 Профилактика девиантного поведения подростков 16

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

  

Введение:

 

Сейчас происходит социальная перестройка, смена социальных стереотипов и меняются нравственные идеалы в российском обществе. Наряду с положительными изменениями в социуме происходят и отрицательные тенденции – уклад и образ жизни людей кардинально меняется, дифференциация углубляется, повышается конфликтность, безнравственность и количество семей, находящихся в «группе риска». Малая социальная группа – подростки – ощущают сильное давление при навязывании им поведенческий принципов. Количество подростков с девиантным поведением возросло по причине попыток противостоять этому давлению и по причине того, что дети в данном возрасте крайне восприимчивы к деструктивному влиянию из вне. Именно поэтому тема нашей работы является актуальной и требующая детального исследования факторов риска.

Согласно данным статистики за первое полугодие 2021 года в Российской Федерации было совершено 15 тысяч преступлений несовершеннолетними или при их соучастии.

При анализе научной литературы были выявлены причины девиантного поведения детей подросткового возраста: крушение прежних идеалов, переориентация подростков на новые, до конца не осознанные идеалы, безработица, ухудшаются условия жизни населения, падение престижа образования, культуры (отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе), крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, к насильственным действиям против существующего политического, религиозного или социального строя.

Тем самым, можно прийти к выводу, что девиантность детей подросткового возраста – серьезная проблема, которая требует разработать меры для ее решения и профилактики девиантного поведения подростков.

Девиантность детей подросткового возраста — явление, которое имеет междисциплинарный и разноплановый характер изучения. Данная проблема широко освещена отечественными и зарубежными специалистами разного профиля – педагогами, психиатрами, социологами, юристами, психологами (Гарофало Р., Овчинникова О.М., Фортова Л.К., Бобнева М.И., Добрина К.Ю., Дюркгейм Э. и др.).

Были посвящены Данной проблеме посвящены многие работы таких специалистов как Баженова В.Г., Невского И.А., Васильева В.Л., Шацева К.И., Жалинского А.Э., миллера А.И. и других.

Современными исследователями проблемы девиантного поведения подростков является Шнейдер Л.Б., Юричка Ю., Вахрамов Е., Арефьев А.Л. и другие.

Объект исследования – девиантность подростков.

Предмет исследования – профилактик девиантности подростков с помощью технологии «подростковый клуб».

Цель исследования: изучить девиантное поведение подростков как способ выявления факторов риска и использование подростковых клубов для профилактики такого поведения.

Задачи данного исследования:

1. Анализ теоретической литературы на тему девиантности детей подросткового возраста;

2. Изучить методы профилактики девиантности подростков;

3. Подробное изучение «подросткового клуба» как одной из технологий профилактики девиантного поведения.

4. Исследование девиантного поведения подростков в рамках «подросткового клуба».

5. Анализ полученных результатов исследования.

Методы исследования, используемые в данной работе: теоретический анализ литературы, анализ нормативно правовых документов, социологические методы сбора данных, эмпирическое исследование, анализ полученных результатов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Девиантное поведение – это поведение, которое не отвечает общественным нормам и ролям. Такое поведение часто определяют как расхождение с общественной нормой, что влечет изоляцию, лечение, административные или уголовные санкции. В настоящее время подростковая наркомания, преступность и алкоголизм взрастает в разы. Для решения данной проблемы необходимо создавать комплексные меры социального контроля.

В настоящее время наблюдается огромное количество органов профилактики девиантного поведения подростков, выполняющие свои функции соответственно своему этапу.

— первичная – работа с детскими коллективами и общественным сознанием с внедрением идей ЗОЖ (здорового образа жизни). Также сюда относится оздоровление окружающей среды и помощь подросткам, которые оказались в неблагоприятных условиях воспитания и жизни до того момента, когда эти условия негативно повлияют на поведение;

— вторичная – работа с подростками группы риска. Также осуществление нормализации условий воспитания и жизни, оздоровление окружающей среды. К данному этапу профилактики относится реабилитационный досуг;

— третичная – работа с подростками, которые находятся в колонии или с целью профилактики рецидивов. Также работа продолжается и после освобождения подростка из колонии.

Реабилитационный досуг – отрасль комплексного профилактического мероприятия, целью которого является не поиск причин девиантного поведения подростка и их устранение, а развитие и открытие ресурсов ребенка, при получении которых он самостоятельно способен противостоять дезадаптирующим факторам.

Возможность найти и показать подростку его сильные стороны, то хорошее, что в нем есть – это возможность построить фундамент взаимодействия специалиста в работе с подростком с девиантным поведение, так как такой подросток нуждается в похвале, внимании, заботе и принятии.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, ПРИЧИНЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ДИАГНОСТИКА

1.1 Девиантное поведение и его причины

Девиантное поведение – это поведение, которое не отвечает общественным нормам и ролям. Такое поведение часто определяют как расхождение с общественной нормой, что влечет изоляцию, лечение, административные или уголовные санкции. Так как подростки самая нестабильная и уязвимая группа, то девиантное поведение для них характерно больше всего. В настоящее время подростковая наркомания, преступность и алкоголизм взрастает в разы.

Отклоняющееся от нормы поведение принято назвать девиантным или делинквентным. Делинквентное поведение – цепочка проступков, мелких правонарушений, повинностей, которые не несут за собой уголовное наказание. [19, с. 102] Девиантное поведение – отклонение от нормы, куда входит делинквентное поведение и другие нарушения поведения (ранняя алкоголизация, суицидальные попытки и др.)

Существуют разные подходы к определению девиантного поведения: психологический; социологический; биологический.

Девиантное поведение в психологическом подходе рассматривается как блокирование личностного роста, деструкцию и разрушение личности, слабоумие, дегенеративность психопатии. [12, с. 127] Данный подход считает, что формирование девиации может происходить из-за того, что функциональные системы мозга еще не до конца сформированы, а они отвечают за развитие высших психических функций. Отклонениями данного типа занимаются нейропсихология и неврология. Чаще всего отклонения от нормы поведения считают особенностями личности и характера.

Причины, влияющие на появление девиантности у подростков – это результат сложного взаимодействия происходящих в сознании человека и обществе процессов – так считают в социально – психологическом подходе.

Девиация как отклонение от усредненных и общепризнанных стереотипов поведения и деление девиантного поведения на два типа: созидающей и разрушительной направленности рассматривается в социологическом подходе. Такое поведение осуществляется одним человеком или группой лиц, отклоняется от общепринятых норм и правил и социокультурных ожиданий. Социологический подход считает асоциальной девиацией поведение, которое несет за собой нарушение закона, является уголовно наказуемой и является одной из форм девиантного поведения. [31, с. 24]

Биологический подход определяет девиантное поведение в связи с затрудненной социальной адаптацией из-за физиологических или анатомических неблагоприятных особенностей организма человека. Это могут быть особенности:

— передающиеся по наследству (генетические). Например, нарушение умственного развития, повреждения нервной системы, дефекты зрения, слуха;

— особенности, вызванные физиологией (внешние проявления, дефект речи). Из-за них окружающие негативно относятся к такому ребенку и тем самым возникают трудности в межличностных отношениях и недостатки конституционно – соматического склада ребенка;

— особенности, которые связаны с влиянием внешних факторов на человека (нагрузки, конфликты, вызванные аллергические, соматические, токсические заболевания).

Девиантным поведением является поведение, которое отклоняется от общественных норм и стандартов и поступки, которые не удовлетворяют социальным ожиданиям. [21, с. 35]

Причины девиантного поведения имеют биопсихический характер. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться генетически. Социология выделяет несколько направлений, которые объясняют причины девиантного поведения.

По мнению Мертона несогласованность целей, которые выдвигаются обществом и средств с помощью которых их достигают является причиной девиантного поведения.

В одном из направлений теории конфликта нормы поведения другой культуры считаются отклоняющимися. Современные ученые пишут, что причинами девиантного поведения выступает разница в возможностях удовлетворения потребностей для разных групп и также социальное неравенство.

Причиной является разрыв социальных связей – маргинализация. Маргиналы характеризуются снижением степени социальных ожиданий и потребностей. Происходит упрощение отдельных групп общества, проявления эти происходят в производствах, духовности, быту, что является последствиями маргинализации.

По мнению Е. Старцева маргинализация характеризуется прекращением общественных связей. Финансовые связи восстанавливаются раньше и легче остальных. Также и духовные взаимосвязи восстанавливаются спокойно, по причине того, что она находятся в прямой зависимости от переоценки ценностей человеком. [33, с. 60]

Распространение социальных патологий (ухудшение генетического фонда населения, алкоголизм, наркомания, рост психических заболеваний) – есть одна группа причин девиантного поведения.

Девиантное поведение заключается отклоняющемся от социальных норм и правил поведении. Это нарушение закона, правил, принятых в социуме, порядков, которые заложены в коллективе, нарушение этики поведения.

Э. Дюркгейм предложил концепцию дезориентации, которая основывалась на том, что «питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии – отсутствия норм.» [34, с.24]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы